Химический состав клетки Урок выведения новых знаний биология 6 класс
методическая разработка

Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasina_yu.b._urok_vyvedeniya_novyh_znaniy_biologiya.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Биология,  6 класс. Тема  Химический состав клетки     Васина Ю.Б.

Почетская СОШ Абанского района Красноярского края

Цели урока:

  1. Образовательно-развивающие цели:
  1. Усвоение обучающимися новых понятий: химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
  2. Применение обучающимися опорных понятий: клетка, основные признаки живого.
  3. Овладение обучающимися УУД:

познавательными: подведение под понятие, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;

коммуникативными: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.4 Овладение обучающимися специальными умениями:   сравнить  функции органических и неорганических веществ в клетке, работать с диаграммой, сравнивать диаграммы содержания химических элементов в клетке и на  земле,  составлять диаграммы.

  1. Воспитательные цели:
  1. Формирование у обучаемых диалектико-материалистического мировоззрения на  основе философских категорий: структура-функции, противоположности
  2. Формирование у обучаемых личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений на уроке, нравственно-этическое оценивание  действий своих одноклассников на уроке.
  1. Заявка на оценку (в классе 16 обучающихся):
  2. «5»-21 балл и более
  3. «4»-17-20 баллов
  4. «3»-12-16 баллов

Оборудование: ПК, таблица «Химический состав клетки»

План-конспект урона

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность обучающихся

Оргмомент.

  1. Знакомство обучающихся с заявкой на оценку.
  2. Планирование обучаемыми оценки.

Фиксируют запланированную оценку на полях тетради

Актуализация знаний.

Рисунок клетки живого организма.

Почему я показываю вам этот рисунок?

1б  

Все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток.

Выход на тему урока.Определение познавательных целей.

Все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток. Но, оказывается ребята, сходен и их химический состав - клетки всех организмов состоят из одних и тех же элементов.

Определите, какой будет наша цель на уроке? (фронтальная работа)

1б  

Тема «Химический состав клетки».

Наша цель на уроке- сравнить  познакомиться с химическим составом клетки.

Изучение нового материала.

Сформулируйте по одному вопросу-суждению к каждой диаграмме 1.«Содержание химических элементов в клетке»

2..«Содержание химических элементов на земле»

Ответьте на вопросы в виде суждений.

(фронтальная работа)

по 2б

Почему химический состав тел живой и неживой природы одинаков, но имеет разное соотношение тех или иных элементов.

Сравнивая диаграммы содержания химических элементов в клетке и на  земле, можно сказать, что наиболее распространенные элементы в живых организмах- кислород,  углерод, азот, водород, а  в неживой природе кислород,  кремний, алюминий, железо.

В каком случае процентное содержание  кислорода больше?

Если в живой клетке кислорода до 70%, то в составе тел неживой природы только около 50%.

Сформулируйте содержание понятия

химический состав клетки

(фронтальная работа)

химический состав клетки- процентное содержание органических и неорганических веществ

Почему  наблюдается разное процентное соотношение химических элементов в клетке и на земле?

1-2б

Разное процентное соотношение химических элементов в клетке и на земле наблюдается потому, что клетка-  относится к живой  природе, а  земля к неживой.

Работа с текстом учебника с.12-14

- Прочитать текс, выписать ключевые понятия. Сформулировать их определения.

А. Индивидуальный труд

В. Фронтальная проверка

С. Самооценка по критериям учителя

Изобразите логические схемы состава органических и неорганических веществ.

Сравните  органические и неорганические вещества по выполняемым функциям в клетке. Ответ запишите в тетрадь в виде суждений,  используя карточку №3 (2 суждения).

А. Индивидуальный труд

В. Фронтальная проверка

С. Самооценка по критериям учителя

2б за каждое верное определение

Макс. 14б

2б за каждое суждение на сравнение

Макс.

органические вещества- белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

неорганические вещества- вода, минеральные соли

минеральные соли-  неорганические вещества, входящие в состав клетки в незначительных количествах, они составляют до 1% массы клетки

белки- основные вещества клетки (органические вещества). Сложные соединения. Выполняют транспортную, сократительную, защитную функции.

жиры- (органические вещества), дают организму до 30% энергии. Предохраняют организм от потери тепла.

углеводы- (органические вещества),глюкоза, сахароза, клетчатка, крахмал. Основная функция –энергетическая. Но также выполняют опорную и защитную.

нуклеиновые кислоты- ответственны за хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству.

Составляют логические схемы состава органических и неорганических веществ.

Если неорганические вещества в клетке составляют  от 70до 80%, то органические  от 20до 30%.

Если  на кислород, углерод,  водород, азот (это самые распространенные элементы в клетке) приходится  до 98%, то  на все остальные всего 2%.

Работа с диаграммами. «Содержание химических элементов в клетке»

Проанализируйте  диаграммы «Химические элементы, входящие в состав живой  клетки»  и  «Химические элементы, распространенные на земле».

Перечислите элементы, составляющие основу живых организмов. Ответ запишите в тетрадь в виде суждений,  используя карточку №3 (2 суждения).

А. Индивидуальный труд

В.  Самопроверка и самооценка по критериям учителя

, если все верно;

1б, если есть ошибки или задание выполнено не полностью;

0б, если задание не выполнено

Учащиеся работают с диаграммой с15-16

Задания для  закрепления и проверки усвоения знаний. Из перечисленных веществ выберите те, которые относятся к органическим веществам:

  1. вода
  2. белки
  3. минеральные соли
  4. клетчатка
  5. крахмал
  6. нуклеиновые кислоты
  7. липиды
  8. азот
  9. калий
  10. углерод
  11. углеводы

А. Индивидуальный труд

В.  Простая кооперация

- Обсудите в группах результаты индивидуального труда

С. Сложная кооперация. Выступление  групп, общее обсуждение. Возражения, дополнения (при необходимости).

D. Самооценка инд. труда  по критериям учителя

, если все верно выбрано;

2б, если есть ошибки (1-2); 1б если есть ошибки (3-4);

0б, если ошибок более 4  или задание не выполнено

Выписывают в тетрадь номера:

Органические вещества-2,4,5,6,7,11.

Подведение итогов работы на уроке

Все посчитайте полученные баллы. Соотнесите результат  с заявкой и определите, какую оценку вы заработали.

Поднимите руку те, кто получил такую оценку, которую планировал.

Кто получил   оценку выше запланированной? Кто получил   оценку ниже запланированной?

Д/З Параграф 2. Используя карточку №1, составить3 вопроса по теме «Химический состав клетки»

Максимум-24 б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование УУД на уроках открытия нового знания в деятельностном методе обучения в рамках реализации ФГОС НОО"

Формирование УУД на уроках по технологии  деятельностного метода обучения...

Урок-викторина "Смотр знаний" 9 класс

Цель урока - проверить уровень подготовленности девятиклассников к ОГЭ по русскому языку....

Химический состав клетки

Химический состав клетки...

тест по биологии химический состав клетки

тест позволяет проверить знания по химическому составу клетки...

Самостоятельная работа по теме "Химический состав клетки"

При выполнении самостоятельной работы необходимо выбрать утверждения, которые не содержат биологических ошибок...

Химический состав клетки Урок-контроль биология 6 класс

Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....

Химический состав клетки Урок повторения и обобщения знаний, развития умений биология 6 класс

Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....