Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ОП.02 Основы технологии общестроительных работ
методическая разработка
Методические указания по выполнению практических работ по ОП.02 Основы технологии общестроительных работ составлены на основе рабочей программы и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии среднего профессионального образования 08.01.07. Мастер общестроительных работ.
Учебной программой предусмотрено 18 часов на практическую работу студента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.02.docx | 648.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
обучающимся по выполнению практических работ
ОП.02 Основы технологии общестроительных работ
Профессия 08.01.07 Мастер общестроительных работ
г. Белгород, 2022
Одобрено предметно-цикловой комиссией _________________ ___________________________ Протокол № _____ от «__» _____________2022 г. Председатель предметно- цикловой комиссии ______________________ подпись Ф.И.О. | Разработано на основе рабочей программы ОП.02 Основы технологии общестроительных работ по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ Заместитель директора ______________________ подпись Ф.И.О. |
Составитель:
Лукьянова А. Н., преподаватель ОГАПОУ «БСК»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению практических работ по ОП.02 Основы технологии общестроительных работ составлены на основе рабочей программы и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования 08.01.07. Мастер общестроительных работ.
Учебной программой предусмотрено 18 часов на практическую работу студента.
Дидактические цели практической работы состоят в том, чтобы:
- научить студентов самостоятельно добывать знания из различных источников;
- способствовать формированию навыков и умений, необходимых будущим специалистам;
- повысить ответственность студентов за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально – деловых качеств;
- формировать у студентов профессиональное мышление на основе практической работы над выполнением индивидуальных творческих заданий
По частно дидактической цели выделяем три типа практических работ:
- формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве практических работ этого типа чаще всего используются домашние задания – работа с учебником, конспектом, лекцией и др.
- формирование знаний – копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К практическим работам такого характера относятся отдельные занятия и т.д.
- создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип практических работ реализуется обычно при выполнении заданий научно – исследовательского характера.
Практическая работа призвана выполнять следующие функции:
- образовательную (систематизация и закрепление знаний студентов);
- развивающую (развитие познавательных сил студентов – их внимания, памяти, мышления, речи);
- воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
В результате выполнения практических работ обучающиеся овладевают профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, личностными результатами (ЛР) и приобретают соответствующие им знания и умения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ПК 3.1-3.7, ПК 7.1-7.5 | Составлять технологическую последовательность выполнения работ. Читать инструкционные карты и карты трудовых процессов | Классификацию зданий и сооружений. Общие сведения о строительном производстве и строительных процессах Виды общестроительных работ. Общие сведения о строительных машинах, механизмах и приспособлениях. |
ОК 01 | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия. Определить необходимые ресурсы. Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | Актуального профессионального и социального контекста, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структуру плана для решения задач. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 02 | Определять задачи для поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов поиска. Оформлять результаты поиска | Номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации |
ОК 03 | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности. Применять современную научную профессиональную терминологию. Определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. | Содержание актуальной нормативно-правовой документации. Современную научную и профессиональную терминологию. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК 04 | Организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности. Основы проектной деятельности. |
ОК 05 | Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. | Особенности социального и культурного контекста. Правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 06 | Описывать значимость своей профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ | Сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей. Значимость профессиональной деятельности по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ |
ОК 09 | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. Использовать современное программное обеспечение. | Современные средства и устройства информатизации;. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы. Участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы. Строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые). Писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы. Основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика). Лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности. Особенности произношения. Правила чтения текстов профессиональной направленности |
ЛР16 | Поиск и нахождение необходимой информации, используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства; | Номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Наименование тем учебной дисциплины | Темы практических работ | Кол-во часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1. | Тема 1.1. Классификация зданий и сооружений | Практическая работа №1 Конструктивные схемы гражданских и промышленных зданий и сооружений | 3 | ОК 01-06 ОК 09-10 ПК 3.1-3.7, ПК 7.1-7.5, ЛР 16 |
2. | Тема 1.2. Общие сведения о строительном производстве и строительных процессах | Практическая работа № 2 Инструкционные карты и карты трудовых процессов | 3 | |
3. | Тема 1.3. Виды общестроительных работ | Практическая работа № 3 Технологические карты общестроительных работ | 4 | |
4. | Тема 1.4. Общие сведения о строительных машинах, механизмах и приспособлениях | Практическая работа №4 Подбор канатов грузозахватных приспособлений | 2 | |
Практическая работа №5 Сращивание канатов и вязка узлов | 2 | |||
Практическая работа №6 Подбор кранов | 4 | |||
ИТОГО | 18 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА
Оценки | Критерии оценок |
«5» | - обучающийся подбирает необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний (литература, материалы, инструменты), показывает необходимые для проведения практической работы теоретические знании . Правильно оформлена практическая часть работы -аккуратно выполнен эскиз, соблюдена технологическая последовательность выполнения данного вида работ, правильно подобраны инструменты, инвентарь, приспособления; конкретна описана техника безопасности при выполнении данного вида работ. Работа оформлена аккуратно. |
«4» | - практическая работа выполняется обучающимся в полном объёме и самостоятельно. Обучающийся использует указанные преподавателем источники информации. Могут быть неточности и небрежность в оформлении работы. Работа показывает знания обучающимися основного теоретического материала, но имеются незначительные ошибки при оформлении практической части роботы. |
«3» | - обучающийся выполняет и оформляет практическую работу полностью с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу других обучающихся |
«2» | - практическая работа не выполнена полностью за отведенное время по неуважительной причине. |
Практическая работа №1
Конструктивные схемы гражданских и промышленных зданий и сооружений
Цель: изучить конструктивные схемы гражданских и промышленных зданий и сооружений
- Теоретическая часть (изучить)
Основные элементы. Здания состоят из ограниченного числа взаимосвязанных архитектурно-конструктивных элементов (частей). По функциональному назначению их подразделяют на несущие, ограждающие и совмещающие обе эти функции. Несущие элементы воспринимают нагрузки, возникающие в здании и действующие на него извне (нагрузки от конструкций самого здания, оборудования, снега, ветра, людей). Ограждающие элементы разделяют здание на отдельные помещения и защищают их и здание в целом от атмосферных воздействий. Ограждающие конструкции также воспринимают передаваемые на них нагрузки. Элементы, совмещающие несущие и ограждающие функции, должны удовлетворять соответствующим требованиям по несущей способности, а также по теплопроводности, влаго- и воздухопроницаемости и звукоизоляции.
К основным конструктивным элементам гражданских зданий (Рисунок 1) относятся: фундаменты, стены, перекрытия, перегородки, крыша, лестницы, окна, двери, балконы.
Фундаменты передают нагрузку от здания на грунт — основание. Основание называют естественным, когда грунт под подошвой фундамента находится в состоянии его природного залегания; если грунт искусственно уплотняют или укрепляют, то такое основание называют искусственным. Фундаменты подвержены воздействию грунтовых вод. Поэтому для возведения фундаментов применяют материалы, обладающие высокой прочностью, водо- и морозостойкостью: железобетон, бетон, бутовый камень.
Фундаменты, имеющие плоскую подошву, подразделяются на ленточные, которые закладывают под стены, и столбчатые — под отдельно стоящие колонны или столбы. Фундаменты бывают также свайные, когда здание опирается на погруженные в грунт бетонные или железобетонные сваи.
Стены здания наружные ограждают помещения от внешней среды, внутренние— отделяют одни помещения от других. Стены бывают несущие, самонесущие и ненесущие. Несущие стены (5) и (12) воспринимают нагрузку от собственного веса и других конструкций (перекрытий, крыш, лестниц). Самонесущие стены передают на фундаменты не только нагрузку от собственного веса, но и ветровую; на такие стены не опираются перекрытия или другие конструкции здания. Стены, которые только ограждают помещения зданий от внешнего пространства и передают собственный вес в пределах каждого этажа на другие несущие конструкции здания, называют ненесущими. Такие же стены, навешиваемые на вертикальные конструкции каркаса здания, принято называть навесными.
1 — фундамент, 2— стены подвала, 3 — гидроизоляция, 4 — отмостка, 5 — наруж¬ные стены, 6 — облицовочные плиты, 7 — кровельное покрытие, 8 — обрешетка, 9 — деревянные стропила, 10 — карниз, 11 — чердачное перекрытие, 12 — внут¬ренние стены, 13 — лестничные площадки, 14 — лестничные марши, 15 — санитарно-технические блоки, 16 — вентиляционный блок, 17 — перегородки, 18 — между¬этажные перекрытия, 19 — ригели, 20 — перекрытие над подвалом |
Рисунок 1 - Конструктивная схема многоэтажного здания
Верхняя часть наружной стены, выступающая за плоскость стены, называется карнизом. Вынос карниза, т. е. расстояние от стены до края карниза, назначают по проекту. При этом учитывают необходимость защиты стен от воды, стекающей с крыши, и архитектурные особенности здания.
Перекрытия совмещают ограждающие и несущие функции. Междуэтажные перекрытия разделяют в здании смежные по высоте помещения. Перекрытия над подвалом называют цокольными, а над верхним этажом — чердачным. Перекрытия выполняют из сборных железобетонных панелей.
Перегородки — ограждающие элементы, которые разделяют внутреннее пространство здания в пределах одного этажа на отдельные помещения. Их возводят из гипсовых плит, керамических и других пустотелых камней, кирпича и других материалов. Перегородки опираются на перекрытия.
Крыша совмещает ограждающие и несущие функции и служит для защиты здания от атмосферных осадков и удаления их за его пределы. Она состоит из стропил , к которым прикреплена обрешетка кровельного покрытия. В качестве покрытия, называемого кровлей, используют асбестоцементные волнистые листы, черепицу, рубероид, стеклорубероид, кровельную сталь. Применяют также мастичные покрытия. В некоторых зданиях делают покрытия, в которых совмещены функции крыши и потолка. Такое покрытие называют бесчердачным.
Лестницы служат для сообщения между этажами. Располагают лестницы в помещениях с капитальными стенами (лестничных клетках). Часть лестницы между площадками называют маршем.
Конструктивные схемы зданий.
Основные несущие элементы (фундаменты, стены, отдельные опоры, перекрытия и покрытия) составляют несущий остов здания. Совокупность этих элементов должна обеспечивать восприятие всех нагрузок, воздействующих на здание, а также пространственную неизменяемость (жесткость) и устойчивость здания.
По конструктивной схеме несущего остова здания подразделяют на бескаркасные, каркасные и с неполным каркасом. В бескаркасных зданиях основными вертикальными несущими элементами являются стены, в каркасных — отдельные опоры (колонны, столбы), в зданиях с неполным каркасом — и стены, и отдельные опоры.
Бескаркасные здания из кирпича и мелких камней возводят с продольными несущими наружными и внутренними стенами (Рисунок 2, а). Поперечные стены в таких зданиях устраивают преимущественно в лестничных клетках, в местах, где должны проходить дымовые и вентиляционные каналы, а также в промежутках между ними. В бескаркасных зданиях с поперечными несущими стенами продольные наружные стены самонесущие, а перекрытия опираются на поперечные стены.
Рисунок 2 - Конструктивные схемы бескаркасных зданий
а — с продольными несущими стенами, б — с поперечными и продольными несущими стенами
Возводятся также бескаркасные здания, у которых несущими являются как поперечные, так и продольные стены (Рисунок 2, б). В таких зданиях панели перекрытий размером на комнату опираются всеми четырьмя сторонами на поперечные и продольные стены.
Бескаркасные крупноблочные здания со стенами из бетонных и других блоков имеют преимущественно конструктивную схему с поперечными несущими стенами. Общественные многоэтажные здания чаще возводят с продольными несущими стенами (Рисунок 3). В зависимости от ширины здания может быть не одна, а две внутренние продольные стены.
Рисунок 3 - Конструктивная схема крупноблочного здания с продольными несущими стенами
1 — фундаменты, 2 — стены подвала, 3 — перекрытия, 4 — внутренние стены, 5 — наружные стены, 6 — лестничная площадка, 7 — лестничный марш, 8 — внутренняя продольная стена, 9 — балкон, 10 — межкомнатная перегородка
Бескаркасные крупнопанельные здания бывают с тремя продольными несущими стенами и с поперечными несущими стенами, устанавливаемыми с малым или большим шагом друг от друга. В крупнопанельных домах с тремя продольными несущими стенами (две наружные, одна внутренняя) наружные стеновые панели делают трехслойными из тяжелого бетона с утеплителем или однослойными из легкого или ячеистого бетона.
Для внутренних стен в домах этого типа используют сплошные железобетонные панели высотой в этаж и толщиной 120…160 мм. Междуэтажные перекрытия в этом случае, как правило, делают из многопустотных или сплошных плит-панелей шириной 1200… 2400 мм, опираются они на наружные и внутренние несущие стены. Перегородки устанавливают на перекрытия. Панели перегородок в таких домах самонесущие из гипсобетона или других материалов.
Рисунок 4 - Конструктивная схема крупнопанельного дома с несущими стенами
1 — наружные панели, 2 — санитарно-технические кабины, 3 — ненесущие перегородки, 4 — внутренние несущие поперечные стены, 5 — панели перекрытия, 6 — цокольные панели, 7 — блоки фундаментов
В крупнопанельных домах с поперечными несущими стенами (Рисунок 4) все основные элементы несущие: поперечные стены-перегородки, внутренняя продольная и наружные стены. Панели перекрытий в этих домах имеют опоры со всех четырех сторон. При этом наружные стеновые панели, которые мало отличаются от наружных панелей в домах с продольными несущими стенами, считают также несущими. Перегородочные панели и панели для внутренней продольной стены в таких домах изготовляют из тяжелого бетона. Толщина панелей 140…180 мм. Вместо бетонных применяют также виброкирпичные панели. Панели перекрытий делают толщиной 120…160 мм, размером на комнату. Изготавливают их сплошными из тяжелого бетона.
В крупнопанельных домах санитарно-технические узлы монтируют, как правило, из готовых кабин, оборудованных всеми приборами. Кровельные покрытия в жилых и общественных зданиях устраивают в виде чердачных крыш из железобетонных плит-панелей с полупроходным вентилируемым чердаком.
Рисунок 5 - Конструктивная схема каркасного здания
1 — колонны, 2 — ригели, 3 — рядовые плиты перекрытий, 4 — связевая
плита перекрытий, 5 — навесные стеновые панели
Каркасными сооружают общественные и административные здания (Рисунок 5). Несущий каркас таких зданий состоит из колонн и ригелей, выполненных в виде балок с четвертями для опирания конструкций перекрытий. Колонны и ригели образуют несущие рамы, воспринимающие вертикальные и горизонтальные нагрузки здания. Наружные стены каркасных зданий могут быть самонесущими. В этом случае они опираются непосредственно на фундаменты или на фундаментные балки, устанавливаемые по столбчатым фундаментам. Несущие стены в виде навесных панелей прикрепляют к наружным колоннам каркаса.
Рисунок 6 - Схема дома из блок — комнат
Объемно - блочные здания (Рисунок 6) возводят из крупноразмерных элементов — объемных блоков, которые представляют собой готовую часть здания, например комнату. Объемно-блочные дома имеют две конструктивные схемы: блочную и блочно-панельную. Блочные здания (надземная часть) состоят только из объемных блоков, устанавливаемых вплотную друг к другу. В блочно-панельных зданиях объемные блоки устанавливают с такими разрывами, что между ними образуются комнаты, перекрываемые панелями.
Контрольные вопросы:
Объемно-планировочные элементы здания.
Конструктивные элементы здания.
Основные требования к зданиям.
Практическая работа №2
Инструкционные карты и карты трудовых процессов
Цель: научиться пользоваться готовыми технологическими картами и картами трудовых процессов; научиться составлять ТК и КТ; освоить У 2.читать инструкционные карты и карты трудовых процессов; У 1.составлять технологическую последовательность выполнения отделочных работ
Теоретическая часть (изучите)
Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняют определенный технологический процесс или же техническое обслуживание объекта.
Нормативные данные КТ получены на основе изучения наиболее рациональных приемов труда с применением усовершенствованных инструментов и приспособлений. Режим труда принят из условия оптимально высокого темпа выполнения трудовых процессов. Согласно нормативным и расчетным данным, внедрение карты позволит сократить трудовые затраты по сравнению с нормами в среднем на 20,5% за счет улучшения организации труда, более удобных поз рабочих, достигаемых за счет перемещения люльки на любую высоту; механизированного нанесения огрунтовочного состава; замены устройства лотков для сбора отлетающей крошки на каждой стоянке люльки устройством лотка из полиэтиленовой пленки, устанавливаемого внизу на отмостке на ширину захвата люльки; применения более удобных в устройстве и разборке экранов для защиты остекления; применения валиков и кистей на удлиненных ручках, вследствие чего отпадает надобность в подмостях.
Содержание задания:1. Описать технологическую последовательность кирпичной кладки наружной стены
2.Составить карту трудового процесса на расшивку швов и подготовку поверхности
Рекомендации / инструкции по выполнению заданий:
1. -изучить типовую технологическую карту на кирпичную кладку наружной стены; -определить главные составляющие карты;-найти требования к выполнению каменных работ по карте;-заполнить таблицу технологической последовательности кирпичной кладки.по форме таблицы 5.1
Таблица 5.1- Технологическая карта на кирпичную кладку наружной стены
Технологическая операция | Инструменты оборудование | Технологические требования |
1 | ||
2 | ||
3 |
2.-изучить типовую карту трудового процесса на расшивку швов и подготовку поверхности; -заполнить таблицу по образцу КТ-4.1-22.3-85 по форме таблицы 6.1
Таблица 6.1- Карта трудового процесса на расшивку швов и подготовку поверхности
Продолжительность операции, мин | Затраты труда, ч\мин | Описание операции |
1 | ||
2 |
Контрольные вопросы:
1. В какой последовательности выполняются предусмотренные технологическим процессом операции?
2. С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходимо многоразовое повторении операции)?
3. Сколько времени затрачивается на выполнение отдельно взятой операции?
4. Каков конечный результат выполнения определенной операции?
5.Какие требуются инструменты, а также материалы для эффективного выполнения операции?
Практическая работа № 3
Технологические карты общестроительных работ
Цель: Ознакомится методикой разработки инструкционных технологических карт (ИТК)
Теоретическая часть (изучите)
Различают типовые технологические карты, привязанные к возводимому зданию или сооружению, и технологические карты, разработанные применительно к строящемуся объекту и местным условиям строительства. Типовые технологические карты включают: область применения; организация и технология строительного процесса; технико-экономические показатели и другие разделы. Карта трудовых процессов содержат: область применения карты; подготовка и условия применения процесса; предметы и орудия труда; технологию процесса и организацию труда.
Выполнение работы
Разработать ИТК. Заполнить таблицу. Наименование темы для ИТК взять из протокола выдачи тем квалификационной письменной работы согласно своего варианта.
Таблица
№ п/п | Наименование технологических операций | Описание технологических операций | Инструменты и приспособления, оборудования | Организация труда. | Требования ТБ |
Установка порядовок | |||||
Натягивание причального шнура | |||||
Подготовка постели | |||||
Подача раствора | |||||
Укладка камней (кирпичей) в верстовые ряды с образованием швов. | |||||
Укладка камней (кирпичей) в забутку с образованием швов. | |||||
Расшивка швов | |||||
Контроль качества |
Контрольные вопросы:
- Какие типовые технологические карты различают?
- Что включают в себя типовые технологические карты?
- Что содержит карта трудовых процессов
Практическая работа №4
Подбор канатов грузозахватных приспособлений
Цель: Научиться подбирать грузозахватные приспособления в соответствии с выбранной схемой строповки
Теоретическая часть (изучите)
Грузозахватные приспособления - это вспомогательные устройства грузоподъёмных машин, с помощью которых захватывают груз, удерживают его при различных перемещениях и осуществляют разгрузку. Для непосредственного захвата груза используют крюки, которые при необходимости дополняются др. приспособлениями. Грузозахватные приспособления должны быть удобными и безопасными в работе, обеспечивать сохранность груза, иметь минимальную собственную массу, быстро захватывать и освобождать груз. Выбор грузозахватного приспособления определяется свойствами, размерами, формой и массой перемещаемых грузов, а также характером производственного процесса. По виду перемещаемых грузов различают грузозахватные приспособления для штучных грузов, для сыпучих и для жидких, а по роду привода в действие — ручные и автоматические. Наиболее просты по устройству стропы для штучных грузов, представляющие собой отрезки канатов или сварных цепей, концы которых сращивают или снабжают коушами (специальное металлическое кольцо), крюками или скобами.
Траверсы выполняют в виде металлических балок или треугольных сварных ферм. На концах нижнего пояса устанавливают блоки, через которые проходят стропы. Такая система подвески стропов обеспечивает равномерную передачу усилий на все точки захвата.
Траверсами поднимают длинномерные конструкции. Строповка может производиться за две или четыре точки. Для подъема крупногабаритных конструкций используют пространственные траверсы, а для подъема тяжелых элементов со смещенным центром тяжести - траверсы с системой балансировки. На траверсе могут устанавливаться облегченные стропы и захваты.
Получили распространение быстродействующие клещевые и эксцентриковые захваты для ящиков, бочек, мешков, листового проката и пр. Захват и перемещение сыпучих грузов производят бадьями, грейферами, а жидких — при помощи бадей, ковшей и др. ёмкостей.
Захваты предназначены для беспетельного подъема монтируемых элементов. Конструктивно захваты выполняют механическими, электромагнитными и вакуумными.
С помощью механических захватов конструкция удерживается за счет фрикционного зацепления, зажима или подхвата за выступающие части. Электромагнитные основаны на удерживании токопроводящих конструкций с помощью магнитного поля. Такие захваты используют преимущественно при монтаже и погрузочно-разгрузочных работах листового проката.
Совершенствование современных грузозахватных приспособлений идёт как по линии разработки новых конструкций автоматических захватов, так и по линии создания специализированных захватов для определённых грузов, например, для рулонов листовой стали, пакетов листового материала, контейнеров, брёвен и т. п.
Основными параметрами многоветвевого стропа являются длина отдельных ветвей (L), их грузоподъемность (S) и высота приспособления при подъеме груза (Hзп). Длина отдельных ветвей стропа должна быть такой, чтобы угол между противоположными ветвями не превышал 900 . Для определения длины ветвей достаточно знать расстояние между точками захвата – А, тогда длина отдельных ветвей должна быть не менее 3/4 А.
Грузоподъемность отдельных ветвей стропа должна быть не менее усилий, действующих в них от веса поднимаемого груза. Усилие в ветвях стропа может быть определено из выражения:
S = Q/(z*cosβ)
Где Q – вес поднимаемого груза, т;
Z – число ветвей стропа, но не более 3;
β – угол отклонения строп от вертикали.
Высота грузозахватного приспособления тогда будет равна:
Нзп = L* cosβ
Выполнение работы
1. Записать схему строповки, определение
2. Записать способы строповки
3. Записать наиболее распространенные способы строповки
4. Записать, где должны находиться места строповки
5. Записать выбор строп при отсутствии схем строповки
6. Записать оптимальный угол наклона стропа к горизонту
7.Изучить Ст.9.5.12, 9.5.13 Правил ПБ 10-382-00 Производство работ
Контрольные вопросы:
1. Что называется схемой строповки
2. От чего зависят способы строповки
3. Наиболее распространенные способы строповки
4. Где должны находиться места строповки
5. Как выбрать стропы при отсутствии схем строповки
6. Как перемещать грузы на которые не разработаны схемы строповки
7. Как изменяется усилие в многоветвевых стропах с изменением угла наклона ветви каната к вертикальной оси
8. Назовите оптимальный угол наклона стропа к горизонту
9. Как следует размещать гибкие ГУ на поверхности грузозахватного органа
Практическая работа №5
Сращивание канатов и вязка узлов
Цель: отработать навыки сращивания канатов и вязки узлов
- Теоретическая часть (изучите)
При вязке канатов получили распространение следующие основные узлы:
Прямой узел предназначен для вязки наглухо концов пеньковых канатов и при необходимости может быть использован и для стальных канатов, но в этом случае в узел нужно поместить короткое бревно.
Рифовый узел применяют в тех же случаях, что и прямой узел. Достоинством рифового узла является то, что его можно быстро развязать, потянув за свободный конец А.
Штыковой узел используют для завязывания концов толстых пеньковых канатов.
Рис. 1. Рымболт
Вязка в коуш применяется для соединения пенькового или стального каната с другим канатом, оканчивающимся коушем или петлей.
Рис. 2. Прямой узел
Рис. 3. Рифовый узел
Рис. 5. Штыковой узел
Мертвая петля может быть использована для вязки пеньковых и стальных канатов при затяжке как на одном, так и на двух концах. При зачалке на одном конце узел следует укладывать вплотную, при этом длина свободного конца каната должна быть не менее 20 диаметров каната.
Рис. 6. Мертвая петля
Морской узел иногда называют «беседочный», «морская петля», применяется он для образования незатягивающейся петли на стальном или пеньковом канате.
Брамшкотовый узел применяется для привязки конца стального или пенькового каната к петле.
Рис. 7. Морской узел
Рис. 8. Брамшкотовый узел
Рис. 9. Удавка
Рис. 10. Удавка с нахлесткой
Рис. 11. Узел по способу Галана
Удавка — простой плотничий узел, вяжется при подвеске мелких грузов пеньковым канатом.
Удавка с нахлесткой применяется для строповки длинномерных грузов при подвеске их в вертикальном положении (бревна, мачты, балки и т. п. грузы).
Узел по способу Галана используют при подвеске тяжелых грузов, громоздких предметов (стальных барабанов, дымовых труб, изготовляемых из стали, громоздких станин машин и т. п. грузов).
Ответственным моментом строповки груза (на крюк крана) является подвеска, увязывание груза.
Для подвески груза на одном конце каната, не имеющего петель, пользуются крюковыми узлами, изображенными на рис. 12, а и б. Длина свободного конца каната, оставляемого при вязке этими узлами, должна быть Hie менее 20 диаметров каната. При подвеске груза на крюк крана на двух концах каната используют узел, изображенный на рис. 12, е.
На рис. 12, г показана подвеска на крюк груза на четырех концах каната.
Рис. 12. Зачаливание канатов за крюк:
а — крюковой узел; 6 — крюковой узел с нахлесткой; в — крюковой узел для подвешивания груза на двух концах каната; г — крюковой узел для подвешивания на четырех концах каната
Выполнение работы:
На канатах отработайте навыки вязки следующих узлов:
- прямой
- рифовый
- штыковой узел
- морской
- удавка
Контрольные вопросы:
- Какие виды узлов выделяют? Для чего предназначен каждый из них?
- Чем пользуются для подвески груза?
- Какие грузозахватные приспособления применяются дя строповки длинномерных грузов?
Практическая работа №6
Подбор кранов
Цель занятия: Ознакомится методикой подбора монтажных кранов.
Задачи: Изучить назначения башенных, стреловых, автомобильных кранов. Определить их параметры.
- Теоретическая часть (изучите)
Монтажные машины подразделяют мобильные, ограничено мобильные и немобильные.
Мобильные монтажные машины и механизмы свободно перемещаются в зоне производства монтажных работ. К ним относятся самоходные стреловые краны, краны на автомобильном, пневмоколесном, гусеничном и комбинированном ходу, а также вертолеты.
У ограниченно-мобильных монтажных машин и механизмов зона работы ограничена радиусом их действия и длиной пути. К таким мошинам относятся башенные, козловые, железнодорожные, портальные, мостовыеи кабельные краны, а также самоподъемные машины и механизмы.
К немобильным монтажным механизмам относятся грузоподъемные средства, Которые не могут самостоятельно передвигаться в монтажной зоне. К ним относятся монтажные стрелы, мачты, шевры, порталы, приставные краны, подъемники.
К основным параметрам кранов относятся грузоподъемность (Qк), вылет стрелы (Lк), высота подъема крюка (Hс) и другие.
Qк = qэ + qтп, где
qэ – масса наиболее тяжелого элемента;
qтп – масса такелажных приспособлений.
Lк = b1+ b2 + Rпл, где
b1 – ширина здания от грани здания до оси противоположной продольной стены;
b2 – расстояние между гранью здания и поворотной платформой (b2 = 1м);
Rпл – радиус габарита поворотной платформы. Rпл = 3,5м – для кранов с Qк = до 5т; Rпл = 4,5м - для кранов с Qк = 5 – 15т; Rпл = 5,5м - для кранов с Qк = свыше 15т.
Hс = Hм + hз + hэ + hг + hп, где
Hм – высота монтажного горизонта от уровня стоянки крана;
hз – запас по высоте, необходимый для проноса элемента над ранее установленными (hз = 0,5м);
hэ – высота монтируемого элемента в положении подъема;
hг – высота грузозахватного устройства;
hп – высота полиспаста (hп = 2м).
Выполнение работы:
Определить грузоподъемность (Qк), вылет стрелы (Lк), высота подъема крюка (Hс) монтажного крана. Данные взять из таблицы 9.
Таблица
№ вар. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
qэ, т | 0,3 | 0,6 | 0,9 | 1,2 | 1,5 | 1,8 | 2,1 | 2,4 | 2,7 | 3,0 |
qтп, кг | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 50 | 50 | 50 | 50 |
b1, м | 6,0 | 7,2 | 8,4 | 9,6 | 10,8 | 12,0 | 13,2 | 14,4 | 15,6 | 16,8 |
Hм, м | 3,2 | 3,4 | 3,6 | 3,8 | 4,0 | 4,2 | 4,4 | 4,6 | 4,8 | 5,0 |
hэ, м | 0,15 | 0,30 | 0,45 | 0,60 | 0,75 | 0,90 | 1,05 | 1,2 | 1,35 | 1,50 |
hг, м | 1,2 | 1.5 | 1,8 | 2,1 | 2,4 | 2,7 | 3,0 | 3,3 | 3,6 | 3,9 |
№ вар. | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
qэ, т | 3,3 | 3,6 | 3,9 | 4,2 | 4,5 | 4,8 | 5,1 | 5,4 | 5,7 | 6,0 |
qтп, кг | 100 | 100 | 130 | 130 | 130 | 130 | 300 | 300 | 300 | 300 |
b1, м | 18,0 | 19,2 | 20,4 | 21,6 | 22,8 | 24,0 | 25,2 | 26,4 | 27,6 | 28,8 |
Hм, м | 5,2 | 5,4 | 5,6 | 5,8 | 6,0 | 6,2 | 6,4 | 6,6 | 6,8 | 7,0 |
hэ, м | 1,65 | 1,80 | 1,95 | 2,1 | 2,25 | 2,3 | 2,45 | 2,60 | 2,75 | 2,9 |
hг, м | 4,2 | 4,5 | 4,8 | 5,1 | 5,4 | 5,7 | 6,0 | 6,3 | 6,6 | 6,9 |
Контрольные вопросы
1. На чем базируется выбор монтажного крана?
2. Перечислите параметры монтажных кранов.
3. Перечислите монтажно-конструктивные характеристики здания.
Список литературы
Печатные издания
- Лукин А.А. Основы технологии общестроительных работ: учебник / А.А. Лукин -М.: Издательский центр «Академия», 2018
- Учебник И.И. Чичерин «Общестроительные работы»
«Издательский центр « Академия», 2019 г.
Электронные издания
- Авилова Е.Н., Редикульцева И.Г. Основы технологии общестроительных работ: Электронное приложение: Академия-Медиа, 2016
- http://znanium.com/catalog/product/483205#none Теплоизоляционные, кровельные и отделочные работы: Учебно-методическое пособие/Черноиван В. Н., Леонович С. Н. – М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2015. – 272 с.
- .http://znanium.com/catalog/product/234811 Каменные работы: Учебное пособие / А. И. Долгих. – М.:Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 366 с.: ил.; 60*90
- https://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/479534/ Основы технологии общестроительных работ : учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по профессии "Мастер общестроительных работ" / А. А. Лукин. - Москва : Академия, 2018. - 301, [1] с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Методические указания обучающимся по выполнению практических работучебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельностиспециальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ ОП.10 Основы менеджмента в электроэнергетике специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Практические работы направлены на закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений и выполняется в виде составления сравнительных таблиц и решения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ ОП.10 Основы менеджмента в электроэнергетике специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Практическая работа студентов проводится с целью:- закрепления полученных теоретических знаний и умений студентов,- углубления и расширения теоретических знаний,- формирования умений использоват...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ, профессия: 08.01.24. Мастер столярно - плотничных, паркетных и стекольных работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работПМ.01. ВЫПОЛНЕНИЕ СТОЛЯРНЫХ РАБОТМДК 01.01. Технология изготовления столярных изделий. Технология столярно-монтажных работпрофесс...
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ПМ.02 Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики МДК 02.01. Технология электромонтажных работ
Главная цель практических работ – формирование у обучающихся умений, связанных с основой деятельности будущего рабочего.Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицирова...
Методические указания обучающимся по выполнению практических занятий по дисциплине ОП 06. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики
Дисциплина является одной из общепрофессиональных дисциплин, дающих знания для получения профессиональных навыков, и преподается студентам специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремон...
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ по дисциплине ЕН.03 "Экологические основы природопользования"
Разработаны для обучающихся по специальности: 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщенияСоставитель:Бахина Ирина Эдуардовна, преподаватель экологии ОГАПОУ «БСК&r...