Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог»
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог», основные теоретические аспекты дисциплины и практические задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekzamenatsionnyy_material.docx | 43.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог»
Основные требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- объяснять основные свойства живых организмов;
- объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
- объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды
- объяснять рисунки и схемы учебника, работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- объяснять процессы митоза и мейоза, характеризовать сущность полового и бесполого размножения;
- решать генетические задачи, строить вариационные кривые, работать с учебной литературой;
- объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленности к условиям окружающей среды
- сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах;
- положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы, особенности строения прокариот, эукариот; химический состав клетки.
- сущность онтогенеза и филогенеза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями,
- сущность процессов наследственности и изменчивости, типы скрещиваний, генетическую терминологию, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины.
- методы селекции растений и животных;
- центры происхождения культурных растений. Успехи селекционеров, направления биотехнологии.
- причины, закономерности, движущие силы эволюции
- основные гипотезы возникновения жизни на Земле
- основные этапы эволюции человека, человеческих рас
- структуру вида и экосистем
Билет 1.
- Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Основные структурные компоненты и органоиды клетки. Сходство и различия клеток эукариот и прокариот.
- Селекция как наука. Основные методы селекции. Центры происхождения культурных растений.
- Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?
Билет 2.
- Химический состав клетки: неорганические и органические вещества клетки.
- Эволюция. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции.
- В состав белка входят 415 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов молекулы ДНК кодирует данный белок, триплетов и – РНК переносят информацию о структуре этого белка к месту трансляции, молекул т – РНК необходимо для переноса этих аминокислот? Ответ поясните.
Билет 3
- Механизмы эволюционного процесса: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
- Уровневая организация жизни. Клеточная теория: основные положения.
- Если нуклеотидный состав ДНК: АТТ-ТЦГ-ТАТ, то каким
должен быть нуклеотидный состав и-РНК?
Билет 4
- Глобальные экологические проблемы, причины их возникновения и пути решения.
- Законы наследственности: формулировка и сущность.
- Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма
семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
Билет 5
- Генетика как наука. Наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гибридизация, моногибридное и дигибридное скрещивание.
- Биосфера: состав и функции живого вещества. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов.
- Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с
аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином
(Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и
Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот
должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
Билет 6
- Экология как наука: предмет, объект экологии, основные понятия. Экологические факторы. Биологический оптимум экосистем.
- Основные структурные компоненты клеток, их функции.
- Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы и-РНК, образовавшихся на участке гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом: -ААТ-ЦАЦ-ГАТ-ЦЦТ-ТЦТ-АГГ-.
Билет 7
- Живое и неживое вещество биосферы, его функции. Взаимодействие популяций разных видов.
- Механизмы эволюционного процесса: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
- Определение строения растительной клетки с помощью микроскопа.
Билет 8
- Сообщества и экосистемы. Экологические факторы. Свойства и смена экосистем.
- Эволюция. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции.
- У овса иммунность - невосприимчивость к грибковому поражению головней - доминирует над восприимчивостью. Учитывая это, селекционер решил скрестить гомозиготную иммунную форму овса с растением, пораженным головней. Определите и укажите на схеме генотипы исходных форм.
Билет 9
- Глобальные изменения в биосфере. Экологическая защита и охрана окружающей среды.
- Химический состав клетки: неорганические и органические вещества клетки, их характеристика и роль в клетках живых организмов.
- Определение изменчивости. Построение вариационной кривой (листья растений).
Билет 10
1. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы наследственности. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены.
2.Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности неклеточных форм. Вирусные заболевания, их профилактика. СПИД – проблема человечества.
3.Определение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Билет 11
1. Индивидуальное развитие организмов. Развитие организма в эмбриональном и постэмбриональном периоде.
2. Цепи питания. Расход энергии. Биотические факторы. Пищевые взаимоотношения организмов.
3. Определение приспособленности организмов к среде обитания (экземпляры гербарных или живых растений определенной группы).
Билет 12
1. Модификационная изменчивость. Мутации, их свойства и виды.
2. Деление клетки, мейоз, оплодотворение – основа размножения. Формы размножения организмов. Биологическое значение митоза и мейоза.
3. Выявление ароморфозов и адаптации у растений (гербарные материалы цветковых и голосеменных растений).
Билет 13
1. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование с полом.
2. Селекция микроорганизмов, биотехнологии и генная инженерия. Достижения и основные направления современной селекции.
3. Определение изменчивости, критериев вида на сортах культурных растений.
Билет 14
1. Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда.
2. Вид, структура и критерии вида. Популяции, изменчивость вида и популяций.
3. Длина фрагмента молекулы ДНК составляет 20,4 нм. Сколько нуклеотидов в этом фрагменте? Длина одного нуклеотида составляет 0,34 нм.
Билет 15
1. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры. Строение, функции и роль в клетках живых организмов.
2. Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека.
3. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с увеличением площади агроценозов? Как их предотвратить?
Билет 16
1. Биогеоценозы и агроценозы, структура и их типы. Отличия агроценоза от биоценоза.
2. Генетический код. Свойства генетического кода.
3. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?
Билет 17
1. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
2. Поток энергии и цепи питания.
3. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека.
Билет 18
1. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
2. Биогеохимические процессы в биосфере.
3. Определение строения растительной клетки с помощью микроскопа.
Билет 19
1. Бесполое и половое размножение. Мейоз.
2. Нуклеиновы кислоты. Структура, виды и функции нуклеиновых кислот.
3. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Рыжая окраска определяется Хb, а черная – ХВ, гетерозиготные особи имеют черепаховую окраску. От рыжего кота и черной кошки родились два черепаховых и два черных котенка. Определите генотипы родителей, потомства и возможный пол котят. Составьте схему решения задачи.
Билет 20
1. Биополимеры. Белки, их строение и функции в клетках живых организмов.
2. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.
3. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с изменением климата? Как их предотвратить?
Билет 21
1. Селекция организмов. Методы современной селекции и их значение.
2. Основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина.
3.Известно, что ген красной окраски плодов у земляники (А) неполно доминирует над геном белой окраски (а). Определите генотип и фенотип потомков, получившихся в результате скрещивания двух гетерозиготных растений с розовыми плодами.
Билет 22
1. Развитие организма в эмбриональном и постэмбриональном периоде.
2. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.
3. Определение модификационной изменчивости разных сортов растений.
Билет 23
1. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г.Менделя.
2. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
3. Определение морфологических критериев вида с использованием гербарных материалов и живых растений.
Билет 24
1. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.
2. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Вирусные заболевания и их профилактика.
3. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с увеличением площади агроценозов? Как их предотвратить?
Билет 25
1. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.
2. Влияние деятельности человека на биосферу. Природоохранная деятельность.
3. Получение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы к экзамену по гражданскому праву
Вопросы к экзамену по гражданскому праву...
Перечень вопросов к экзамену 4 семестр по МДК.02.01 Организация движения (по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Перечень вопросов к экзамену 4 семестр по МДК.02.01 Организация движения ( по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Профессия: 18.01.02 (240100.02 ) Лаборант- эколог
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГО ) по профессии среднего профессионального образования (СПО)...
Разработка урока производственного обучения «Выявление фальсификации молока на основе лабораторного химического анализа» для профессии: 18.01.02 Лаборант – эколог (лаборант химического анализа, пробоотборщик)
Цель урока: выявить фальсификацию молока на содержание примесей в нем....
Конкурс профессионального мастерства по профессии "Лаборант - эколог"
В нашем колледже ежегодно проходят недели приуроченные к различным профессиям. И наши лабаранты-экологи не остаются в стороне....
Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог.
Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательног...
Список вопросов к экзамену по учебной дисциплине «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской организации» для специальности «Туризм»
Список вопросов к экзамену по учебной дисциплине «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской организации» для специальности «Туризм»...