РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОУД.11 Физика 34.02.01. Сестринское дело
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины ОУД.11 Физика |
профессиональный модуль (междисциплинарный курс)/учебная дисциплина |
34.02.01. Сестринское дело |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОУД.11 Физика 34.02.01. Сестрин | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО |
на заседании кафедры Сестринского дела |
Протокол № 8 от 22.05.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины ОУД.11 Физика |
профессиональный модуль (междисциплинарный курс)/учебная дисциплина |
|
программа подготовки специалистов среднего звена/ программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
естественнонаучный |
профиль |
Медицинская сестра/ медицинский брат |
квалификация |
очная, 2 года 10 месяцев |
Форма обучения/ нормативный срок освоения |
2023 |
год приема |
Сургут, 2023
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Физика составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного Министерством просвещения РФ от 12.08.2022 № 732
Автор-составитель: Ибраева Альфия Оспановна
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
5 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ | 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 ФИЗИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Физика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СОО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОУД.11 Физика входит в общеобразовательный цикл базовых дисциплин учебного плана подготовки специалистов среднего звена 34.02.01. Сестринское дело, устанавливающих базовые знания и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности выпускника. Обучающиеся знакомятся с основными терминами и определениями, используемыми в истории, основными теоретическими положениями истории.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.11 Физика обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформировать гражданскую позицию обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
- осознавать свои конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принимать традиционные национальные, общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- ценить отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- сформировать нравственное сознание, этического поведения;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
- быть готовыми к труду, осознавать ценности мастерства, трудолюбия;
- быть готовыми к активной деятельности технологической и социальной направленности, способными инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- быть готовыми и способными к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
- сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- осознать ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
метапредметных:
- овладеть универсальными учебными познавательными действиями:
- овладеть базовыми логическими действия;
- формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- быть способными и готовыми к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- овладеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
- сформировать научный тип мышления, владения научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
- переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
- использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
- уметь принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
- быть способными понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- быть способными выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
предметных:
1) сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) сформировать умения распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность;
3) владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
4) владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов;
5) уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач;
6) владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний;
7) сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
8) сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
9) сформировать собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, умений использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации;
10) овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы;
11) овладеть (сформированность представлений) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка – 72 часов;
Обязательная аудиторная нагрузка – 72 часов;
Лекции – 56 часов
Лабораторных занятий- 16 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
для образовательной программы с нормативным сроком освоения
2 года 10 месяцев
Вид учебной работы | Объем часов |
1 курс | |
1 семестр | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 28 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 28 |
в том числе: | |
лекции | 20 |
лабораторные занятия | 8 |
1 курс | |
2 семестр | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 44 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
лекции | 36 |
лабораторные занятия | 8 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.11 Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Код личностных результатов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
1 курс, 1 семестр | ||||||||||||
Введение. Физика и методы научного познания | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1 | Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении профессий и специальностей. | 2 | 1,2 | |||||||||
РАЗДЕЛ 1. Механика | ЛР 1-30 | |||||||||||
Тема 1.1 Основы кинематики | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1 | Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела. | 2 | 1,2,3 | |||||||||
Тема 1.2 Основы динамики | Содержание учебного материала | 2 | ЛР 1-30 | |||||||||
1 | Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения. | 2 | 1,2,3 | |||||||||
Тема 1.3 Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 2 | ЛР 1-30 | |||||||||
1 | Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. | 2 | 1,2,3 | |||||||||
РАЗДЕЛ 2. Молекулярная физика и термодинамика | ||||||||||||
Тема 2.1 Основы молекулярно - кинетической теории | Содержание учебного материала | 6 | ||||||||||
1 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала температуры. Абсолютный нуль температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Лабораторные занятия: Лабораторная работа №1. Изучение одного из изопроцессов. | 4 | |||||||||||
Тема 2.2 Основы термодинамики | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1 | Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы. | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. 17 Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел. | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Лабораторные занятия: Лабораторная работа №2 Определение влажности воздуха | 2 | |||||||||||
РАЗДЕЛ 3. Электродинамика | ||||||||||||
Тема 3.1 Электрическое поле | Содержание учебного материала | 6 | ||||||||||
1 | Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов. | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Лабораторные занятия: Лабораторная работа №3, № 4Определение электрической емкости конденсаторов. | 4 | |||||||||||
Тема 3.2 Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля— Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею. | 4 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
1 курс, 2 семестр | ||||||||||||
РАЗДЕЛ 3. Электродинамика | 12 | |||||||||||
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах | Лабораторные занятия: | |||||||||||
Лабораторная работа №5 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. . | 2 | |||||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||
1 | Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р - n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы. | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Тема 3. Магнитное поле | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури. | 4 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Тема 3.5 Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Лабораторные занятия: Лабораторная работа №6 Изучение явления электромагнитной индукции | 2 | |||||||||||
РАЗДЕЛ 4. Колебания и волны | 6 | |||||||||||
Тема 4.1 Механические колебания и волны | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1 | Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 4 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
РАЗДЕЛ 5 . Оптика | 10 | |||||||||||
Тема 5.1 Природа света | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещённость. Законы освещенности. | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Лабораторные занятия: Лабораторная работа №7 Определение показателя преломления стекла | 2 | |||||||||||
Тема 5.2 Волновые свойства света | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Лабораторные занятия: Лабораторная работа №8 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров | 2 | |||||||||||
Тема 5.3 Специальная теория относительности | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1 | Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. 2 Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
РАЗДЕЛ 6 Квантовая физика | 8 | |||||||||||
Тема 6.1 Квантовая оптика | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н.Лебедева и Н.И.Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта | 4 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. 21 Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы | 4 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
РАЗДЕЛ 7. Строение Вселенной | 6 | |||||||||||
Тема 7.1 Строение Солнечной системы | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
1 | Солнечная система. Планеты, их видимое движение. Малые тела солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд. | 2 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Тема 7.2 Эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||
1 | Звёзды, их основные характеристики. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд. Млечный Путь — наша Галактика. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика. Дифференцированный зачет | 4 | 1,2,3 | ЛР 1-30 | ||||||||
Всего | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики. Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, , плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов); информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд кабинета. (учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные)). Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования. Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Дополнительные источники:
1 |
|
Интернет – ресурсы:
1. Электронно-библиотечная система IPRBOOKS - URL: http://www.iprbookshop.ru/- Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
2. Электронно-библиотечная система ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/ – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
3. Электронно-библиотечная система BOOK.RU - URL: https://www.book.ru/ - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач | внеаудиторная самостоятельная работа, практические и лабораторные занятия, аудиторные проверочные работы, устные опросы, тестирование, семинарские занятия |
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические и лабораторные занятия, аудиторные проверочные работы, устные опросы, тестирование, семинарские занятия |
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы | внеаудиторная самостоятельная работа, практические и лабораторные занятия, аудиторные проверочные работы, устные опросы, тестирование, семинарские занятия |
сформированность умения решать физические задачи | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, аудиторные проверочные работы, устные опросы, тестирование, семинарские занятия |
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни | внеаудиторная самостоятельная работа, практические и лабораторные занятия, контрольная работа, аудиторные проверочные работы, устные опросы, тестирование, семинарские занятия |
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников | внеаудиторная самостоятельная работа, практические и лабораторные занятия, контрольная работа, аудиторные проверочные работы, устные опросы, тестирование, семинарские занятия |
овладение (сформированность представлений) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся) | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, контрольная работа, аудиторные проверочные работы, устные опросы, тестирование, семинарские занятия |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 12 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности | |
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности | ЛР 13 |
Соблюдающий врачебную тайну, принципы медицинской этики в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами | ЛР 14 |
Соблюдающий программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья граждан, регулирующие медицинскую деятельность | ЛР 15 |
Демонстрирующий осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей и применяющий стандарты антикоррупционного поведения. | ЛР 16 |
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | ЛР 17 |
Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | ЛР 18 |
Осуществляющий поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | ЛР 19 |
Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. | ЛР 20 |
Способный использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | ЛР 21 |
Умеющий пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | ЛР 22 |
Способный использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | ЛР 23 |
Способный планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | ЛР 24 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями | |
Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного развития России, готовый работать на их достижение. | ЛР 25 |
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. | ЛР 26 |
Признающий ценность образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. | ЛР 27 |
Осознанный выбор профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | ЛР 28 |
Проявляющий эмпатию, выражающий активную гражданскую позицию, участвующий в территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций, а также некоммерческих организаций, заинтересованных в развитии гражданского общества и оказывающих поддержку нуждающимся. | ЛР 29 |
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику, сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам патологии для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В содер...
Рабочая программа по основам патологии для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В ...
Материалы квалификационного экзамена по ПМ 04 "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих" по специальности 34.02.01 Сестринское дело .
В данном документе представлены материалы для проведения квалификационного экзамена по ПМ.04 2015-2016гг...
Рабочая программа Фармакология по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа Фармакология по специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа дисциплины "Основы патологии" 2018г. по специальности Сестринское дело.
Рабочая программа СПО...
Рабочая программа дисциплины "Основы патологии" 2019г. по специальности Сестринское дело.
Рабочая программа СПО...
Рабочая программа по МДК.01.02. "Основы профилактики" (Сестринское дело)
Вашему вниманию предлагается Рабочая программа по МДК.01.02. "Основы профилактики" для специальности "Сестринское дело", форма обучения очно-заоочная (вечерняя)...