Статья
статья
Статья на тему "Экология на железнодорожном транспорте". По учебному предмету "Физика в профессии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_na_zheleznodorozhnom_transporte.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология на железной дороге.
Железнодорожный транспорт является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта. Экологические преимущества железнодорожного транспорта состоят в широком применении электропоездов, которые не выбрасывают вредных веществ в атмосферный воздух, не загрязняют почву тяжелыми металлами. (Слайд 1) Практически во всех субъектах России железные дороги электрифицированы. Неблагоприятное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду по сравнению с автомобильным транспортом меньше, но на железной дороге до сих пор широко эксплуатируются тепловозы с дизельными силовыми установками. Вот они отрицательно влияют на атмосферу. (Слайд 2) В отработанных газах присутствуют углеводороды, оксиды углерода, азота, серы, различные твердые загрязняющие вещества, выбросы окиси углерода составляют в среднем 10–50 кг/час, окислов азота 20–60 кг/час, окислов серы, углеводородов — 1–5 кг/час, сажи — 0,5 кг/час, можно оценить, в какой мере происходит загрязнение атмосферного воздуха. По сети железных дорог России перемещается более 180 тыс. вагонов в сутки с пылящими грузами, при этом с подвижного состава теряется до 3,5 млн. т угля, 1,5 млн. т руды, 0,36 млн. т минеральных удобрений, 0,15 млн. т солей ежегодно. Все это оседает в почвообразующих слоях, попадает в природные водоемы, содержится в виде аэрозолей в атмосферном воздухе. Болезненным вопросом является наличие парков отстоя пассажирских поездов, использование печного отопления (на угле) для подогрева вагонов на стоянках. При этом в атмосферу выделяются вещества, оказывающие негативное воздействие на состоянии здоровья населения. Стационарные источники загрязнения — предприятия железнодорожного транспорта являются не менее опасными. Среди них следует отметить шпалопропиточные, щебеночные, ремонтные заводы, депо, промывочно-пропарочные, дезинфекционно-промывочные станции, котельные. С данных предприятий ежегодно выбрасывается в атмосферу более 80–150 тыс. т твердых частиц (пыль, сажа), 90 тыс. т окиси углерода, 20 тыс. т окислов азота и много других вредных веществ.
Кроме того, железнодорожный транспорт оказывает сильное шумовое загрязнение окружающей среды и служит источником чужеродных вибраций. (Слайд 3) Загрязняют биосферу и отрасли, которые обслуживают этот транспорт (металлургия, химическая промышленность). Поэтому в районе населенных пунктов, чтобы исключить влияние вибраций и звуков на жителей, стали восстанавливать высокие заборы от которых отражаются мощные звуковые волны. Железнодорожный транспорт загрязняет воздух, воду и почву. В атмосферу «выбрасываются» опасные вещества. После использования в технологических процессах на объектах железнодорожного хозяйства вода загрязняется вредными примесями. Со стационарных источников загрязнения только с производственными стоками в природные водоёмы ежегодно попадает более 60 тыс. т минеральных, 6,5 тыс. т взвешенных и около 6 тыс. т органических веществ, 3 тыс. т нефтепродуктов, 4 т фенолов, а также значительное количество тяжелых металлов (свинца, хрома, никеля, меди), поверхностно-активных веществ.
Но и, безусловно, огромный вред окружающей среде может быть нанесен в результате аварий на железной дороге. Известно, что в больших объемах по железной дороге провозятся очень опасные вещества, которые в результате аварий могут нанести большой вред . Рассмотрим некоторые внештатные ситуации, произошедшие на Юго-восточной железной дороге в нашей Воронежской области:
- 20.09.2006 г грузовой состав № 3040 внезапно заглох на перегоне Икорец - Битюг под Бобровом. Сработала автоматическая аварийная система, а это значит, что-то не в порядке с локомотивом. Пока машинисты разбирались, состав в 73 вагона неожиданно тронулся и покатился назад. Уклон там - семь метров на каждый километр - и поезд набрал скорость больше 30 км/час. А потом все четыре тысячи тонн врезались в другой товарный поезд, который стоял на путях. Второй состав не пострадал абсолютно. А у первого 43 вагона сошли с рельсов. Поезд вез соль, пиво, стекловату. Были цистерны с остатками серной кислоты. Такие случаи редки, и ущерб от них огромен. В почву могло попасть 60 тонн серной кислоты. С рельсов сошло 15 цистерн с остатками серной кислоты. (Слайд 4)
- 17 июня 2007 не далeко от станции Лиски пассажирский поезд, врезался в хвост грузового состава. Были пострадавшие. Пассажирский поезд неожиданно - он и скорость еще не набрал, а пассажиры едва разложили вещи - догнал грузовой состав и врезался в него. Последние вагоны товарного поезда опрокинулись - просыпались тонны удобрений. Пассажирам повезло - рядом овраг и будь скорость выше, столкновение могло стать настоящей катастрофой.(Слайд 5)
- Авария случилась днем 14 марта 2019 года на станции Абрамовка Таловского района. Здесь от железнодорожного состава, перевозившего нефтепродукты и ехавшего из Валуек в Пензу, оторвались пять цистерн, две из которых сошли с рельсов.
К счастью, ЧП обошлось без пострадавших и без серьезных повреждений, поскольку поезд следовал на малой скорости. (Слайд 6)
- 19 августа 2021 г. на станции Лиски в Воронежской области два вагона с зерном и соей сошли с рельсов и перевернулись во время маневровых работ по роспуску грузового состава. (Слайд 7)
Решение экологических проблем становится одним из приоритетов развития отрасли: органы государственной власти предпринимают действия, направленные на ужесточение государственного экологического контроля и на повышение как административной, так и имущественной ответственности нарушителей природоохранного законодательства. Пытаются внедрять экологически чистые технологии, для меньшего воздействия на окружающую среду.
Внедрение новых технологий на железнодорожном транспорте должно стать основой её эффективного развития. Именно инновационное и технологическое развитие перевозочного процесса позволяет наладить эффективные коммуникации как рамках железной дороги.
В последнее время на Юго-Восточной магистрали ведется планомерная работа по снижению техногенного воздействия от хозяйственной и иной деятельности железной дороги на окружающую среду, реализуются природоохранные и ресурсосберегающие мероприятия. За это время выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сократились на 1 875 тонн, сброс загрязненных сточных вод уменьшился на 1,4 млн. куб. метров. Общее потребление воды на Юго-Восточной железной дороге снизилось на 7 млн. куб. метров. В ОАО «РЖД» принята и реализуется Экологическая стратегия на перспективу до 2030 г. (Слайд 8) Обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду принято, как одна из стратегических целей в документе развития железнодорожной отрасли России.
Список литературы
1 Донцов С.А. Экологическая безопасность железнодорожного транспорта. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – С.255
2 Зубрев Н.И. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. – М.: УМК МПС России, 1999. – С. 380-395
3 Карминский В.Д. Экологические проблемы и энергосбережение. - М.: Маршрут, 2004. – С. 218-231
4 Сидоров Ю.П. Практическая экология на железнодорожном транспорте. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – С.228
5. Доклад о состоянии окружающей природной среды Воронежской области в 2005 году. — Воронеж: ВГУ, 2006. — 143 с.
6. Казанский Н. Н. Экономическая география транспорта / Н. Н. Казанский, В.С Вампи-лов, В. Г. Галабурда. — М.: Проспект, 1991. -322 с.
7. Маслов Н. Н. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте / Н. Н. Маслов. — Л.: ЛИИЖТ, 1990. — 54 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психо...
Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»
Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....
статья о роли музея в формировании гражданственности и патриотизма
статья напечатана в сборнике...
Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"
Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).
Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....
Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»
Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....