Тема 1.5 Типы и скорость химических реакций
план-конспект урока
Скорость химической реакции - основное понятие химической кинетики, выражающее отношения количества прореагировавшего вещества (в молях) к отрезку времени, за которое произошло взаимодействие.
ссылка на фильм " Скорость химических реакций" https://www.youtube.com/watch?v=G9DShtN1gms
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Скорость химических реакций | 171.05 КБ |
Дополнительный материал к уроку | 125.54 КБ |
Презентация Скорость химических реакций | 764.5 КБ |
Задание на дом | 12.32 КБ |
Типы химических реакций | 234.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Скорость химических реакций»
Скорость химической реакции показывает, как быстро происходит та или иная реакция. Взаимодействие происходит при столкновении частиц в пространстве. При этом реакция происходит не при каждом столкновении, а только когда частица обладают соответствующей энергией.
Скорость реакции – количество элементарных соударений взаимодействующих частиц, заканчивающихся химическим превращением, за единицу времени.
Определение скорости химической реакции связано с условиями ее проведения. Если реакция гомогенная – т.е. продукты и реагенты находятся в одной фазе – то скорость химической реакции определяется, как изменение концентрации вещества в единицу времени:
υ = ΔC / Δt
Если реагенты, или продукты находятся в разных фазах, и столкновение частиц происходит только на границе раздела фаз, то реакция называется гетерогенной, и скорость ее определяется изменением количества вещества в единицу времени на единицу реакционной поверхности:
υ = Δν / (S·Δt)
Факторы, влияющие на скорость химической реакции
1. Температура
Самый простой способ изменить скорость реакции – изменить температуру. Как вам, должно быть, известно из курса физики, температура – это мера средней кинетической энергии движения частиц вещества. Если мы повышаем температуру, то частицы любого вещества начинают двигаться быстрее, а следовательно, сталкиваться чаще.
Однако при повышении температуры скорость химических реакций увеличивается в основном благодаря тому, что увеличивается число эффективных соударений. При повышении температуры резко увеличивается число активных частиц, которые могут преодолеть энергетический барьер реакции. Если понижаем температуру – частицы начинают двигаться медленнее, число активных частиц уменьшается, и количество эффективных соударений в секунду уменьшается. Таким образом, при повышении температуры скорость химической реакции повышается, а при понижении температуры — уменьшается.
Обратите внимание! Это правило работает одинаково для всех химических реакций (в том числе для экзотермических и эндотермических). Скорость реакции не зависит от теплового эффекта. Скорость экзотермических реакций при повышении температуры возрастает, а при понижении температуры – уменьшается. Скорость эндотермических реакций также возрастает при повышении температуры, и уменьшается при понижении температуры.
Более того, еще в XIX веке голландский физик Вант-Гофф экспериментально установил, что скорость большинства реакций примерно одинаково изменяется (примерно в 2-4 раза) при изменении температуры на 10оС.
Правило Вант-Гоффа звучит так: повышение температуры на 10оС приводит к увеличению скорости химической реакции в 2-4 раза (эту величину называют температурный коэффициент скорости химической реакции γ).
2. Концентрация
Также изменить число эффективных соударений можно, изменив концентрацию реагирующих веществ.
Понятие концентрации, как правило, используется для газов и жидкостей, т.к. в газах и жидкостях частицы быстро двигаются и активно перемешиваются. Чем больше концентрация реагирующих веществ (жидкостей, газов), тем больше число эффективных соударений, и тем выше скорость химической реакции.
На основании большого числа экспериментов в 1867 году в работах норвежских ученых П. Гульденберга и П. Вааге и, независимо от них, в 1865 году русским ученым Н.И. Бекетовым был выведен основной закон химической кинетики, устанавливающий зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ:
Скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ в степенях, равных их коэффициентам в уравнении химической реакции.
Для химической реакции вида: aA + bB = cC + dD закон действующих масс записывается так:
здесь v — скорость химической реакции,
CA и CB — концентрации веществ А и В, соответственно, моль/л
k – коэффициент пропорциональности, константа скорости реакции.
Например, для реакции образования аммиака:
N2 + 3H2 ↔ 2NH3
закон действующих масс выглядит так:
Константа скорости реакции k показывает, с какой скоростью будут реагировать вещества, если их концентрации равны 1 моль/л, или их произведение равно 1. Константа скорости химической реакции зависит от температуры и не зависит от концентрации реагирующих веществ.
В законе действующих масс не учитываются концентрации твердых веществ, т.к. они реагируют, как правило, на поверхности, и количество реагирующих частиц на единицу поверхности при этом не меняется.
В большинстве случаев химическая реакция состоит из нескольких простых этапов, в таком случае уравнение химической реакции показывает лишь суммарное или итоговое уравнение происходящих процессов. При этом скорость химической реакции сложным образом зависит (или не зависит) от концентрации реагирующих веществ, полупродуктов или катализатора, поэтому точная форма кинетического уравнения определяется экспериментально, или на основании анализа предполагаемого механизма реакции. Как правило, скорость сложной химической реакции определяется скоростью его самого медленного этапа (лимитирующей стадии).
3. Давление
Концентрация газов напрямую зависит от давления. При повышении давления повышается концентрация газов. Математическое выражение этой зависимости (для идеального газа) — уравнение Менделеева-Клапейрона:
pV = νRT
Таким образом, если среди реагентов есть газообразное вещество, то при повышении давления скорость химической реакции увеличивается, при понижении давления — уменьшается.
Например. Как изменится скорость реакции сплавления извести с оксидом кремния:
CaCO3 + SiO2 ↔ CaSiO3 + CO2↑
при повышении давления?
Правильным ответом будет – никак, т.к. среди реагентов нет газов, а карбонат кальция – твердая соль, нерастворимая в воде, оксид кремния – твердое вещество. Газом будет продукт – углекислый газ. Но продукты не влияют на скорость прямой реакции.
4. Катализатор
Еще один способ увеличить скорость химической реакции – направить ее по другому пути, заменив прямое взаимодействие, например, веществ А и В серией последовательных реакций с третьим веществом К, которые требуют гораздо меньших затрат энергии (имеют более низкий активационный энергетический барьер) и протекают при данных условиях быстрее, чем прямая реакция. Это третье вещество называют катализатором.
Катализаторы – это химические вещества, участвующие в химической реакции, изменяющие ее скорость и направление, но не расходующиеся в ходе реакции (по окончании реакции не изменяющиеся ни по количеству, ни по составу). Примерный механизм работы катализатора для реакции вида А + В можно представить так:
A + K = AK
AK + B = AB + K
Процесс изменения скорости реакции при взаимодействии с катализатором называют катализом. Катализаторы широко применяют в промышленности, когда необходимо увеличить скорость реакции, либо направить ее по определенному пути.
По фазовому состоянию катализатора различают гомогенный и гетерогенный катализ.
Гомогенный катализ – это когда реагирующие вещества и катализатор находятся в одной фазе (газ, раствор). Типичные гомогенные катализаторы – кислоты и основания. органические амины и др.
Гетерогенный катализ – это когда реагирующие вещества и катализатор находятся в разных фазах. Как правило, гетерогенные катализаторы – твердые вещества. Т.к. взаимодействие в таких катализаторах идет только на поверхности вещества, важным требованием для катализаторов является большая площадь поверхности. Гетерогенные катализаторы отличает высокая пористость, которая увеличивает площадь поверхности катализатора. Так, суммарная площадь поверхности некоторых катализаторов иногда достигает 500 квадратных метров на 1 г катализатора. Большая площадь и пористость обеспечивают эффективное взаимодействие с реагентами. К гетерогенным катализаторам относятся металлы, цеолиты — кристаллические минералы группы алюмосиликатов (соединений кремния и алюминия), и другие.
Пример гетерогенного катализа – синтез аммиака:
N2 + 3H2 ↔ 2NH3
В качестве катализатора используется пористое железо с примесями Al2O3 и K2O.
Сам катализатор не расходуется в ходе химической реакции, но на поверхности катализатора накапливаются другие вещества, связывающие активные центры катализатора и блокирующие его работу (каталитические яды). Их необходимо регулярно удалять, путем регенерации катализатора.
В биохимических реакция очень эффективными оказываются катализаторы – ферменты. Ферментативные катализаторы действуют эффективно и избирательно, с избирательностью 100%. К сожалению, ферменты очень чувствительны к повышению температуры, кислотности среды и другим факторам, поэтому есть ряд ограничений для реализации в промышленных масштабах процессов с ферментативным катализом.
Катализаторы не стоит путать с инициаторами процесса и ингибиторами.
Например, для инициирования радикальной реакции хлорирования метана необходимо облучение ультрафиолетом. Это не катализатор. Некоторые радикальные реакции инициируются пероксидными радикалами. Это также не катализаторы.
Ингибиторы – это вещества, которые замедляют химическую реакцию. Ингибиторы могут расходоваться и участвовать в химической реакции. При этом ингибиторы не являются катализаторами наоборот. Обратный катализ в принципе невозможен – реакция в любом случае будет пытаться идти по наиболее быстрому пути.
5. Площадь соприкосновения реагирующих веществ
Для гетерогенных реакций одним из способов увеличить число эффективных соударений является увеличение площади реакционной поверхности. Чем больше площадь поверхности контакта реагирующих фаз, тем больше скорость гетерогенной химической реакции. Порошковый цинк гораздо быстрее растворяется в кислоте, чем гранулированный цинк такой же массы.
В промышленности для увеличения площади контактирующей поверхности реагирующих веществ используют метод «кипящего слоя».
Например, при производстве серной кислоты методом «кипящего слоя» производят обжиг колчедана.
6. Природа реагирующих веществ
На скорость химических реакций при прочих равных условиях также оказывают влияние химические свойства, т.е. природа реагирующих веществ.
Менее активные вещества будут имеют более высокий активационный барьер, и вступают в реакции медленнее, чем более активные вещества.
Более активные вещества имеют более низкую энергию активации, и значительно легче и чаще вступают в химические реакции.
Более стабильные вещества — это, например, те вещества, которые окружают нас в быту, либо существуют в природе.
Например, хлорид натрия NaCl (поваренная соль), или воды H2O, или металлическое железо Fe.
Более активные вещества мы можем встретить в быту и природе сравнительно редко.
Например, оксид натрия Na2O или сам натрий Na в быту и в природе не не встречаем, т.к. они активно реагируют с водой.
При небольших значениях энергии активации (менее 40 кДж/моль) реакция проходит очень быстро и легко. Значительная часть столкновений между частицами заканчивается химическим превращением. Например, реакции ионного обмена происходят при обычных условиях очень быстро.
При высоких значениях энергии активации (более 120 кДж/моль) лишь незначительное число столкновений заканчивается химическим превращением. Скорость таких реакций пренебрежимо мала. Например, азот с кислородом практически не взаимодействует при нормальных условиях.
При средних значениях энергии активации (от 40 до 120 кДж/моль) скорость реакции будет средней. Такие реакции также идут при обычных условиях, но не очень быстро, так, что их можно наблюдать невооруженным глазом. К таким реакциям относятся взаимодействие натрия с водой, взаимодействие железа с соляной кислотой и др.
Вещества, стабильные при нормальных условиях, как правило, имеют высокие значения энергии активации.
Предварительный просмотр:
Химическая реакция
процесс превращения исходных веществ (реагентов) в конечные вещества (продукты)
Химические реакции записывают с помощью схем или уравнений, которые содержат формулы исходных веществ и продуктов реакций. Уравнения реакций отличаются от схем наличием коэффициентов, с помощью которых уравнивают число атомов каждого элемента в исходных веществах (левая часть уравнения) и продуктах (правая часть уравнения). Коэффициенты позволяют отразить закон сохранения массы.
Химические реакции можно классифицировать по различным признакам, например:
- по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;
- по агрегатному состоянию;
- по тепловому эффекту;
- по изменению степени окисления;
- по наличию или отсутствию катализатора;
- по признаку обратимости.
Существуют и другие признаки сравнения, по которым можно классифицировать химические реакции.
Рассмотрим более подробно типы химических реакций по различным классификационным признакам.
1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции различают реакции соединения, разложения, замещения и обмена:
Рис. 1. Схема типов химических реакций
Тип реакции | Пример | Признак реакции |
Реакции соединения — реакции, в результате которых из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество | 2Cu+O2+2CuO | Образование чёрного налёта на поверхности меди |
Реакции разложения — реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и несколько новых веществ | (CuOH)2CO3= 2 CuO+H2O+CO2 | Почернение зелёного малахита |
Реакции замещения — реакции между простым и сложным веществами, протекающие с образованием двух новых веществ — простого и сложного. В реакциях замещения атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе | CuSO4+ Fe=FeSO4+Cu | Изменение цвета раствора с голубого на бледно-зелёный и образование красного налёта на поверхности железа |
Реакции обмена — реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются атомами или группами атомов | K2S+2HCl=2KCl+H2S | Выделение газа с характерным запахом тухлых яиц |
2. В зависимости от агрегатного состояния, в котором находятся реагирующие вещества (жидкое, твёрдое, газообразное), различают гомогенные и гетерогенные реакции. Агрегатное состояние вещества обычно обозначается буквами русского алфавита нижним индексом в скобках: (г) — газ, (ж) — жидкость, (т) —твёрдое.
Гомогенные реакции
реакции, протекающие в одной фазе
Например, гомогенными являются реакции между двумя растворами или между двумя газами:
HCl (р-р)+ NaOH (р-р) =NaCl+H2O
H2(г) + Cl2 (г)=2HCl
Гетерогенные реакции
реакции, протекающие на границе раздела фаз
Граница раздела фаз присутствует в системе, образованной, например, жидкостью и твёрдым телом (металл и кислота), твёрдым телом и газом, двумя несмешивающимися жидкостями (масло и вода). Примерами гетерогенных реакций являются:
Zn (тв) + H2SO4 (разб. р-р) = ZnSO4+H2
C(тв)+ O2= CO2г
3. По тепловому эффекту различают экзотермические и эндотермические реакции.
Экзотермические реакции
реакции, протекающие с выделением тепла ( +Q)
Самые типичные экзотермические реакции — это реакции горения:
CH4+ 2O2=CO2+2H2O+Q
Эндотермические реакции
реакции, протекающие с поглощением тепла ( - Q)
Примерами эндотермических реакций являются реакции разложения, протекание которых происходит при нагревании, например,
CaCO3=CaO+CO2-Q
Если в уравнении указан тепловой эффект реакции, т. е. количество выделяемой или поглощаемой в результате реакции теплоты, то такое уравнение называется термохимическим.
В термохимических уравнениях обязательно указывают агрегатные состояния веществ (жидкое, твёрдое или газообразное) так как разные агрегатные состояния одного и того же вещества имеют разную энергию. Коэффициенты в термохимическом уравнении равны количеству веществ (в молях), вступивших в реакцию.
Например, термохимическое уравнение
2H2(г) + O2 (г) = 2H2O (г) + 484 кДж
означает, что кДж выделяются при сгорании двух молей водорода в одном моле кислорода. Тепловой эффект реакции прямо пропорционален количеству вещества. Так, если в реакцию сгорания вступит в раза меньше водорода, чем в термохимическом уравнении, т. е. моль, то и тепловой эффект будет в раза меньше, т. е.484: 2= 242 кДж.
4. По изменению степени окисления атомов химических элементов
Окислительно-восстановительные реакции
реакции, в которых изменяются степени окисления некоторых элементов
Окисление
процесс потери электронов, сопровождающийся увеличением степени окисления.
Восстановление
процесс присоединения электронов, сопровождающийся уменьшением степени окисления.
Окислитель
элемент, принимающий электроны.
Восстановитель
элемент, отдающий электроны.
Окисление всегда сопровождается восстановлением и наоборот.
Поясним понятия, связанные с окислительно-восстановительными процессами, на конкретном примере, а именно на примере реакции взаимодействия железа с раствором сульфата меди(II):
Fe+ CuSO4=FeSO4+ Cu — процесс окисления ( Fe— восстановитель)
Cu+ 2 e= Cu — процесс восстановления ( Cu — окислитель)
5. По наличию или отсутствию катализатора различают каталитические и некаталитические реакции.
Катализатор
вещество, участвующее в реакции и изменяющее её скорость, но остающееся неизменным после того, как химическая реакция закончилась.
Природные катализаторы белковой природы, называемые ферментами, в мягких условиях (например, при температуре тела человека, равной 36,6 С) способствуют тому, что биохимические процессы в организме протекают с эффективностью, близкой к 100 %, в то время, как выход промышленных химических процессов редко составляет более 50 %.
Существуют также вещества, которые замедляют реакцию. Такие вещества называются ингибиторами. Ингибиторы используются в быту и в промышленности для подавления протекания нежелательных процессов, например старения полимеров, окисления топлива и смазочных масел, пищевых жиров и др.
6. По признаку обратимости различают обратимые и необратимые реакции.
Обратимые реакции
реакции, одновременно протекающие в двух противоположных направлениях. Необратимые реакции протекают только в одном направлении.
При записи обратимых реакций вместо знака равенства используют противоположно направленные стрелки:↔.
Обратимые реакции очень распространены в химии. К ним относятся диссоциация воды и слабых кислот, реакции водорода с иодом и азотом, окисление оксида серы () до оксида серы () кислородом и многие др.:
H2OH+OH
HF.↔H+F
H2+I2↔2HI
3H2+N2↔2NH3
2SO2+O2↔2SO3
К необратимым относится, например, реакция горения магния в кислороде:
2Mg+O2+2MgO
Практически необратимо протекают реакции ионного обмена, сопровождающиеся образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества, например воды:
AgNO3+NaCl=AgCL+NaNO3
K2CO3+2HCl=2KCl+CO2+H2O
HNO3+NaOH=NaNO3+H2O
Следует отметить, что единой классификации химических реакций не существует. Многие реакции, например реакцию горения метана, нельзя причислить ни к реакциям соединения, ни к реакциям разложения, обмена или замещения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание
Подготовить кроссворд по теме: «Типы и скорость химических реакций» -10-12 вопросов
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ"
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ...
Лекция по теме: "Скорость химической реакции. Химическое равновесие"
Для студентов и преподавателей 1 курса....
Открытый урок "Скорость химической реакции"
Презентация и урок по теме "Скорость химической реакции". Включает в себя теоретическуюи практическую часть. Практическая чать - лабораторная работа....
План-конспект практической работы по химии на тему "Скорость химических реакций"
Знание скоростей химических реакций имеет большое значение,как практическое так и научное.Например в химической промышленности от скорости химический реакции зависит качество продукта.Поэтому давайте ...
Химическая кинетика.Скорость химической реакции
Методическая разработка урока составлена на основе педагогической технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления". Она позволяет развивать мышление студентов при их работе с ...
Методическая разработка открытого урока по химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик.. Урок построен с применением методов проблемного обуче...
Практическое занятие по теме"скорость химических реакций, принцип Ле-Шателье
Задания, представленные в работе можно использовать на уроках по химии при изучении тем по неорганическо химии. В работе содержаться 10 вариантов для проведения фронатальной оценки уровня зананий учащ...