Карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры.
методическая разработка

Андреева Светлана Федоровна

Методическая разработка включает 2 технологические карты (для теоретического и практического уроков), а также презентацию, богатейший теоретический материал и самостоятельную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_6.8_1.docx50.58 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургские государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Фельдшерский колледж”.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 34.02.01 “Сестринское дело”. І курс

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОУД 09 «Химия»

Вид занятии: теоретическое.

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения: класс химии.

Тема занятия: Карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры.

Тип занятия: формирования новых умений.

Цель занятия: изучать карбоновые кислоты, особенности строения, номенклатура, изомерия, физические и химические свойства.

Задачи:

Учебные:

- изучить особенности строения, номенклатура, изомерия, физические свойства, значение, применение.

- Рассмотреть химические свойства карбоновых кислот; механизм образования из спиртов и карбоновых кислот (реакция этерификации) эфиров.

- Рассмотреть основные способы получения карбоновых кислот, их значение, применение; рассмотреть простые и сложные эфиры. (П1, П2)

Воспитательные:

-Готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности объективные осознание роли химических компетенций в этом (12).

Развивающие:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций для решения поставленной задачи, применение основных методов познания для обучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере (МІ).

Уровни усвоения:

Знать:

- значение химических компетенций (знаний и умений) для продолжения образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности.

- значение и место химии в современной научной картине мира и функциональной грамотности человека для решения практических задач.

- основополагающие химические понятия, теория, законы и закономерности, химическую терминологию и символику.

Планируемые результаты.

УУПД 2 - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификация и обобщения;  

УУПД 3 - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

УУПД 4 - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов;

УУПД 10 - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

УУПД 13 - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

УУПД 17 - уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

УУПД 20 - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно-осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

УРД 9 - -владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

УРД 12 - -сформированность самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной собственной эмоциональной сферы;

УРД 17 - принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

УКД 3 - завладеть различными способами общения и взаимодействия;

УКД 5 - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

УКД 12 - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение , быть инициативным.

Ресурсы: учебник, тетрадь и мультимедийная презентация.

Межпредметные связи: математика, физика и биология.

 Структура занятия:

1.

Вводный этап:

5 мин.

1.1. Формулировка темы и план занятия. Проверка списочного состава.

2 мин.

1.2. Постановка цели и уровня усвоения.

3 мин.

2.

Изложение материала по плану.

2.1. Выполнение упражнения.

15 мин.

2.2. Изучение особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств; химические свойства, значение, применение.

2.3. Закрепление теоретического материала:

25 мин.

       вопросы и упражнения.

Дидактическое обеспечение: Конспект лекций, презентация: Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. .

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка.

Самостоятельная внеаудиторная работа: Подготовка сообщений.

Задание для самоподготовки: Габриелян О.С. «Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля» М.: 2012 стр.166-185.

Интернет ресурсы:

www. hemi wallst. гu (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

Основные источники: Габриелян О.С. «Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля» М 2012.

Санкт-Петербургские государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Фельдшерский колледж”.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 34.02.01 “Сестринское дело”. І курс

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОУД 09 «Химия»

Вид занятии: практическое.

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения: класс химии.

Тема занятия: Карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры.

Тип занятия: формирования новых умений.

Цель занятия: изучать карбоновые кислоты, особенности строения, номенклатура, изомерия, физические и химические свойства.

Задачи:

Учебные:

- Уметь решать задачи и выполнять упражнения по теме карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры. (ПЗ, П4)

Воспитательные:

-Готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности объективные осознание роли химических компетенций в этом (12).

- Умение использовать постижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности (13).

Развивающие:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций для решения поставленной задачи, применение основных методов познания для обучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере (МІ).

Уровни усвоения:

Уметь:

- использовать различные виды познавательной деятельности и основные интеллектуальные операции для решения поставленной задачи;

- давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулами уравнениям: - оценивать достоверность химической информации, получаемой из разных источников, и соотносить ее с собственной позицией.

Планируемые результаты.

УУПД 2 - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификация и обобщения;  

УУПД 3 - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

УУПД 4 - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов;

УУПД 10 - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

УУПД 13 - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

УУПД 17 - уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

УУПД 20 - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно-осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

УРД 9 - -владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

УРД 12 - -сформированность самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной собственной эмоциональной сферы;

УРД 17 - принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

УКД 3 - завладеть различными способами общения и взаимодействия;

УКД 5 - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

УКД 12 - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение , быть инициативным.

Ресурсы: учебник, тетрадь и мультимедийная презентация.

Межпредметные связи: математика, физика и биология.

 Структура занятия:

1.

Вводный этап:

3 мин.

1.1. Постановка цели и уровня усвоения.

3 мин.

2.

2.1. Формирование умений по теме занятия - индивидуальная работа в рабочих тетрадях.

34 мин.

2.2. Составление уравнений реакций и решение задач - работа парами.

2.3. Повторение теоретического материала: работа у доски, решение задач (остальные работают в рабочих тетрадях).

2.4. Контроль сформированности умений обучающихся:

 - контроль преподавателем правильности выполнения / взаимоконтроль.

3.

Обобщение изученной темы: выставление оценок, выделение лучших студентов.

5 мин.

4.

Домашнее задание уч-к О.С. Габриелян стр. 166-185.

3 мин.

 

Дидактическое обеспечение: Технологическая карта, дидактический материал контрольные вопросы, карточки с заданиями.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка.

Задание для самоподготовки: Габриелян О.С. «Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля» М.: 2012 стр. 166-185.

Интернет ресурсы:

www. hemi wallst. гu (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

Основные источники: Габриелян О.С. «Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля» М 2012.

Карбоновые кислоты часто называют просто органическими кислотами за их кислотные свойства. Есть еще органические вещества, проявляющие кислотные свойства, например, фенолы. Но именно у карбоновых кислот – эти свойства выражены наиболее сильно. Свойства карбоновых кислот обусловлены наличием в них карбоксильной группы или карбоксила. Карбоксильная группа образована сочетанием двух групп. Карбоксильная группа – СООН – функциональная группа карбоновых кислот. Название кислот образуется так, что к названию предельного углеводорода прибавляется -овая кислота. Физические свойства. Водородные связи (прочнее, чем у молекул спиртов!). Температуры кипения и плавления карбоновых кислот намного выше, не только чем у соответствующих углеводородов, но и чем у спиртов. Хорошая растворимость в воде (с увеличением углеводородного радикала уменьшается). Водородные связи в карбоновых кислотах настолько сильны, что эти вещества образуют димеры.

Почему водородные связи между молекулами карбоновых кислот прочнее, чем между молекулами спиртов?

Потому что в карбоксильной группе выше положительный заряд на атоме водорода в гидроксиле: электроотрицательный атом кислорода карбонильной группы стягивает электронную плотность с гидроксильной группы.

Температуры плавления и кипения.

Почему температура кипения разветвленного изомера бутановой кислоты ниже, чем изомера нормального строения?

Разветвленный углеводородный радикал подает на карбоксильную группу большую электронную плотность, чем неразветвленный, и полярность связи О-Н уменьшается по сравнению с изомером нормального строения. На переход из твердого состояния в жидкое (разрушение кристалла) влияет не только сила межмолекулярного взаимодействия, но еще и способ упаковки молекул в кристаллической решетке. От числа (четности) атомов углерода в молекуле зависит, под каким углом друг к другу будут расположены карбоксильные группы в кристалле. В зависимости от этого между молекулами образуются две или одна водородная связь, а это очень сильно влияет на прочность кристалла.

Кислоты, содержащие более 10 атомов углерода, можно считать нерастворимыми.

Для карбоновых кислот характерны следующие свойства:

  • кислотные свойства, замещение водорода на металл;
  • замещение группы ОН
  • замещение атома водорода в алкильном радикале
  • образование сложных эфиров — этерификация

Нахождение сложных эфиров в природе и применение.

Сложные эфиры широко представлены в природе, но их количество минимально. Они участвуют в процессах, которые протекают в живых организмах, а также являются компонентами аромата ряда растений.

Некоторые эфиры получают искусственным способом. Например, за грушевый вкус в лимонаде отвечает уксусноизоамиловый эфир, а за яблочный — изовалерианоэтиловый эфир.

Помимо пищевой промышленности, сложные эфиры применяют в качестве растворителей для приготовления лаков, а также как пластификаторы для приготовления пластических масс.

Сложные эфиры на основе ароматических спиртов нашли применение в парфюмерной промышленности.

Простые эфиры.

Простые эфиры – это производные спиртов, в которых водород гидроксильной группы замещен на углеводородный радикал.

Название простых эфиров чаще всего строится по радикально-функциональной номенклатуре: за основу молекулы берется атом кислорода, а углеводородные части молекулы рассматриваются как радикалы, они перечисляются перед конструкцией «овый эфир», например:

метилпропиловый эфир

Если радикалы одинаковые, используется кратная приставка:

диэтиловый эфир

Также используется заместительная номенклатура: один из радикалов избирается как родоначальная цепь, а другой радикал вместе с кислородным мостиком указывается перед названием родоначальной цепи через приставку «окси»:

2-этоксипентан

пропоксициклобутан

(в примерах выше используются традиционные сокращения: «метилокси» → «метокси», «этилокси» → «этокси», «пропилокси» → «пропокси», «фенилокси» → «фенокси»)

Тривиальные названия.

анизол

фенетол

Способы получения и свойства.

Межмолекулярная дегидратация спиртов. Это простейший способ:

Но этим способом можно получать только симметричные простые эфиры, причем в эту реакцию не вступают фенолы.

Реакция Вильямсона, алкилирование алкоголятов галогеналканами.

Эта реакция более универсальна, можно получать простые эфиры произвольного строения, в т.ч. эфиры фенолов:

Химические свойства.

Простые эфиры – весьма инертные соединения, из школьных реакций для них характерны лишь две реакции (и те из углубленного курса).

Альфа-галогенирование*

Реакция селективна, галоген занимает положение при кислородном мостике:

Кислотное расщепление* на спирт и галогеналкан:

Самостоятельная работа.

Задача 1. Уксусная кислота массой 120 г прореагировала с хлором. Вычислите массу полученной хлоруксусной кислоты, если выход продукта реакции равен 90%.

Задача 2. Масса уксусной кислоты, которая потребуется для получения 132 г этилацетата, равна: а) 72,9 г; б) 90,0 г; в) 118,8 г; г) 81 г.

 Выбранный ответ подтвердите решением задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. Лабораторная работа по химии.

Разработка лабораторной работы по теме: Свойства корбоновых кислот на примере уксусной кислоты.в разработку включены цель и задачи лабораторной работы и практический материал для проведения лабораторн...

Урок изучения нового материала "Карбоновые кислоты"

Тема урока: Карбоновые кислотыЗадачи:1)образовательные:- познакомить учащихся со строением молекул карбоновых кислот;   - классификацией  и номенклатурой  карбоновых кис...

Методическая разработка практического занятия на тему «Одноосновные карбоновые кислоты» для студентов I курса специальности «Сестринское дело»

Аннотация на методическую разработку практического занятия, на тему «Одноосновные карбоновые кислоты » для студентов I курса специальности «Сестринское дело» выполненный преподавателем химии Иван...

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером  метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

технологическая карта к уроку "Карбоновые кислоты"

технологическая карта "Карбоновые килоты" поможет преподавателю раскрыть тему по классу оргнических соединений-карбоновым кислотам. В технологической арте раскрыты все дейсвия учителя и обучающихся, п...

Тема урока: «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение».

Тема: «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.  Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения карбоновых  кислот. Отдельные представители и и...