Конспект НОД "Путешествие в удивительный космос"
план-конспект занятия

Афанасьева Наталья Владимировна

Уточнить и систематизировать у детей полученные знания элементарных представлений о космосе, Солнечной системе. Продолжать обогащать речевой словарь детей: космос, планета, созвездие, космодром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   Подготовила: воспитатель                                                                                                          

                                                                                   Афанасьева Наталья Владимировна      

Конспект НОД в подготовительной группе

«Путешествие в удивительный космос»

Цель: Расширение  представлений  детей о космосе.

Задачи:

Образовательная.

Уточнить и систематизировать у детей полученные знания элементарных представлений о космосе, Солнечной системе. Продолжать обогащать речевой словарь детей: космос, планета, созвездие, космодром, кратер.

Развивающая.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опытов показать, как появляются кратеры, почему не падают планеты.

Воспитательная.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, космонавтов; заботу и доброе отношение к своей планете.

Предварительная работа.

Чтение С. Баруздин «Школа космонавтов». Рассматривание энциклопедий, беседа по ним. Заучивание стихотворений. Изготовление оригами «ракета».

Оборудование и материалы:

Мягкие модули для ракеты. Иллюстрации: скафандр, космодром, космос.

Плакат «Солнечная система». Макет: солнце и три дорожки из веревок разной длины. Пластиковое ведро, пластмассовый шар. Прозрачная емкость с мукой, деревянный шар. Половина альбомного листа, клеевой карандаш, набор звезд из цветной бумаги. Медали из картона детям.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель:  Давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель:  Какой праздник отмечается 12 апреля? Какое важное событие произошло в этот день?

Воспитатель:  С давних времен человек смотрел на небо и мечтал летать. Сначала люди поднимались на воздушных шарах, дирижаблях. Затем на вертолетах и самолетах. Чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести такие летательные аппараты, которые могли выйти в космос. И вот первые успехи в освоении космоса. Прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого искусственного спутника. Затем поднялся в небо второй искусственный спутник. На нем впервые поднялась в космос собака — первое живое существо.

Воспитатель:  Почему первой полетела собака, а не человек? Какие собаки побывали в космосе? Для них изготовили специальные скафандры и шлемы.

Что такое скафандр?

Воспитатель:   Космические корабли облетали вокруг земли и возвращались на землю. Откуда берут старт космические корабли (с космодрома, показ иллюстрации)

Воспитатель:  Что такое космос? Весь мир, который находится за пределами Земли. Это очень высоко и там нет воздуха, небо совсем черное, на черном небе видны звезды, планеты (показ иллюстраций)

II. Основная часть.

Воспитатель:  Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие, чтобы больше  узнать о космосе. Согласны? Сначала отправимся в Центр подготовки космонавтов. Что там делают? (ответы детей).

 Сейчас проверим, какие вы быстрые и ловкие.

П/и «Ждут нас быстрые ракеты»

 «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам

На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет — опоздавшим места нет

1,2,3 — беги»  (встать в обруч по 3 человека)

Воспитатель:   Проверим ваши знания.

- Что такое солнце? Сколько планет в солнечной системе? Назовите как можно больше слов о космосе?

Воспитатель: Проходим в ракету, начинаем обратный отчет. Пуск!

Пока наша ракета поднимается в космос, я предлагаю послушать вам сказку « О солнце и ее детях»

«В одном небесном доме жила женщина и было у нее 8 детей, которых она очень любила. Дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит — прибежали только 6. Где еще 2? И давай повсюду их разыскивать, а детки забылись, заигрались, и так каждый день. Устала бедная мать и обратилась к волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать, и заявила, что 8 непослушных детей превратятся в шары и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии друг от друга.

Дальше всего от матери будут непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе — более послушные. С тех пор так и повелось: ходят вокруг мамы-солнышка 8 планет и никуда убежать не могут»

Воспитатель: Наша ракета поднялась очень высоко и видно всю семью солнца — Солнечную систему (показ плаката)

«В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там 8 разных планет,

А Солнце-звезда в самом центре системы,

Притяжением связаны все мы.

Солнце-звезда — преогромнейший шар

Свет излучает как будто пожар.

Ну, а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило, они обожают»

Воспитатель: Почему семью солнца называют Солнечной системой? Верно, потому что главным является солнце. В семье царит порядок, никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг солнца. Дорожка, по которой бежит планета, называется орбита.

Воспитатель:  Сколько дорожек? Дорожки орбиты одинаковые или вы заметили различия?

Практическая деятельность детей.

1) Игровое упражнение «Какая планета быстрее проходит вокруг солнца?» (солнце — вокруг 3 дорожки. Дети двигаются по сигналу вокруг ребенка-солнца по своим дорожкам.

Вывод: Быстрее к финишу пришел тот ребенок, который двигался по короткой, последним — по длинной дорожке. Так и с планетами — путь вокруг солнца у всех разный: быстрее всех движется Меркурий, а дольше всех — Нептун. Время, за которое планеты совершают полный круг вокруг солнца, называется год.

2) Опыт: «Почему планеты не падают?»

- Соня, возьми мяч, подбрось его.

- Почему он падает? Его притягивает земля — земное притяжение. Но оказывается солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением.

- Я положу в ведро пластмассовый шарик, переверну ведро — шарик падает. Начинаю вращать ведро, все выше и выше — шарик не падает.

Вывод: Когда предметы быстро двигаются по кругу, они не падают. То же, происходит и с планетами. Пока они вращаются вокруг солнца, они не падают.

Физминутка «Космическая фигура»

«Корабль качается 1,2,3, космическая фигура на месте замри»

Воспитатель:  Назовите первую от солнца планету, что вы знаете?

«Залит он лучам горячего света, так много ему достается лучей

Что эта планета днем других горячей.

Так быстро Меркурий бежит по орбите, как будто торопит -

«Меня догоните»

 Воспитатель:   Как называется 2 планета от солнца?

«В честь богини красоты названа Венера ты.

В темных небесах сияешь, красотой всех озаряешь»

Воспитатель:    Название 3 планеты узнаете, если отгадаете загадку

«Эта планета — любимый наш дом,

На ней мы с рождения до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны, цветы и деревья там, разные страны

И солнце сияет с зари до заката

Что за планета, скажите ребята?»

 Воспитатель:     Следующая планета выглядит красной, почему и как называется?

« Марс — таинственная планета

Она по размеру — чуть больше луны

Из-за кроваво-красного цвета,

Назвали планету в честь бога Войны».

Воспитатель: Меркурий, Венера, Земля, Марс — что общего у всех таких разных планет? (твердая оболочка)

- Все остальные планеты состоят из чего? (из газа) назовите их?

- Поверхность твердых планет состоит из кратеров, хотите посмотреть как они образуются?

3) Опыт: «Образование кратеров на поверхности планеты».

Воспитатель:  Представьте себе, что мука - поверхность планеты, а шар — метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности? ( ямы, углубления - кратер). Почему образовался кратер?

Вывод: Метеорит тяжелый, а поверхность планеты мягкая, покрыта слоем пыли, поэтому образовался кратер.

 Воспитатель:  Что такое звезда? Огромный шар раскаленного светящегося газа, цвет звезды зависит от температуры. Очень горячие — голубые, средние — желтые, холодные — красные. Звезды соединены в созвездия. Какие вы знаете?

4) Упражнение «Собери созвездие»

Воспитатель:  Наклейте  звезды, дай имя своему созвездию

III. Заключительная часть.

Воспитатель:  Наша ракета возвращается на Землю. Посадка.

Когда космонавты возвращаются на землю, они заново учатся ходить, помогают им специальные упражнения и массаж. Встаньте в круг, будем рисовать на спине друг друга

«Вышло солнышко (рисуем круг 2-3 раза)

От него расходятся лучи,

Вышли тучки (поглаживаем спину)

Пошел маленький дождь, пошел сильный дождь

Вышли тучки, вышло солнышко»

Воспитатель:  Вам понравилось путешествовать? Какие задания вам понравилось выполнять?

Мне было приятно с вами путешествовать: вы были очень любознательными, внимательными, сильными, ловкими. Вы успешно прошли первую ступень  подготовки в космонавты. Я награждаю вас медалями.



Предварительный просмотр:

                                                                                   Подготовила: воспитатель                                                                                                          

                                                                                   Афанасьева Наталья Владимировна      

Конспект НОД в подготовительной группе

«Путешествие в удивительный космос»

Цель: Расширение  представлений  детей о космосе.

Задачи:

Образовательная.

Уточнить и систематизировать у детей полученные знания элементарных представлений о космосе, Солнечной системе. Продолжать обогащать речевой словарь детей: космос, планета, созвездие, космодром, кратер.

Развивающая.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опытов показать, как появляются кратеры, почему не падают планеты.

Воспитательная.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, космонавтов; заботу и доброе отношение к своей планете.

Предварительная работа.

Чтение С. Баруздин «Школа космонавтов». Рассматривание энциклопедий, беседа по ним. Заучивание стихотворений. Изготовление оригами «ракета».

Оборудование и материалы:

Мягкие модули для ракеты. Иллюстрации: скафандр, космодром, космос.

Плакат «Солнечная система». Макет: солнце и три дорожки из веревок разной длины. Пластиковое ведро, пластмассовый шар. Прозрачная емкость с мукой, деревянный шар. Половина альбомного листа, клеевой карандаш, набор звезд из цветной бумаги. Медали из картона детям.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель:  Давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель:  Какой праздник отмечается 12 апреля? Какое важное событие произошло в этот день?

Воспитатель:  С давних времен человек смотрел на небо и мечтал летать. Сначала люди поднимались на воздушных шарах, дирижаблях. Затем на вертолетах и самолетах. Чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести такие летательные аппараты, которые могли выйти в космос. И вот первые успехи в освоении космоса. Прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого искусственного спутника. Затем поднялся в небо второй искусственный спутник. На нем впервые поднялась в космос собака — первое живое существо.

Воспитатель:  Почему первой полетела собака, а не человек? Какие собаки побывали в космосе? Для них изготовили специальные скафандры и шлемы.

Что такое скафандр?

Воспитатель:   Космические корабли облетали вокруг земли и возвращались на землю. Откуда берут старт космические корабли (с космодрома, показ иллюстрации)

Воспитатель:  Что такое космос? Весь мир, который находится за пределами Земли. Это очень высоко и там нет воздуха, небо совсем черное, на черном небе видны звезды, планеты (показ иллюстраций)

II. Основная часть.

Воспитатель:  Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие, чтобы больше  узнать о космосе. Согласны? Сначала отправимся в Центр подготовки космонавтов. Что там делают? (ответы детей).

 Сейчас проверим, какие вы быстрые и ловкие.

П/и «Ждут нас быстрые ракеты»

 «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам

На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет — опоздавшим места нет

1,2,3 — беги»  (встать в обруч по 3 человека)

Воспитатель:   Проверим ваши знания.

- Что такое солнце? Сколько планет в солнечной системе? Назовите как можно больше слов о космосе?

Воспитатель: Проходим в ракету, начинаем обратный отчет. Пуск!

Пока наша ракета поднимается в космос, я предлагаю послушать вам сказку « О солнце и ее детях»

«В одном небесном доме жила женщина и было у нее 8 детей, которых она очень любила. Дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит — прибежали только 6. Где еще 2? И давай повсюду их разыскивать, а детки забылись, заигрались, и так каждый день. Устала бедная мать и обратилась к волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать, и заявила, что 8 непослушных детей превратятся в шары и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии друг от друга.

Дальше всего от матери будут непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе — более послушные. С тех пор так и повелось: ходят вокруг мамы-солнышка 8 планет и никуда убежать не могут»

Воспитатель: Наша ракета поднялась очень высоко и видно всю семью солнца — Солнечную систему (показ плаката)

«В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там 8 разных планет,

А Солнце-звезда в самом центре системы,

Притяжением связаны все мы.

Солнце-звезда — преогромнейший шар

Свет излучает как будто пожар.

Ну, а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило, они обожают»

Воспитатель: Почему семью солнца называют Солнечной системой? Верно, потому что главным является солнце. В семье царит порядок, никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг солнца. Дорожка, по которой бежит планета, называется орбита.

Воспитатель:  Сколько дорожек? Дорожки орбиты одинаковые или вы заметили различия?

Практическая деятельность детей.

1) Игровое упражнение «Какая планета быстрее проходит вокруг солнца?» (солнце — вокруг 3 дорожки. Дети двигаются по сигналу вокруг ребенка-солнца по своим дорожкам.

Вывод: Быстрее к финишу пришел тот ребенок, который двигался по короткой, последним — по длинной дорожке. Так и с планетами — путь вокруг солнца у всех разный: быстрее всех движется Меркурий, а дольше всех — Нептун. Время, за которое планеты совершают полный круг вокруг солнца, называется год.

2) Опыт: «Почему планеты не падают?»

- Соня, возьми мяч, подбрось его.

- Почему он падает? Его притягивает земля — земное притяжение. Но оказывается солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением.

- Я положу в ведро пластмассовый шарик, переверну ведро — шарик падает. Начинаю вращать ведро, все выше и выше — шарик не падает.

Вывод: Когда предметы быстро двигаются по кругу, они не падают. То же, происходит и с планетами. Пока они вращаются вокруг солнца, они не падают.

Физминутка «Космическая фигура»

«Корабль качается 1,2,3, космическая фигура на месте замри»

Воспитатель:  Назовите первую от солнца планету, что вы знаете?

«Залит он лучам горячего света, так много ему достается лучей

Что эта планета днем других горячей.

Так быстро Меркурий бежит по орбите, как будто торопит -

«Меня догоните»

 Воспитатель:   Как называется 2 планета от солнца?

«В честь богини красоты названа Венера ты.

В темных небесах сияешь, красотой всех озаряешь»

Воспитатель:    Название 3 планеты узнаете, если отгадаете загадку

«Эта планета — любимый наш дом,

На ней мы с рождения до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны, цветы и деревья там, разные страны

И солнце сияет с зари до заката

Что за планета, скажите ребята?»

 Воспитатель:     Следующая планета выглядит красной, почему и как называется?

« Марс — таинственная планета

Она по размеру — чуть больше луны

Из-за кроваво-красного цвета,

Назвали планету в честь бога Войны».

Воспитатель: Меркурий, Венера, Земля, Марс — что общего у всех таких разных планет? (твердая оболочка)

- Все остальные планеты состоят из чего? (из газа) назовите их?

- Поверхность твердых планет состоит из кратеров, хотите посмотреть как они образуются?

3) Опыт: «Образование кратеров на поверхности планеты».

Воспитатель:  Представьте себе, что мука - поверхность планеты, а шар — метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности? ( ямы, углубления - кратер). Почему образовался кратер?

Вывод: Метеорит тяжелый, а поверхность планеты мягкая, покрыта слоем пыли, поэтому образовался кратер.

 Воспитатель:  Что такое звезда? Огромный шар раскаленного светящегося газа, цвет звезды зависит от температуры. Очень горячие — голубые, средние — желтые, холодные — красные. Звезды соединены в созвездия. Какие вы знаете?

4) Упражнение «Собери созвездие»

Воспитатель:  Наклейте  звезды, дай имя своему созвездию

III. Заключительная часть.

Воспитатель:  Наша ракета возвращается на Землю. Посадка.

Когда космонавты возвращаются на землю, они заново учатся ходить, помогают им специальные упражнения и массаж. Встаньте в круг, будем рисовать на спине друг друга

«Вышло солнышко (рисуем круг 2-3 раза)

От него расходятся лучи,

Вышли тучки (поглаживаем спину)

Пошел маленький дождь, пошел сильный дождь

Вышли тучки, вышло солнышко»

Воспитатель:  Вам понравилось путешествовать? Какие задания вам понравилось выполнять?

Мне было приятно с вами путешествовать: вы были очень любознательными, внимательными, сильными, ловкими. Вы успешно прошли первую ступень  подготовки в космонавты. Я награждаю вас медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию "Удивительная - земля пустыня"

Использование методов ТРИЗ педагогики в образовательном процессе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. За...

Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группе Путешествие в центр Космонавтики. Цель: Расширять представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей. Задачи: способствовать расшире

Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группеПутешествие в центр Космонавтики.Цель: Расширять представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных ...

Конспект ООД в подготовительной группе по ФЦКМ и ФЭМП на тему «Удивительное путешествие»

Конспект ООД  в подготовительной группе по ФЦКМ и ФЭМПна тему «Удивительное путешествие» Цель:- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;- закре...

Конспект занятия на тему: «Космос – это мы»

Занятие на тему «Космос – это мы» является одним из этапов в изучении раздела «Простейшие графические редакторы» темы «Paint». Его проведение имеет свою актуа...

конспект логопедического занятия 3 класс тема: "Космос"

Цель занятия: систематизировать и расширять знания обучающихся начальной школы о космосе. Преодоление дисграфических ошибок....