Урок-викторина "Строение атома"
методическая разработка на тему

Борисова Диана Сергеевна

Методическая разработка по химии учителя по химии ГБОУ СОШ №58

города Севастополя  Борисовой  Дианы  Сергеевны .

Викторина по химии

на тему: Строение атома.

1.     Аннотация.

 

Задачей данной методической разработки является активизация познавательного интереса детей к предмету химии, к устройству окружающего мира. Игра закрепляет знания о строении атома, распределении электронов по орбиталям, о связи химических свойств элементов в зависимости от строения атома.

С помощью игры ребенок расслабляется и не воспринимает химию как сложный предмет, а открывается  навстречу новому знанию. Отстающая часть класса благодаря правильным  ответам одноклассников на вопросы викторины  лучше запоминает материал, а остальные учащиеся закрепляют полученные ранее знания, применяя их в действии, на практике.

 Воспитательная цель методической разработки- сплотить класс, воспитать командный дух, умение всем коллективом активизировать свои знания и работать на благо команды.

2.     Содержание

Викторина состоит из пяти конкурсов.

Первый конкурс «НАЗОВИ» на знание  названий элементов  Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Второй конкурс «БЛИЦ» позволяет закрепить знания о порядковом номере, физическом смысле номера периода, номера группы, в которой расположен химический элемент в таблице Менделеева, свойствах химических элементов.

Третий конкурс «Собери таблицу» позволяет проверить, как ориентируются учащиеся в таблице Менделеева.

Четвертый конкурс «Верю- не верю»  позволяет проверить общую эрудицию учащихся в вопросах естественно-научного образования. Вопросы четвертого конкурса показывают связь химии с другими науками-географией, биологией, физикой . Конкурс выводит ребят на уровень, когда даже слабый ученик по химии может проявить себя, свою точку зрения, выбрав позицию ВЕРЮ или  НЕ ВЕРЮ на факты, излагаемые учителем, в команде и благодаря себе и команде отстоять свою точку зрения , повысить свою мотивацию к изучению химии и самооценку.

Пятый конкурс «Темная лошадка».

Учитель описывает, желательно в стихотворной форме, что в чёрном ящике. Этот предмет связан с химией. Учащиеся  после описания учителем свойств и особенностей предмета могут задавать наводящие вопросы, раскрывающие суть предмета. Этот конкурс учит детей говорить, правильно ставить вопросы., общаться в учителем и сверстниками.

3.     Введение.

Цель викторины:

-привить любовь к предмету

-научить детей работать в команде, прислушиваться к мнению в команде и озвучивать своё мнение

-развивать активность ребенка на уроке химии, развивать умение обобщать, извлекать из копилки знаний нужные знания и умения для решения поставленных задач, применять знания на практике

Викторина стимулирует интерес учащихся к предмету химии. Дети любят играть и в игровой форме легче усваивают и находят применение полученному  знанию.

В начале викторины класс делится на две или три команды,  с заранее продуманными названиями команд  и девизом.

Учитель химии  выполняет  роль ведущего. Рекомендуется пригласить администрацию школы и учителей-предметников  географии, физики, биологии в качестве судей в ЖЮРИ.

Каждый конкурс оценивается в 10 баллов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по химии учителя по химии ГБОУ СОШ №58

города Севастополя  Борисовой  Дианы  Сергеевны .

Викторина по химии

на тему: Строение атома.

  1. Аннотация.

Задачей данной методической разработки является активизация познавательного интереса детей к предмету химии, к устройству окружающего мира. Игра закрепляет знания о строении атома, распределении электронов по орбиталям, о связи химических свойств элементов в зависимости от строения атома.

С помощью игры ребенок расслабляется и не воспринимает химию как сложный предмет, а открывается  навстречу новому знанию. Отстающая часть класса благодаря правильным  ответам одноклассников на вопросы викторины  лучше запоминает материал, а остальные учащиеся закрепляют полученные ранее знания, применяя их в действии, на практике.

 Воспитательная цель методической разработки- сплотить класс, воспитать командный дух, умение всем коллективом активизировать свои знания и работать на благо команды.

  1. Содержание

Викторина состоит из пяти конкурсов.

Первый конкурс «НАЗОВИ» на знание  названий элементов  Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Второй конкурс «БЛИЦ» позволяет закрепить знания о порядковом номере, физическом смысле номера периода, номера группы, в которой расположен химический элемент в таблице Менделеева, свойствах химических элементов.

Третий конкурс «Собери таблицу» позволяет проверить, как ориентируются учащиеся в таблице Менделеева.

Четвертый конкурс «Верю- не верю»  позволяет проверить общую эрудицию учащихся в вопросах естественно-научного образования. Вопросы четвертого конкурса показывают связь химии с другими науками-географией, биологией, физикой . Конкурс выводит ребят на уровень, когда даже слабый ученик по химии может проявить себя, свою точку зрения, выбрав позицию ВЕРЮ или  НЕ ВЕРЮ на факты, излагаемые учителем, в команде и благодаря себе и команде отстоять свою точку зрения , повысить свою мотивацию к изучению химии и самооценку.

Пятый конкурс «Темная лошадка».

Учитель описывает, желательно в стихотворной форме, что в чёрном ящике. Этот предмет связан с химией. Учащиеся  после описания учителем свойств и особенностей предмета могут задавать наводящие вопросы, раскрывающие суть предмета. Этот конкурс учит детей говорить, правильно ставить вопросы., общаться в учителем и сверстниками.

  1. Введение.

Цель викторины:

-привить любовь к предмету

-научить детей работать в команде, прислушиваться к мнению в команде и озвучивать своё мнение

-развивать активность ребенка на уроке химии, развивать умение обобщать, извлекать из копилки знаний нужные знания и умения для решения поставленных задач, применять знания на практике

Викторина стимулирует интерес учащихся к предмету химии. Дети любят играть и в игровой форме легче усваивают и находят применение полученному  знанию.

В начале викторины класс делится на две или три команды,  с заранее продуманными названиями команд  и девизом.

Учитель химии  выполняет  роль ведущего. Рекомендуется пригласить администрацию школы и учителей-предметников  географии, физики, биологии в качестве судей в ЖЮРИ.

Каждый конкурс оценивается в 10 баллов.

Объявляются условия викторины. Наградой служит выставление оценок «5» за урок победителям, «4» за урок проигравшим. Самая слабая команда , как вариант, выполняет домашнее задание по химии.

Основная часть.

Конкурс первый. Блиц. Задаем по десять вопросов каждой команде, думать разрешается на каждый вопрос не более 30 секунд.

Вопросы команде 1

1. Мельчайшая химически неделимая частица...
(
Атом.)
2. Положительно заряженная частица в атоме...
(
Протон.)
3. Назовите лишний оксид в ряду: оксид кальция, оксид калия, оксид cеры, оксид магния. 
(
Оксид серы.)
4. Формула максимального количества электронов на энергетическом уровне...
(
2n2.)
5. На s-орбитали может находиться максимально…. электрона.
(
Два.)
6. Напишите формулу оксида элемента № 47
(
Ag2О.)
7. Напишите формулу водородного соединения элемента № 52.
(
TeH2.)
8. Закончите формулировку периодического закона 1869 г.: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от... 
(Атомного веса.)
9. Назовите число протонов у элемента № 13.
(
13.)
10. Назовите число электронов у элемента № 102..
(
102)

Вопросы команде 2

1. Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются...
(
Изотопы.)
2. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это... 
(
Молекула.)
3. На 
р-орбиталях могут находиться... электронов.
(
Шесть.)
4. Отрицательно заряженная частица в атоме называется...
(
Электрон.)
5. Закончите современную формулировку периодического закона: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от...
аряда ядра.)
6. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – К или Li?
(
Калий.)
7. Напишите формулу оксида франция.
(
Fr2O.)
8. Назовите число электронов у элемента магния.
(
12)
9. Назовите число протонов у элемента натрия.
(11.)
10. Напишите формулу водородного соединения углерода
(
 СH4)

Вопросы команде 3

1. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это... 
(
Молекула.)
2. На s-орбитали водорода сколько электронов?.
(
один)
3. Нейтрально заряженная частица в ядре называется  
(
нейтрон.)

4. Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются...
(
Изотопы.)
5. Элемент второго периода 3 группы главной подгруппы это…?

(бор)
6. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – Mg или Ca?
(
Кальций.)
7. Составьте формулу оксида натрия (
Na2O.)
8. Назовите число электронов у элемента серы.
(
16)
9. Назовите число протонов у элемента кальция
(20.)
10. Напишите формулу водородного соединения cеры.
(
 H2S)

За каждый правильный ответ команда получает один балл. Максимально в этом конкурсе можно набрать 10 баллов. У каждой команды может быть своя скорость ответа, поэтому справедливо задавать «свои»  вопросы каждой команде. Это уравняет слабую и сильную команду. А это важно для самооценки учащихся..

Второй конкурс. «Назови элемент».

 На доске пишем  буквы алфавита, предлагаем командам составить из них слова- названия химических элементов. Кто придумает больше названий- та команда победила. Рекомендуется использовать таблицу Менделеева.

На выполнение заданий отводится 5 минут.

 Буквы для составления названий элементов: А,С,Р,Г,Л,О, М,К,И,Й,Т, А,Н,У,Ф,Х,Е,Ю,Ь,О,В. одинаковые буквы можно использовать несколько раз)

(хлор, фтор,магний, алюминий, калий, кальций, олово, рутений, калифорний, таллий, иттрий, натрий, кремний, фосфор  и т.д.)

 Максимальное количество баллов-10.

        

Конкурс  «Верю- не ВЕРЮ.»

Игрокам команд предлагается вопрос, а они сами должны прослушать и выбрать свой ответ- верить научному факту или не верить.

  1. За всю историю люди добыли около 161 тысячи тонн золота, стоимость такого количества драгоценного металла составляет примерно 9 трлн долларов. Внимание. Правда ли, что : Больше всего золота было обнаружено в РОССИИ  .(Нет, больше всего золота добыто в Африке)

  1. Люди каждые 45 минут извлекают из земных недр столько железа, сколько им удалось добыть золота за все время своего существования-160 тысяч тонн. (правда, каждые 45 минут-добыча железа 160 тысяч тонн).

  1. Золотые  ювелирные изделия изготавливаются из сплава золота с углеродом.  ( нет, ювелирное золото-сплав золота с серебром)

  1. Золотые олимпийские медали  сделаны из чистого золота. (нет, медали покрыты тонким слоем золота. Олимпийская золотая медаль лишь на 1,2% состоит из золота, которое приходится лишь на покрытие награды. Внутри же неё — одно серебро. Со второй по достоинству наградой также не всё просто. Собственно серебра в серебряной медали около 92,5%, остальные 7,5% — это медь. И только бронзовая награда состоит из бронзы, которая является сплавом меди с цинком и оловом (97% меди, 2,5% цинка и 0,5% олова).  )

  1. Если разогнуть скрепку, а затем опустить её в горячую воду, она станет

скрепкой.

( да, если скрепка сделана из нитинола-некелида титана, сплава никеля и титана)

  1. Края монет  покрыты маленькими прорезями для красоты монет.  

( нет, края делали ребристыми с 12 века, что позволяло исключить отщипывание золота и серебра от драгоценных монет, защитить целостность монеты.  Нанесение на края монет насечек- такую идею предложил известный ученый Исаак Ньютон, он на то время был сотрудником Британского монетного двора. Она оказалась очень действенной, хоть и простой. Не зря ведь говорят, что все гениальное просто.

В 1684 году монеты с насечками начали изготавливать в Германии. В том же 16 веке французы придумали устройство, которое позволяло поверх насечек наносить еще и надпись, что дало возможность усовершенствовать и усложнить довольно простую защиту от мошенников, которые отрезали кусочки золотых и серебряных монет.

Современные монеты для широкого обихода уже не изготавливаются из благородных металлов, потребность в подобной защите практически отпала, но традиция делать насечки сохранилась. Ребристую поверхность сейчас называют «гурт».

Гурт на сегодняшний день может помогать различать монеты людям с дефектами зрения. Так, например, Монетный двор США выпускает 10-центовую монету с 118 насечками, 25-центовую – со 119, а 50-центовую – со 150 бороздками. Мелкие монеты как 1 и 5 центов делают без ребристых краев, это тоже традиционно, ведь они никогда не выпускались с содержанием драгоценных металлов.

  1. Золото можно получить  из пепла, являющегося продуктом сжигания сухих остатков канализационных стоков(да, уже есть в Японии цеха по переработке канализационных стоков и выделению драгоценных металлов)

  1. Можно ли заменить человеческие кости при переломах на кораллы?

(да, можно, состав костей и кораллов похож, в состав входит карбонат калия и органические вещества).

  1. Можно  превратить олово в порошок, не прибегая ни к каким инструментам. (  Можно , ответ: охладить до -250С )

За каждый ответ команда получает два балла.        Максимально можно заработать 18 баллов.

КОНКУРС «Темная лошадка».

Ответ на вопрос в черном ящике. За каждый правильный ответ 5 баллов. Максимально можно задать по одному вопросу каждой команде( если три команды, если две команды-два вопроса, один-не использовать).

  1. Залежи этого есть в Японии, в Доминиканской Республике, но примерно 95% разведанных мировых запасов находится в Калининградской области России. О залежах чего идет речь? Полудрагоценный камень, чтобы узнать его подлинность, проводят проверку. Чтобы отличить настоящий камень  от подделки, нужно просветить его флуоресцентной лампой. Оттенок и цвет настоящего камня  изменится, а у подделки останется прежним. 

 По химическому составу минерал-- это органические кислоты, одна из которых названа в честь этого камня. (ответ: залежи янтаря в Калининградской области)

  1. По приказу Наполеона, для солдат долго находившихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство с троекратным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913году на выставке в Париже это средство получило «Гран – при». Дошло это средство и до наших дней. Под каким названием оно выпускается у нас в стране? (ответ: тройной одеколон)

  1.  Легенда гласит: чтобы доказать власть и могущество своему возлюбленному Марку Антонию, последняя царица Египта Клеопатра поспорила с ним, что приготовит очень дорогой напиток. Она сняла одну из своих огромных  жемчужин, которые носила в ушах, растворила ее в тайной жидкости ( не в вине) и выпила коктейль. Об этом писал философ-естествоиспытатель Плиний еще в начале нашей эры. Более того, он уточнял, что жемчужина была уникальным произведением искусства и стоила 10 миллионов сестерциев. Вопрос:

В чём растворила Клеопатра жемчужину? Ответ: в уксусе.

Подведение итогов.

Спасибо , ребята. Отличные результаты оказала команда… Число баллов у первой команды, у второй команды…. Теперь мы будет лучше знать химию, и стремиться знать ещё больше ! Широко простирает химия руки в дела человеческие!...-как говорил Максим Горький, знаменитый русский писатель.

Команде победителей- оценка в журнал за урок 5.

Команде проигравших –«4» в журнал.

Если класс делился на три команды:  зрители-ученики, и две команды игроков, то отдельно даются вопросы и зрителям, или есть возможность зрителям высказать ответ на вопрос и зачесть его команде, которую укажет зритель-ученик. Приз «зрительских симпатий»  - баллы любимой команде.

МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка по химии

"​Викторина по химии" , закрепит и углубит знания по химии по теме "Строения атома" и

"Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича  Менделеева". Воспитывает дух соревновательности у учащихся, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения по научным вопросам. 

Рекомендована к проведению на уроках химии с 8 по 11 класс. В 8 и 11 классах как урок закрепления знаний и умений после прохождения темы "Строение атома. Периодическая система Д.И.Менделеева". в 9-10 классах в конце учебного года по теме "Повторение".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Строение атома, квантовая физика"

Итоговая контрольная работа после изучения раздела "Строение атома, квантовая физика" в 2-х вариантах...

Методическая разработка бинарного урока систематизации знаний по дисциплинам «ФИЗИКА» и «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» "Волшебный мир атомов"

Методическая разработка бинарного урока предназначена в помощь преподавателям физики и иностранного языка среднего профессионального образования. По типу урок – урок систематизации, обобщения и закреп...

Опорный конспект по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома"

Опорный конспект по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома"...

Строение атома, состояние веществ.

Основные сведения о строении атома. Атом (от греческого atomos - неделимый)  — одноядерная, неделимая химическим путем частица химического элемента, носитель свойств вещества. Вещ...

Педагогический опыт Методическая разработка теоретического занятия по теме: Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАтеоретического занятия по теме:Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода. Методическая разработка предназначена для преподавателей при подг...

Строение атома

Теоретический метериал и задания для рефлексии....