Статья
статья
Предварительный просмотр:
Тема «Компетентностный подход-основа интегрированного обучения».
В связи с переходом на новые государственные стандарты существенно изменилось содержание образования, в частности, сокращено время аудиторных часов, увеличено количество часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов. Поэтому преподавателем при разработке рабочих программ в рамках системы СПО в обязательной степени должна учитываться реализация компетентностного подхода.
Компетентностный подход в образовании – это освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Компетенции в системе среднего профессионального образования – это та платформа, на которой и строится весь образовательный процесс с учетом общих принципов и целей образования. В результате освоения общеобразовательных дисциплин студент должен приобрести общекультурные и профессиональные компетенции, определяемые как характеристики деятельности, соответствующие знаниям, умениям и практическому опыту по государственным образовательным стандартам системы профессионального образования.
В связи с этим при реализации компетентностного подхода в процессе освоения учебных дисциплин преподаватели сталкиваются с трудностями связанными с тем, что, помимо знаний, т.е. теории, нужно сформировать у студентов социальный опыт и тем самым на практике реализовать заложенный государственными стандартами смысл образования. Также студенты должны уметь социализировать полученные теоретические знания, а умения применять в повседневной жизни, ибо это основа содержания среднего профессионального образования.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций станет трудоемким, если преподаватель не будет учитывать педагогические условия, способствующие приобретению данных компетенций. Критерием формирования у студента компетенций является уровень достижения студентом положительного результата при решении профессиональной задачи в разных сферах деятельности. Раскрытие сущности методов обучения не возможно без характеристики возрастных особенностей студенческой аудитории, способности студентов применять умения и навыки в новых для себя условиях, активности их умственной деятельности.
Естественнонаучное образование, в частности биологическое, является самостоятельным элементом в структуре среднего профессионального образования и призвано воспитывать у обучающихся основы научных представлений о взаимодействии общества и природы, формировать ответственное отношение к окружающей среде, научное мировоззрение. Понимание важности биологического образования в колледже технического профиля при подготовке специалистов небиологической специальности пришло лишь в последнее время, когда мы оказались на пороге экологических катаклизмов, глобального потепления, в связи с чем поисходит внедрение в разных отраслях промышленности экологически безопасных разработок. В связи с этим приоритетной задачей биологического образования является грамотное использование обучающимися полученных биологических знаний на практике и в нестандартных ситуациях, в повседневной жизни и на производстве.
Особую актуальность имеет тот факт, что обучающиеся должны эти умения и полученные знания переносить из одной научной отрасли в другую, например, биология имеет тесную связь с такими науками, как экология, физика, химия, математика и т.д. Биология существенно дополняет и преобразует физическую картину мира, внося в неё знания об особенностях физико-химических процессов в живых системах разного уровня – клетка, организм, биоценоз, биосфера. Опираясь на связи с гуманитарными, техническими и сельскохозяйственными науками, биология раскрывает отношения «природа-человек» и «природа - общество-труд». Поэтому очень важно на уроках отражать межнаучные связи внутри предметов как естественного, так и гуманитарного цикла. Вот некоторые из них. При изучении темы «Развитие органического мира» я использую материал из курса химии – «Кислород, распространение его в природе», «Оксиды», «Горение и окисление». Это позволяет лучше сформировать знание обучающихся об эволюции органического мира и влиянии на него климатических условий. Тема «Изменчивость организмов» позволяет отразить влияние на основные закономерности изменчивости таких физических факторов, как электромагнитное и радиационное излучение, вибрация, давление воды, упругость воздуха, сила трения и т.д. При изучении темы «Пластический обмен. Фотосинтез» рассматриваются окислительно-восстановительные процессы, некоторые вопросы термодинамики, тепловые явления. Студентам даются задания межпредметного содержания, такие как «Изложить какие физические и химические процессы происходят в световой и темновой фазах фотосинтеза» или «Сравнить физические и химические процессы дыхания и фотосинтеза у растений». При изучении основ цитологии на уроке «Методы изучения клетки» краткий очерк истории развития клеточной теории позволяет показать зависимость уровня изученности строения и функции клетки от технического прогресса в области линейной и нелинейной оптики и совершенствования микроскопической техники. Это показывает роль метода исследования в процессе познания действительности. Изучение раздела «Генетика» предусматривает взаимосвязь с математикой, так как при решении задач по Генетике требуются математические расчеты. На своих занятиях я также совершаю экскурс в историю, задавая вопросы, вызывающие особый интерес у студентов. Во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Почему?
Примером интегрированного внеклассного мероприятия является мероприятие, которое проводилось совместно с преподавателем химии в рамках предметной недели биологии, экологии, химии. Данное мероприятие требовало от студентов знаний из области «Биологии» и применение их в другом предмете «Химия». В результате интеграции двух дисциплин обучающиеся выяснили научную закономерность - поступление химических веществ осуществляется в результате важного свойства клетки – обмена веществ и энергии. Поэтому, одной из важнейших форм преподавания биологии и других дисциплин в колледже является проведение интегрированных с другими предметами уроков, так как интегрированный урок – это современная форма обучения, которая влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливает системность знаний обучающихся, которые они в дальнейшем могут использовать в своей профессиональной деятельности.
В заключении хочется отметить то, что межпредметная интеграция является основой современного образования, но, необходимо учитывать тот факт, что специфика методики преподавания общеобразовательных дисциплин в колледже технического профиля зависит и от грамотного подбора методов, форм и средств обучения в зависимости от потенциала студенческой аудитории. Также преподаватель должен акцентировать внимание на личности студента, ее развитии и самореализации, это будет способствовать формированию положительной мотивации, нацеленной на получение знаний и формировании ключевых компетенций в процессе обучения дисциплин в колледже. Это залог воспитания всесторонне-развитого и востребованного в современных условиях молодого специалиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психо...
Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»
Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....
статья о роли музея в формировании гражданственности и патриотизма
статья напечатана в сборнике...
Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"
Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).
Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....
Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»
Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....