Физика и резервы человеческого организма.
классный час

Силантьева Татьяна Петровна

29.11.2022г. 

Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022g._doklad.valeologiya_i_fizika._mo_od.docx49.97 КБ
Файл valeologiya.docx50.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Валеология и физика

 Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.

Попробуем вспомнить как в  1980-е годы в СССР была провозглашена всеобщая диспансеризация населения, цель которой состояла в том, чтобы выявить всех потенциально больных, особенно с начальными формами заболевания, и провести их превентивное (предупреждающее) лечение. Однако  невыполнимость этой задачи была обнаружена уже на первых этапах её реализации, поскольку в качестве больных в ходе диспансеризации оказалось не менее 80—90 % населения, — это означало необходимость огромных затрат со стороны государства на проведение лечения. Обнаруженная  проблема привела  к пониманию необходимости существенного пересмотра концепции здоровья.

Чтобы  как то помочь найти ответ на этот вопрос и появилось новое учение валеология. Впервые это название применил советский ученый профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Он призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области. 

В конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов популярность валеологии возросла, что отразилось в появлении  учебников и иной литературы по валеологии..

С 1996 года «Российский институт профилактической медицины» начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология». В медицинских учреждениях стали появлятся врачи-валеологи.

Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.

В результате в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений

В 2011 году теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?

В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.

Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .

Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.

 В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.

Остановлюсь на  педагогической валеологии.

Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.

Задачи по физике с валеологическим содержанием

    Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских обучающихся вызывает серьезную тревогу специалистов.  Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата учебных  коллективов.   Все выше перечисленные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти студентов можно признать здоровым. Следовательно, нам педагогам, необходимо применение здоровьесберегающих технологий и методик на своих занятиях, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения— обеспечить обучающему возможность сохранения здоровья за время обучения, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. На уроках физики необходимо поддерживать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всех  занятий, в то же время надо учитывать уровень  их усталости, стараться не причинить вред здоровью. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у обучающихся  бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету. Задачи так же повышают мотивацию ученика. Так подбор по разным разделам физики задач и заданий здоровьесберегающего характера. Задачи, по здоровьесберегающей тематике составлены с учетом каждого раздела физики и должны органически встраиваться в содержание занятий, не противоречить его целям. Вносимые содержательные элементы, дополнительная информация должна быть компактной по объему и подчиняться в смысловом отношении основному содержанию урока, темы, раздела, предмета в целом. Сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки здорового образа жизни, которые получает студент. В этом и заключается творческая задача преподавателя . Цели методических рекомендаций: Создание условий, обеспечивающих здоровьесберегающий и развивающий личностно-ориентированный учебный процесс. Помочь ученику сохранить свое здоровье и обучить его здоровому образу жизни. Вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.

 Физика – это наука, которая имеет большие возможности в обучении студентов здоровому образу жизни.

    В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:

-выявить сущностные характеристики ценностного отношения к здоровому образу жизни, определить критерии и уровни сформированности у студента данного личностного образования;

-обосновать модель процесса формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности;

-разработать задачи по всем разделам физики;

-пропаганда преимуществ здорового образа жизни;

-создание условий для формирования основных мыслительных операций       учащихся, развитие продуктивного творческого мышления;

-формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности при решении задач;

-создание условий для развития самостоятельности мышления, способности к самореализации;

-развитие физического мышления, научного мировоззрения ;

-формирование познавательного интереса к предмету;

-формирование умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья;

    Ученики должны знать.

Понятия: внутренняя энергия, количество теплоты, диффузия, влажность воздуха, насыщенный пар, давление жидкостей и газов, электрическое поле, импульс тела, радиоактивность, глаз и зрение, линзы, ускорение, тепловое движение частиц, электрический ток, атом, ядерные реакции, электромагнитная индукция, работа и мощность, КПД механизма, закон Гука.

   Ученики должны уметь.

Решать задачи с применением формул по разным разделам, а также качественные задачи, иллюстрирующие основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества; на закон Паскаля; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости; на уравнение Менделеева-Клапейрона. Уметь применять связь скорости движения молекул и температуры тела для объяснения таких физических явлений как диффузия. Измерять и вычислять физические величины: время, путь, скорость, ускорение. Определять практически и рассчитывать амплитуду, период, частоту колебательного движения; рассчитывать скорость распространения и длину волны.

      Включаю также в программу вопросы, связанные с физикой человека, что позволяет продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.

    Так при изучении диффузии важно объяснить , что на пашне и вблизи от нее нельзя сжигать мусор, поскольку в золе и дыму содержится диоксины (они настолько ядовиты, что рассматриваются как эквивалент боевых отравляющих веществ), которые затем благодаря различным процессам, в том числе и диффузии, распространяются в земле и в воздухе. Материал о диэлектриках можно дополнить сообщение о том, что огромная потенциальная и иногда реализующаяся опасность содержится в обыкновенных транспортных маслах: они и сами по себе несут угрозу здоровью человека, а при определенных условиях превращаются в токсины. Последние разносторонне поражают организм.

«Мой дом - моя крепость»,- гласит популярная английская пословица. В своем доме каждый человек должен быть уверенным в том, что ничто не угрожает его здоровью. Однако для этого надо знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать. Например:

     1.Акустический фон – ухудшение здоровья в случае превышения шумовым фоном 20-30 дБ и наличия в нем инфра- и ультразвуков. Шум вызывает у человека раздражение, бессонницу, ослабляет слух. Возникает вследствие работы транспортных магистралей, промышленных предприятий, громко звучания музыки. 

     2.Электромагнитные волны-ухудшения здоровья человека их излучают линии электропередач, электропроводка, радио-и телеаппаратура.

      Так же содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для    тем, входящих в программу физики:

Смачиваемость

Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.

Давление

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Понятие о телевидении

Телевидение и дети

Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека

Давление внутри жидкости

Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Эта информация далеко не исчерпывает данную тему , относительно нее много критики, но погрузиться в подробности при желании вы можете самостоятельно. Впрочем, точно так же вам и только вам решать, как относиться к валеологии. Я же советуем не принимать ничьей позиции, не разобравшись в фактах и не поразмыслив на столь непростую тему критически.  Никто и никогда не запретит иметь собственное мнение!

Литература:



Предварительный просмотр:

                                    Валеология и физика

 Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.

Попробуем вспомнить как в  1980-е годы в СССР была провозглашена всеобщая диспансеризация населения, цель которой состояла в том, чтобы выявить всех потенциально больных, особенно с начальными формами заболевания, и провести их превентивное (предупреждающее) лечение. Однако  невыполнимость этой задачи была обнаружена уже на первых этапах её реализации, поскольку в качестве больных в ходе диспансеризации оказалось не менее 80—90 % населения, — это означало необходимость огромных затрат со стороны государства на проведение лечения. Обнаруженная  проблема привела  к пониманию необходимости существенного пересмотра концепции здоровья.

Чтобы  как топомочь найти ответ на этот вопрос и появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области. 

В конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов популярность валеологии возросла, что отразилось в появлении  учебников и иной литературы по валеологии..

С 1996 года «Российский институт профилактической медицины» начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология». В медицинских учреждениях стали появлятся врачи-валеологи.

Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.

В результате в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений

В 2011 году теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?

В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.

Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .

Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.

 В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.

Остановлюсь на  педагогической валеологии.

Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.

Задачи по физике с валеологическим содержанием

 Предисловие

     Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских обучающихся вызывает серьезную тревогу специалистов.

    Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата учебных  коллективов.

    Все выше перечисленные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти студентов можно признать здоровым. Следовательно, нам педагогам, необходимо применение здоровьесберегающих технологий и методик на своих занятиях, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения

— обеспечить обучающему возможность сохранения здоровья за время обучения, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    На уроках физики необходимо поддерживать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всех  занятий, в то же время надо учитывать уровень  их усталости, стараться не причинить вред здоровью. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у обучающихся  бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету. Задачи так же повышают мотивацию ученика. Так подбор по разным разделам физики задач и заданий здоровьесберегающего характера. Задачи, по здоровьесберегающей тематике составлены с учетом каждого раздела физики и должны органически встраиваться в содержание занятий, не противоречить его целям. Вносимые содержательные элементы, дополнительная информация должна быть компактной по объему и подчиняться в смысловом отношении основному содержанию урока, темы, раздела, предмета в целом. Сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки здорового образа жизни, которые получает студент. В этом и заключается творческая задача преподавателя .

      Цели методических рекомендаций: Создание условий, обеспечивающих здоровьесберегающий и развивающий личностно-ориентированный учебный процесс. Помочь ученику сохранить свое здоровье и обучить его здоровому образу жизни. Вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.

 Физика – это наука, которая имеет большие возможности в обучении студентов здоровому образу жизни.

    В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:

-выявить сущностные характеристики ценностного отношения к здоровому образу жизни, определить критерии и уровни сформированности у студента данного личностного образования;

-обосновать модель процесса формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности;

-разработать задачи по всем разделам физики;

-пропаганда преимуществ здорового образа жизни;

-создание условий для формирования основных мыслительных операций       учащихся, развитие продуктивного творческого мышления;

-формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности при решении задач;

-создание условий для развития самостоятельности мышления, способности к самореализации;

-развитие физического мышления, научного мировоззрения ;

-формирование познавательного интереса к предмету;

-формирование умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья;

    Ученики должны знать.

Понятия: внутренняя энергия, количество теплоты, диффузия, влажность воздуха, насыщенный пар, давление жидкостей и газов, электрическое поле, импульс тела, радиоактивность, глаз и зрение, линзы, ускорение, тепловое движение частиц, электрический ток, атом, ядерные реакции, электромагнитная индукция, работа и мощность, КПД механизма, закон Гука.

   Ученики должны уметь.

Решать задачи с применением формул по разным разделам, а также качественные задачи, иллюстрирующие основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества; на закон Паскаля; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости; на уравнение Менделеева-Клапейрона. Уметь применять связь скорости движения молекул и температуры тела для объяснения таких физических явлений как диффузия. Измерять и вычислять физические величины: время, путь, скорость, ускорение. Определять практически и рассчитывать амплитуду, период, частоту колебательного движения; рассчитывать скорость распространения и длину волны.

      Включаю также в программу вопросы, связанные с физикой человека, что позволяет продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.

    Так при изучении диффузии важно объяснить , что на пашне и вблизи от нее нельзя сжигать мусор, поскольку в золе и дыму содержится диоксины (они настолько ядовиты, что рассматриваются как эквивалент боевых отравляющих веществ), которые затем благодаря различным процессам, в том числе и диффузии, распространяются в земле и в воздухе. Материал о диэлектриках можно дополнить сообщение о том, что огромная потенциальная и иногда реализующаяся опасность содержится в обыкновенных транспортных маслах: они и сами по себе несут угрозу здоровью человека, а при определенных условиях превращаются в токсины. Последние разносторонне поражают организм.

«Мой дом - моя крепость»,- гласит популярная английская пословица. В своем доме каждый человек должен быть уверенным в том, что ничто не угрожает его здоровью. Однако для этого надо знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать. Например:

     1.Акустический фон – ухудшение здоровья в случае превышения шумовым фоном 20-30 дБ и наличия в нем инфра- и ультразвуков. Шум вызывает у человека раздражение, бессонницу, ослабляет слух. Возникает вследствие работы транспортных магистралей, промышленных предприятий, громко звучания музыки. 

     2.Электромагнитные волны-ухудшения здоровья человека их излучают линии электропередач, электропроводка, радио-и телеаппаратура.

      Так же содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для    тем, входящих в программу физики:

 

 

Смачиваемость

Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.

Давление

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Понятие о телевидении

Телевидение и дети

Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека

Давление внутри жидкости

Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированныйурок «физика + биология» На тему: «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду»

В связи с актуальностью данной темы нами был разработан интегрированный урок «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду» для обучающихся первого курса (СПО) или вт...

Презентация на тему: "Системы человеческого организма".

Презентация на тему: "Системы человеческого организма", предназначена для студентов медицинских колледжей, обучающихся по направлениям подготовки: "сестринское дело" и "Лечебное дело"....

Исследовательский проект по физике "Влияние электромагнитных волн на организм человека"

Исследовательский проект выполнен студентом 1 курса и предназначен для конкурса проектов в нашем колледже...

Применимость законов физики к живому организму (физика человека)

Ниязова Маржона Улукбековнастудентка I курса  группы 34.02.01 Сестринское делоГБПОУ ЯНАО "Новоуренгойский многопрофильный колледж"Преподаватель: Абалымова Алевтина Васильевна Стать...