РП АСТРОНОМИЯ
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО»
в пгт Советский
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ______________
« » 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.06 АСТРОНОМИЯ
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
2022г.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 14 апреля 2022 год № 235.
Разработчик(и): Суюнова В.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено и утверждено на заседании методической комиссии социально-гуманитарных и естественно-математических наук
Протокол № ____ от «_____»_______________20__ г.
Председатель _________________________ А.С.Абибуллаева
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.06 Астрономия
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебного предмета:
В настоящее время важнейшие цели и задачи астрономии заключаются в формировании представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Содержание программы учебного предмета «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся:
• понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и современной естественно-научной картины мира;
• знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
• умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыка ми практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
• познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных
источников информации и современных образовательных технологий;
• умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
• научного мировоззрения;
• навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
1.4. Результаты изучения учебного предмета
«Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
• сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития астрономической науки;
• устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
• умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
метапредметных:
• умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
• владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
• умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
• владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
• сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
• понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
• владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
• сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
• осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 44 |
Аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 14 |
семинарские занятия | 26 |
контрольные работы | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Применение современных образовательных технологий | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Введение | 4 | ||||
Введение | Содержание учебного материала | ||||
1 | Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
Контрольная работа №1 Входящий контроль | 2 | Тестирование | |||
Раздел 2 История развития астрономии | 8 | ||||
Тема 1. Астрономия дальнего космоса | 1 | Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма. | 2 | Просмотр учебного фильма | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса). Демонстрация Карта звездного неба. | |||||
Семинарское занятие № 1 Звездное небо | 2 | Интерактивные экскурсии | |||
Семинарское занятие № 2 История советской космонавтики | 2 | ||||
Семинарское занятие № 3 Астрономия дальнего космоса С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. | 2 | ||||
Раздел 3 Устройство Солнечной системы | 12 | ||||
Тема 1. Система «Земля — Луна» | Содержание учебного материала: | ||||
1 | Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
Тема 2. Планеты земной | Содержание учебного материала: | ||||
1 | Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая | 2 | Просмотр | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
группы | характеристика атмосферы, поверхности Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). | учебного фильма | |||
Тема 3. Астероиды и метеориты | Содержание учебного материала: | ||||
1 | Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбита астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.
Используя сервис Google Maps, посетить: | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
Семинарское занятие № 4 Система «Земля — Луна» | 2 | Ролевая игра Интерактивные экскурсии | |||
Семинарское занятие № 5 Планеты земной группы | 2 | ||||
Семинарское занятие № 6 Астероиды и метеориты | 2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 4 Строение и эволюция Вселенной | 20 | ||||
Тема 1 Физическая природа звезд | Содержание учебного материала | ||||
1 | Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). | 2 | |||
Тема 2 Галактики и движение звезд в ней | Содержание учебного материала: | ||||
1 | Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). | |||||
Семинарское занятие № 7 Физическая природа звезд | 2 | Интерактивные экскурсии Круглый стол | |||
Семинарское занятие № 8 Галактики и движение звезд в ней | 2 | ||||
Семинарское занятие № 9 Самое интересное о метеоритах | 2 | ||||
Семинарское занятие № 10 Живая планета | 2 | ||||
Семинарское занятие № 11 Достижение космоса | 2 | ||||
Семинарское занятие № 12 Экскурсии, в том числе интерактивные в Музей космонавтики | 2 | ||||
Семинарское занятие № 13 Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум» | 2 | ||||
Контрольная работа №2 Итоговое тестирование | 2 | ||||
Итого: | 44 |
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и других видов учебной работы.
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Материалы, используемые для контроля результатов освоения по предмету, приводятся в Фонде оценочных средств по предмету.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Учебно-методическое обеспечение
Основная учебная литература:
1.Астрономия учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 277 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08243-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424694
2. Язев, С. А. Астрономия. Солнечная система : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Язев ; под научной редакцией В. Г. Сурдина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 336 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08245-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424697 ).
Дополнительная учебная литература:
1. Перельман, Я. И. Занимательная астрономия / Я. И. Перельман. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 182 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-07253-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/422780
2. Концепции современного естествознания: астрономия : учебное пособие для вузов / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственный редактор А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09065-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442377
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS
Гомулина Н. Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru
4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по астрономии "Венера"
Материал содержит основные сведения и характеристику планеты Венера....
Методическое пособие для преподавателя Астрономии
Пособие предназначено для учителей, работающих по учебнику«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Ве-льяминова, Е. К. Страута.Учебник соответствует ФГОС среднего (п...
Рабочая программа "Астрономия." Базовый уровень. 11 класс
Рабочая программа календарно тематическое планирование ориентированы на учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Велья-минова, Е. К. Страута. Сп...
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии 51 час...
Рабочая программа по астрономии СПО (39 часов)
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, на основе примерной программы среднего образования: «Физика. Астрономия. 7-11 ...
Что изучает астрономия
Технологическая карта к уроку астрономии...
"День в музее", квест по астрономии
Данный материал предполагает занятие в Музее космонавтики....