РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина: «ОП.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА»
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина: «ОП.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП Дисциплина: «ОП.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА» | 50.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский промышленно-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП
Дисциплина: «ОП.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА»
09.02.01 | «Компьютерные системы и комплексы» | |||
(код специальности СПО) | (наименование специальности в соответствии с ФГОС) | |||
Специалист по компьютерным системам | ||||
Квалификации выпускника | ||||
Форма обучения | очная | |||
(очная/очно-заочная/заочная) |
Хабаровск, 2024
Составитель: преподаватель КГБ ПОУ ХПЭТ М. С. Серганова
Программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии естественно-научных дисциплин, протокол № от « » 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 4 |
| 9 |
| 10 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП
«ОП.02. ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА»
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Дискретная математика» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются:
Код [1] ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ПК 1.1. ПК 2.1. | Уметь: Строить и анализировать дискретные модели; анализировать логику высказываний и утверждений; применять математический аппарат для построения и анализа алгоритмов; | Знать: Основы теории множеств; основы математической логики; основы комбинаторики и комбинаторного анализа; основы теории графов и их применение. |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности. | Код личностных результатов |
Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации | ЛР 13 |
Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм | ЛР 14 |
Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе к самообразованию, на протяжении всей жизни: сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. | ЛР 15 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателям | |
Выполняющий трудовые функции и демонстрирующий трудовые навыки в профессиональной деятельности. | ЛР 16 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса | |
Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается | ЛР 17 |
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Объём дисциплины | 74 |
в том числе в форме практической подготовки, час. | 28 |
- нагрузка во взаимодействии с преподавателем: | 62 |
в том числе | |
- нагрузка на дисциплину: | 62 |
Всего учебных занятий | 62 |
в том числе: - теоретическое обучение | 34 |
- практические занятия | 28 |
- курсовой проект (работа) | - |
- консультации | 2 |
- промежуточная аттестация | 6 |
- самостоятельная работа | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименования разделов, тем | Содержание учебного материала, практические, лабораторные занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| № уч. зан. | Объём дисциплины час. | |||||||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | Самостоятельная работа | Коды компетенции, формированию которых способствует элемент программы | |||||||||||
в форме практической подготовки | Вид занятий | Теоретическое обучение | Лабораторные и практические занятия | КП (р) | консультации | Промежуточная аттестация | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
Раздел 1 Основы теории множеств. | 8 | 4 | 4 | 4 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1, ПК 2.1 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР16 ЛР 17 | |||||||||
Тема 1.1 Основы теории множеств | Содержание учебного материала | |||||||||||||
Понятие множества. Подмножества. Операции над множествами. Диаграммы Эйлера — Венна. Алгебра множеств. | 1 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Отношения во множествах. Прямое произведение множеств. Отображения и их свойства | 2 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Практическое занятие № 1. Решение задач на определение мощности множества и подмножества. Применение в решении профессиональных задач. | 3 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Практическое занятие № 2. Действия над множествами. Применение в решении профессиональных задач. | 4 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Раздел 2 Математическая логика | 18 | 10 | 8 | 10 | ||||||||||
Тема 2.1 Логика высказываний | Содержание учебного материала | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1, ПК 2.1 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР16 ЛР 17 | ||||||||||||
Высказывания и операции над ними. Формулы логики высказываний. | 5 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Равносильность формул. Принцип двойственности. Тождественно истинные формулы. | 6 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Практическое занятие № 3. Тождественные преобразования высказываний. Применение в решении профессиональных задач. | 7 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Тема 2.2. Логика предикатов | Понятие предиката. Логические операции над предикатами. Кванторы. Формулы логики предикатов и логические законы. | 8 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | ||||||||
Выполнимые формулы и проблема разрешения. Исчисление высказываний. Исчисление предикатов. | 9 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Двоичные векторы. Булева алгебра: логические функции, классы логических функций. | 10 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Практическое занятие № 4. Выполнение операций над предикатами. Применение в решении профессиональных задач. | 11 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Практическое занятие № 5. Элементарные действия с двоичными векторами. Применение в решении профессиональных задач. | 12 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Практическое занятие № 6. Булевы функции. Применение в решении профессиональных задач. | 13 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа «Замкнутые классы» | 2 | |||||||||||||
Раздел 3. Основы комбинаторики | 22 | 10 | 12 | 10 | ||||||||||
Тема 3.1. Конечные множества и комбинаторика | Правило суммы и правило произведения. Принцип Дирихле. | 14 | 2 | Л | 2 | |||||||||
Размещения и перестановки. Сочетания. Свойства биномиальных коэффициентов. Принцип включения и исключения | 15 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Практическое занятие № 7. Решение практических задач на число сочетаний и размещений. Применение в решении профессиональных задач. | 16 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Практическое занятие № 8. Определение биномиальных коэффициентов. Применение в решении профессиональных задач. | 17 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Тема 3.2. Вероятность | Пространство равновероятных исходов. Условная вероятность. Независимые события. Схема Бернулли. | 18 | 2 | Л | 2 | |||||||||
Случайные величины. Биномиальное распределение. | 19 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Неравенство Чебышева. Закон больших чисел. | 20 | 2 | Л | 2 | 2 | |||||||||
Практическое занятие № 9. Определение вероятности событий. Применение в решении профессиональных задач. | 21 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | 2 | ||||||||
Практическое занятие № 10. Вероятность событий. Применение в решении профессиональных задач. | 22 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Тема 3.3. Комбинаторный анализ | Степенные ряды и рекуррентные соотношения | 23 | 2 | Л | 2 | ОК 01 ОК 02 ПК 1.1 ПК 2.1 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР16 ЛР 17 | ||||||||
Практическое занятие №11. Вывод рекуррентных формул. Применение в решении профессиональных задач. | 24 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Раздел 4. Основы теории графов | 14 | 6 | 8 | 6 | ||||||||||
Тема 4.1. Графы | Понятие графа. Маршруты, цепи и циклы. | 25 | 2 | Л | 2 | |||||||||
Эйлеровы цепи и циклы. Матрицы смежности и инцидентности. Применение теории графов к анализу алгоритмов. | 26 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Самостоятельная работа «Матрица смежности, матрицаинциденций» | 2 | |||||||||||||
Практическое занятие № 12. Определение свойств графов. Маршруты, цепи, циклы. Применение в решении профессиональных задач. | 27 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | ОК 01 ОК 02 ПК 1.1 ПК 2.1 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР16 ЛР 17 | ||||||||
Практическое занятие № 13. Матрица смежности, матрица инциденций. Применение в решении профессиональных задач. | 28 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Тема 4.2. Деревья | Понятие дерева. Остовное дерево связного графа. | 29 | 2 | Л | 2 | |||||||||
Ориентированные и упорядоченные деревья. Бинарные деревья. | 30 | 2 | Л | 2 | ||||||||||
Практическое занятие № 14. Построение бинарного дерева поиска для структур данных Применение в решении профессиональных задач. | 31 | 2 | 2 | ПЗ | 2 | |||||||||
Итого: по программе 62 часа, из них в форме практической подготовки 28 часов | 62 | 28 | 34 | 28 | 2 | 6 | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Математических дисциплин», оснащенный оборудованием, техническими средствами обучения:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- проектор, экран;
- учебные и демонстрационные материалы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М. С. Спирина, П. А. Спирин. - 4-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
2. Спирина, М. С. Дискретная математика. Сборник задач с алгоритмами решений: учебное пособие / М. С. Спирина, П. А. Спирин. - М.: Издательский Центр "Академия", 2018.-288 с.
3.2.2. Основные электронные издания
- Бардушкин, В. В. Математика. Элементы высшей математики: учебник : в 2 томах. Том 2 / В. В. Бардушкин, А. А. Прокофьев. — Москва: КУРС : ИНФРА-М, 2021. — 368 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-906923-34-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1178146 (дата обращения: 04.08.2022). – Режим доступа: по подписке.
- Вороненко, А. А. Дискретная математика. Задачи и упражнения с решениями [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А. А. Вороненко, В. С. Федорова. — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 105 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1045617.
- Гусева, А. И. Дискретная математика: сборник задач [Электронный ресурс] / А. И. Гусева, В. С. Киреев, А. Н. Тихомирова. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2021. — 224 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1094740.
- Седова, Н. А. Дискретная математика: учебник для СПО / Н. А. Седова, В. А. Седов. — Саратов: Профобразование, 2020. — 329 c. — ISBN 978-5-4488-0451-9. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/89997.
- Седова, Н. А. Дискретная математика. Сборник задач: практикум для СПО / Н. А. Седова, В. А. Седов. — Саратов: Профобразование, 2020. — 319 c. — ISBN 978-5-4488-0506-6. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/89998.
- Хусаинов, А. А. Дискретная математика: учебное пособие для СПО / А. А. Хусаинов. — Саратов: Профобразование, 2019. — 77 c. — ISBN 978-5-4488-0281-2. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/86136.
- Мальцев, И. А. Дискретная математика : учебное пособие для спо / И. А. Мальцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 292 с. — ISBN 978-5-8114-6833-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153645
- Шевелев, Ю. П. Дискретная математика : учебное пособие для спо / Ю. П. Шевелев. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 592 с. — ISBN 978-5-8114-7504-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161638 .
- Шевелев, Ю. П. Прикладные вопросы дискретной математики : учебное пособие для спо / Ю. П. Шевелев. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 456 с. — ISBN 978-5-8114-7822-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180814 .
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения[2] | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
Знать: основы теории множеств; основы математической логики; основы комбинаторики и комбинаторного анализа; основы теории графов и их применение. | Не менее 60% верных ответов | Тестовые задания |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
Уметь: строить и анализировать дискретные модели; анализировать логику высказываний и утверждений; применять математический аппарат для построения и анализа алгоритмов | Результаты выполнения практических заданий полностью соответствуют эталонным – оценка «отлично», результаты выполнения практических заданий соответствуют эталонным с незначительными отклонениями – оценка «хорошо», результаты выполнения практических заданий частично соответствуют эталонным – оценка «удовлетворительно», результаты выполнения практических заданий не соответствуют эталонным – оценка «неудовлетворительно». | Наблюдения в процессе выполнения практических и контрольных/ экзаменационных заданий |
[1] Приводятся коды ОК, ПК, личностных результатов, которые необходимы для освоения данной дисциплины. Личностные результаты определяются преподавателем в соответствии с Рабочей программой воспитания.
[2] Личностные результаты обучающихся учитываются в ходе оценки результатов освоения учебной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Право» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.02. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» предназначена для изучения права в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднег...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...
Рабочая программа учебной (адаптированной) дисциплины_Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утв. Мин...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Математика «Математического и общего естественно-научного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство базовый уровень (заочная форма обуче
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Ле...
Рабочая программа учебной дисциплины "Дискретная математика с элементами математической логики" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"
Рабочая программа учебной дисциплины "Дискретная математика с элементами математической логики" составлена в соответствии с ФГОС для специальности 09.02.07 "информационные системы и про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...