Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог»
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Ольга Николаевна Поступинская

Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог», основные теоретические аспекты дисциплины и практические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamenatsionnyy_material.docx43.82 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог»

Основные требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся  должен

уметь:

  • объяснять основные свойства живых организмов;
  • объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  • объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды
  • объяснять рисунки и схемы учебника, работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
  • объяснять процессы митоза и мейоза, характеризовать сущность полового и бесполого размножения;
  • решать генетические задачи, строить вариационные кривые, работать с учебной литературой;
  • объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленности к условиям окружающей среды
  • сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах;
  • положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы, особенности строения прокариот, эукариот; химический состав клетки.
  • сущность онтогенеза и филогенеза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями,
  • сущность процессов наследственности и изменчивости, типы скрещиваний, генетическую терминологию, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины.
  • методы селекции растений и животных;
  • центры происхождения культурных растений. Успехи селекционеров, направления биотехнологии.
  • причины, закономерности, движущие силы эволюции
  • основные гипотезы возникновения жизни на Земле
  • основные этапы эволюции человека, человеческих рас
  • структуру вида и экосистем

                                                                       

                     

Билет 1.

  1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Основные структурные компоненты и органоиды клетки. Сходство и различия клеток эукариот и прокариот.
  2. Селекция как наука. Основные методы селекции. Центры происхождения культурных растений.
  3. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?

Билет 2.

  1. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества клетки.
  2. Эволюция. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции.
  3. В состав белка входят 415 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов молекулы ДНК кодирует данный белок, триплетов и – РНК переносят информацию о структуре этого белка к месту трансляции, молекул т – РНК необходимо для переноса этих аминокислот? Ответ поясните.

Билет 3

  1. Механизмы эволюционного процесса: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
  2. Уровневая организация жизни. Клеточная теория: основные положения.
  3. Если нуклеотидный состав ДНК: АТТ-ТЦГ-ТАТ, то каким
    должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

Билет 4

  1. Глобальные экологические проблемы, причины их возникновения и пути решения.
  2. Законы наследственности: формулировка и сущность.
  3. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма

семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Билет 5

  1. Генетика как наука. Наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гибридизация, моногибридное и дигибридное скрещивание.
  2. Биосфера: состав и функции живого вещества. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов.
  3. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с

аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином

(Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и

Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот

должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

Билет 6

  1. Экология как наука: предмет, объект экологии, основные понятия. Экологические факторы. Биологический оптимум экосистем.
  2. Основные структурные компоненты клеток, их функции.
  3. Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы и-РНК, образовавшихся на участке гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом: -ААТ-ЦАЦ-ГАТ-ЦЦТ-ТЦТ-АГГ-.

Билет 7

  1. Живое и неживое вещество биосферы, его функции. Взаимодействие популяций разных видов.
  2. Механизмы эволюционного процесса: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
  3. Определение строения растительной клетки с помощью микроскопа.

Билет 8

  1. Сообщества и экосистемы. Экологические факторы. Свойства и смена экосистем.
  2. Эволюция. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции.
  3. У овса иммунность - невосприимчивость к грибковому поражению головней - доминирует над восприимчивостью. Учитывая это, селекционер решил скрестить гомозиготную иммунную форму овса с растением, пораженным головней. Определите и укажите на схеме генотипы исходных форм.

Билет 9

  1. Глобальные изменения в биосфере. Экологическая защита и охрана окружающей среды.
  2. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества клетки, их характеристика и роль в клетках живых организмов.
  3. Определение изменчивости. Построение вариационной кривой (листья растений).

Билет 10

1. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы наследственности. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены.

2.Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности неклеточных форм. Вирусные заболевания, их профилактика. СПИД – проблема человечества.

3.Определение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Билет 11

1. Индивидуальное развитие организмов. Развитие организма в эмбриональном и постэмбриональном периоде.

2. Цепи питания. Расход энергии. Биотические факторы. Пищевые взаимоотношения организмов.

3. Определение приспособленности организмов к среде обитания (экземпляры гербарных или живых растений определенной группы).

Билет 12

1. Модификационная изменчивость. Мутации, их свойства и виды.

2. Деление клетки, мейоз, оплодотворение – основа размножения. Формы размножения организмов.  Биологическое значение митоза и мейоза.

3. Выявление ароморфозов и адаптации у растений (гербарные материалы цветковых и голосеменных растений).

Билет 13

1. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование с полом.

2. Селекция микроорганизмов, биотехнологии  и генная инженерия. Достижения и основные направления современной селекции.

3. Определение изменчивости, критериев вида  на сортах культурных растений.

Билет 14

1.  Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда.

2. Вид, структура и критерии вида. Популяции, изменчивость вида и популяций.

3. Длина фрагмента молекулы ДНК составляет 20,4 нм. Сколько нуклеотидов в этом фрагменте? Длина одного нуклеотида составляет 0,34 нм.

Билет 15

1. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры. Строение, функции и роль в клетках живых организмов.

2. Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека.

3. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с увеличением площади агроценозов? Как их предотвратить?

Билет 16

1. Биогеоценозы и агроценозы, структура и их типы. Отличия агроценоза от биоценоза.

2. Генетический код. Свойства генетического кода.

3. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?

Билет 17

1. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

        2. Поток энергии и цепи питания.

        3. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека.

Билет 18

        1. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

        2. Биогеохимические процессы в биосфере.

3. Определение строения растительной клетки с помощью микроскопа.

Билет 19

1. Бесполое и половое размножение. Мейоз.

2. Нуклеиновы кислоты. Структура, виды и функции нуклеиновых кислот.

3. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Рыжая окраска определяется Хb, а черная – ХВ, гетерозиготные особи имеют черепаховую окраску. От рыжего кота и черной кошки родились два черепаховых и два черных котенка. Определите генотипы родителей, потомства и возможный пол котят. Составьте схему решения задачи.

Билет 20

1. Биополимеры. Белки, их строение и функции в клетках живых организмов.

2. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

3. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с изменением климата? Как их предотвратить?

Билет 21

1. Селекция организмов. Методы современной селекции и их значение.

2. Основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина.

3.Известно, что ген красной окраски плодов у земляники (А) неполно доминирует над геном белой окраски (а). Определите генотип и фенотип потомков, получившихся в результате скрещивания двух гетерозиготных растений с розовыми плодами.

Билет 22

1. Развитие организма в эмбриональном и постэмбриональном периоде.

2. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

3. Определение модификационной изменчивости разных сортов растений.

Билет 23

1. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г.Менделя.

2. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

3. Определение морфологических критериев вида с использованием гербарных материалов и живых растений.

Билет 24

1. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

2. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Вирусные заболевания и их профилактика.

3. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с увеличением площади агроценозов? Как их предотвратить?

Билет 25

1. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

2. Влияние деятельности человека на биосферу. Природоохранная деятельность.

3. Получение плазмолиза и деплазмолиза в  клетках кожицы лука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к экзамену по гражданскому праву

Вопросы к экзамену по гражданскому праву...

Перечень вопросов к экзамену 4 семестр по МДК.02.01 Организация движения (по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Перечень вопросов к экзамену  4 семестр по МДК.02.01 Организация движения ( по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Профессия: 18.01.02 (240100.02 ) Лаборант- эколог

Рабочая  программа учебной практики  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГО ) по профессии среднего  профессионального образования (СПО)...

Конкурс профессионального мастерства по профессии "Лаборант - эколог"

В нашем колледже ежегодно проходят недели приуроченные к различным профессиям. И наши лабаранты-экологи не остаются в стороне....

Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог.

Рабочая программа  профессионального модуля МДК1.01 Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательног...

Список вопросов к экзамену по учебной дисциплине «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской организации» для специальности «Туризм»

Список вопросов к экзамену по учебной дисциплине «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской организации» для специальности «Туризм»...