МЕТОД ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
статья

Инжеваткина Татьяна Вячеславовна

В статье раскрыты потребности, проблемы и механизмы метода проектов в информационно-образовательной среде техникума. Представлены результаты работы использования проектной деятельности в системе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.96 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Инжеваткина Татьяна Вячеславовна,

Преподаватель

ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»

г. Павловский Посад

Е-mail: inzhevatkina2011@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыты потребности, проблемы и механизмы метода проектов в информационно-образовательной среде техникума. Представлены результаты работы использования проектной деятельности в системе образования.

Ключевые слова: метод проектов, педагогические технологии, дистанционное обучение, исследовательская работа.

Inzhevatkina Tatiana Vyacheslavovna,

Teacher

GBPOU MO "Pavlovsky Posad College"

Pavlovsky Posad

E-mail: inzhevatkina2011@mail.ru

Annotation. In the article the needs, problems and mechanisms of the project method in the information-educational environment of the College. Presents the results of the use of project activities in the education system.

Key words: project method, educational technology, distance learning, research.

     Среди главных задач современного воспитания и обучения – адаптация ребенка к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. На современном этапе развития образования в России новые информационные технологии существенно начали изменять парадигму воспитания и обучения.

В этих условиях требуется пересмотр педагогических подходов, взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Совмещение традиционного образования, классно-урочной системы, ИКТ и технологий дистанционного обучения - это новая педагогическая задача для преподавателя. Это новый подход к разностороннему развитию обучаемых, приобретению не только новых знаний, но и овладение новым опытом. Реализация этих задач особенно актуальна в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

     Одна из приоритетных задач современного образования – создание необходимых условий для личностного развития каждого человека. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности обучающегося. Дистанционное образование может удовлетворить всё возрастающие образовательные потребности обучающихся. Широкие возможности для личностного развития студентов также  представляет метод проектов. Он сочетает в себе эмпирическое и теоретическое познание, позволяя глубоко проникнуть в сущность явлений, установить причинно-следственную связь между отдельными их компонентами.      

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение студента в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в будущей профессиональной жизни он окажется более приспособленным и конкурентоспособным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях.

Работа над проектом - достаточно сложный труд, требующий усилий от исполнителя. Выполнение проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность обучающихся, умению самостоятельно добывать нужную информацию, на достижение метапредметных результатов обучения. Они связанны с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Использование проектно-исследовательской деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь: обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать не обходимые средства и способы их достижения.

Эволюционно метод проектов развивался из исследовательского метода. Под учебным проектом мы понимаем любую деятельность студентов по решению ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в отличие от практикума) и направленную на получение материального продукта. Основная задача обучения по методу проектов – исследовательская. Все, что студенты делают, они должны делать сами (один, с группой, с преподавателем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Студенты должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность студентов, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они вы- полняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предпо- лагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Результатом работы над проектом является:

  1. Презентация проекта внутри группы.
  2. Презентация проекта на научно – практической конференции отделения.
  3. Презентация лучших проектов на научно – практической конференции техникума.
  4. Презентация лучших проектов техникума на городских и региональных научно – практических конференциях.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны студентов, и не менее тщательной координации всей деятельности обучающихся в процессе работы над проектом. Вместе с тем, из приведенного описания технологии метода проектов , достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. При этом студенты приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т. д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.

Таким образом, метод проектов в сфере дистанционного обучения действительно можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов, позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем. учеб. – метод. пособие/ авт. Т.Ю.Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.
  2. Белова Н.Г. Система подготовки студентов колледжа к проектной деятельности. ГБОУ СПО Педагогический колледж «Митино».

3.     Овчаренко В.А. , Карасева Л.М.  Использование проектного метода в системе СПО © Медицинский колледж № 6, г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Метод проектов как один из методов обучения»

В работе представлен план -конспект семинара для педагогов, проведенного в рамках цикловой методической комиссии математических и естественно-научных дисциплин в колледже. В конспекте содержится весь ...

Использование метода проектов в процессе непрерывного обучения немецкому языку в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.

В этой статье наша пед. команда хотела бы поделиться с Вами опытом ведения проектной деятельности в этнокультурном языковом лагере творческого развития школьников "Sommercamp"....

Применение метода «The World cafe» (Мировое кафе) в сфере профессионального обучения

Статья поднимает актуальные вопросы применения современных коммуникационных методов в профессиональном образовании. Материалы могут быть использованы в повседневной работе преподавателей при внедрении...

Дистанционное обучение. Кратко об истоках, методах и способах внедрения.

Кратко об истоках, методах и способах внедрения....

Использование методов визуализации преподавания дисциплин в формате дистанционного обучения

Методы визуализации, которые можно использовать при преподавании дисциплин в формате дистанционного обучения...