МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ЕН.03ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
учебно-методическое пособие

Яблокова

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине ЕН.03 Экологические основы природопользования разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 5 февраля 2018 г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ЕН.03ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

основной профессиональной образовательной программы –

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

                                                

г. Курск

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине ЕН.03 Экологические основы природопользования разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 5 февраля 2018 г.

 

Разработчик: Яблокова Л.Н., преподаватель.

Содержание.

  1. Пояснительная записка
  2. Правила техники безопасности.
  3. Правила оформления отчета
  4. Критерии оценивания.
  5. Описание лабораторных работы
  6. Описание практических работы
  7. Литература

Пояснительная записка.

    Настоящие методические указания составлены в соответствии с программой курса ЕН.03 Экологические основы природопользования и предназначены для студентов.  Данные методические рекомендации содержат полный перечень практических работ, предусмотренных программой дисциплины «Экологические основы природопользования», требования к их выполнению и оформлению.

В настоящее время особую важность приобретает цель формирования у обучающихся экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды, а также приобретение обучающимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых будущим специалистам для принятия экологически и экономически обоснованных решений в области природопользования. В результате выполнения практических работ студент должен:

знать:

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- структуру биосферы, экосистемы; взаимоотношения организма и среды;

- экологические принципы рационального использования природных ресурсов

и охраны природы.

уметь:

- обосновать значение экологических знаний в будущей профессии;

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов

деятельности;

-готовить материалы для оценки экологического состояния окружающей среды.

Правила выполнения практических работ

Аудиторная практическая работа выполняется по заданию преподавателя,

с/без его непосредственного участия.

При предъявлении видов заданий на аудиторную практическую работу

преподаватель использует дифференцированный подход на индивидуальном

уровне к студентам. Практическая работа может осуществляться

индивидуально, по группам обучающихся в зависимости от цели, объема,

конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Перед выполнением студентом аудиторной практической работы

преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который

включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный

объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В

процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных

типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В качестве форм и методов контроля аудиторной практической работы

студентов использованы: оценка результатов выполнения проверочных работ,

защита реферата, устный опрос, письменная проверка.

После выполнения работы студент должен представить отчет о

проделанной работе с полученными результатами и устно ее защитить.

При отсутствии студента по неуважительной причине студент выполняет

работу самостоятельно во внеаудиторное время и защищает на консультации.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА  

При выполнении практической работы студент обязан вести тетрадь по практическим работам, которая предназначена для записи всех расчетов и полученных результатов. При необходимости в ней зарисовывают схему, таблицы и графики. Для проверки возможности студентов применять полученные знания к решению конкретной задачи, в методических указаниях приводятся контрольные вопросы и задания, которые выполняются каждым студентом самостоятельно.

Пример схемы оформления практической работы можно представить в следующем виде:

Практическая работа №____________________________________

Название практическая работы: «____________________________»

Цель работы:_____________________________________________

Материальное обеспечение: __________________________________

Ход работы (кратко, можно в виде схемы):____________________

Вывод:___________________________________________________

Контрольные вопросы и задания:_____________________________

На выполнение каждой работы отводится от 1 до 1.20 часа.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Оценка ставится на основании наблюдения за студентами и письменного отчета за работу.

Оценка "5". Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно:

-подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний,

-показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка "4". Работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не

влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

 Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка "3". Работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя.

На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при практической работе со статистическими материалами.

Отметка "2" Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не

подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Практическая работа №1.

Тема: Составление схем по теме «Природные ресурсы и их использование».

Цель: изучение природоресурсного потенциала, его классификации в России и мире

Материальное обеспечение: конспект, учебники и учебные пособия 

Теоретический материал.

Природные ресурсы - это объекты и силы природы, используемые человеком для поддержания своего существования.

К ним относятся солнечный свет, вода, почва, воздух, полезные ископаемые, энергия приливов и отливов, сила ветра, растительный и животный мир, внутриземная теплота и др.

Природные ресурсы классифицируют по ряду признаков:

-по их использованию- на производственные (сельскохозяйственные и промышленные), здравоохранительные (рекреационные), эстетические, научные и др.;

- по принадлежности к тем или иным компонентам природы - на земельные, водные, минеральные, а также животный и растительный мир и др.;

- по заменимости - на заменимые (например, топливно-минеральные энергетические ресурсы можно заменить ветровой, солнечной энергией) и незаменимые (кислород воздуха для дыхания или пресную воду для питья заменить нечем);

- по исчерпаемости - на исчерпаемые и неисчерпаемые.

К неисчерпаемым природным ресурсам можно условно отнести солнечный свет, атмосферный воздух, воду, энергию ветра, энергию приливов и отливов, внутри земную теплоту.

Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые

Невозобновимые ресурсы- это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или скорость их восстановления настолько мала, что практическое использование их человеком становится невозможным, К ним относятся, например, полезные ископаемые, находящиеся в недрах земли.

К относительно возобновимым ресурсам относят почву и лесные ресурсы, которые обладают способностью к самовосстановлению, но процесс этот происходит в течение многих десятилетий и даже столетий.

Возобновимые ресурсы- это ресурсы, способные к восстановлению через различные природные процессы за время, соизмеримое со сроками их потребления. К ним относятся растительность, животный мир и некоторые минеральные ресурсы, осаждающиеся на дно современных озер и морских лагун.

Задание 1.         Разделите данные источники энергии на две группы: геотермальная энергия, тепловые электростанции, приливные электростанции, механическая энергия, ветра, атомные электростанции, солнечная энергия, гидроэлектростанции.

Традиционные

Альтернативные

 

 

Задание 2. Заполните схему, приведя не менее двух примеров каждого из видов природных ресурсов

Природные ресурсы 

                                                            

Задание    3.    Определите, к каким видам природных ресурсов по различным классификациям относятся: чистая вода, каменный уголь, плодородие почв, тальк.

Например : нефть

  1. По классификации по источникам происхождения относится к минеральным ресурсам.
  2. По использованию в производстве – полезным ископаемым
  3. По исчерпаемости – исчерпаемые, невозобновляемые.

Задание 4. Выберите из предложенных вариантов один правильный ответ

1. В лесной фонд Российской Федерации входят                     , расположенные в пределах территории России

а. все леса

б. только хвойные леса

в. только кустарники

г. только лиственные леса

2. Искусственное воспроизводство леса - это …

а. посев, посадка семян растений человеком

б. вырубка лесов

в. мероприятия по сохранению подроста лесов

г. самовосстановления лесов

3. Одним из основных направлений рационального использования водных ресурсов является …

а. Мелиорация земель

б. Применение старых технологий очистки воды

в. Орошение

г. Вторичное использование

4. Природные ресурс это совокупность…

а. верхних слоев атмосферы

б. естественных тел, веществ и явлений природы, которые человек использует для обеспечения своего существования

в. отходов, которые могут быть использованы вторично

г. продуктов производства, которые изготавливает человек

5. Укажите неисчерпаемый вид ресурсов:

а. Земельные

б. Минеральные

в. Биологические

г. Геотермальные.

6. Расположите ниже перечисленные ресурсы в порядке очередности их освоения человеком от древности до наших дней:

а. минеральные ресурсы Мирового океана

б. минеральные ресурсы суши

в. земельные ресурсы

г. биологические ресурсы (плоды, животные)

7. Выберите способ рационального использования ресурсов:

а. полное извлечение полезных ископаемых из земных недр;

б. получение из нефти различных видов топлива;

в. подсечно-огневое земледелие;

г. прекращение обработки истощенных земель.

8. Почему человечество в ближайшие годы столкнется с нехваткой ресурсов:

а. недостаточно изучены ресурсы Земли;

б. запасы полезных ископаемых ограничены;

в. усложняются условия добычи полезных ископаемых;

г. потребление ресурсов растет быстрее, чем их добыча.

Задание 5. Ответьте письменно на вопросы и сделайте вывод, объяснив, каким образом ресурсообеспеченность влияет на человечество.:

1. Что такое лесной фонд.

2. Охарактеризуйте водные ресурсы.

3. Что принято называть земельным фондом.

4. Приведите примеры гидроэнергетических ресурсов.

5. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.

6. Пищевые ресурсы человечества.

7. Как вы понимаете понятие « рациональное природопользование»

Практическая работа № 2.

 Тема: Мониторинг количества выбросов вредных веществ в воздух от газопроводов

Цель: научится производить расчет: расчет объема аварийных выбросов, содержания метана в аварийном выбросе; характеризовать негативное влияние аварийных выбросов природного газа.

Термины и определения.  

В настоящих рекомендациях применены термины в соответствии с Федеральным законом [ Федеральный закон от 20 июня 1997 г. №116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»].

Следующие термины: аварийные выбросы - истечение газа из аварийного отверстия;

 аварийное отверстие - отверстие в стенке или сварном соединении газопровода и/или технического устройства, образовавшееся в результате коррозионного, либо механического повреждения, через которое происходит истечение газа в атмосферу.

Ход работы.

Теоретический материал

1. Расчет объема аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления.

         Объем аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления V, м 3, определяется по формуле

V = Va + Vп + Vпз + Vрег , (1)

где

V -   объем аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления , м3;

 Va – объем аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления до проведения работ по локализации, м 3 ;

Vп – объем аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления после проведения работ по локализации, м 3 ;

Vпз – объем газа, затрачиваемый на продувку газом локализованного участка сети газораспределения и/или газопотребления, м 3;

 Vрег – объем газа, затрачиваемый на регулировку и настройку газового оборудования пунктов редуцирования газа, м3.

2. Расчет объема метана в аварийных выбросах из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления

Расчет объема метана производится по формуле;

V( СН4) = V × С1 ,

где С1 - объемные доли компонентов (Таблица №1).

Таблица №1. Состав транспортируемого газа

 

 

Составляющие

Химическая формула

Объемные доли компонентов Ci

Молярные массы компонентов mi, кг/кмоль

Метан

CH4

0.9

16

Этан

C2H6

0.04

30

Пропан

C3H8

0.02

44

Бутан

C4H10

0.02

58

Изопентан

C5H12

0.02

72

Практическая часть.

Произведите расчеты, аварийных выбросов и объема метана

1. Расчет объема аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления.

Va = 7.439 м3

 Vп = 0.002 м3

Vпз = 0,0056 м3

Vрег = 0.9 м3

2. Расчет объема метана в аварийных выбросах из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления

 Результаты должны быть занесены в таблицу№2. Колонка 6, заполняется самостоятельно.

Таблица №2.

п/п

Наименование источника

Состав выброса

Объем выброса, м3

Фактическое

содержание

метанам3

ПДК

компо

нента

м3

1

2

3

4

5

6

1.

Участок сети газораспределения

Вывод.

Контрольный вопрос.

1. Негативное воздействие на окружающую природную среду аварийных выбросов природного газа.

Литература.

Печатные издания

1. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования[Текст]: учебник/ В.М.Константинов.-18-е изд.,стер.-М.:ИЦ Академия,2017.-240с.

2. Манько, О.М. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник.

Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»/ О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. – М.: Академия, 2017. – 192 с. – (Профессиональное образование).

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Манько, О.М. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»/ О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. – Электрон.текстовые дан. - М.: Академия, 2017. – 192 с. – (Профессиональное образование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ По предмету: «Основы материаловедения» Профессия: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы материаловедения» предназначены для студентов по профессии «Мастер отделочных строительн...

Методические рекомендации к практическим занятиям по экологическим основам природопользования

Методические рекомендации к практическим занятиям по экологическим основам природопользования направлены на развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, кон...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по экологическим основам природопользования

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: -систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся для освоения общих и профессиональ...

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг...

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент...

Методические рекомендации по выполнению практических работ ПМ.08. Основы предпринимательства и трудоустройства на работу

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»   Рассмотрено и утвержденона заседа...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ОП.02 Основы технологии общестроительных работ

Методические указания по выполнению практических работ по ОП.02 Основы технологии общестроительных работ  составлены на основе рабочей программы и предназначены для реализации государственных тре...