Роль писателя Л.Н. Толстого в математике
проект
Значительное место занимает математика в жизни, произведениях и практической деятельности гениального русского писателя Л.Н. Толстого. К математике писатель часто обращался в своих произведениях, дневнике, записных книжках, беседах с близкими. Математические понятия Л.Н.Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledavatelskaya_rabota_l.n.tolstoy.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Люди и эпоха»
Город Мариинский Посад
Направляющая организация Мариинско-Посадский технологический техникум Минобразования Чувашии
Ф.И.О. студента Пироженко Михаил Сергеевич, I курс группа №12
Роль писателя Л.Н. Толстого в математике.
У меня есть целый мир знаний математических, естественных,
языка и поэзии, передать которые у меня не достаёт времени.
Л. Н. Толстой
Введение
Мною выбрана эта тема «Роль писателя Л.Н. Толстого в математике» и писатель Л.Н. Толстой потому, что его личность, отношение к жизни, к поиску своего места в ней, наиболее близки мне. Изучение его жизни и творчества – идеальный путь самовоспитания.
Значительное место занимает математика в жизни, произведениях и практической деятельности гениального русского писателя Л.Н. Толстого. К математике писатель часто обращался в своих произведениях, дневнике, записных книжках, беседах с близкими. Математические понятия Л.Н.Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине.
Актуальность: увидеть за словом число, за сюжетом - формулу и доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков.
Проблема исследования: изучить, каким образом математика и арифметика Л.Н.Толстого будет способствовать развитию математики как науки.
Объект исследования: биография и произведения Л.Н. Толстого
Предмет исследования: взаимосвязь личной жизни и творчества Л.Н. Толстого в математике.
Цель исследования: показать роль достижений Л.Н. Толстого и его личную роль в развитии математики как науки.
Задачи исследования:
1. Изучить автобиографию Л.Н. Толстого.
2. Выявить ведущие линии его бытия: творческую и математическую.
3. Найти математические задачи в литературных произведениях.
4. Разобрать решение отобранных задач.
5. Провести анализ полученных в ходе решения результатов.
6. Показать роль достижений Л.Н. Толстого в развитии математики как науки и их практическое применение.
Гипотеза: многие поэты и писатели всё-таки являются математиками в душе.
Методы исследования: анализ научно-популярной и художественной литературы,
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме, анализ и решение, сравнение результатов с реальной действительностью.
Ключевые слова: математические задачи, математические понятия, математические рассуждения.
Основная часть
Глава 1. Краткая биография
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении матери Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду.
Спустя несколько лет умерла мать. После смерти матери, осиротевших детей взяла на воспитание дальняя родственница Т.А. Ергольская.
В 1837 году семья, в которой воспитывался будущий писатель, переехала в Москву, но вскоре произошла трагедия – скончался отец, оставив дела в плохом состоянии. В Москве Лев Толстой оставался до 1840 года. В этом году умерла графиня А. М. Остен-Сакен и детей переселили в Казань к сестре отца П. И. Юшковой.
В 1843 году Толстой поступил в Казанский университет. Там до 1847 года Лев Толстой готовился к поступлению на единственный в России Восточный факультет по направлению арабско-турецкой словесности.
Весной 1847 года Лев Николаевич бросает университет и уезжает в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «написать диссертацию и достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи». В 1851 году уехал в армию на Кавказ, где в то время служил его старший брат.
Осенью в 1851 году стал юнкером 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром. Вскоре Л.Н. Толстой стал офицером. Когда в конце 1853 года началась Крымская война Лев Николаевич перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице и Силистрии. С ноября 1854 года по август 1855 года участвовал в обороне Севастополя. После штурма 27 августа 1855 года Лев Николаевич Толстой был отправлен в Петербург. В начале 1857 года Толстой отправляется за границу. В разъездах по Германии, Швейцарии, Англии, Италии, Франции он проводит полтора года.
В сентябре 1862 года Лев Николаевич Толстой женился на 18-летней Софье Андреевне Берс. За 17 лет совместной жизни у них родилось 13 детей, трое из которых умерли в детстве.
10 ноября 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну, но по дороге сильно заболел. 20 ноября 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги Лев Николаевич Толстой умер.
Глава 2. Математика Л.Н.Толстого
Как известно, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой организовал в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и увлекался преподаванием начальной математики и проявлял интерес к математической науке. Он размышлял над понятием числа, мнимой единицы, бесконечно больших и бесконечно малых.
Прочитав роман о женщине-математике из Александрии «Гипатия», рекомендовал переиздать его на русском языке.
Для учащихся он написал и издал «Азбуку», в которой есть раздел «Арифметика».
Проанализировав преподавание начальной математики в школах, Толстой пришёл к выводу: «Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении» и написал учебник «Арифметика» в двух частях с указаниями для учителя.
Предметом особого увлечения Л.Н. Толстого были математические задачи, занимательные задачи или задачи с неожиданными, нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их членам семьи, знакомым, гостям. Одна из любимых задач писателя была про косцов. Он был в восторге от графической иллюстрации её решения.
Задача №1. «Задача про косцов». Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня вся артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру, вторая же половина артели косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, который один косарь скосил за день. Сколько косцов было в артели? Ответ: 8 косцов.
Авторство этой задачи приписывают Льву Толстому, который придумал ее для учеников второго класса церковно-приходской школы. На сайтах относительно этой задачи такой вот текст: «сейчас ее правильно могут решить только 30% старшеклассников, только 20% студентов вузов и только 10% работников банков». Меня заинтересовала эта информация, и мною было проведено своё исследование. Эту задачу мы, члены кружка «Юный математик», решили 7 методами и 11 способами и предложили студентам своего техникума группам №11,12,21,22,23 и получили следующие результаты: 1 способом решили 28 студентов из 101, что составляет 28%, 2 способами - 3%.
Задача№2. «Фальшивые деньги».
Покупатель выбрал в магазине шапку стоимостью в 10 рублей и дал продавцу двадцатипятирублёвку. У него не оказалось сдачи, и он послал полученную двадцатипятирублёвку для размена в соседнюю лавку. Покупатель получил шапку и 15 рублей сдачи. Когда покупатель ушёл, пришёл сосед купца, который сказал, что двадцатипятирублёвка фальшивая. Первый купец вернул соседу 25 рублей.
Вопрос: Сколько хозяин магазина понёс в этом деле убытку? Ответ: 25 р.
Хочется заметить, что задача актуальна и в настоящее время. Фальшивые деньги не перевелись. По телевизору частенько можно услышать о подделке и сбыте денежных купюр.
К математике писатель часто обращался в своих произведениях, дневнике, записных книжках, беседах с близкими. Математические понятия Л.Н.Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них: «Все люди так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии»; «Ценность жизни обратно пропорциональна квадрату расстояния ее до смерти»; «Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству». В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н.Толстой говорил: «У этого человека слишком велик знаменатель».
Есть математические рассуждения и в рассказе Л.Н.Толстого «Много ли человеку земли нужно», где крестьянину отводилось столько земли, сколько он успевал обежать в течение одного дня. И на занятиях математического кружка мы также рассматривали по какому контуру ему выгоднее было бежать? По квадратному, шестиугольному (правильный шестиугольник) или по кругу. Указание: при равенстве периметров этих фигур, какая имеет большую площадь?
В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые обычно не обращают внимания, так как они для читателя не главное. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но эти задачи иногда настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить.
Задача №3. Рассказ «Галка и кувшин». Мною прочитан забавный рассказ Л.Н.Толстого о догадливой галке, основанный на старинной легенде. Эта старинная легенда повествует о галке, страдавшей от жажды и нашедшей кувшин с водой. Воды в кувшине было мало, клювом ее не достать, но галка будто бы сообразила, как пособить горю: она стала кидать в кувшин камешки. В результате этой уловки уровень воды поднялся до краев кувшина, и галка могла напиться.
По этой задаче мы провели собственное исследование.
Выводы по эксперименту:
1) если вода стояла ниже половины высоты кувшина или вода занимала половину высоты кувшина, - галке не удалось бы напиться. (Но, по-моему, галке можно было опрокинуть кувшин, к тому же кувшин обычно раздут в средней части. Вода не полностью разлилась бы. Можно было бы напиться.)
2) если вода стояла выше половины высоты кувшина, - галка бы напилась.
Заключение:
В моей исследовательской работе раскрыты факты счастливого соединения художественного и математического таланта, наблюдаемого у Л.Н.Толстого. Читая художественные произведения, я встречал в них элементы математики. («Много ли человеку земли надо», «Галка и кувшин»).
Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.
Через поиск и решение математических задач в литературных произведениях и сравнение полученных решений с авторскими, я, повторяя сказанное выше, хотел показать, что «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Для этого:
- была изучена биография Л.Н.Толстого;
- были подобраны для исследования отрывки из художественных произведений, в которых рассматривались или были представлены различные математические задачи или ситуации, связанные с этой наукой;
- выполнено решение подобранных задач;
- проведено сопоставление полученных в данном исследовании решений задач с решениями, представленными авторами литературных произведений.
В заключение я хочу напомнить, что Л.Н. Толстого часто применял в речи выражения, связанные с математикой, для отражения характера людей и сравнения.
Эпоха Л.Н.Толстого | Творческая деятельность в литературе | Заслуги в математике |
Эпоха Л.Н. Толстого - достаточно трудное, неспокойное, время освободительного движения, смены культурных эпох и ориентиров. | Из написанного Львом Толстым сохранилось 174 его художественных произведения, в том числе незавершённые сочинения и черновые наброски. Сам же Толстой считал вполне законченными произведениями 78 из своих работ; только они печатались при его жизни и входили в собрания сочинений. Остальные 96 его работ оставались в архиве самого писателя, и только после его смерти они увидели свет. | 1.Лев Николаевич размышлял над понятием числа, мнимой единицы, бесконечно больших и бесконечно малых. 2.Прочитав роман о женщине-математике из Александрии «Гипатия», рекомендовал переиздать его на русском языке. 3.В 1874 г. издан обновлённый вариант учебника «Арифметика». 4. Лев Николаевич впервые применил наглядные иллюстрации для показа возможных различных способов выполнения одного и того же задания. 5.Рекомендуемая Л. Н. Толстым методика изучения десятичных дробей до обыкновенных, по существу, мало отличается от той, которая принята в нашей школе после введения новых программ. 6. Л.Н. Толстой впервые нашел вполне доступное для учащихся изложение признаков делимости на 2,3,4,5,6,7,8,9. 7.Идеи Л.Н. Толстого о совместном изучении арифметики и начальной алгебры, о нецелесообразности чрезмерного дробления изучаемых фактов, об одновременном изучении сложения и вычитания, умножения и деления, о роли задач в обучении, о предъявлении повышенных требований к методике повторения пройденного плодотворно разрабатываются и в наше время. 8. Совершенно новым для школы было введение в курс арифметики раздела «Разные счисления». 9.В 1913 г. после смерти великого писателя, с разрешения С.А. Толстой «Арифметика» была вновь напечатана двумя издателями. |
Вывод: Талантливые люди талантливы во всём. Лев Толстой внес значительный вклад в математику как науку.
Литература:
Глейзер Г.И. «История математики в школе, IV – VI классах», изд.Просвещение, М., 1981, с.240.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», изд.Просвещение, М., 1996, с.320.
http://history-math.blogspot.ru/2012/09/blog-post.html История математики
https://sites.google.com/site/matematikailiteratura/kozagalanterea/arifmetika-lva-tolstogo Арифметика Льва Толстого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель»
Методическая разработка урока по теме: « По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой- человек, мыслитель, писатель» по предмету: «Русская литература 19 века» может быть использована пре...
Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....
Роль математики в медицине
Математика имеет важное значение в медицине, о котором возможно многие и не догадывались. Расчеты, формулы, выведение лекарственных доз, всё это происходит с помощью математики. Роль математики в меди...
Роль математики в медицине
Курируемый проект "Роль математики в медицине" участвовал в городском конкурсе по математике "М+М" для студентов 1-х курсов медицинских колледжей.Студенты, подготовившие данный про...
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В статье рассматривается роль математики в современном мире....
Изучение творчества Л.Н.Толстого. Очерк жизни писателя.
Раскрытие своеобразия характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развитие интереса к изучению творчества писателя....
МЕСТО И РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Роль математического образования в профессиональной подготовке медицинских работников значима. Современный этап развития общества характеризуется качественным изменением деятельности медицинског...