Методические рекомендации при решении задач по теме «Основы молекуляро-кинетической теории».
план-конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_po_resheniyu_zadach_po_mkt.docx | 122.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
при решении задач по теме
«Основы молекуляро-кинетической
теории».
разработала:
преподаватель физики
Резник Н.Н.
2020 год.
Данная методическая разработка полностью соответствует ФГОС и предназначена для преподавателей физики средних профессиональных учебных заведений, а также для учителей физики в 10 классе общеобразовательных школ. Материал по данной теме может быть с успехом использована студентами 1 курса всех специальностей средних профессиональных учебных заведений при самопроверке, диагностики и коррекции знаний.
Разработка содержит подробные решения типовых задач и теоретические данные по данной теме.
Составитель Резник Наталья Николаевна преподаватель физики.
Цели работы:
Образовательная – закрепить на практике знание уравнение Менделеева - Клапейрона, газовых законов, научиться использовать теоретические знания для решения практических задач
Воспитательная – воспитывать самостоятельность, ответственность
Развивающая – развивать навыки решения задач, логическое мышление
Пояснительная записка к методическим материалам
Цель работы – обобщить знания по решению различных типов задач по физике.
Методическое пособие способно помочь в освоении пропущенных тем углублённого курса физики. В методических рекомендациях, составленных в соответствии с учебной программой, рассматривается решение задач по разделу Молекулярная физика что расширит и закрепит теоретические знания по дисциплине Физика. В методических рекомендациях четко сформулированы задачи самостоятельной работы, порядок их выполнения.
В данных рекомендациях представлен материал в помощь преподавателю физики в повседневной работе по обучению студентов самостоятельному поиску решения задач, самостоятельному овладению знаниями и умению их применять.
В методических рекомендациях, составленных в соответствии с учебной программой, рассматривается решение задач по разделу Молекулярная физика, что расширит и закрепит теоретические знания по дисциплине Физика. В методических рекомендациях четко сформулированы задачи самостоятельной работы, порядок их выполнения.
В данных рекомендациях представлен материал в помощь преподавателю физики в повседневной работе по обучению студентов самостоятельному поиску решения задач, самостоятельному овладению знаниями и умению их применять.
Чтобы правильно и осмысленно решать задачи по физике, необходимо следовать алгоритму:
Алгоритм «Решение задач по физике»
- Внимательно прочитайте условие задачи.
- Установите о каком (их) физических явлениях идёт речь в задаче.
- Вспомните основные количественные и качественные закономерности, объясняющие это(и) явление.
- Определите, что требуется найти в задаче.
- Установите, какие физические величины даны в задаче. Не забудьте о табличных величинах.
Примечание: Иногда использование табличных величин зашифровано текстовой информацией:
-определить массу молекулы азота.
-найти кол-ва вещества в массе алюминия.
- Переведите, если этого необходимо, физические величины в систему СИ (стандартные единицы измерения)
- Определите какую(ие) количественную(ые) зависимость(и) надо использовать в решение. Для этого лучше всего определить количественные зависимости, куда входит искомая физическая величина, а также данные физических величин по условию задачи.
- Использовать преобразования в физических формулах, получите окончательную расчётную формулу.
Примечание: при проверке правильности полученной формулы используйте размерность физической величины.
- Выполните вычисления по полученной формуле.
- Запишите ответ задачи.
- Примечание: Иногда, для успешного решения задачи требуется выполнить чертёж.
Помните о том, что правильно выполнит чертёж, помогает в решение задач, это 50% вашего успеха.
Классификация учебных задач по физике
В методике обучения физике процесс решения учебной задачи рассматривается как выбор стратегии решения, ее логики и структуры, определение общих и частных правил, которые можно применить для решения задачи. Под стратегией понимают исчерпывающий план действий, который складывается в процессе формирования замысла решения конкрет-ной задачи.
Обычно стратегия решения физической задачи состоит из следующих этапов:
- предварительного - изучение условия задачи и его анализа;
- планирующего - формирование замысла и принятие плана решения;
- реализующего - осуществление решения задачи;
- проверки и анализа выполненного решения.
С точки зрения использования средств решения задачи эти этапы в некоторых случаях называют так:
физический этап - анализ задачи, поиск решения, составление замкнутой системы уравнений;
математический этап - решение задачи в общем виде и числовые расчеты;
этап анализа решения и исследование результатов.
Для выявления функций, роли и места задач в процессе обучения, уровня усвоения учебного материала, развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся, задачи по физике классифицируют по различным признакам. Выбор этих при-знаков зависит от целей классификации задач. Так если необходимо выявить общие подхо-ды к решению задач определенного типа или составить алгоритм их решения, то задачи классифицируют по способам решения. Основаниями для классификации физических задач могут выступать особенности формулировки условия задачи, характер ее содержания, ме-тоды решения, дидактическая роль задач в учебном процессе, средства решения, степень сложности, характер требований задачи и др.
Достаточно удобной для учебных целей является классификация физических задач по следующим признакам:
по характеру требований:
- на нахождение искомого;
- на доказательство;
- на конструирование;
по содержанию и степени обобщенности:
- простые и комбинированные;
- конкретные, абстрактные, ситуативные, метазадачи;
- с техническим, графическим, экспериментальным, практическим, краеведче-ским, историческим, бытовым, межпредметным, занимательным содержанием;
по характеру формулировки:
- текстовые,
- на основе рисунков, схем, фотографий, таблиц, графиков, опытов;
- качественные, количественные, графические, экспериментальные;
- с необходимыми, недостающими, избыточными данными;
по способу решения:
математические и экспериментальные;
с одним или несколькими решениями;
по дидактическим целям:
тренировочные (типовые, стандартные (на применение знаний в знакомых ситуациях));
познавательные (на применение знаний и умений в новых взаимосвязях); творческие (исследовательские, конструкторские (на применение знаний в новых ситуациях)).
Основы молекулярно-кинетической энергии.
2.1 Основные понятия и закономерности.
В основе молекулярно-кинетической теории строения вещества лежат три утверждения: вещество состоит из частиц; эти частицы беспорядочно движутся; частицы взаимодействуют друг с другом.
Относительно молекулярной (или атомной) массой вещества Мr называют отношение массы молекулы(или атома) mданного вещества к массы атома углерода m:
Мr=
В Международной системе единиц количество вещества выражают в молях. Один моль- это количество вещества, в котором содержится столько же молекул или атомов, сколько атомов содержится в углероде массой 0,012 кг.
В молекулярной физике пользуются также понятием молярной массы, которая определяется как масса одного моля вещества:
,
где m0 – масса молекулы. Молярная масса выражается в килограммах на моль (кг/моль). Перепишем последнюю формулу в виде
[кг/моль].
Количество вещества
m — масса;
μ — молярная масса вещества;
N — число молекул;
NA = 6,02·1023 моль-1 — число Авогадро
Массу одного моля вещества принято называть молярной массой M. Молярная масса равна произведению массы m0 одной молекулы данного вещества на постоянную Авогадро (то есть на количество частиц в одном моле). Молярная масса выражается в килограммах на моль (кг/моль). Для веществ, молекулы которых состоят из одного атома, часто используется термин атомная масса. В таблице Менделеева молярная масса указана в граммах на моль. Таким образом имеем еще одну формулу:
где: M – молярная масса, NA – число Авогадро, m0 – масса одной частицы вещества, N – число частиц вещества содержащихся в массе вещества m. Кроме этого понадобится понятие концентрации (количество частиц в единице объема):
Напомним также, что плотность, объем и масса тела связаны следующей формулой:
Броуновское движение-это тепловое движение взвешенных в жидкости (или газе) частиц.
Идеальный газ – это газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало.
p
Это основное уравнение молекулярно-кинетической теории.
pp
2.2.Решение задач
зад.№1 Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке массой 5,4 кг?
-?
m (Al)=5,4 кг. моль
(Al)=27
ответ:200 моль.
Зад.№2 Какой объем занимает 100 моль ртути?
V-?
(Hg)=100 моль V= V==
(Hg)=13.610Подставим m= =1,5 *10м
(Hg)=201в фор-лу(1) V=
ответ;1,5*10или 1,5 л.
Зад.№3 Чему равно число молекул в 10 г. кислорода?
N-? СИ (1)
m (O)=10 г. 0,01кг. (2) (2) =>
(O) =32*10 выразим N;
Na=6.02*10моль N=
1,88*10
Ответ: 1,88*10
Зад.№4 Определите сколько молекул воды в объёме 2л.
N-?
V=2л. 2*10N=, масса воды неизвестна.
Na=6.02*10 Найдём массу воды через объём и
плотность. m=
N=
Ответ:
Зад.№5 Находившаяся в стакане воде массой 0,5 кг. полностью испарилась за 30 суток. Сколько в среднем молекул воды вылетало с её поверхности за 1с ?
N-?
m(H)=0.5 кг. N= Чтобы найти число молекул,
t=30 суток испаряющихся за 1сек. N, необходимо всё
t=1с число молекул разделить на время, за которое
=18*10. они испарились.
Na=6.02*10N=
Найти время в секундах. В сутках 24 часа, в каждом часе 3600с.
=30*24*3600=2,592*10с.
Подставим(2)(1) и учтем время в секундах. N
Ответ:
Зад.№6 В озеро, имеющее среднюю глубину 10м и площадь поверхности 20 км, бросили кристаллик поваренной соли массой 0,01г. Сколько молекул этой соли оказалось бы в наперстке воды объемом 2 см, зачерпнутой из озера, если полагать, что соль, растворившись, равномерно распределилась во всем объеме воды?
N-? Чтобы найти N. Необходимо найти
h=10м объем озера V, кол-во частиц соли N
S=20 км 2*10 V=hS(1); N=
m=0.01 г. 10 N
V=2 см 2*10 Подставим (1) и (2) в (3)
Na=6.02*10
Ответ:6,02*10
Зад.№7 Каково давление кислорода, если средняя квадратичная скорость его молекул 600, а его плотность 1,54 ?
Отразим на произведение m
Следовательно,
Ответ:1,848*10
Зад.№8 Какова средняя квадратичная скорость движения молекул газа, если имея массу 8 кг, он занимает объем 10 м при давление 250 Кпа ?
V-? СИ Рассмотрим n -концентрация
m=8кг. n= Следовательно,
V=10 м Выразим V из этого уравнения
2,5*10Па поэтапно:
- Умножим первую и правую части на 3V
3РV=mV
2. Разделим первую и вторую часть на m
V
- Возьмем квадратичный корень из первой и второй части.
V=
V=
Ответ: 306 м/с
Зад.№9 Найти концентрацию молекул кислорода, если давление его 0,3 МПа, а средняя квадратичная скорость молекул равна 900
n-? CU (1)
3*10 Выразим n из уравнения (1)
V=900 n =
Мы не знаем массу m-массу молекулы
Na=6,02*10 кислорода. Для этого воспользуемся
малярной массой кислорода
n=
Ответ:
Зад.№10 Найти среднюю кинетическую энергию молекулы одноатомного газа при давление 30 Кпа. Концентрация молекул газа при указанном давление 5*10.
Е-? Р= E
P=30 КПа 3*10Па E
N=5*10
Ответ:9*10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по решению задач на тему «пределы функции» для студентов
1. Пояснительная запискаНеобходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной подготовки. Всё больше специальностей связаны с непосредственным применением математ...
Конспект урока по физике "Решение задач на тему "Оптика""
Данная разарботка урока расчитана на два академических часа. Уровень - базовый.Цель: закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме "Оптика".Задачи:1. Выяснить знания теоретического...
Учебно – методическое пособие по физике Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей 1 курса
Пособие состоит из заданий для самостоятельной работы студентов по физике по теме « Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей.Задания содержат перечень вопросов...
Презентация урока геометрии в 10 классе на тему "Решение задач по теме «Теорема о трёх перпендикулярах» "
Данная презентация в помощь учащимся 10 класса при изучении темы "Теорема о трёх перпендикулярах"...
Решение задач по теме: Электромагнитные колебания
Примеры решения задач по теме "Электромагнитные колебания", практическая по решению задач, домашняя работа на 2 варианта...
Методические указания по решению задач по теме «СВОЙСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Методические указания по данной теме содержат основные сведения о свойствах материалов, применяемых в строительстве, приведены примеры решения задач, подробный перечень навыков, которые должны приобре...
Методические рекомендации при решении задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».
Данная методическая разработка полностью соответствует ФГОС и предназначена для преподавателей физики средних профессиональных учебных заведений, а также для учителей физики в 10 классе общеобразовате...