Кружок "Занимательная биология"
элективный курс
В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Занимательная биология» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5-8 классов (11-14 лет) разного уровня подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_biologiya.docx | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования администрации муниципального образования
«Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уринская средняя общеобразовательная школа»
Принят на заседании Утверждаю______________
Педагогического совета школы директор школы Аксентьева Г.Л.
от «___»__________202__г Приказ №___от «__»___202__г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная биология»
возраст обучающихся – 11-14лет
срок реализации – 1 год
Разработчик программы:
учитель биологии
Куркина Н.В.
Срок действия программы 1 года
2022г
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5-8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010 образовании в Российской Федерации"
Сроки реализации рабочей программы: 1 год.
При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».
Особенности учебной программы
Предлагаемая тематика занятий биологического кружка имеет чётко выраженную предметную направленность.
В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Занимательная биология» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5-8 классов (11-14 лет) разного уровня подготовки.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;
-Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Задачи содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся 11-14 лет, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.
Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (5-10 человек), на каждую группу по 1 часу в неделю.
Режим занятий- 68 часов, 2 раз в неделю.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Работа кружка по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии
Личностные результаты обучения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
3. Календарно – тематический график
11-12лет
№ | Дата | Тема занятия | Форма занятия | оборудование | Д/задание |
1 | Вводное занятие. Биология – наука о живой природе. | Беседа | Презентация | ||
2 | Оформление уголка кружка «Занимательная биология», девиз, песня, правила, атрибуты. | Коллективная работа | Ватман | ||
3 | В мире флоры и фауны. | Игра: Биологическое лото | 6 конвертов, жетоны | ||
4 | Час ребусов. | Коллективная работа | Карточки с ребусами | ||
5 | Родина овощей. | Игра – путешествие с культурными растениями. | Игровые поля, бочонки для лото | ||
6-7 | Памятники овощам и фруктам (удивительные растения) | Познавательное занятие | Презентация с изображением памятников овощам и фруктам, вошедшим в «горячую десятку» | ||
8-9 | По страницам Красной книги. | Устный журнал Викторина | Иллюстративный материал, презентации. | ||
10-11 | Экологический турнир «В союзе с природой» | Экологический турнир | Презентация для турнира | ||
12 | В океане вокруг нас | Экологический турнир | Презентация | ||
13-14 | Познавательно — интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!» | Познавательно — интеллектуальная игра | Жетоны, презентация с названиями конкурсов, картинками, медали | ||
15-16 | Оформление газеты «Удивительные животные» | Коллективная творческая работа | Ватман | ||
17 | Викторина «Узнай меня» | Игра | Презентация с разбивкой по группам | ||
18 | Работа над проектом «Берегите птиц» | Групповая | Презентация | ||
19 | Всемирный день кошек. | Защита проектной работы, посвященной Всемирному Дню Кошек (1 марта) | Презентация Фотографии | ||
20 | Легенды о цветах. | Круглый стол | Сообщения | ||
21 | Викторина «Час цветов» | Викторина | Иллюстративный материал | ||
22 | Оформление стенда «Тайны мира цветов» «Бабочек» | Творческая мастерская | Фотографии, рисунки | ||
23 | Своя игра «Тропа загадок» | Своя игра | Презентация с разбивкой на группы | ||
24 | Комнатные растения. Цветы на моей клумбе | Материалы проекта «Школьный дворик» | Доклад учащихся | ||
25 | Биологическая викторина. | Командная игра | Презентация с разбивкой по группам | ||
26-27 | Птицы леса. Праздник птиц. | Презентация, викторина. | Фильм по краеведению | ||
28 | Поле чудес «Удивительный мир птиц» | Игра | Иллюстративный материал | ||
29-30 | Экскурсии в природу. | Экскурсия | В окрестностях села | ||
31- 32- 33 | Тайны клеток живых организмов. | Лабораторные работы с микроскопом. 1.Рассматривание готовых микропрепаратов 2. Приготовление и рассматривание микропрепарата кожица лука, кожицы листа, клеток эпителия.
| Микроскопы и микропрепараты. | ||
34 | Итоговое занятие Викторина «Загадки природы» | Презентация, сообщения |
13-14лет
№ | Дата | Тема занятия | Вид деятельности | Д/задание |
1 | Живородящие птицы | Коллективная работа, сбор и обработка информации, рисунок модели живородящей птицы. | ||
2 | Вопросы разминки | Викторина | ||
3 | «Конь в пальто», одежды животных. | Сбор и обработка информации, подготовка презентации | ||
4 | «Зеркальные животные» | Сбор и обработка информации, подготовка презентации. | ||
5 | «Отдалённая гибридизация» | Сбор и обработка информации, подготовка презентации | ||
6-7 | «Алиса на острове» «Закон Бергмана» | Сбор и обработка информации, подготовка презентации | ||
8-9 | Турнир юных биологов. | Подготовка выступлений по темам защита презентаций. | ||
10-11 | «Красная книга руками детей!» | Изготовление рисунков редких и исчезающих животных | ||
12 | «Красная книга руками детей!» | Изготовление и оформление рисунков редких и исчезающих животных | ||
13-14 | Выставка рисунков «Красная книга руками детей!» | Оформление выставки рисунков | ||
15-16 | Животные барометры | Сбор информации, подготовка презентации. | ||
17 | Акция «Покорми птиц!» | Изготовление буклетов, листовок, кормушек | ||
18 | «Птицы, друзья наши верные!» | Распространение буклетов и листовок, развешивание кормушек | ||
19 | Турнир юных биологов | Состязание между командами | ||
20 | Чудо – пчёлы. | Целебные продукты пчеловодства | ||
21 | Дельфины - целители | Сбор информации о способности дельфинов излечивать людей | ||
22 | Иппотерапия | Знакомство с иппотерапией | ||
23 | Змея – символ медицины | Выяснить, почему змея является символом медицины | ||
24 | Чудо – юдо, рыба- Кит | Сбор информации и подготовка презентации | ||
25 | Разноцветный мир бабочек | Знакомство с разнообразием бабочек | ||
26-27 | Мастера маскировки | Знакомство с животными, умеющими хорошо «прятаться» | ||
28 | Домашние любимцы | Рассказ ребят о своих любимцах, рисунки | ||
29-30 | Заботливые родители Бионика | Знакомство с примерами заботы о потомстве у различных видов животных, примеры использоания человеком особенностей строения живого организма в технике | ||
31-32-33 | Наблюдение за птицами, лягушками, насекомыми | Экскурсия в природу, фотоотчёт | ||
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов занятий в кружке |
4. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Вводное занятие.
На первом занятии кружковцы знакомятся с содержанием и работой кружка, демонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах растительного и животного мира, распределяют между собой темы рефератов. Биология в цифрах.
Тема 2.Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеофильмов и др.). Ботанические занятия предполагают знакомство с редкими и удивительными видами растений нашей планеты, в том числе с комнатными растениями, находящимися в кабинете биологии.Растение и человек. Роль растений в жизни человека. Охрана растительного мира. Жизненные формы растений. Многообразие жизненных форм растений. Книга печали Донбасса.Практика. Проведение викторины «Из жизни растений».Самые древние растения. Папоротники, хвощи и плауны. Их значение в природе и жизни человека.Проведение игры «Поле чудес: Предание старины глубокой…».Проведение массового мероприятия «Путешествие в страну растений-легенд». Многообразие растительного мира. Культурные растения планеты. Редкие растения мира. Растения-долгожители. Потомки вымерших растений. Съедобные и ядовитые растения. Растения-паразиты. Растения, поедающие насекомых. Родина овощей. Памятники овощам и фруктам. Мир лекарственных растений. Фантастические растения.Проведение викторины «Кто такие?».Проведение массового мероприятия «Путешествие в страну Легумии».Проведение игры-путешествия с культурными растениями.Проведение «Поля чудес. Яблоневый сад» (все о садовых растениях).Жизнь растений. Физиологические явления в жизни растений. «Спячка» растений. Биологические часы растений. Эмоции растений. Растения-барометры. Растения-синоптики. Растения и медицина. Растения и химия.Проведение игры-викторины «Тайны жизни растений».Проведение биологических шарад и омонимов.Проведение игры «Биология в ребусах».Мир комнатных растений. Происхождение комнатных растений. Родина отдельных комнатных растений. История возникновения комнатного цветоводства. Комнатные растения: вчера, сегодня… Правила ухода за комнатными растениями. Способы вегетативного размножения комнатных растений. Растениям тоже нужен доктор.Практическое занятие. Составление этикеток для комнатных растений в кабинете биологии.Экскурсия в оранжерейный комплекс Донецкого ботанического сада.Проведение викторины «Путешествие с комнатными растениями».Жизнь растений в сообществах. Растения и окружающая среда. Связи растений в сообществе. Саморегуляция в сообществе. Охрана сообществ. Законы об охране сообществ. Лес как природное сообщество.Проведение массового мероприятия «Дуб и русская береза в стихах, рассказах, загадках».
Тема 3. Зоологические занятия(лекции, викторины, просмотр видеофильмов и пр.).
Тайны животного мира. Зоология в цифрах. Животные в жизни человека. Многообразие животного мира. Характеристика мира животных.Проведение игры-путешествия «В мире животных». Удивительные факты из жизни животных. «Им выдана охранная грамота». Загадки инстинкта животных. Тайны старины глубокой.Проведение мероприятия «Поле чудес: Кто такие динозавры?».Знаете ли вы, что…:«Самые говорливые» среди рыб. Моллюски и медузы – синоптики, сейсмографы. Музыкальный аппарат кузнечика. Самое большое…, самое маленькое…, самое быстрое…, самое медленное…, самое опасное…, самое безобидное…Проведение викторины: «В мире животных» и конкурса рисунков «Знакомые незнакомцы».Практическое занятие. Составление календаря прилета птиц и изготовление простейших кормушек для птиц.Общие рекорды в жизни животных. Аномальные достижения в животном мире. Самые последние открытые на Земле животные. Удивительные находки наших дней.Разгадывание кроссвордов «Золотая пчела».Неприрученное домашнее животное. Повадки домашних животных Редкие породы домашних животных.
Участие в трудовых акциях «Мой четвероногий друг» и «Золотая пчела» (составление рассказов о своих домашних питомцах, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов и викторин о пчелах).
Тема 4. Микробиологические занятия(доклады учащихся, просмотр видеофильмов, составление компьютерных презентаций).Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовления микропрепаратов.
Распространение микробов в воздухе планеты. Микроорганизмы – индикаторы санитарно-гигиенического состояния воздуха.
Микроорганизмы – показатели плодородия почв. Микроорганизмы – индикаторы макро- и микроэлементов почв. Бактерии – индикаторы коррозийной активности почв.
Просмотр видеофильма.
Микроорганизмы водной среды. Лекарства из микроорганизмов. Давние «профессии» микробов ( в хлебопечении, квашении овощей, приготовлении молочнокислых продуктов и др.). Микроорганизмы – возбудители болезней. Микробы – хищники. Проблемы космических микроорганизмов. Микробы – космонавты.
Просмотр видеофильма.
Итоговое занятие. Заслушивание рефератов учащихся. Проведение викторины «Занимательная биология».
Глоссарий
Биосейсмология – учение о предсказании места и времени землетрясения по аномальному поведению биообъектов.
Вегетативное размножение – образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.
Жизненные формы растений – внешний облик, отражающий его приспособленность к определенным условиям среды. Общий вид организма, определяющий ту или иную жизненную форму, является результатом адаптации в процессе эволюции к определенным аспектам окружающей среды. Значение жизненных форм организмов состоит в том, что они дают возможность выживания их во внешней среде с определёнными условиями обитания.
Биологически значимые элементы — химические элементы, необходимые живым организмам для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Биологически значимые элементы классифицируют на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,01 %) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %).Микробы (сокращение от микробактерия) — в разговорной речи то же, то микроорганизм, но в основном употребляется применительно к бактериям.
Окружающая среда –это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.
Растения(лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.
Растения-индикаторы – растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определённым условиям окружающей среды. При наличии таких растений можно качественно или количественно оценить условия окружающей среды.
Растения-синоптики – растения, по поведению которых можно предсказать погоду на определенное время.
Сообщества растений(фитоценоз) – устойчивая совокупность растений, произрастающих на относительно однородном участке земной поверхности и существующих в определённых условиях. Это динамичная система, изменяемая во времени (как в течение года, так и на протяжении многих лет).
Ца́рство (лат. regnum) — иерархическая ступень научной классификации биологических видов. Таксон самого высокого уровня среди основных.Исторически выделяют пять основных царств живых организмов: животные, растения, грибы, бактерии (или дробянки) и вирусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные работы по биологии: Высшие и низшие растения.
По учебнику биологии 7 класса,составлены контрольные работы по теме " Семейства растений", ( по два варианта )...
Экзаменационные билеты; экзаменационные вопросы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия
Экзаменнационные билеты; экзаменнационные вопрсы и практические здания по биологии комплексного экзамена по дисциплинам: Биология и Химия...
Роль кабинета биологии в работе учителя биологии
Преподавание биологии вносит существенный вклад в воспитание учащихся. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гум...
Проверочная работа. Биологии 5 класс "Биология - как наука о живой природе"
Урок биоглогии 5 класс ФГОС к учебнику Пасечник "Биология - как наука о живой природе". Проверочная работаматериал готов к распечатке для 2 вариантов...
Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"
Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...
Методическая разработка интегрированного урока (химия+биология) по теме: «Спирты. Их значение в биологии и медицине»
Моделирование явлений различной природы составляет суть нашего мышления. Дедуктивные структуры, которые активно развиваются в современной математике в целом и формальной логике в частности, игра...
ДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ. Работа выполнена Алешунайте Анастасией Петровнойобу...