Что изучает астрономия
методическая разработка по теме
Технологическая карта к уроку астрономии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_izuchaet_astronomiya.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Название методической разработки: Технологическая карта к уроку астрономии
Автор разработки: Н.М.Пономарь
Общая часть | ||||||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | ||||||||||
Астрономия | 11 | Что изучает астрономия | ||||||||||
Используемый учебник | ||||||||||||
Название | Класс | Авторы | ||||||||||
Астрономия | 11 | Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
Объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками. | Формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки. | Обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой не насыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием. | ||||||||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | |||||||||||
Компьютер, проектор, экран. | ||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | |||||||
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности |
| Установка тематических рамок. Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности. | Озвучивают тему | 2 | ||||||||
2. Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к работе на основном этапе |
| Слайд 1-2 | Формулировать понятие «предмет астрономии». Обсудить потребности человека в познании объяснять причины возникновения и развития астрономии | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Проговаривают тип урока и шаги учебной деятельности. Ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели. | 4 | |||||||
3. Первичное усвоение новых знаний и способов действия | Организовать построение проекта изучения нового знания. | Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов (Приложение 1) | Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы | 10 | ||||||||
4. Первичная проверка понимания (реализация построенного проекта) |
| Слайд 3 – 10. | Предлагает задания для фронтального выполнения и индивидуальные задания: составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной. (слайд 10) | Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, используя учебник стр. 6-7, проводят самоконтроль. | 10 | |||||||
5. Первичное закрепление. Самооценка знаний и способов действия |
| Даёт задание на составление схемы связи астрономии с другими науками. | Задание может быть выполнено в микрогруппах. | 7 | ||||||||
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корректировка. Коррекция знаний и способов действий |
| Устанавливает осознанность учебной деятельности. | Проводят проверку выполненной работы | 8 | ||||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
| Предлагает домашнее задание §1, п.п.1,2 | Записывают домашнее задание | 1 | ||||||||
8. Подведение итогов занятия. Рефлексия | 1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | 3 |
Приложение 1
Основной материал
Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук. Методические акценты урока.
Организовать беседу по выявлению представлений учащихся о том, что изучает астрономия, сформулировав, таким образом, определение предмета астрономии. Далее, продолжая беседу, важно подвести учащихся к мысли о первоначальной значимости развития астрономических знаний в связи с практическими потребностями. Их можно разделить на несколько групп:
- сельскохозяйственные потребности (потребность в отсчете времени — сутки, месяцы, годы. Например, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис — предвестника разлива Нила);
- потребности в расширении торговли, в том числе морской (мореплавание, поиск торговых путей, навигация. Так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли — Финикийская звезда);
- эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира. Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций. Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).
Выявление последней из указанных потребностей логично переводит к рассмотрению ряда этапов в развитии астрономии — от первых «следов» доисторической астрономии через наблюдательную астрономию Древнего мира и средневекового Востока к телескопической астрономии Галилея, небесной механике Кеплера и Ньютона. Важно в ходе беседы подвести учащихся к пониманию роли космической астрономии современности и ответственности человека в сохранении уникальности окружающего мира. Итогом обсуждения этапов в развитии астрономии является составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной.
Данное задание дать учащимся в качестве самостоятельной работы. Обсуждение результатов самостоятельной работы завершается обсуждением масштабов Вселенной.
Приложение 2
Задание может быть выполнено в микрогруппах. При раскрытии связи астрономии с другими науками важно проанализировать взаимопроникновение и взаимовлияние научных областей:
— математика (использование приемов приближенных вычислений, замена тригонометрических функций малых углов значениями самих углов, выраженными в радианной мере, логарифмирование и т. д.);
— физика (движение в гравитационном и магнитном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образующей космические объекты);
— химия (открытие новых химических элементов в атмосфере звезд, становление спектральных методов; химические свойства газов, составляющих небесные тела; открытие в межзвездном веществе молекул, содержащих до девяти атомов, существование сложных органических соединений метилацетилена и формамида и т. д.);
— биология (гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; загрязнение окружающего космического пространства веществом и излучением);
— география (природа облаков на Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре Земли; испарение воды с поверхности океанов под действием излучения Солнца; неравномерное нагревание Солнцем различных частей земной поверхности, создающее циркуляцию атмосферных потоков);
— литература (древние мифы и легенды как литературные произведения; научно-фантастическая литература).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика и экономика, или зачем учащемуся НПУ изучать математику
открытое мероприятие...
Статья "ЗАЧЕМ СТУДЕНТАМ ОТДЕЛЕНИЯ ФОТОГРАФИИ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"
В этой статье доказываетсянеобходимость изучения истории изобразительного искусства студентам отделения фотографии....
Урок-конкурс "Зачем надо изучать математику"
Урок -конкурс проектных работ «Зачем надо изучать математику»«Мысль выражать числа десятью знаками настолько простая, что трудно понять, насколько она удивительна». Цели: Развивать и укрепл...
Презентации к уроку-конкурс "Зачем надо изучать математику"
Урок -конкурс проектных работ «Зачем надо изучать математику»«Мысль выражать числа десятью знаками настолько простая, что трудно понять, насколько она удивительна». Цели: Развивать и укрепл...
Полезные сайты для тех кто изучает английский.
В данном разделе Вы найдете самые полезные сайты для тех кто изучает английский язык, или только хочет приступить к его изучению....
Коллекционируем с ребенком. Для того, чтобы найти что-нибудь интересное, надо быть наблюдательным, внимательно изучить окружающий мир, уметь сравнивать найденные предметы.
КоллекционируемДаже взрослый человек по натуре - собиратель, не говоря уже о детях! Любой ребенок во время прогулок собирает и периодически приносит в дом совершенно бесполезные (на взгляд взрослого) ...
Методическая разработка бинарного урока по астрономии и английскому языку «Известные астрономы и их открытия. Космология 20 века»
Цель данного бинарного урока: формирование у учащихся четкого представления о структуре, происхождении и эволюции Солнечной системы на основе законов и теорий величайших физиков и астрономов, а также ...