Выступление на РМО учителей географии
презентация к уроку
Выступление на тему" Метод проектов в моей парофессиональной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность на уроках географии и биологии | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: Определить насколько применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца. Объект исследования: процесс преподавания школьного курса географии и биологии Предмет исследования : использование проектной технологии в преподавании географии и биологиии.
Задачи исследования 1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности. 3. Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии и биологии. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе. 6. Наметить задачи для последующей работы по данному методу.
Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии Проектная технология дает возможность: Реализовать деятельностный поход в обучении географии Решить проблему сокращения часов на изучение географии и биологии. Формирования у школьников информационной компетентности Овладения школьниками методами прогнозирования Участия школьников в общественных экспертизах
История вопроса Возник во второй половине XIX в. в США как метод проблем, авторы - Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести Основоположником проектного обучения в России по праву считается Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 гг.), который с 1905 года активно использовал в своей педагогической деятельности метод учебных проектов . В своей теории проектного обучения С.Т. Шацкий исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни и разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией образования.
Что понимается под методом проектов. «Проект» (от лат. projectus , брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план ( Современный словарь иностранных слов ); «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов ( Педагогический словарь ); Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». ( Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная деятельность учащихся Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) Использование исследовательских методов , предусматривающих определенную последовательность действий: 1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); 2. выдвижение гипотез их решения; 3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); 4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). 5. сбор, систематизация и анализ полученных данных; 6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация ; 7. выводы , выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов Исследовательский проект «Где вода, там жизнь». Типы проектов : исследовательские, социально-значимые, практико-ориентированные, Информационные.
Типология проектов Информационный прект : «Биотехнологии в с/х». Выполнила обучающиеся 11 класса Мужеловская Ангелина».
Типология проектов По уровню интеграции : Монопредметные (выполняются на материале географии и биологии) Межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)
Типология проектов По продолжительности выполнения проекта Средней продолжительности Долгосрочные По включенность проектов в тематический план Текущие Итоговые По количеству участников проекта Индивидуальные, групповые,
Этапы работы над проектом Первый этап проектного цикла – ценностно-ориентированный , включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта Второй этап – конструктивный , включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта Третий этап – оценочно – рефлексивный . Его основу составляет самооценка деятельности учащихся Четвертый этап – презентативный , на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы
. Параметры внешней оценки проекта: Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Примерная тематика проектов по географии В 5 классе ребята по биологии делают информационные проекты, которые требуют углубить информацию по какой либо теме урока, например «Полезные и вредные бактерии», модель «Строение растительной клетки» и др. В 6 классе также преобладают информационные проекты, нужно время,оборудование. Изготовление гербариев: «Жилкование листьев», «Листорасположение» и др. В 8 классе исследовательский проект «Жирорастворимые и водорастворимые витамины»», «Не безопасная еда»», «Мороженое-вкусное лакомство или вредная еда?» и другие Информационно - исследовательские В 9-11 классах начинают преобладать исследовательские проекты. 1.«Где вода-там жизнь», «Какую роль играют комнатные растения в жизни человека», «Биотехнологии в с\х.» «Биотехнологии в медицине» и др. В
Типы проектов по географии. Проекты выполняются и по географии. В 5 классе творческие проекты по изготовлению модели Земли. В 6 классе «Зависимость температуры воздуха от высоты местности», «Роза ветров в Смоленской области ». В 7 классе «Чудеса природы на материках». 8 класс - 9 класс «Стихийные явления связанные с водой»», «Природные зоны России», где обучающиеся моделировали природные зоны. 10 – 11 класс «Глобальные проблемы человечества» и др.
Проект "Природные зоны в жизни людей" I этап. Индивидуальные задания Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам: Учение о природных зонах «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика» «Таежная зона» Зона смешанных и широколиственных лесов Лесостепи и степи Полупустыни, пустыни, субтропики «Многоэтажность» природы гор II этап . Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям III этап . Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов . IV этап . Презентация проектов
Результативность Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно. Качество обучения повысилось до 60-70 %. Повысилась самооценка учащихся участвующих в проектах Не всех удается вовлечь в проектную деятельность https:// nsportal.ru/filipovich-lyubov-vladimirovna Ссылка на мой сайт
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся) В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте Выбор темы проекта (исследования). Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы). Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы). Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага). Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага). Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат). Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой). Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Источники: Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2000. Интернет-ресурсы: http://uo-bograd.narod.ru http://project.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя географии Гафуровой Гульчачак Канафеевны
Пояснительная запискаИндивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образов...
Выступление на МО учителей начальных классов.Тема: "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения. Рекомендации учителям"
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...
Эссе учителя географии - "Я -педагог"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеМайорская средняя общеобразовательная школа Районный конкурс...
План-профессионального роста учителя географии
План-профессионального роста учителя географии...
Программа самообразования для учителей географии
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество в...
«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС» выступление на секции учителей географии 2022 г
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она спос...
ЗАЯВЛЕНИЕ на первую квалификационную категорию по должности «учитель географии».2024 г
Пример:ЗАЯВЛЕНИЕПрошу аттестовать меня в 2024 году на первую квалификационную категорию по должности «учитель географии»....