Эссе на тему «Быть учителем значит…»
статья

Дьяченко Елена Анатольевна

«Самым важным явлением в образовательном учреждении, поучительным предметом, живым примером для обучающихся  является сам учитель».Мы, преподаватели , даём сумму знаний, формируем навыки и умения, но, мне думается, что всё-таки наша миссия, не побоюсь этого слова, намного просторнее и ответственнее. Хочется определить её словами Р. Олдингтона:

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_prepodavatelya_dyachenko.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Быть учителем значит…»

        Я, Дьяченко Елена Анатольевна- преподаватель химии и биологии в Константиновском сельскохозяйственном техникуме с 1998 года. Моя мечта стать учителем зародилась еще со школьной скамьи. Тогда я еще не знала преподавателем какой дисциплины я хочу быть. Будучи маленькой девочкой я играла со своими подругами в школу. В этой игре я выполняла роль- учителя. Обучаясь в старших классах моя мечта стать учителем становилась еще сильнее. Почувствовать себя учителем мне помог учебно-производственный комбинат, который был организован при школе. Я выбрала профессию- воспитатель детского сада. Одновременно с теоретическими занятиями у нас были и практические занятия, где я могла применить и показать те знания и умения работы с детьми, которыми я владела. Я проводила занятия с воспитателями детского сада, чувствовала себя взрослой и нужной этими маленьким детям. А вот интерес с химии и биологии привели мои школьные учителя. Личность учителя средней школы является предметом пристального внимания со стороны учащихся и может стать основой его авторитета. Я всегда с большим уважением смотрела на своих учителей и восхищалась их профессиональной компетентностью, знаниями, педагогическими умениями. Может быть, именно поэтому труд педагога без всяких преувеличений- профессия на все времена? А дальше был педагогический институт. После окончания школы я поступила в Ростовский Государственный Педагогический институт на естественный факультет по специальности преподаватель биологии, химии, естествознания. Я ни разу не усомнилась в выбранной профессии. После окончания института я вернулась домой, где затем три года проработала учителем биологии в школе. Педагог – это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. В современном обществе понятие «профессионализм» является неким ориентиром, позволяющим человеку успешно включиться в общественные отношения, занять место в жизни в соответствии со своими способностями и возможностями, а также утвердиться в социуме как личность. Судьбе было так угодно, что в 1998г. я приехала в г. Константиновск и была принята на работу преподавателем в Константиновский с/х техникум. Для меня все было новым: новый город, новые люди, новый коллектив и мне пришлось начинать все сначала. Начались трудовые будни. Труд преподавателя, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность. Большую помощь в моей работе, как молодого преподавателя оказывали преподаватели наставники.         Учитель- не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой- сотворение личности, утверждение человека в человеке. Становление учителя как субъекта педагогического труда происходит в осуществлении педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда, но труд учителя определяется и его результатами т.е. обученностью и воспитанностью студента. Учитель… Какое высокое у него назначение… Именно он дарит юному человеку тот бесценный багаж знаний, без которого немыслима дорога в будущее. Профессия учителя существует еще с древних времен и всегда считалась одной из самых уважаемых в мире. Однако, за последнее время роль учителя изменилась. Современный педагог - это учитель - наставник, учитель – мудрый собеседник, учитель - мастер, способный научить своего воспитанника самостоятельно добывать знания. Я считаю, что успех обучения лежит в сотрудничестве учителя и ребенка. Сотрудничество – это когда обе стороны интересны друг для друга. Это дает мне силы каждый вечер готовиться к урокам, чтобы подарить студентам что-то новое, необычное и увлекательное. Быть преподавателем – значит уметь общаться с обучающимися, видеть мир их глазами. Я уверена, что понимание между преподавателем и студентом может достигаться только путем общения. Общение – это урок сотворчества, урок свободы, где каждый может высказаться, не подстраиваясь под другого. Общение – всегда открытие. Прежде – для самого преподавателя, который с помощью ребят «открывает» себя и уже ключом собственной личности в каждом из них открывает личность. Повышать свой познавательный и интеллектуальный уровень мне помогали работники библиотеки. Подбирали учебные книги для работы; методические пособия и литературу по предметам «Химия» и «Биология», методический материал для проведения внеклассных мероприятий, для написания методических докладов. В своей работе я использую различную справочную и энциклопедическую литературу, электронные учебные пособия, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет, что позволяет мне ориентироваться в современном педагогическом процессе, знакомит с новыми методическими разработками, педагогами-новаторами и их деятельностью, с новыми учебными пособиями. Понимая и осознавая всё это, я постоянно повышала свой уровень знаний, умений и навыков, занимаясь как самообразованием, так и проходя курсы повышения квалификации.
Какими же еще качествами, на мой взгляд, должен обладать современный учитель? Гуманность и толерантность, настойчивость и мобильность, ответственность и преданность своей профессии, креативность и оптимизм – все важно, чтобы быть преподавателем с большой буквы. Конечно, это непросто. Необходимо работать над собой, чтобы работа преподавателя, моя работа, стала вдохновенной, творческой, любимой. Возросли требования к педагогам, изменились обучающиеся и их отношение к преподавателям, но быть преподавателем – значит уметь находить подход к каждому студенту.

        Для меня как для педагога профессионально значимыми качествами личности являются:

-гуманизм

-доброта

-терпение

-любовь к детям

-оптимизм.

Отношения преподаватель и студент одна из важных задач педпрактики. Педагог оказывает большое влияние на формирование личности студента. Поэтому я выстраиваю демократические отношения со студентами. Я стараюсь, чтобы студенты понимали не только изучаемый предмет, но и самого преподавателя. А со своей стороны я пытаюсь принимать студента таким, каков он есть, не раздражаться по поводу ошибок и неудач, каждый студент талантлив, а значит интересен, демонстрировать свое полное доверие к студентам. И всегда оставаться самим собой. В процессе обучения я стараюсь у студентов формировать как обще учебные умения и навыки так и специальные.

- активно применять знания при решении учебных проблем;

-работать с учебником и справочной литературой;

-совершенствование навыков и умений самостоятельной работы;

-готовность к последующему образованию и самообразованию;

- наблюдать объяснять химические и биологические явления, происходящие в природе на производстве, в повседневной жизни;

-умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

        В своей работе я руководствуюсь следующими принципами и приемами обучения:

1. Системность обучения.

2. Активизация внимания.

3. Создание мотивации изучения предмета.

4. Индивидуальная работа.

5. Организация самостоятельной работы.

6. Контроль усвоения каждой темы, устранения пробелов в знаниях.

7. Решение и составление тестовых заданий.

8. Научность.

Стараюсь в своей работе применять новые методы обучения, активизирующие учебно -познавательную деятельность студентов их самостоятельность в осуществлении  разнообразных учебных действий. Проблемное обучение, коллективная мыслительная деятельность. Главная моя цель как преподавателя на уроке- управлять учебным процессом, организовать его так, чтобы студент понял, что нет смысла отвлекаться и отставать от других. Поэтому я должна не упустить никакого, научить студента не только слушать, но и слышать преподавателя; заставить студента поверить в свои силы.

        Мой девиз: «Современный урок делает только заинтересованность преподаватель»

Преподаватель                        Студент

   

                          Содержание

                      подлежащее

                            усвоению

На протяжении почти 28 лет я преподаю в СПО. Студенты приходят уже со своими устоявшимися взглядами, сформировавшимся типом мышления, со своим мировоззрением. Мне как педагогу СПО, руководителю группы приходится формировать новый коллектив – группу, в которой все индивидуумы. Лично я предпочитаю классические отношения, построенные на взаимопонимании, взаимоуважении, доверительных отношениях и главное на соблюдении педагогического такта. Я стараюсь своим примером прививать любовь к труду, поддерживать активную жизненную позицию. Я придерживаюсь принципа: « Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» Обучение химии и биологии служит общим целям образования и воспитания. Умение объяснять происходящие в природе процессы способствует формированию целостной научной картины мира, развитию творческой личности, которое может успешно продолжать свое образование, повышать свою квалификацию, участвовать в разработке новых технологий, изобретательстве, вносящая престиж своей профессии в обществе. Особое внимание уделяю междисциплинарными связям. Полученные знания по химии и биологии студенты могут применять при изучении специальных дисциплин. Таким образом, только интеграция профессиональной, социальной и личностной компетенций может обеспечить современному выпускнику среднего специального учебного заведения конкурентоспособность на рынке труда. Итак, работа учителя… Как много значит она для меня в моей жизни. Как много значат для меня мои ученики, ведь у каждого из них в душе есть колокольчик. Важно услышать его, чтобы он зазвенел нам в ответ.

Закончить свое повествование, я хотела бы следующими словами:

        Строгим и ласковым, мудрым и чутким, тем у кого седина на висках, тем кто недавно из стен институтских, тем кто считается в средних годах.

        Тем кто поведал нам тайны открытий, учит в труде добиваться побед, всем, кому городе имя- учитель, низкий поклон и горячий привет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник "Быть здоровым- значит быть счастливым!" для 3 класса (сценарий). Фирсова С.Н.

Спортивный праздник "Быть здоровым- значит быть счастливым!" для 3 класса (сценарий + презентация). Фирсова С.Н....

Эссе на тему: «Я и моя профессия» Анна Борисовна Мансурова, учитель истории и обществознания Гимназия 56 г. Томск.

«Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины». Протагор...

Эссе на тему "Я- учитель"

В данном материале я постаралась ответить на вопросы:Для чего я стала учителем начальных классов?Как поддержать ребенка, что бы добиться высокого качества обучения?...

Эссе для областного конкурса "Учитель года Дона-2019" на тему: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека"

Эссе для областного конкурса «Учитель  года Дона-2019»на тему: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Автор: Штенская Наталья Сергеевна,учитель рус...

Эссе на тему: "Я учитель здоровья"

Эссе на тему: "Я учитель здоровья"...

Эссе по теме: "Я-учитель"

Эссе по теме: "Я-учитель"...

Эссе «Портрет современного сельского учителя. Учитель-это звучит гордо?»»

Эссе «Портрет современного сельского учителя. Учитель-это звучит гордо?»»...