Как подготовить открытый урок по теме "Работа и мощность тока"
учебно-методический материал
В данной методической разработке дан подробный план-конспект урока: "Работа и мощность тока". Разработка является методической помощью для преподавателей физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_fizike_na_temu_rabota_i_moshchnost_toka.doc | 215 КБ |
tablitsa_rabota_i_moshchnost_toka.pptx | 78.97 КБ |
test_po_zakony_postoyannogo_toka.docx | 74.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Время проведения 90 мин.
Цель урока – пусть это будет ТЦУ (триединая цель урока):
- образовательная: познакомить с понятиями «работа» и «мощность» тока, закрепить знания полученные по теме;
- развивающая: развить логическое мышление, совершенствовать навыки решения расчетных задач.
- воспитательная: формирование уважения к собственному труду, воспитание ответственного отношения к поручениям преподавателя, выработать умение слушать и быть услышанным, привить культуру умственного труда.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Методы: словесный (вопросно-ответный, проблемно-поисковый), практический (решение задач)
Формы: фронтальный опрос, индивидуальная проверка, взаимопроверка
Оборудование:
Доска, проектор, компьютер, раздаточный материал, карточки для рефлексии
План урока:
- Организационный этап – 3 минуты
- Проверка домашнего задания – 4 минуты
- Изучение нового материала – 30 минут
- Физкультзарядка – 3 минуты
- Закрепление изученного материала – 43 минуты
- Выдача домашнего задания (4 минуты)
- Подведение итогов урока (2 минута)
- Рефлексия (1 минута)
Ход урока:
- Организационный этап (3 минуты)
Давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте, садитесь.
Прежде чем начнем урок, скажите, кто отсутствует на уроке.
- Проверка домашнего задания (4 минуты)
Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
При проверке этого упражнения следует обратить внимание на следующее:
Последовательное соединение проводников R=R1+R2
Параллельное соединение проводников
Итак, начнем наш урок с проверки домашнего задания.
На дом вам было задано ответить на вопросы в конце $107
- Почему лампы в квартире соединяют параллельно, а лампочки в елочных гирляндах последовательно? (Лампы в квартире соединяют параллельно для того, чтобы при перегорании одной из них свет не погас в квартире. Лампочки в елочных гирляндах соединяют последовательно, так как эти лампочки рассчитаны на небольшое напряжение. Таким образом напряжение на каждой лампочке равно напряжению цепи, деленному на число лампочек)
- Сопротивление каждого проводника равно 1 Ом. Чему равно сопротивление двух таких проводников, соединенных 1) последовательно, 2) параллельно. (При последовательном соединении будет равно 2 Ом. При параллельном - 0,5 Ом)
- Изучение нового материала (30 минут)
Теперь давайте вспомним следующее:
-Электрическое напряжение измеряется в чем …(Вольт)
- Сила тока – это….(физическая величина, равная отношению количества заряда, прошедшего через некоторую поверхность за время, к величине этого промежутка времени)
- Перечислите, какие действия оказывает электрический ток (химическое, магнитное, тепловое и световое)
Как вы уже сказали, что электрический ток оказывает химическое, магнитное, тепловое и световое действие. Так, например вы уже знаете что в любом источнике электрического тока происходит превращение какого либо вида энергии в электрическую. Так, к примеру, в батарейке химическая энергия превращается в электрическую. В электрической цепи электрическая энергия превращается в другие вида энергий, например: в нагревательных приборах – в тепловую, в электродвигателях – в механическую.
Как вы думаете, ток при этих превращениях совершает работу? (да совершает)
Можете вы привести примеры приборов или устройств, где ток совершает работу? (вентилятор, миксер, электрический чайник и т.д.)
Запишите в тетрадь тему урока.
Работа и мощность тока
А. Чтобы определить какую работу совершает электрический ток необходимо ответить на несколько вопросов:
1. Что такое напряжение?
Напряжение показывает, какая работа совершается электрическим током по перемещению электрического заряда: U=A/q.
2. Что такое сила тока?
Сила тока показывает, какой электрический заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени: I=q/t.
Из приведенных выше формул следует:
A = U q (1)
q = I t (2)
Подставив (1) в (2), получим: A = U I t
Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа.
Единицы измерения работы – Дж (джоуль).
Дж = 1В*1А*1с
Таким образом, для измерения работы необходимо три прибора: амперметр, вольтметр и часы.
Работу тока (или израсходованную на совершения этой работы электроэнергию) измеряют с помощью специального прибора - электрического счетчика.
А теперь давайте посмотрим как измеряется работа тока (5 минут) в электрической цепи.
Внимание на доску.
Б. Электрическая мощность обозначается: N.
Мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени, то
N= A/ t = U I t/ t = U I.
Единицы измерения мощности – Вт (ватты).
Вт = 1А*1В
Таким образом, для измерения мощности необходимо два прибора: амперметр и вольтметр. Специальный прибор для измерения мощности тока - ваттметр.
А теперь давайте посмотрим как измеряется мощность (4 минуты) тока (5 минут) в электрической цепи.
Внимание на доску.
В. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A =N∙t. Тогда 1Дж = 1Вт ∙ с.
IV. Физкультзарядка (3 минуты)
Немного отдохнем и выполним физкультзарядку. Будем выполнять с вами упражнения на понятия из раздела физики «Электрический ток», который в данный момент проходим.
Не стесняемся и повторяем за мной.
Выполнение физкультзарядки сидя за партами.
- присоединение провода
- пересечение проводов
- ключ
- лампочка
- звонок
- провод
- гальванический элемент (аккумулятор)
- последовательное соединение проводников
- параллельное соединение проводников
- реостат
- резистор
Немного отвлеклись. Всем спасибо.
А теперь продолжим
- Закрепление изученного материала (43 минут)
Пора и закрепить изученный материал
Решим задачи.
Приглашаю к доске желающего решить задачу.
Слушаем условие задачи:
Задача 1.
Какую работу совершит ток в электродвигателе за 90 с, если при напряжении 220 В сила тока в обмотке двигателя равна 0,2 А ?
Дано: U = 220 В I = 0,2 А t =90 с | Решение: A = U*I*t А=220*0,2*90=3960 Дж Ответ: 3960 Дж |
A -? |
Задача 2. Рассчитайте, сколько стоит электроэнергия, израсходованная на работу электрического утюга за 2 часа? Сила тока 4 А, напряжение 220 В, тариф — 2,46 руб. за 1 кВтч.
Дано: t = 2 ч I = 4 А U = 220 В Найти: S-? |
Решение A = U*I*t A = 220 В • 4 А • 2 ч =1760 Втч= 1,76 кВтч
S = l,76 кВтч *2,46 руб. = 4,3 (руб.).
Ответ: S = 43,3 руб.
Задача 3
Определите мощность электрической лампочки, если при напряжении 5 В сила тока в ней 100 мА.
Дано: U = 5 В I = 100 мА | СИ 0,1 А | Решение: N=A/t A=UIt N=UIt/t=UI N=5*0,1=0,5 Вт Ответ: 0,5 Вт |
N -? | ||
Задача 4
В бытовой электроплитке, рассчитанной на напряжение 220 В, имеются две спирали, сопротивление каждой из которых равно 80 Ом. С помощью переключателя в сеть можно включить одну спираль, две спирали последовательно или две спирали параллельно. Найти мощность в каждом случае.
Дано | Решение |
U=220 В R1=R2= 80 Ом |
N=UI |
Найти: | N=U2/R |
N-? | N=220*220/80=605 Вт
R=R1+R2 R=80+80 Ом = 160 Ом N=220*220/160=302,5 Вт
R=R1*R2/(R1+R2) R=80*80/(80+80)=40 Ом N=220*220/40=1210 Вт Ответ: 1) 605 Вт, 2) 302,5 Вт, 3) 1210 Вт |
Задача 5
Сейчас я вам раздам карточки с заданием. Вам необходимо заполнить пустые ячейки таблицы самостоятельно. Время для заполнения я вам отвожу 3 минуты.
Вопрос | Работа электрического тока | Мощность электрического тока |
Обозначение | ||
Формула расчёта | ||
Единица измерения | ||
Обозначение единицы измерения |
А теперь давайте сверим ваши ответы с правильными.
Ответ
Вопрос | Работа электрического тока | Мощность электрического тока |
Обозначение | А | N |
Формула расчёта | А=UIt | N=UI |
Единица измерения | Джоуль | Ватт |
Обозначение единицы измерения | 1 Дж=1В*1А*1с | 1Вт=1В*1А |
- Выдача домашнего задания (4 минуты)
Запишите домашнее задание.
- Выяснить наличие дома электроприборов и их мощность.
Дополнительное задание на дополнительную оценку.
Рассмотрите дома электросчетчик.
Запишите его показания за сутки.
Рассчитайте энергию, израсходованную за день, и ее стоимость.
В течение следующего дня попытайтесь экономить энергию: не оставляйте включенным свет, телевизор и другие приборы, которыми вы не пользуетесь в данный момент.
Определите с помощью счетчика, сколько энергии удалось сэкономить.
Вычислите стоимость сэкономленной энергии.
- Подведение итогов урока (2 минута)
На сегодняшнем уроке мы узнали, что такое работа и мощность постоянного тока.
Узнали, как они рассчитываются в электрической цепи.
Посмотрели видеоролик о нахождении работы тока с помощью прибора «Амперметр» как находится мощность тока в цепи с помощью вольтметра и амперметра.
Поставленную в начале урока цель мы достигли.
За урок оценки получают:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Рефлексия (2 минута)
И перед тем как закончить урок у меня к вам два вопроса:
- Какие у вас есть пожелания к проведению подобных открытых уроков?
- Давайте проведем самоанализ на усвоение нового материала.
Перед вами три разноцветных прямоугольника
Прошу вас поднять тот цвет, который для вас предпочтительнее
Зеленый – на уроке было интересно, и я усвоил весь материал
Желтый – понял, но не все
Красный – ничего не понял, требуется помощь
Те, у кого возникли затруднения в усвоении сегодняшнего материала, можете подойти после уроков.
Всем спасибо за урок. До свидания
Приложение 1
Тест. Виды соединения проводников
1. Какая величина из перечисленных одинакова для всех последовательно соединенных проводников?
А) напряжение; Б) сила тока; В) сопротивление.
2. Какая величина из перечисленных одинакова для всех параллельно соединенных проводников?
А) напряжение; Б) сопротивление; В) сила тока.
3. При каком соединении получается разрыв в цепи, если одна из ламп перегорит?
А) при параллельном; Б) при последовательном; В) при параллельном и последовательном.
4. При последовательном соединении проводников верно, что ...
А. 1/R = 1/R1 + 1/R2 + ... В. Rобщ больше большего из сопротивлений.
Б. R = R1 + R2 + ... Г. Rобщ меньше меньшего из сопротивлений.
5. При параллельном соединении проводников верно, что ...
А. Их общее сопротивление меньше меньшего из сопротивлений.
Б. R = R1 + R2 + ...
В. Их общее сопротивление больше большего из сопротивлений.
Г. 1/R = 1/R1 + 1/R2 + ...
6. Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит, ...
А. сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
Б. нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
В. сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки.
Г. лампочка и резистор имеют равные сопротивления.
7. Напряжение на проводнике R1 4 В. Какое напряжение на проводнике R2?
А) 8 В; Б) 2 В; В) 4 В; Г) 16 В.
8. Для чего в электрической цепи применяют реостат?
А. для увеличения напряжения; В. для регулирования силы тока в цепи.
Б. для уменьшения напряжения; Г. для уменьшения сопротивления в цепи
9. Какая из схем соответствует последовательному соединению проводников?
А. только 1; В. только 3;
Б. только 2; Г. 1 и 2.
1 2 3
10. Проводники сопротивлением 20 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Вычислите их общее сопротивление.
А. 50 Ом; Б. 60 Ом; В. 600 Ом; Г. 12 Ом.
Ответы: 1-Б; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5-Г; 6-В;7-В; 8-В; 9-Б; 10-Г.
9-10 правильных ответов оценка «5»; 7-8 ответов - «4»; 5-6 - «3»; менее 5 - оценка «2»
Вопрос | Работа электрического тока | Мощность электрического тока |
Обозначение | ||
Формула расчёта | ||
Единица измерения | ||
Обозначение единицы измерения | ||
Вопрос | Работа электрического тока | Мощность электрического тока |
Обозначение | ||
Формула расчёта | ||
Единица измерения | ||
Обозначение единицы измерения | ||
Вопрос | Работа электрического тока | Мощность электрического тока |
Обозначение | ||
Формула расчёта | ||
Единица измерения | ||
Обозначение единицы измерения | ||
Вопрос | Работа электрического тока | Мощность электрического тока |
Обозначение | ||
Формула расчёта | ||
Единица измерения | ||
Обозначение единицы измерения |
Вопрос | Работа электрического тока | Мощность электрического тока |
Обозначение | А | N |
Формула расчёта | А=UIt | N=UI |
Единица измерения | Джоуль | Ватт |
Обозначение единицы измерения | 1 Дж=1В*1А*1с | 1Вт=1В*1А |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тест на тему: «Соединения проводников»
1. Какая величина из перечисленных одинакова для всех последовательно соединенных проводников?
А) напряжение; Б) сила тока; В) сопротивление.
2. Какая величина из перечисленных одинакова для всех параллельно соединенных проводников?
А) напряжение; Б) сопротивление; В) сила тока.
3. При каком соединении получается разрыв в цепи, если одна из ламп перегорит?
А) при параллельном; Б) при последовательном; В) при параллельном и последовательном.
4. При последовательном соединении проводников верно, что ...
А. 1/R = 1/R1 + 1/R2 + ... В. Rобщ больше большего из сопротивлений.
Б. R = R1 + R2 + ... Г. Rобщ меньше меньшего из сопротивлений.
5. При параллельном соединении проводников верно, что ...
А. Их общее сопротивление меньше меньшего из сопротивлений.
Б. R = R1 + R2 + ...
В. Их общее сопротивление больше большего из сопротивлений.
Г. 1/R = 1/R1 + 1/R2 + ...
6. Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит, ...
А. сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
Б. нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
В. сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки.
Г. лампочка и резистор имеют равные сопротивления.
7. Напряжение на проводнике R1 4 В. Какое напряжение на проводнике R2?
А) 8 В; Б) 2 В; В) 4 В; Г) 16 В.
8. Для чего в электрической цепи применяют реостат?
А. для увеличения напряжения; В. для регулирования силы тока в цепи.
Б. для уменьшения напряжения; Г. для уменьшения сопротивления в цепи
9. Какая из схем соответствует последовательному соединению проводников?
А. только 1; В. только 3;
Б. только 2; Г. 1 и 2.
1 2 3
10. Проводники сопротивлением 20 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Вычислите их общее сопротивление.
А. 50 Ом; Б. 60 Ом; В. 600 Ом; Г. 12 Ом.
Тест по теме: Соединение проводников ФИО _______________________________________ группа ______________ | ||||||||||
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | ||||||||||
Тест по теме: Соединение проводников ФИО _______________________________________ группа ______________ | ||||||||||
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | ||||||||||
Тест по теме: Соединение проводников ФИО _______________________________________ группа ______________ | ||||||||||
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | ||||||||||
Тест по теме: Соединение проводников ФИО _______________________________________ группа ______________ | ||||||||||
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | ||||||||||
Тест по теме: Соединение проводников ФИО _______________________________________ группа ______________ | ||||||||||
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | ||||||||||
Тест по теме: Соединение проводников ФИО _______________________________________ группа ______________ | ||||||||||
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ |
Тест на тему: «Соединения проводников»
1. Какая величина из перечисленных одинакова для всех последовательно соединенных проводников?
А) напряжение; Б) сила тока; В) сопротивление.
2. Какая величина из перечисленных одинакова для всех параллельно соединенных проводников?
А) напряжение; Б) сопротивление; В) сила тока.
3. При каком соединении получается разрыв в цепи, если одна из ламп перегорит?
А) при параллельном; Б) при последовательном; В) при параллельном и последовательном.
4. При последовательном соединении проводников верно, что ...
А. 1/R = 1/R1 + 1/R2 + ... В. Rобщ больше большего из сопротивлений.
Б. R = R1 + R2 + ... Г. Rобщ меньше меньшего из сопротивлений.
5. При параллельном соединении проводников верно, что ...
А. Их общее сопротивление меньше меньшего из сопротивлений.
Б. R = R1 + R2 + ...
В. Их общее сопротивление больше большего из сопротивлений.
Г. 1/R = 1/R1 + 1/R2 + ...
6. Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит, ...
А. сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
Б. нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
В. сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки.
Г. лампочка и резистор имеют равные сопротивления.
7. Напряжение на проводнике R1 4 В. Какое напряжение на проводнике R2?
А) 8 В; Б) 2 В; В) 4 В; Г) 16 В.
8. Для чего в электрической цепи применяют реостат?
А. для увеличения напряжения; В. для регулирования силы тока в цепи.
Б. для уменьшения напряжения; Г. для уменьшения сопротивления в цепи
9. Какая из схем соответствует последовательному соединению проводников?
А. только 1; В. только 3;
Б. только 2; Г. 1 и 2.
1 2 3
10. Проводники сопротивлением 20 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Вычислите их общее сопротивление.
А. 50 Ом; Б. 60 Ом; В. 600 Ом; Г. 12 Ом.
Ответы: 1-Б; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5-Г; 6-В;7-В; 8-В; 9-Б; 10-Г.
9-10 правильных ответов оценка «5»; 7-8 ответов - «4»; 5-6 - «3»; менее 5 - оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Внутреннее сопротивление источника тока."
Урок проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядного методов обучения, с использованием имеющихся в распоряжении возможностей современной те...
Методическая разработка открытого урока "Первая помощь при поражении электрическим током" для специальности СПО 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА«Первая помощь при поражении электрическим током»По профессиональному модулю ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно...
Методическая разработка открытого урока по физике по теме: Механическая работа и мощность.
Методическая разработка...
Открытый урок Сборка электрической цепи и измерение тока
Открытый урок Сборка электрической цепи и измерение тока...
Открытый урок Сборка электрической цепи и измерение тока
Открытый урок Сборка электрической цепи и измерение тока...
Практическая работа 1 (урок 2) "Измерение сопротивления, силы тока и напряжения"
Практическая работа по предмету "Электротехника"...
Методическая разработка открытого урока "Получение переменного тока"
Комплект матрениалов, включающий документы для поведения открытого урокапо учебной дисциплине "Основы электротехники" для занятия по теме "Получение перменного тока"...