Лабораторная работа по физике по теме "Измерение ускорения свободного падения"
методическая разработка

Крастелёва Елена Васильевна

 Урок лабораторной работы формирует у  студентов навыки самостоятельной работы, работы в парах, взаимоконтролю и взаимопомощи. Данный урок позволяет прививать навыки работы с натуральными объектами, различным видам измерений, расчётов и определения погрешностей измерений.Тема требует от преподавателя  умения  правильно активизировать деятельность студентов, сконцентрировать внимание каждого на изучаемом материале, владения навыками проведения нестандартных типов уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_laboratornaya_rabota.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«АРМЯНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Методическая разработка урока

ДИСЦИПЛИНА: ОУДп.09 «ФИЗИКА»

Профессия: Слесарь по контрольно – измерительным приборам и автоматике

Направление подготовки (укрупненная группа) - машиностроение

Форма обучения - очная

Разработала и провела

преподаватель физики

Крастелёва Е.В.

Армянск

2018

СОДЕРЖАНИЕ

#1040;ннотация

2. Введение

3. Методика проведения урока

Общая характеристика урока

Дидактическое обеспечение урока

Материально-техническое обеспечение урока

Межпредметная интеграция

Внутрипредметная интеграция

Структура урока

4. Литературные источники

5. Приложения:

1. Презентация «Маятник Фуко»

2. Методическая карта для выполнения лабораторной работы.

3. Презентация урока.

#1040;ннотация

Методическая разработка данного урока (Тема 1, урок № 14 ««Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»») подготовлена для преподавания в группах 1 курса по профессии: «Слесарь по контрольно – измерительным приборам и автоматике», которые изучают физику и сдают промежуточную аттестацию в форме экзамена по дисциплине.

#1042;ведение.

Методическая разработка урока теоретического обучения предназначена для закрепления изученного теоретического материала, формирования умений и навыков обучающихся в условиях решения учебных и практических задач, для развития их коммуникативных универсальных компетенций в условиях работы в малых группах, для повышения интереса к дисциплине. Тема требует от преподавателя умения правильно активизировать деятельность студентов, сконцентрировать внимание каждого на изучаемом материале, владения навыками проведения нестандартных типов уроков.

Цели данной методической разработки:

-Раскрыть методику проведения урока лабораторной работы.

-Показать методику применения системно-деятельностного подхода, а именно работу в парах, что способствовует развитию навыков учебной самостоятельности, взаимообучения, ответственности за результаты работы, умений коллективной работы на результат.

Особое внимание следует уделить вопросам:

- понимание цели работы, умение формулировать цель;

- порядок выполнения работы.

Урок лабораторной работы формирует у студентов навыки самостоятельной работы, работы в парах, взаимоконтролю и взаимопомощи. Данный урок позволяет прививать навыки работы с натуральными объектами, различным видам измерений, расчётов и определения погрешностей измерений.

Данный урок – первая лабораторная работа по дисциплине на 1 курсе, на которой должны формироваться умения объяснять причинно-следственные связи, умений самостоятельно применять полученные знания, наблюдать и объяснять физические явления, понимать и интерпретировать эксперименты, проводить самостоятельные исследования. Этой целью и выбран метод проведения урока – работа в парах.

Урок проводится в кабинете физики. Материально-техническое, дидактическое обеспечение урока готовится заранее и устанавливается на столах студентов.

До проведения урока было дано задание подготовить презентацию одному из студентов «Маятник Фуко», остальным давалось домашнее задание в виде вопросов для повторения, сообщается форма проведения урока.

#1052;етодика проведения урока

Общая характеристика урока

Профессия: Слесарь по контрольно – измерительным приборам и автоматике

Дисциплина: Физика

Тема урока: Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»

Тип урока: Закрепление изученного теоретического материала.

Вид урока: практическое занятие

Вид контроля: текущий

Методы контроля знаний: устный опрос, взаимоконтроль, контроль заполнения таблицы, вывода к работе.

Образовательные:

1. Формировать умение рассчитывать ускорение свободного падения на Земле

2. Формировать умения объяснять причинно-следственные связи, умений самостоятельно применять полученные знания, наблюдать и объяснять физические явления, понимать и интерпретировать эксперименты, проводить самостоятельные исследования;

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к изучению предмета через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования.

2. Развивать навыки самостоятельной работы.

3. Развивать умение выделять главное, существенное, обогащать имеющиеся факты, логически излагать свои мысли.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру труда, культуру речи, культуру общения, умение слушать.

#1060;ормировать навыки аккуратности, дисциплинированности и усидчивости.

Методическая: Демонстрация интерактивных методов обучения при проведении урока практического занятия для закрепления знаний обучающихся с использованием элементов системно-деятельностного подхода.

Дидактическое обеспечение урока

- Методические карты по выполнению лабораторной работы (на каждого студента)

- Презентация урока

- Презентация «Маятник Фуко»

- Таблица определения погрешностей

- Инструкции по охране труда

-Таблица базовых понятий: математический маятник, ускорение свободного падения, время, длина, период колебания, частота колебания.

Материально-техническое обеспечение:

1. Штатив

2. Груз на нерастяжимой нити.

3. Линейка

4. Секундомер

Межпредметная интеграция.

1. Математика. Расчёт неизвестной величины по формуле.

2. ОП. 06. Основы автоматизации производства, раздел Стандартизация и метрология.

#1042;нутрипредметная интеграция

Тема #1050;инематика Урок №10 Свободное падение тел.

Тема 2. Законы механики Ньютона. Урок №4. Сила тяжести. Вес.

Структура урока

1. Организационный момент. (2 мин)

2. Актуализация знаний.(5мин)

3. Целеполагание (планирование работы и прогнозирование результатов). (6 мин)

4. Самостоятельная работа учащихся (практическая часть).(20 мин)

5. Анализ результатов, подведение итогов. (4 мин)

6. Домашнее задание, пояснения. (2 мин)

7. Рефлексия (1 мин)

Технологическая карта урока по физике

Организационная информация

Тема урока

Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения»

Предмет

Физика

Курс, группа

Курс 1, группа 84

Автор урока (ФИО, должность)

Крастелёва Елена Васильевна, учитель физики высшей квалификационной категории

Методическая информация

Тип урока

Закрепление изученного теоретического материала.

Форма проведения

Лабораторная работа.

Технологии

Исследовательская, работа в парах.

Цели урока

Образовательные :

1 Формировать умение рассчитывать ускорение свободного падения на Земле

2. Формировать умения объяснять причинно-следственные связи, умений самостоятельно применять полученные знания, наблюдать и объяснять физические явления, понимать и интерпретировать эксперименты, проводить самостоятельные исследования;

Развивающие:

1 Развивать познавательный интерес к изучению предмета через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования.

2 Развивать навыки самостоятельной работы.

3. Развивать умение выделять главное, существенное, обогащать имеющиеся факты, логически излагать свои мысли.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру труда, культуру речи, культуру общения, умение слушать.

#1060;ормировать навыки аккуратности, дисциплинированности и усидчивости.

Оборудование:

1. Штатив 2. Груз на нерастяжимой нити. 3. Линейка 4. Секундомер

План урока

#1054;рганизационный этап

#1040;ктуализация знаний.

3. Целеполагание (планирование работы и прогнозирование результатов)

4. Самостоятельная работа обучащихся (практическая часть)

5. Анализ результатов, подведение итогов.

8. Домашнее задание, пояснения.

9. Рефлексия

Планируемый результат:

Умения пользоваться методами научного исследования явлений природы.
Проводить наблюдения, обрабатывать результаты измерения.
Кратко и точно отвечать на вопросы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. (2 мин)

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Фиксация отсутствующих.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

2. Актуализация знаний.(5мин)

Прежде чем мы озвучим цель и тему урока, давайте вспомним (вопросы):

- Что называют математическим маятником (маятником Фуко)

- Что называют ускорением свободного падения?

(Предполагаемый ответ: Ускорение свободного паденияускорение, придаваемое телу силой тяжести, при исключении из рассмотрения других сил).

- Какое ускорение свободного падения на планете Земля?

(9,8м/с2)

-Отличается ли ускорение свободного падения на других планетах Солнечной системы от земного?

(Предполагаемый ответ: На всех планетах ускорение разное, см таблицу)

Ответы на вопросы.

Привлечение студентов к обсуждению ответов.

3. . Целеполагание (планирование работы и прогнозирование результатов). (6 мин)

Преподаватель делает фронтальный опрос, подводя студентов к формулированию цели работы, а также к планированию своей самостоятельной деятельности.

-Какова цель нашего урока сегодня?

-Какими измерительными приборами вы будете пользоваться?

-Что называют полным колебанием?

-Какие величины будут нужны для вычисления g?

- Сколько раз нужно сделать измерения?

- Как определить среднее значение времени колебания tср?

- По какой формуле вычисляется период колебания T?

- Как вы будете вычислять ускорение свободного падения g?

Студенты сами формулируют цель урока (целеполагание), способы выполнения работы, планируют свои действия.

4. Самостоятельная работа учащихся (практическая часть).(20 мин)

Рекомендует приступить к работе. Консультирует пары, советует, помогает.

Самостоятельно в парах выполняют работу по намеченному плану, осуществляют самопроверку и взаимоконтроль.

5. Анализ результатов, подведение итогов.

(4 мин)

Вопрос: Какие результаты получены и к каким выводам приводят?

Студенты самостоятельно оценивают результаты работы. Делают выводы.

6. Домашнее задание, пояснения. (2 мин)

Повторить тему «Свободное падение тел»

Найти в интернете ускорение свободного падения на Луне и Марсе, определить период колебания на этих планетах.

Студенты записывают задание.

7. Рефлексия.

(1 мин)

Преподаватель проводит опрос по парам, которые выполняли работу.

Мы провели лабораторную работу.

1. У вас были затруднения?

2. Какое значение получили?

3. А какое должно было получиться?

4. Большая ли получилась погрешность?

5. Почему некоторые студенты получили неправильный результат?

Анализируют успехи и неудачи, предлагают способы их устранения.

Литературные источники

#1052;якишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред., Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. – 416 с.

2. (Электронная библиотечная система).

3. С. И. Кузнецов, К. И. Рогозин СПРАВОЧНИК ПО ФИЗИКЕ Профобразование Саратов • 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"

Программа разработана на основе Примерной программы и  в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж...

Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «ФИЗИКА». Лабораторная работа "Наблюдение интерференции и дифракции"

В работе представлено описание лабораторной работы "Наблюдение интерференции и дифракции" для студентов колледжа....

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА

Как известно, гравитационное поле Земли в любой точке ее поверхности характеризуется ускорением свободного падения g. Ускорение  свободного падения можно определить экспериментально с помощью мат...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах»

Тема занятия «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.»Образовательная технология: проблемного обучения, проектная технология развития критического мышления.Вид занят...

Свободное падение тел

Урок введения нового материала...

Опорный конспект на тему: Свободное падение

Опорный конспект по физике для обучающихся с нарушением зрения...