Практические занятие: «Определение качества воды»
методическая разработка

Мищенко Наталия Евгеньевна

Сегодня экологи всего мира бьют тревогу: наша цивилизация в опасности. Ведь даже такая простая вещь как обычная питьевая вода вполне может в обозримом будущем стать дороже нефти. Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Оно было отмечено еще в глубокой древности, но сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной. Выполнив практическую работу по дисциплине "Экология". обучающиеся смогут ознакомиться с качеством питьевой воды в своем городе и ее влиянием на процессы жизнедеятельности человека !!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические занятие: «Определение качества воды»

ЦЕЛЬ: ознакомиться с качеством питьевой воды в своем городе и ее влиянием на процессы жизнедеятельности человека, сравнить показатели питьевой воды с нормами .СанПина.

ОБОРУДОВАНИЕ: штатив с пробирками, колба коническая 100 мл, крышка пластмассовая, ложка-шпатель.

РЕАКТИВЫ: водопроводная вода, натрия гидрокарбонат ( NaHCO3 ).

Место проведения исследования: Батайский техникум информационных технологий и радиоэлектроники «Донинтех».

Объект исследования: питьевая вода.  

                                                 ХОД РАБОТЫ

I. Теоретическая часть.

1.1. Значение воды для человека.

    Вода  имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Согласно современным представлениям, само происхождение жизни связывается с морем, ведь не даром химический состав нашей крови близок по составу с морской водой.

Ежедневно человек употребляет 1.5-2.5 литра воды, которая не должна, в идеале, содержать никаких вредных примесей, негативно воздействующих на здоровье человека. Человек примерно на 65% состоит из воды,  с возрастом содержание воды в организме уменьшается. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99%). Самая бедная – эмаль зуба (0,2%). Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Влияние качества воды на здоровье человека было отмечено еще в глубокой древности. Например, Гиппократ рекомендовал употреблять кипяченую воду.

По подсчетам специалистов, 800 млн. человек на земном шаре страдают от болезней, вызванных нехваткой питьевой воды. Среди них желудочно-кишечные заболевания, катаракты, болотная лихорадка и т.д. Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Оно было отмечено еще в глубокой древности, но сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной.

Вопросы: Какова значимость воды для человека? Как качество воды влияет на  здоровье человека? Используя теоретическую часть, дайте ответы на поставленные вопросы.

2. Практическая часть.

2.1. Исследование водопроводной воды.

Опыт 1. Определение запаха воды.

Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами.

Анализ проводится по методике определения запаха воды, а также при помощи цифровых лабораторий.

Исследования проводят органолептическим методом, ориентируясь на ГОСТ 3351-74 «Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха и мутности», при температуре пробы 20 С и 60 С. Оценка проводится по пяти –бальной шкале.

     В пробиркуу 2/3 наливают исследуемую пробу при температуре около 20 С. Накрывают колбу крышкой и вращательными движениями несколько раз перемешивают содержимое, затем поднимают крышку и определяют характер и интенсивность запаха, используя карточку:

https://myslide.ru/documents_4/d5c29297efb0d72e8dfe73d1109e54ce/img11.jpg

Сделайте вывод: по балльной методике – исследованная вода имеет балл ________.

Опыт 2. Определение прозрачности воды. 

2.1  Берем прозрачную пробирку , наливает исследованную воду.

2.2  Под пробирку на расстоянии 4 см от ее дна подкладываем шрифт.

2.3  Сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет читаемым этот шрифт.

2.4 Измеряем высоту столба оставшейся воды линейкой и выразим степень прозрачности в см.

 2.5 Делаем вывод: прозрачность воды-  ____см. Какая прозрачность воды? (используем таблицу «Прозрачность воды»)

https://belibra.ru/Filjjtry-dlya-ochistki-vody-4.jpg

Опыт 3. Определение цвета.

3.1 Качественную оценку цветности производят, оценивая окраску воды непосредственно или в сравнении с дистиллированной водой. Для этого в пробирку наливают исследуемую пробу до отметки 50 мл.

3.2  При дневном освещении рассматривают ее сверху и с боку на белом фоне, определяют окраску. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.

При наличии в пробе взвешенных частиц предварительно профильтровывают ее через фильтр, вставленный в воронку.

  1.  Делаем вывод: цвет воды - _____.. 

Опыт 4. Исследование жесткости воды.

4.1. В пробирку наливают пробу воды.

4.2  С помощью ложки-шпателя добавляют соду и размешиваем.

4.3  Делаем вывод.  Если в течении одной минуты проба помутнеет, значит, исследуемая вода обладает высоким содержанием кальция и магния, а следовательно, жесткая.

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лабораторно-практическое занятие «Определение временной жесткости воды методом кислотно-основного титрования»

Изучая титриметрический метод анализа, а именно кислотно-основное титрование целесообразно продолжить знакомство с понятием «жесткость воды» и путем практического исследования научиться применят...

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

План-конспект практического занятия «Определение ошибки репрезентативности. Определение объема выборочной совокупности»

Тема 3.1. Выборочное наблюдениеЗанятие 15.  ПЗ №8 Определение ошибки репрезентативности. Определение объема выборочной совокупностиЦель занятия: отработать практические навыки по определению дове...

методическая разработка лабораторно-практического занятия определение состояния оконного блока и необходимости ремонта

Лабораторно-практическое занятиеТема: «Определение состояния оконного блока и необходимости ремонта»Вид урока: Практическое занятие.Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыковВид ...

Методическая разработка практического занятия - Профессиональные качества медработника

Цели 1.1. Дидактические: ознакомить студентов с новыми понятиями1.2.  Развивающие: развивать  интерес к психологии  как науке; развивать потребность в самообразовании; развиват...

Методическая разработка практического занятия "Определение крахмала в молочных продуктах питания"

Методическая разработка практического занятия подготовлена для студентов I курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело по дисциплине ОПД.01 Химия по теме «Определение крахмала в молочн...