Кружок "Занимательная биология"
элективный курс

Наталья Викторовна Куркина

В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Занимательная биология» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные  связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.

 Данная рабочая программа разработана для учащихся 5-8 классов (11-14  лет) разного уровня подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_biologiya.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации муниципального образования

 «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уринская средняя общеобразовательная школа»

Принят на заседании                                                          Утверждаю______________

Педагогического совета школы                                          директор школы Аксентьева Г.Л.

от «___»__________202__г                                               Приказ №___от «__»___202__г

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

«Занимательная биология»

               возраст обучающихся – 11-14лет

 срок реализации – 1 год

               

   Разработчик программы:

 учитель биологии

Куркина Н.В.

Срок действия программы 1 года

2022г

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5-8 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта  второго поколения основного общего образования.

  1. Федерального  закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»

2.   Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010 образовании в Российской Федерации"                                                                        

Сроки реализации рабочей программы: 1 год.

При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».

Особенности учебной программы

Предлагаемая тематика занятий биологического кружка имеет чётко выраженную предметную направленность.

В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Занимательная биология» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные  связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.

 Данная рабочая программа разработана для учащихся 5-8 классов (11-14  лет) разного уровня подготовки.  

В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:

- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

-Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся

-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

    Задачи содержания предметной области «Биология»:

Образовательные:

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.

- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

Развивающие:

- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

-  Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

- Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных  школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

-  Развитие  познавательных  интересов,   интеллектуальных  и  творческих  способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

-  Создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.

- Развитие монологической устной речи.

- Развитие коммуникативных умений.

- Развитие нравственных и эстетических чувств.

- Развитие способностей к творческой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

 - Развивать  наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.

Программа ориентирована на обучающихся 11-14 лет, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.

Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (5-10 человек), на каждую группу по 1 часу в неделю.

Режим занятий- 68 часов, 2 раз в неделю.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Работа кружка по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

     Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии

Личностные результаты обучения:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения:

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

3. Календарно – тематический график

11-12лет

Дата

Тема занятия

Форма занятия

оборудование

Д/задание

1

Вводное занятие. Биология – наука о живой природе.

Беседа

Презентация

2

Оформление уголка кружка «Занимательная биология»,  девиз, песня, правила, атрибуты.

Коллективная работа

Ватман

3

В мире флоры и фауны.

Игра: Биологическое лото

6 конвертов, жетоны

4

Час ребусов.

Коллективная работа

Карточки с ребусами

5

Родина овощей.

Игра – путешествие с культурными растениями.

Игровые поля, бочонки для лото

6-7

Памятники овощам и фруктам (удивительные растения)

Познавательное занятие

Презентация с изображением памятников овощам и фруктам, вошедшим в «горячую десятку»

8-9

По страницам Красной книги.

Устный журнал

Викторина

Иллюстративный материал, презентации.

10-11

Экологический турнир «В союзе с природой»

Экологический турнир

Презентация для турнира

12

В океане вокруг нас

Экологический турнир

Презентация

13-14

Познавательно — интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!»

Познавательно — интеллектуальная игра

Жетоны, презентация с названиями конкурсов, картинками, медали

15-16

Оформление газеты «Удивительные животные»

Коллективная творческая работа

Ватман

17

Викторина «Узнай меня»

Игра

Презентация с разбивкой по группам

18

Работа над проектом «Берегите птиц»

Групповая

Презентация

19

Всемирный день кошек.

Защита проектной работы, посвященной Всемирному Дню Кошек (1 марта)

Презентация

Фотографии

20

Легенды о цветах.

Круглый стол

Сообщения

21

Викторина «Час цветов»

Викторина

Иллюстративный материал

22

Оформление стенда «Тайны мира цветов» «Бабочек»

Творческая мастерская

Фотографии, рисунки

23

Своя игра «Тропа загадок»

Своя игра

Презентация с разбивкой на группы

24

Комнатные растения.

Цветы на моей клумбе

Материалы проекта «Школьный дворик»

Доклад учащихся

25

Биологическая викторина.

Командная игра

Презентация с разбивкой по группам

26-27

Птицы леса. Праздник птиц.

Презентация, викторина.

Фильм по краеведению

28

Поле чудес «Удивительный мир птиц»

Игра

Иллюстративный материал

29-30

Экскурсии в природу.

Экскурсия

В окрестностях села

31-

32-

33

Тайны клеток живых организмов.

Лабораторные работы с микроскопом.

1.Рассматривание готовых микропрепаратов

2. Приготовление и рассматривание микропрепарата кожица лука, кожицы листа, клеток эпителия.


3. Рассматривание готовых препаратов животных клеток

Микроскопы и микропрепараты.

34

Итоговое занятие Викторина «Загадки природы»

Презентация, сообщения

13-14лет

Дата

Тема занятия

Вид деятельности

Д/задание

1

Живородящие птицы

Коллективная работа, сбор и обработка информации, рисунок модели живородящей птицы.

2

Вопросы разминки  

Викторина

3

«Конь в пальто», одежды животных.

Сбор и обработка информации, подготовка презентации

4

«Зеркальные животные»

Сбор и обработка информации, подготовка презентации.

5

«Отдалённая гибридизация»

Сбор и обработка информации, подготовка презентации

6-7

«Алиса на острове»

«Закон Бергмана»

Сбор и обработка информации, подготовка презентации

8-9

Турнир юных биологов.

Подготовка выступлений по темам защита презентаций.

10-11

«Красная книга руками детей!»

Изготовление рисунков редких и исчезающих животных

12

«Красная книга руками детей!»

Изготовление и оформление рисунков редких и исчезающих животных

13-14

Выставка рисунков «Красная книга руками детей!»

Оформление выставки рисунков

15-16

Животные барометры

Сбор информации, подготовка презентации.

17

Акция «Покорми птиц!»

Изготовление буклетов, листовок, кормушек

18

«Птицы, друзья наши верные!»

Распространение буклетов и листовок, развешивание кормушек

19

Турнир юных биологов

Состязание между командами

20

Чудо – пчёлы.

Целебные продукты пчеловодства

21

Дельфины - целители

Сбор информации о способности дельфинов излечивать людей

22

Иппотерапия

Знакомство с иппотерапией

23

Змея – символ медицины

Выяснить, почему змея является символом медицины

24

Чудо – юдо, рыба- Кит

Сбор информации и подготовка презентации

25

Разноцветный мир бабочек

Знакомство с разнообразием бабочек

26-27

Мастера маскировки

Знакомство с животными, умеющими хорошо «прятаться»

28

Домашние любимцы

Рассказ ребят о своих любимцах, рисунки

29-30

Заботливые родители Бионика

Знакомство с примерами заботы о потомстве у различных видов животных, примеры использоания человеком особенностей строения живого организма в технике

31-32-33

Наблюдение за птицами, лягушками, насекомыми

Экскурсия в природу, фотоотчёт

34

Итоговое занятие

Подведение итогов занятий в кружке

4. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Вводное занятие.

На первом занятии кружковцы знакомятся с содержанием и работой кружка, демонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах растительного и животного мира, распределяют между собой темы рефератов. Биология в цифрах.

Тема 2.Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеофильмов и др.). Ботанические занятия предполагают знакомство с редкими и удивительными видами растений нашей планеты, в том числе с комнатными растениями, находящимися в кабинете биологии.Растение и человек. Роль растений в жизни человека. Охрана растительного мира. Жизненные формы растений. Многообразие жизненных форм растений. Книга печали Донбасса.Практика. Проведение викторины «Из жизни растений».Самые древние растения. Папоротники, хвощи и плауны. Их значение в природе и жизни человека.Проведение игры «Поле чудес: Предание старины глубокой…».Проведение массового мероприятия «Путешествие в  страну растений-легенд». Многообразие растительного мира.  Культурные растения планеты. Редкие растения мира.  Растения-долгожители. Потомки вымерших растений. Съедобные и ядовитые растения. Растения-паразиты. Растения, поедающие насекомых. Родина овощей. Памятники овощам и фруктам. Мир лекарственных растений. Фантастические растения.Проведение викторины «Кто такие?».Проведение массового мероприятия «Путешествие в страну Легумии».Проведение игры-путешествия с культурными  растениями.Проведение «Поля чудес. Яблоневый сад» (все о садовых растениях).Жизнь растений. Физиологические явления в жизни растений. «Спячка» растений. Биологические часы растений. Эмоции растений. Растения-барометры. Растения-синоптики. Растения и медицина. Растения и химия.Проведение игры-викторины «Тайны жизни растений».Проведение биологических шарад и омонимов.Проведение  игры «Биология в ребусах».Мир комнатных растений. Происхождение комнатных растений. Родина отдельных комнатных растений. История возникновения комнатного цветоводства.  Комнатные растения: вчера, сегодня… Правила ухода за комнатными растениями. Способы вегетативного размножения комнатных растений. Растениям тоже нужен доктор.Практическое занятие. Составление этикеток для комнатных растений в кабинете биологии.Экскурсия в оранжерейный комплекс Донецкого ботанического сада.Проведение викторины «Путешествие с комнатными растениями».Жизнь растений в сообществах. Растения и окружающая среда. Связи растений в сообществе. Саморегуляция в сообществе. Охрана сообществ. Законы об охране сообществ. Лес как природное сообщество.Проведение массового мероприятия «Дуб и русская береза в стихах, рассказах, загадках».

Тема 3. Зоологические занятия(лекции, викторины, просмотр видеофильмов и пр.).

Тайны животного мира. Зоология в цифрах. Животные в жизни человека. Многообразие животного мира. Характеристика мира животных.Проведение игры-путешествия «В мире животных». Удивительные факты из жизни животных. «Им выдана охранная грамота». Загадки инстинкта животных. Тайны старины глубокой.Проведение мероприятия «Поле чудес: Кто такие динозавры?».Знаете ли вы, что…:«Самые говорливые» среди рыб. Моллюски и медузы – синоптики, сейсмографы. Музыкальный аппарат кузнечика.  Самое большое…, самое маленькое…, самое быстрое…, самое медленное…,  самое опасное…, самое безобидное…Проведение викторины: «В мире животных» и конкурса рисунков «Знакомые незнакомцы».Практическое занятие. Составление календаря прилета птиц и изготовление простейших кормушек для птиц.Общие рекорды в жизни животных. Аномальные достижения в животном мире. Самые последние открытые на Земле животные. Удивительные находки наших дней.Разгадывание кроссвордов «Золотая пчела».Неприрученное домашнее животное. Повадки домашних животных Редкие породы домашних животных.

Участие в трудовых акциях «Мой четвероногий друг» и «Золотая пчела» (составление рассказов о своих домашних питомцах, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов и викторин о пчелах).

Тема 4. Микробиологические занятия(доклады учащихся, просмотр видеофильмов, составление компьютерных презентаций).Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовления микропрепаратов.

Распространение микробов в воздухе планеты.  Микроорганизмы – индикаторы санитарно-гигиенического состояния воздуха.

Микроорганизмы – показатели плодородия почв. Микроорганизмы – индикаторы макро- и микроэлементов почв. Бактерии – индикаторы коррозийной активности почв.

Просмотр видеофильма.

Микроорганизмы водной среды. Лекарства из микроорганизмов. Давние «профессии» микробов ( в хлебопечении, квашении овощей, приготовлении молочнокислых продуктов и др.). Микроорганизмы – возбудители болезней. Микробы – хищники. Проблемы космических микроорганизмов. Микробы – космонавты.

Просмотр видеофильма.

Итоговое занятие. Заслушивание рефератов учащихся. Проведение викторины «Занимательная биология».

Глоссарий

Биосейсмология – учение о предсказании места и времени землетрясения по аномальному поведению биообъектов.

Вегетативное размножение – образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.

Жизненные формы растений – внешний облик, отражающий его приспособленность к определенным условиям среды. Общий вид организма, определяющий ту или иную жизненную форму, является результатом адаптации в процессе эволюции к определенным аспектам окружающей среды. Значение жизненных форм организмов состоит в том, что они дают возможность выживания их во внешней среде с определёнными условиями обитания. 

Биологически значимые элементы — химические элементы, необходимые живым организмам для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Биологически значимые элементы классифицируют на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,01 %) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %).Микробы (сокращение от микробактерия) — в разговорной речи то же, то микроорганизм, но в основном употребляется применительно к бактериям.

Окружающая среда –это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Растения(лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхипапоротникихвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.

Растения-индикаторы – растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определённым условиям окружающей среды. При наличии таких растений можно качественно или количественно оценить условия окружающей среды.

Растения-синоптики – растения, по поведению которых можно предсказать погоду на определенное время.

Сообщества  растений(фитоценоз) – устойчивая совокупность растений, произрастающих на относительно однородном участке земной поверхности и существующих в определённых условиях. Это динамичная система, изменяемая во времени (как в течение года, так и на протяжении многих лет). 

Ца́рство (лат. regnum) — иерархическая ступень научной классификации биологических видовТаксон самого высокого уровня среди основных.Исторически выделяют пять основных царств живых организмов: животныерастениягрибыбактерии (или дробянки) и вирусы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по биологии: Высшие и низшие растения.

По учебнику биологии 7 класса,составлены контрольные работы по теме " Семейства растений", ( по два варианта )...

Экзаменационные билеты; экзаменационные вопросы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия

Экзаменнационные билеты; экзаменнационные вопрсы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия...

Роль кабинета биологии в работе учителя биологии

Преподавание биологии вносит существенный вклад в воспитание учащихся. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гум...

Проверочная работа. Биологии 5 класс "Биология - как наука о живой природе"

Урок биоглогии 5 класс ФГОС  к учебнику Пасечник "Биология - как наука о живой природе".  Проверочная работаматериал готов к распечатке  для 2 вариантов...

Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"

Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...

Методическая разработка интегрированного урока (химия+биология) по теме: «Спирты. Их значение в биологии и медицине»

Моделирование явлений различной природы составляет суть нашего мышления. Дедуктивные структуры, которые активно развиваются в современной математике в целом и формальной логике в частности, игра...

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.   Работа выполнена Алешунайте Анастасией Петровнойобу...