Роль математики в медицине
творческая работа учащихся на тему
Курируемый проект "Роль математики в медицине" участвовал в городском конкурсе по математике "М+М" для студентов 1-х курсов медицинских колледжей.
Студенты, подготовившие данный проект, были отмечены сертификатами участников конкурса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014._gor._kon._mm._proekt_rol_matematiki_v_meditsine.docx | 53.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Центр профессиональной подготовки кадров и последипломного образования Департамента здравоохранения города Москвы»
Проектно-исследовательская работа студентов
ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2»
Доклад-выступление
на городском конкурсе по математике «М+М» для студентов I курсов ГБОУ СПО МК/МУ ДЗМ
Тема: «Роль математики в медицине»
Москва 2014 год
Составители: студенты ГБОУ СПО «МК № 2 ДЗМ»: Плотникова Д.М. (гр. № 101), Киселев А.П. (гр. № 111) | |
Куратор проекта: | Мерзлякова О.В., преподаватель I квалификационной категории ГБОУ «ЦППК и ПО ДЗМ» |
Содержание
Введение | 4 |
I. Информационный блок. Применение математических методов в различных областях медицины. | 4 |
II. Практические математические задачи, используемые в медицине. | 8 |
2.1. Проценты в анатомии и физиологии | 8 |
2.2. Пропорции в медицинской практике | 9 |
2.3. Объём, меры объёма. | 9 |
2.4. Задачи медицинской статистики | 10 |
2.5. Использование средних величин в медицине и здравоохранении | 11 |
III. Проектно-исследовательская часть работы | 12 |
IV. Блок решения практических задач. | 13 |
4.1. Задачи на пропорции | 10 |
4.2. Разведение растворов | 14 |
4.3. Задачи на вычисления | 14 |
4.4. Задачи на среднее арифметическое | 16 |
V. Вывод | 16 |
VI. Заключение. | 17 |
VII. Список используемой литературы. Список интернет-сайтов | 18 |
«Человек, не знающий математики,
не способен ни к каким другим наукам»
Роджер Бэкон
Введение
Цель работы:
выявление возможности применения различных методов учебной дисциплины «Математика» при решении медицинских задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать умения и навыки самостоятельного поиска информации и работы с ней;
- проанализировать темы учебной дисциплины «Математика», которые применяются в медицине.
Предмет исследования: возможности применения различных тем учебной дисциплины «Математика» в медицине.
- Информационный блок
- Применение математических методов в различных областях медицины.
Математика применяется во многих областях жизни при анализе различных ситуаций. На первый взгляд, медицина и математика могут показаться несовместимыми областями человеческой деятельности. Математика, по общему признанию, являющаяся "царицей" всех наук, решает проблемы химии, физики, астрономии, экономики, социологии и многих других наук. Медицина же, долгое время развиваясь "параллельно" с математикой, оставалась практически неформализованной наукой.
Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая языковые средства другим наукам.
Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.
2. Какие же знания из учебной дисциплины Математика используются в медицине.
2.1. В обязанности медицинского работника при различных обстоятельствах входит:
- измерение температуры тела больного,
- измерение артериального давления,
- расчет в зависимости от веса больного правильной дозировки лекарственных средств
- чтобы вводить лекарственные препараты, необходимо рассчитать концентрацию раствора и лекарственное вещество развести перед инъекцией.
2.2. Различные области математики применяются:
- в биологии и медицине, таксономии, экологии, теории эпидемии, генетике, медицинской диагностики и организации медицинской службы. В том числе, методы классификации в применении к задачам биологической систематики и медицинской диагностики, распространения эпидемии и роста численности популяции, модели генетического сцепления, использованию методов исследования операций в организационных вопросах, связанных с медицинским обслуживанием. Существенно, важен вопрос о том, в каких областях медицины применима математика.
В медицинских образовательных учреждениях роль математики неприметна, поскольку во всех случаях на первый план, естественно, выдвигаются медицинские и клинические дисциплины, а теоретические, в том числе математика, отодвигаются на задний план, как предмет базового образования.
При этом не учитывается, что математизация здравоохранения в мировом пространстве происходит стремительно, вводятся новые технологии и методы, основанные на математических достижениях в области медицины.
Любой врач или медицинский работник подтвердит, что не раз вспоминал и использовал ту же таблицу умножения или правила подсчёта рациональных чисел.
- Математические методы широко применяются в медицине:
- для того, чтобы грамотно прочитать обычную кардиограмму;
- без знания азов математики нельзя быть докой в компьютерной технике, использовать возможности компьютерной томографии. Ведь современная медицина не может обходиться без сложнейшей техники;
- в настоящее время широко применяются математические методы в биофизике, биохимии, генетике, физиологии, медицинском приборостроении, создании биотехнических систем;
- развитие математических моделей и методов способствует:
- расширению области познания в медицине;
- появлению новых высокоэффективных методов диагностики и лечения, которые лежат в основе разработок систем жизнеобеспечения;
- созданию медицинской техники;
5) в последние годы активное внедрение в медицину методов математического моделирования и создание автоматизированных, в том числе и компьютерных систем, существенно расширило возможности диагностики и терапии заболеваний.
- Большое место в современной медицине занимает математическая статистика.
Статистика (от латинского status — состояние дел) - изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.
Вначале статистика применялась в основном в области социально-экономических наук и демографии, а это неизбежно заставляло исследователей более глубоко заниматься вопросами медицины.
Основателем теории статистики считается бельгийский статистик Адольф Кетле (1796-1874). Он приводит примеры использования статистических наблюдений в медицине: два профессора сделали любопытное наблюдение относительно скорости пульса - они заметили, что между ростом и числом пульса существует зависимость. Возраст может влиять на пульс только при изменении роста, который играет в этом случае роль регулирующего элемента.
Число ударов пульса находится, таким образом, в обратном отношении с квадратным корнем роста. Приняв за рост среднего человека 1,684 м, они полагают число ударов пульса равным 70. Имея эти данные, можно вычислить число ударов пульса у человека какого бы то ни было роста.
Самым активным сторонником использования статистики был основоположник военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов. Еще в 1849г., говоря об успехах отечественной хирургии, он указывал: «Приложение статистики для определения диагностической важности симптомов и достоинства операций можно рассматривать как важное приобретение новейшей хирургии».
Прошли те времена, когда применение статистических методов в медицине ставилось под сомнение. Статистические подходы лежат в основе современного научного поиска, без которого познание во многих областях науки и техники невозможно. Невозможно оно и в области медицины.
Медицинская статистика должна быть нацелена на решение наиболее выраженных современных проблем в здоровье населения. Основными проблемами здесь, как известно, являются необходимость снижения заболеваемости, смертности и увеличения продолжительности жизни населения. Соответственно, на данном этапе основная информация должна быть подчинена решению этой задачи.
- Математика широко применяется в кардиологии.
Современные приборы позволяют врачам «видеть» человека изнутри, правильно устанавливать диагноз и назначать эффективное лечение. Созданием таких приборов занимаются инженеры, использующие аппарат физико-математических исследований. Ритмы сердца и движение математического маятника, рост бактерий и геометрическая прогрессия, формула ДНК - все это примеры применения математических расчетов в медицине.
- Чтобы решить задачу о наследственности,
нужно использовать знания из области комбинаторики, благодаря которым можно просчитать различные варианты распределения хромосом, количество таких вариантов и другую нужную информацию.
Если, например, необходимо сделать программу, которая, исходя из симптомов болезни, полуавтоматически поможет выбрать подходящий способ лечения, то это - самое что ни на есть прямое применение математики в медицине. Поскольку для этого вначале строится математическая модель, т.е. "модель человека", описанная языком математики.
Как известно, математику очень часто называют «царицей всех наук». Это название не случайно. С математикой мы встречаемся ежедневно, даже не осознавая этого. Начиная с самого утра, когда нужно рассчитать, сколько воды потребуется для чашки чая или во сколько нужно выйти из дома, чтобы не опоздать в школу, в институт или на работу, и заканчивая тем, сколько денег потребуется для покупки тех или иных товаров в магазине, сколько остановок нужно проехать, чтобы попасть по месту назначения и т.д. Таким образом, математика необходима всем и каждому хотя бы для того, чтобы ориентироваться в современном мире.
Но сегодня мы говорим о математике, непосредственно связанной с медициной.
Работая над нашим исследованием, мы заметили, что значимое место в медицине занимают вычисления, проценты, пропорции и объём.
II. Практические математические задачи, используемые в медицине.
В настоящее время в медицине решаются множество математических задач таких, как:
1) задачи на проценты;
2) задачи на пропорции;
3) статистические вычисления;
4) задачи на математические вычисления.
2.1. Проценты в анатомии и физиологии.
Каждый человек имеет индивидуальные параметры, определяющие его физическое развитие: рост, вес, жизненная емкость легких и т. п., причем значения этих параметров могут сильно варьировать для некоторой группы людей, оставаясь при этом в пределах нормы. Указать среднее значение параметра физического развития (значение в норме) позволяет математическое понятие - «процент».
Например, в организме человека насчитывается 400-600 мышц. У новорожденного масса мышц составляет 20-22% от общего веса тела, масса мышц у мужчин составляет 40-45%, у женщин (в возрасте 22-25 лет) – 30% от массы тела; в пожилом возрасте отмечается постепенное уменьшение массы мускулатуры до 25-30%. Сердце человека весит 300 г., это примерно 0,4-0,5% веса всего тела. 85% энергии сердца расходуется на продвижение крови по артериолам и капиллярам и только 15% – на продвижение по крупным и средним артериям и венам.
2.2 Пропорции в медицинской практике
Одна из основных задач фармакологии – разработка лекарственных препаратов, помогающих в борьбе с тем или иным заболеванием.
Фармацевты, опытным путем, используя теоретическое знание, составляют растворы лекарственных веществ в таких пропорциях, чтобы оказать помощь организму человека, и в то же время, не нанести вред.
В медицинской практике врачи следят за тем, сколько и когда надо давать лекарства больному. В правильных дозах лекарство даёт лечебный эффект, в меньших – оно бесполезно, а в больших – приносит вред. При изготовлении лекарств тоже соблюдаются пропорции. Здесь необходима точность, так как при нарушении пропорций, составляющих лекарство ингредиентов, может получиться не лекарство, а яд.
Пропорция — это равенство двух отношений. С помощью букв пропорцию записывают так: а/b = с/d
Читают: «a относится к b, как c относится к d» или «отношение a к b равно отношению c к d».
Числа a и d называют крайними членами пропорции, числа b и c — средними членами пропорции. Основное свойство пропорции:
Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.
Отсюда следует, что a*d = b*c
Таким образом, если в пропорции поменять местами крайние члены или средние члены, то получим новые верные пропорции.
2.3. Объём, меры объёма.
— количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т. п.
Единица измерения объёма в СИ — кубический метр; от неё образуются производные единицы, такие как кубический сантиметр, кубический дециметр (литр) и т. д. В разных странах для жидких и сыпучих веществ используются также различные внесистемные единицы объёма — галлон, баррель.
Меры объема:
КОЛИЧЕСТВО МЛ В ЛОЖКЕ:
1 ст.л. – 15 мл
1 дес.л. – 10 мл
1 ч.л. – 5 мл
КАПЛИ:
1 мл водного раствора – 20 капель
1 мл спиртового раствора – 40 капель
1 мл спиртово-эфирного раствора – 60 капель
2.4. Задачи медицинской статистики
Медицинская статистика является методом социальной диагностики, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья населения страны, региона и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изучения не отдельных, единичных, а массовых явлений, с целью выявления их общих закономерностей.
Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.
В медицине статистика - ведущий метод, так как:
1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений
2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения
3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий
4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их
5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.
В основе санитарной статистики лежат объективные законы действительности:
1) закон больших чисел - закономерности, присущие явлению, наиболее четко проявляются при большом числе наблюдений;
2) теория вероятности - в основе выборочных методов исследования; суть: создание одинаковых условий быть отобранным и изученным;
3) каждое крупное учреждение имеет кабинет статистики.
2.5. Использование средних величин в медицине и здравоохранении:
1) для оценки состояния здоровья — например, параметров физического развития (средний рост, средний вес, средний объем жизненной емкости легких и др.), соматических показателей (средний уровень сахара в крови, средний пульс, средняя СОЭ и др.);
2) для оценки организации работы лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений, а также деятельности отдельных врачей и других медицинских работников (средняя длительность пребывания больного на койке, среднее число посещений за 1 ч. приема в поликлинике и др.);
3) для оценки состояния окружающей среды.
В медицинских исследованиях из средних величин наиболее часто используется среднее арифметическое. В то же время, у больных людей значения многих физиологических параметров имеют асимметричное распределение, ввиду того, что изменяются в сторону увеличения или уменьшения под влиянием заболевания. Поэтому для характеристики центральной тенденции их распределения помимо среднего арифметического используется медиана, мода и размах ряда величин.
Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество. Среднее арифметическое является важной характеристикой ряда чисел.
- Проектно-исследовательская часть работы.
С целью выявления наиболее частой причины обращения студентов колледжа к доктору, были изучены записи в амбулаторном журнале в течение недели. Эти данные оформлены в виде таблицы:
№ | Причина обращения | Кол-во обращений | % от общего кол-ва обращений |
1 | Температура | 54 | 35 |
2 | Головная боль | 27 | 17 |
3 | Боли в животе | 20 | 13 |
4 | Ушиб | 12 | 7 |
5 | Расстройство ЖКТ | 7 | 4 |
6 | Зубная боль | 7 | 4 |
7 | Сахарный диабет | 2 | 1,3 |
8 | Носовое кровотечение | 6 | 3,9 |
9 | Другие причины | 18 | 12 |
| Всего: | 153 |
|
На основании статистических данных делаем вывод:
- наиболее частая причина обращений учащихся к медицинскому работнику в данный период является - температура;
- на втором месте - головная боль;
- на третьем месте – боли в животе.
Наше наблюдение подтверждает необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных против распространения эпидемии гриппа и ОРВИ.
- Блок решения практических задач.
- Задачи на пропорции:
Акушерство и гинекология
Задача №1
Шоковый индекс равен отношению пульса к систолическому давлению. Определить шоковый индекс, если пульс – 100, а систолическое давление – 80
Решение:
Для определения шокового индекса необходимо значение пульса разделить на значение систолического давления:
100:80=12,5
Ответ: шоковый индекс равен 12,5
Задача № 2
Определите кровопотерю в родах, если она составила10% ОЦК, при этом ОЦК составляет 5000 мл.
Решение:
для определения кровопотери в родах, необходимо найти,сколько составляет 10% от 5000. Для этого воспользуемся формулой 10%: 100 * 5000 = 500
Ответ: кровопотеря в родах 500 мл.
Педиатрия
Задача № 1
Физиологическая убыль массы новорожденного ребенкав норме до 10%. Ребенок родился с весом 3.500, а на третьи сутки егомасса составила 3.300. Вычислить процент потери веса.
Решение:
Для решения данной задачей воспользуемся формулой.Потеря веса на третьи сутки составила 3500-3300=200 грамм. Найдем,сколько процентов 200г составляет от 3.500г., для этого воспользуемсяформулой
200/3500*100=5,7%
Ответ: физиологическая убыль массы в норме и составила 5,7%
- Разведение растворов
Задача№1.
Во флаконе ампициллина находится 0,5 сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества.
Решение:
при разведении антибиотика на 0,1 г сухого порошка берут 0,5 мл растворителя, следовательно, если,0,1 г сухого вещества – 0,5 мл растворителя0,5 г сухого вещества - х мл растворителяполучаем:
х =0,5× 0,5 /0,1= 2,5 мл
Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества, необходимо взять 2,5 мл растворителя.
- Задачи на вычисления
Педиатрия
Задача №1
Ребенок родился ростом 51 см. Какой ростбыть у него в 5 месяцев (5 лет)?
Решение:
Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет : в I четверть (1-3 мес.) по 3 см за каждый месяц, во II четверть (3-6 мес.) - 2,5см, в III четверть (6-9мес.) – 1,5 см и в IV четверть (9-12 мес.) – 1,0 см.
Рост ребенка после года можно вычислить по формуле: X = 75 + 6n,
где 75 - средний рост ребенка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребенка.
Рост ребенка в 5 месяцев: 51+3*3+2*2,5= 65 см.
Рост ребенка в 5 лет: 75+6*5=105 см
Сестринское дело
Задача№1.Определите цену деления подигольного конуса до цифры «1» - 10 делений.
Решение:
Для определения цены деления шприца, необходимо цифру«1» разделить на количество делений 10.1/10=0,1 мл.
Ответ: цена деления шприца равна 0,1 мл.
Задача № 2.
Определите цену деления шприца, если от подигольного конуса до цифры «5» - 10 делений.
Решение:
Для определения цены деления шприца необходимо цифру«5» разделить на количество делений 10.
5/10=0,5мл.
Ответ: цена деления шприца равна 0,5 мл.
Задача№3.
Определите цену деления подигольного конуса до цифры «5» - 5 делений.
Решение: Для определения цены деления шприца, необходимо цифру «5» разделить на количество делений 5, т.е. 5/5=1мл.
Ответ: цена деления шприца равна 1 мл.
- Задачи на среднее арифметическое:
Задача№1
В травматологический пункт в течение месяца ежедневно обращалось следующее число больных:
Определите среднее число обращений больных в течение дня.
(9+11+7+12+15+18+21+16+23+20+16+25+22+21+17+26+19+16+18+21+20+12+17+16+18+15+15+17+19+24)/30=17,5, отсюда следует, что в сутки было приблизительно 18 обращений.
Задача№2
Рост родившихся в течение недели 15 детей, составил следующую совокупность (см):
50 | 52 | 51 | 49 | 53 | 51 | 55 | 49 | 50 | 54 | 53 | 48 | 52 | 55 | 54 |
Определите средний рост детей.
(50+52+51+49+53+51+55+49+50+54+53+48+52+55+54)/15= 51,73, значит, средний рост 15 родившихся за неделю детей приблизительно равен 52 см.
- ВЫВОД:
- Математика широко применяется в кардиологии. Современные приборы позволяют врачам «видеть» человека изнутри, правильно устанавливать диагноз, назначать эффективное лечение. Такие приборы создают инженеры, пользующиеся исследованиями физико-математических дисциплин. Ритмы сердца и движение математического маятника, рост бактерий и геометрическая прогрессия, формула ДНК - все это примеры применения математических расчетов в медицине.
- Год от года расширяется сфера использования вычислительных машин. С их помощью, а также при содействии телевидения стала возможной передача на расстояние электрокардиограмм тяжелобольных в центр и консультация специалистов. Разрабатываются специальные программы по диагностике заболеваний на расстоянии. Цифровые осциллографы Аппарат для снятия ЭКГ. В медицинской практике используются математические модели для компьютерного анализа кардиограмм и распознавания болезней сердца.
- Математика играет одну из главных ролей при создании и применении лекарств. Лечебный эффект лекарства зависит не только от вида составляющих, но и от пропорций, в которых они входят в него. Фармацевт должен уметь решать задачи на пропорцию и концентрацию растворов. На упаковке лекарства мы можем прочитать состав и количественные показатели ингредиентов, активных веществ, указания о норме и времени приема лекарства – и это тоже математика.
- Математика тесно связана с педиатрией. Ведь с математики начинается все. Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес. Многие не знали, что кормление ребёнка требует подсчёта формул. Или то, что есть формулы подсчёта давления у новорождённого ребёнка. Сколько должен ребенок весить при определенном росте, какое должно быть давление, какой рацион питания применять.
Мы рассмотрели далеко не все области применения математики:
- на многих знакомых нам медицинских приборах и аппаратах мы увидим шкалы – на градуснике, тонометре, ростомере, весах, шприцах, пробирках для взятия анализов крови;
- также, в медицине очень много математических формул:
- для расчета пульсового давления;
- подбора линзы при замене хрусталика;
- во введении жидкости и электролитов больным с дегидратацией и др.
- Заключение.
В медицине без математики шагу не ступить:
- численные соотношения;
- учёт дозы и периодичности приёма лекарств;
- численный учёт сопутствующих факторов, таких как: возраст, физические параметры тела, иммунитет;
- элементарная математика медикам просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы.
Роль математики в медицине заключается в построении и анализе количественных математических моделей, в исследовании структур, подчинённых формальным законам. Обработка и анализ экспериментальных результатов, построение гипотез и применение научных теорий в практической деятельности требует использования математики.
Когда-то математики пришли в медицину с наивным представлением, что они легко вникнут в наши симптомы и помогут улучшить диагностику. С появлением первых ЭВМ будущее представлялось просто замечательным: заложил в компьютер всю информацию о больном и получил такое, что врачу и не снилось. Казалось, что машина может всё. Но поле математики в медицине предстало огромным и невероятно сложным, а её участие в диагностике вовсе не простым перебором и компоновкой многих сотен лабораторных и инструментальных показателей.
На основе выше изложенного, можно сказать, что медицинская наука, конечно, не поддаётся формализации, но огромная эпизодическая роль математики в медицине несомненна. Все медицинские открытия должны опираться на численные соотношения.
Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы. Каждый медицинский работник должен отметить для себя значение математики. И понять, что не только в работе, но и в повседневной жизни эти знания важны и намного упрощают жизнь.
- Список используемой литературы
- Математика в биологии и медицине .Н.Бейли/ 2013г.
- Математическая статистика в медицине В. А. Медик, М. С. Токмачев 2013
- Математическое моделирование в медицине и биологии на основе моделей механики сплошных сред. Петров И.Б. // ТРУДЫ МФТИ, 2012, ТОМ 1, №1
- Пособие по математике. Руденко В.Г., Янукян Э.Г. Пятигорск 2012г
- «Детские болезни». Святкина К.А., Белогорская Е.В., - М.: Медицина, 2012г.
Список интернет-сайтов
- http://kursak.net/referat-na-temu-matematika-i-medicina-2/
- Википедия
- https://videouroki.net/razrabotki/material-na-temu-mesto-i-rol-matematiki-v-meditsine.html
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/17891/Математические
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка защиты проекта "Роль физики в медицине"
Цель данной методической разработки и проекта:· показать студентам, что физика является теоретической базой современной медицинской техники; ·...
Роль математики в медицине
Математика имеет важное значение в медицине, о котором возможно многие и не догадывались. Расчеты, формулы, выведение лекарственных доз, всё это происходит с помощью математики. Роль математики в меди...
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В статье рассматривается роль математики в современном мире....
Методичка "Математика в медицине"
Разработана на основе опыта преподавания в медецинском колледже...
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И Роль информатики в медицине
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И Роль информатики в медицине...
"Роль информатики в медицине"
В данном материале рассмотрены некоторые моменты использования знаний из области информатики в практической медицине....
Место и роль математики в медицине. Лекция.
Лекция для студентов 1 курса специальности Лечебное дело.Вводный материал перед изучением курса математики для студентов средних учебных заведений....