Открытый урок на тему "Решение тригонометрических уравнений"
план-конспект занятия

Василькова Вера Алексеевна

Открытый урок на тему "Решение тригонометрических уравнений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Решение тригонометрических уравнений»

   

     Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

     Цель урока: закрепить навыки решения тригонометрических уравнений    различных типов.

     Задачи урока.

     1. Образовательные:

 - закрепление программных знаний и умений по решению тригонометрических уравнений;

- обобщение и систематизация материала;

-  создание  условий для  контроля и самоконтроля  усвоения знаний и умений.

     2. Воспитательные:

- воспитание навыков делового общения, активности;

-формирование интереса к математике и ее приложениям.

    3. Развивающие:

- формирование умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию,

- развитие познавательного интереса, математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

    Формы организации работы обучающихся на уроке:

индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

    Методы обучения:

 частично-поисковый (эвристический), работа по опорным схемам, работа по обобщающей схеме,  системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.

    Оборудование и источники информации: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы «Значения тригонометрических функций некоторых углов», «Тригонометрические формулы», системно-обобщающая схема (приложение 1);

 на партах  обучающихся: памятка  по решению тригонометрических уравнений, справочные материалы, листы - консультации,  лист бумаги для самостоятельной работы, карточки заданий с уравнениями, разноуровневые карточки с домашним заданиям, учебник «Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы.» Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ под ред. А.Г. Морковича.

Ход урока

I. Организационный момент. Озвучивание целей урока и плана его проведения. Мотивация.

Цель: обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически настроить обучающихся к общению.

 Эпиграф занятия: «Без уравнения нет математики как средства познания природы» (академик Александров П. С.).

   

II.  Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

Цель: установить уровень знаний и осознанность их применения в рамках изученного теоретического материала, повторение пройденного материала.

  1. Опрос:

      1) Сформулировать определение арксинуса числа.

(Арксинусом числа а называется такое число из отрезка [-П/2; П/2], синус которого равен а.)

      2) Сформулировать определение арккосинуса числа.

(Арккосинусом числа а называется такое число из отрезка [0; П], косинус которого равен а.

3) Сформулировать определение арктангенса числа.

(Арктангенсом числа а называется такое число из отрезка (-П/2; П/2), тангенс которого равен а.)

4) Сформулировать определение арккотангенса числа.

(Арккотангенсом числа а называется такое число из отрезка (0; П), арктангенс которого равен а.)

5) Назовите свойства тригонометрических функций с отрицательным значением аргумента.

arcsin (-a) = - arcsin (a)

arccos (-a) =  П - arccos a

arctg (-a) = - arctg a

arcctg (-a) = П - arcctg a

6)  Какие уравнения называются тригонометрическими простейшими уравнениями?

 ( Уравнения sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a называются простейшими тригонометрическими уравнениями)

7) Каковы решения данных уравнений:

sin x = a, а ∈ [-1;1]

( x = (-1)k arcsin a + пk, kZ)

cos x = а, а ∈ [-1;1]

  ( x = ± arccos a + 2пk, kZ)

2.   Вычислите устно:

         а) arcsin         (п/3)

        б) arccos 1        (0)

        в) arcsin (-)        (-п/6)

        г) arccos (-)        (2п/3)

        д) - arcsin         (-п/4)

 

Исправьте ошибки в решениях тригонометрических уравнений и подумайте об их причинах.

Уравнение

Ответ с ошибкой

Правильный ответ

Нет корней

III. Организация разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков.

А. Эйнштейн  говорил так: « Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

1этап.

Цель: закрепить решение простейших тригонометрических уравнений.

Самостоятельная работа студентов с последующей взаимопроверкой. Работа в парах.

Работа выполняется на листах бумаги с копиркой.

Текст ответа студенты  пишут на двойной   тетрадном листочке через копирку. Верхний листочек студент, после окончания  работы, сдаёт преподавателю на проверку, а  по второму осуществляется взаимоконтроль.

1 вариант                                                   2 вариант

cos x =                                                sin x =

 sin x +  =0                                     2 sin x +  =0

2 cos (                                2 sin (3x - ) = -

Во время самостоятельной работы обучающимся, которые плохо разобрались с данной темой предлагаются листы-консультанты. Лист-консультант состоит из чередования трех блоков:

  1. Опорная формула, написанная цветными чернилами.
  2. Решенные примеры.
  3. Решение примеров самостоятельно.

Студенты  сдают первый экземпляр работы, по второму экземпляру     осуществляется контроль  в ходе взаимопроверки (правильные ответы записываются на обратной стороне доски). Выполняется работа над ошибками.

2 этап.

Цель: закрепить умения решать тригонометрические уравнения методом сведения к квадратному.

Указания преподавателя.

Метод сведения к квадратному состоит в том, что, пользуясь изученными формулами, надо преобразовать уравнение к такому виду, чтобы какую-то функцию (например, sin x или cos x) или комбинацию функций обозначить через y, получив при этом квадратное уравнение относительно y. Разберем несколько примеров:

1) https://festival.1september.ru/articles/633501/Image2696.gif

Данное уравнение соответствует (1) таблицы, поэтому делаем замену https://festival.1september.ru/articles/633501/Image2681.gif,

получаем квадратное уравнение: https://festival.1september.ru/articles/633501/Image2697.gif,

находим корни https://festival.1september.ru/articles/633501/Image2698.gif,

замечаем, что https://festival.1september.ru/articles/633501/Image2699.gif посторонний корень, поскольку https://festival.1september.ru/articles/633501/Image2700.gif,

делаем обратную замену, т.е. решаем уравнение https://festival.1september.ru/articles/633501/Image2701.gif, у которого корнями будут числа https://festival.1september.ru/articles/633501/Image2702.gif.

Ответ: https://festival.1september.ru/articles/633501/Image2703.gif.

3)  Решение уравнения самостоятельно с последующей самопроверкой (правильное решение на слайде презентации)

 4 –  x = 4 sin x 

 Так как  x = 1 –  x, то   4 – (1 –  x) = 4 sin x,

3 +  x = 4 sin x,   x - 4 sin x + 3 = 0,               

Пусть y = sin x, получим уравнение

  - 4 y +3 = 0                = 1; = 3.

sin x =1                            или    sin x = 3

x = + 2 n, n Z,           решений нет.

Ответ: x = + 2 n, n Z.

  1. Решение уравнений из учебника № 18.8, два студента у доски разбирают решение.

3 этап.

Цель: закрепить навык решения тригонометрических уравнений методом разложения на множители.

Под разложением на множители понимается представление данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Таким образом, данный множитель можно представить в виде совокупности более простых уравнений.

  1. http://festival.1september.ru/articles/310777/Image884.gif,

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image885.gif,

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image886.gif или http://festival.1september.ru/articles/310777/Image887.gif

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image888.gifhttp://festival.1september.ru/articles/310777/Image889.gif http://festival.1september.ru/articles/310777/Image890.gif

                         http://festival.1september.ru/articles/310777/Image891.gif не имеет решения, т.к. http://festival.1september.ru/articles/310777/Image892.gif

Ответ: http://festival.1september.ru/articles/310777/Image893.gif, http://festival.1september.ru/articles/310777/Image894.gif

                

3) Решение уравнений из учебника № 18.11, два студента у доски разбирают решение.

V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание)

Работа в группах.  Группа, решившая уравнение раньше всех,  защищает свое решение.

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1013.gif

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1014.gif

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1015.gif

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1016.gif

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1017.gif или http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1018.gif

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1019.gif http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1020.gif

http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1021.gifhttp://festival.1september.ru/articles/310777/Image1011.gifhttp://festival.1september.ru/articles/310777/Image1022.gifhttp://festival.1september.ru/articles/310777/Image1023.gifhttp://festival.1september.ru/articles/310777/Image1011.gif

Ответ: http://festival.1september.ru/articles/310777/Image1024.gifhttp://festival.1september.ru/articles/310777/Image1025.gifhttp://festival.1september.ru/articles/310777/Image1011.gif

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Разноуровневая домашняя работа (обучающийся сам определяет уровень).

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: вспомнить основные моменты урока, проанализировать усвоение предложенного материала и умение применить полученные знания в дальнейшем

Содержание этапа:

Подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы вспомнили понятие арккосинуса, арксинуса,  вспомнили формулы решения простейших тригонометрических уравнений, способы решения некоторых известных тригонометрических уравнений. У меня появилась уверенность, что с решением тригонометрических уравнений домашней работы большинство из вас справится.

Фронтальным опросом вместе с обучающимися подводятся итоги урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?

-  Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?

Оцените.

Я познание сделал своим ремеслом”

Фамилия и имя:…………………………………………………………………………………………….

 

Учебные элементы

Количество баллов

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

Работа в парах

Проектная

деятельность

Итоговое

количество баллов

Научиться решать:

 простейшие тригонометрические уравнения

уравнения, приводимые

к квадратным

Уравнения, решаемые разложением на множители

Пообщаться с одноклассниками

Получить оценку

Показать свои знания

                                               

Сосчитайте суммарное количество баллов. Баллы переведите в отметку  

  балла – «5»  

 баллов – «4»

                           Если меньше 18, то отметки не ставить.

Отметьте в карточке: Достигли ли вы цели? Поднимите руки, кто достиг цели, поставленные в начале урока. Спасибо. Молодцы!    

Приложение 1

Памятка по решению простейших тригонометрических уравнений!

I. При решении уравнения вида      или     используем формулы для частного решения

Для этого надо:

  1. Записать уравнение.
  2. Справа от него построить окружность и отметить точку (две точки) соответствующую решению уравнения.
  3. Записать решение уравнения! Если отмечена одна точка, то прибавляем , если две – то .

Образец:

                                                                                                                                              

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                 

Ответ:                                        Ответ:

II. При решении уравнения вида  и  , где, причем  , применяем формулы для общего решения:

                             

III. Решения уравнения  , где  записываются в виде:  

Это простейшее уравнение всегда имеет решение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока "«Определение однородного тригонометрического уравнения 1 степени»"

вначале урока игра, потом объяснение новой темы с использованием опорных конспектов...

Методическая разработка по предмету математика: алгебра по теме: «Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений».

Тема: Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений.Тип: урок по изучению нового материалаЦель урока: вычисление значений тригонометрических функций, изучение ме...

разработка открытого урока по математике "Тригонометрические формулы"

Разработка открытого урока по математике для 10 кл. по теме " Тригонометрические формулы". Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний....

Открытый урок по физике "Основное уравнение МКТ" (16.11.2012г.)

Тема занятия "Основное уравнение МКТ"...

Открытый урок по теме "Решение уравнений от простейших до сложных"

Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений от простейших до сложных"....

Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства

Цели занятия:1)         образовательная: организовать деятельность студентов по изучению и первичному закреплению простейших тригонометрических уравнений и нера...

решение тригонометрических уравнений открытый урок

Решение однородных тригонометрических уравнений....