Электронные образовательные ресурсы как средство решения проблем дистанционного образования
статья
Растущие требования к уровню подготовленности современного студента не всегда обеспечиваются соответствующим количеством учебных часов, отводимых на освоение определенной дисциплины. И здесь существенным подспорьем и помощью и преподавателю, и обучающемуся могут стать дистанционные образовательные технологии. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) уже давно стали реальностью. Они широко используются в системе высшего профессионального образования, постепенно начинаются внедряться и в среднем профессиональном образовании. В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у учащихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы учащихся, на формирование у них оценочной самостоятельности. Использование внеконтактных форм обучения опирается на то, что современный преподаватель должен не только уметь передать свои знания студентам на занятиях, научить студента учиться, воспитать личность, ориентированную на саморазвитие, но и уметь эти задачи решать, применяя дистанционные методы как одну из форм комбинированного обучения. Решать эту достаточно острую и злободневную задачу в современной системе образования помогают электронные образовательные ресурсы. Поэтому закономерным является то, что государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предусматривают применение в учебном процессе как активных, так и интерактивных форм проведения занятий. Одним из элементов электронно-образовательной среды образовательной организации является электронно-образовательный ресурс (ЭОР) и цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnye_obrazovatelnye_resursy_kak_sredstvo.docx | 267.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО
РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Антропова О.С.,
преподаватель дисциплин
общепрофессионального цикла,
преподаватель высшей категории
Белгородский политехнический колледж,
Давиденко И.А.
преподаватель математики,
преподаватель высшей категории
Белгородский политехнический колледж,
г.Белгород (Россия)
Растущие требования к уровню подготовленности современного студента не всегда обеспечиваются соответствующим количеством учебных часов, отводимых на освоение определенной дисциплины. И здесь существенным подспорьем и помощью и преподавателю, и обучающемуся могут стать дистанционные образовательные технологии.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) уже давно стали реальностью. Они широко используются в системе высшего профессионального образования, постепенно начинаются внедряться и в среднем профессиональном образовании.
В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у учащихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы учащихся, на формирование у них оценочной самостоятельности.
Использование внеконтактных форм обучения опирается на то, что современный преподаватель должен не только уметь передать свои знания студентам на занятиях, научить студента учиться, воспитать личность, ориентированную на саморазвитие, но и уметь эти задачи решать, применяя дистанционные методы как одну из форм комбинированного обучения. Решать эту достаточно острую и злободневную задачу в современной системе образования помогают электронные образовательные ресурсы. Поэтому закономерным является то, что государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предусматривают применение в учебном процессе как активных, так и интерактивных форм проведения занятий.
Одним из элементов электронно-образовательной среды образовательной организации является электронно-образовательный ресурс (ЭОР) и цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
ЭОР, как единичные учебные материалы в электронной форме, в настоящее время трудно отнести к нововведениям, так как преподаватели уже много лет во всех образовательных учреждениях работают с текстами в электронной форме, аудио- и видеофайлами, компьютерными презентациями. Эти ресурсы – давно освоенный этап информатизации образовательного процесса. Электронные образовательные ресурсы призваны сочетать теоретический и практический аспект обучения студентов, а также расширить возможности организации контроля и самоконтроля и повышения интереса студента к будущей профессиональной деятельности.
ЭОР нацелены на комплексное рассмотрение учебного материала и обеспечивают все компоненты образовательного процесса. Это подтверждает тот факт, что кроме получения информации, ЭОР должны предполагать практическое применение знаний (практические занятия) и аттестацию, т. е. контроль достижений студентов в процессе освоения учебного материала. ЭОР предполагает не только совместную работу преподавателя с обучающимся, но и самостоятельную работу обучаемых, а также предоставляет широкий спектр возможностей для дистанционного обучения. ЭОР должны сделать дистанционное обучение полноценным, что предполагает их комплексное содержание и систематизацию контента. Вне учебной аудитории обучающийся самостоятельно последовательно изучает новый материал, выполняет практические и лабораторные задания, следит за собственными достижениями, анализирует текущий контроль знаний (с оценками и выводами), проводит виртуальные эксперименты и т.д.
Применение ЭОР в практике преподавательской деятельности должно привести к получению высоких результатов, к повышению качества образования, к расширению возможностей самостоятельного и дистанционного обучения. Наличие определенного ряда преимуществ, рассматриваемых на теоретическом уровне, еще не гарантирует их полноценной реализации на практике, так как еще не разработаны научно-методологические основы системы управления качеством электронного дистанционного обучения.
В прошлом 2020 году из-за пандемии коронавируса всем учебным заведениям, в том числе и нашему колледжу, пришлось оперативно перейти на дистанционную форму обучения. До настоящего времени в нашем колледже не использовался этот метод обучения широко. Следует принимать во внимание и тот факт, что большинство пользователей не имеют возможности неограниченно пользоваться сетями. Таким образом, в большинстве случаев теряется сам смысл ДО – обучение через интерактивное общение. Поэтому можно сказать, что мы имели электронный вариант заочного обучения. Следовательно, успешная реализация этих возможностей может быть в значительной мере достигнута на основе комплексного подхода к разработке дистанционных курсов, т.е. согласованного развития как технологических, информационных, так и дидактических и методических компонентов этого процесса.
На момент реализации ДО наш колледж не использовал конкретную платформу. Вышли из этой ситуации, используя социальную сеть ВКонтакте, создали беседы по группам колледжа и выкладывали подготовленный материал с адресом, куда отправлять выполненные задания, в виде текстового документа, содержащий методический материал к занятию, с теоретическим материалом, рекомендациями к практическим работам, ссылками на интернет ресурсы (видео, флеш-анимации, лекции), ЭОРы и ЦОРы.
Но, а те, которые сумели это сделать отправляли задания преподавателям кто в срок, а кто когда захотел, поэтому у преподавателя были огромные трудозатраты, как в подготовке материалов, так и в проверке студенческих работ. Те студенты, которые не имели возможности получать задания, в индивидуальном порядке соблюдая, меры предосторожности в условиях пандемии, приезжали в колледж и на месте получали и выполняли задания.
Такой способ проведения ДО очень неудобен как для преподавателя, так и для студента. Поэтому пришлось прибегнуть к поискам платформы для ДО и выбор наш упал на систему MOODLE. Сейчас мы находимся на этапе создания и заполнения различных дистанционных курсов. Некоторые преподаватели уже апробировали данную платформу совместно со студентами, которым пришлось выйти на карантин, и можно сказать даже успешно.
MOODLE — аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). MOODLE — это свободная система управления обучением, ориентированная, прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного Система Moodle является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. К основным особенностям системы относятся:
- Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики с особым вниманием на взаимодействие между обучающимися, обсуждения.
- Может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения.
- Имеет простой и эффективный web- интерфейс.
- Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.
- Подключаемые языковые пакеты позволяют добиться полной локализации. На данный момент поддерживаются 43 языка.
- Обучающиеся могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.
- Каждый пользователь может указать своё локальное время, при этом все даты в системе будут переведены для него в местное время (время сообщений в форумах, сроки выполнения заданий, т.д.).
- Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум», «тематический».
- Богатый набор модулей-составляющих для курсов - Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога).
- Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.
- Почти все набираемые тексты (ресурсы, сообщения в форум, записи в тетради...) могут редактироваться встроенным WYSIWYG Rich Text - редактором.
- Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла).
Для того чтобы использовать возможности системы, необходимо иметь:
1) компьютер, подключенный к сети Интернет;
2) выделенный на портале хостинг;
3) разработанный дистанционный курс.
Одним из способов использования дистанционного образования является дистанционный курс. При работе со студентами выделяются основные направления создания дистанционных курсов:
– общеобразовательные, общепрофесиональные и профессиональные курсы по дисциплинам;
– курсы для подготовки к сдаче комплексного экзамена;
– курсы для подготовки к курсовому и дипломному проектированию.
Дистанционный курс в системе MOODLE
Продолжительность: от 34 до 144 часов.
Основная цель: формирование системы знаний и умений.
Элементы курса: форумы, чаты, основной информационный материал, глоссарий, анкеты, тесты, практические задания.
СТРУКТУРА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА В СИСТЕМЕMOODLE
Можно разделить инструменты (модули) Moodle для представления материалов курса на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса).
К ресурсам курса относятся:
- Текстовая страница
- Веб-страница
- Ссылка на файл или веб-страницу
- Ссылка на каталог
- Пояснение — позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.
К интерактивным элементам курса относятся:
- Элемент Лекция строятся по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами..
- Элемент Задание позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют от школьника ответа в электронной форме (в любом формате) и дает возможность загрузить его на сервер. Элемент Задание позволяет оценивать полученные ответы.
- Элемент Тест позволяет создавать наборы тестовых заданий. Тестовые задания могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др.
- в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы.
- Элемент Форум используется для организации дискуссии, и группируются по темам
- Чат система предназначена для организации дискуссий и деловых игр в режиме реального времени
- Опрос для проведений быстрых опросов и голосований. Задается вопрос, и определяются несколько вариантов ответов.
- Анкета отобраны несколько типов анкет особенно полезных для оценки интерактивных методов дистанционного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными преимуществами использования ДО является изменение форм общения преподавателя с обучающимся, позволяющих интенсифицировать обучение путем интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса, и самостоятельность студентов в достижении целей обучения. В основе проекта лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников, ссылок на ЭОРы и ЦОРы и т.п.
По результатам выполнения студентами заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Конечно, при ведении дистанционного курса увеличивается нагрузка на преподавателя, которому необходимо провести огромную подготовительную работу, затратить массу на контролирование результатов. С другой стороны, ДО позволяет работать с активными обучающимися, т.к. они могут работать в удобном для себя режиме.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1.Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html
2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/
3. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/m137.html
4. Дистанционный курс. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Сайт центра дистанционного обучения Эйдос [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.eidos.ru
6. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования
Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее в...
Электронный образовательный ресурс - электронная версия конспектов уроков в разделе "Виды транспорта и сферы и применения"
Электронный конспект.http://cs610926.vk.me/u147071118/docs/c5d90ab31563/Vidy_transporta_i_sfery_ikh_primenenia.pptx?extra=897R6IDOLWFq215GF0k7PVW3jPCOTG1GUlvEfF89EckPsf4iuqYvDeXOfWGryTmcVJYoVB1SSkxYU...
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиде...
Повышение мотивации к предмету и качества обучения средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ
В презентации представлен опыт использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ для повышения мотивации к предмету и качества обучения математике в образовательном учреждении СПО....
«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: их характеристика и применение в образовательной деятельности на примере курса «Повар. Кондитер»
В быстро меняющемся информационном обществе перед учебными заведениями стоит важная задача, которая заключается в качественном образовании студентов. Современный учебный процесс немыслим без применени...
Щукина Л.М. Доклад Использование электронных образовательных ресурсов в современной системе образования
Доклад Использование электронных образовательных ресурсов в современной системе образования...