ОД.12 Химия
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Бирючанский техникум»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора ОГАПОУ «Бирючанский техникум» _______Черемушкина Т.Б. «31» августа 2023 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общеобразовательной учебной дисциплины: ОД.12 Химия
Специальность: Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
Курс 1
Составлен в соответствии с рабочей программой ОД.12 Химия, рассмотренной ПЦК и утверждённой приказом директора техникума № 204-О от г.
К учебному плану, утвержденному года, приказ №118-О от г.
Преподаватель: Бобрешова Инна Юрьевна
Рассмотрен на заседании
предметно-цикловой комиссии
общеобразовательных
и социально-экономических дисциплин
Председатель______________/ Безугленко О.С.
Протокол № 1 от «31»______августа _2023 г. .
г. Бирюч, 2023 г.
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 72 |
в т.ч. | |
Основное содержание | 64 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 30 |
практические занятия | 24 |
лабораторные занятия | 10 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 6 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 2 |
практические занятия | 4 |
Промежуточная аттестация (зачет) | 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные печатные издания
- Анфиногенова, И. В. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Анфиногенова, А. В. Бабков, В. А. Попков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 291 с.
- Щеголихина, Н. А. Общая химия: учебник для СПО / Н. А. Щеголихина, Л. В. Минаевская. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 164 с.
- Никольский, А. Б. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Никольский, А. В. Суворов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 507 с.
- Химия: учебник для среднего профессионального образования / Ю. А. Лебедев, Г. Н. Фадеев, А. М. Голубев, В. Н. Шаповал; под общей редакцией Г. Н. Фадеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.
Основные электронные издания
1. Болдырева, О. И. Химия : задачник для СПО / О. И. Болдырева, О. П. Кушнарева, П. А. Пономарева. — Саратов : Профобразование, 2020. — 140 c. — ISBN 978-5-4488-0595-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
#1041;рыткова, А. Д. Общая и неорганическая химия : практикум для СПО / А. Д. Брыткова. — Саратов : Профобразование, 2020. — 124 c. — ISBN 978-5-4488-0687-2. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
#1061;имия. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2021. — 224 с. : ил.
#1061;имия. 11класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 8е-е изд. — М. : Просвещение, 2021. — 223 с. : ил.
Дополнительные источники
Научно-популярный проект «Элементы большой науки» (физика, химия, математика, астрономия, науки о жизни, науки о Земле). Новости науки, книги, научно-популярные статьи, лекции, энциклопедии.
- () Сайт научно-популярного журнала «Потенциал». Журнал издаётся с 2005 г., с 2011 г. — раздел «Химия».
- ()
Сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь». Журнал издаётся с 1965 г.
5. - Российская электронная школа
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | № занятия | Вид, тип занятий | Наглядные пособия | Задания для студентов |
Раздел 1. Основы строения вещества | ||||||
1 | Тема . Строение атомов химических элементов и природа химической связи #1057;овременная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. #1069;лектронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. 3. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. 4. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования | 2 | № 1 | Теоретическое. | Учебник | Химия (базовый уровнь).11 класс. Учебник / Габрилян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.- М.: Просвещение 2023-128 с. Стр 6-34. |
2 | Практическое занятие №1 Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов. | 2 | №2 | Практическое | Учебник Раздаточный материал | Оформить отчет |
3 | Тема . Периодический закон и таблица Д.И. Менделеев Практическое занятие №2 Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» | 3 | №3 | Практическое | Учебник Раздаточный материал | Оформить отчет |
Раздел 2. Химические реакции | ||||||
4 | Тема Типы химических реакций 1. Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. 2. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления. #1059;равнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. 4. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. 5. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов | 2 | №4 | Теоретическое. | Учебник | Химия (базовый уровнь).11 класс. Учебник / Габрилян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.- М.: Просвещение 2023-128 с. Стр 51-60 |
5 | Практическое занятие №3 Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. | 2 | №5 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
6 | Тема Электролитическая диссоциация и ионный обмен 1. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена. #1057;оставление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций | 2 | №6 | Теоретическое | Учебник | Химия. 11класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 8е-е изд. — М. : Просвещение, 2021. — 223 с. : ил. Стр 57-62,901-92 |
7 | Лабораторная работа №1 “Типы химических реакций”. Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов. Задания на составление ионных реакций | 2 | №7 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ | ||||||
8 | Тема Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ 1. Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. 2. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. 3. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ | 2 | №8 | Теоретическое | Учебник | Химия. 11класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 8е-е изд. — М. : Просвещение, 2021. — 223 с. : ил. Стр 44-49, опорный конспект |
9 | Практическое занятие №4 Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре. | 2 | №9 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
10 | Тема Физико-химические свойства неорганических веществ 1. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. 2. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. 3. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии | 2 | №10 | Теоретическое | Учебник | Химия (базовый уровнь).11 класс. Учебник / Габрилян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.- М.: Просвещение 2023-128 с. Стр 88-93 |
11 | Практическое занятие №5 Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. | 2 | №11 | Практическое | Учебник | |
12 | Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе | 2 | №12 | Теоретическое | Учебник | Химия (базовый уровнь).11 класс. Учебник / Габрилян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.- М.: Просвещение 2023-128 с. Стр 93-100 |
13 | Практическое занятие №6 Свойства неорганических веществ. | 2 | №13 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
14 | Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов | 2 | №14 | Теоретическое | Учебник | Химия (базовый уровнь).11 класс. Учебник / Габрилян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.- М.: Просвещение 2023-128 с. Стр 96-106 |
15 | Практическое занятие №7 Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека. | 2 | №15 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
16 | Лабораторная работа №2 «Идентификация неорганических веществ». Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов. Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония | 2 | №16 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | ||||||
17 | Тема Классификация, строение и номенклатура органических веществ Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено) | 2 | №17 | Теоретическое | Учебник | |
18 | Практическое занятие №8 Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) | 2 | №18 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
19 | Тема Свойства органических соединений Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения): – предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов; – непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов | 2 | №19 | Теоретическое | Учебник | |
20 | Практическое занятие №9 Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения | 2 | №20 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
21 | – кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла | 2 | №21 | Теоретическое | Учебник | |
22 | Практическое занятие №10 Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов | 2 | №22 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
23 | азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Генетическая связь между классами органических соединений | 2 | №23 | Теоретическое | Учебник | |
24 | Лабораторная работа №3 “Превращения органических веществ при нагревании". Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений на примере этана, этилена, ацетилена и др. | 2 | №24 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
25 | Тема Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека #1041;иоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. 2. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности | 2 | №25 | Учебник | ||
26 | Практическое занятие №11 Структура и свойства органических веществ. | 2 | №26 | Практическое | Учебник | |
27 | Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации | 2 | №27 | Теоретическое | Учебник | |
28 | Лабораторная работа №4 “Идентификация органических соединений отдельных классов” Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение аналитического сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества | 2 | №28 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций | ||||||
29 | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье | 2 | №29 | Теоретическое | Учебник | Химия. 11класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 8е-е изд. — М. : Просвещение, 2021. — 223 с. : ил. Стр 60-65 |
30 | Практическое занятие №12 Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды. Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия | 2 | №30 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
Раздел 6. Растворы | ||||||
31 | Тема Понятие о растворах Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности. Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных веществ. Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека | 2 | №31 | Теоретическое | Учебник | Химия. 11класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 8е-е изд. — М. : Просвещение, 2021. — 223 с. : ил. Стр 74-90 |
32 | Лабораторная работа №5 «Приготовление растворов». Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов. Решение задач на приготовление растворов | 2 | №32 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека | ||||||
33 | Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет) | 2 | №33 | Теоретическое | Учебник | Конспект |
34 | Практическое занятие №13 Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: текстильные волокна, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия. | 2 | №34 | Практическое | Учебник | Оформить отчет |
35 | Практическое занятие №14 Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией | 2 | №35 | Практическое | Учебник | Презентация, доклад |
36 | Дифференцированный зачёт | 2 |
В первом семестре – дифференцированный зачет.
Итого: по плану ( в том числе ПЗ) - 72ч.
Максимальная нагрузка: 72ч.
Преподаватель:_______________(Бобрешова И.Ю.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии
тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии...
Учебно-методическое пособие по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине Химия ( Аналитическая химия) для студентов специальности 19.02.10.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», выполняющих индивидуальные задания по дисциплине «Химия» (Ана...
Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)
Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке 2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3. М...
Технологическая карта урока химии «Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии»
урок обобщения и систематизации знаний...
Взаимосвязь химии и физики. Химия 7 класс. Вводный курс.
Данная презентация показывает взаимосвязь химии и физики....
Методическая разработка урока по химии "Химия крови"
Название темы данной работы «Химия крови» отсутствует в рабочей программе государственного стандарта образования, но целесообразность её очевидна при изучении химии в медицинских училищах....
Тема 1.1. Раздел 1. Химия. Общая и неорганическая химия. Тема урока: «Основные понятия и законы химии»
Содержание учебного материалаВещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительн...