инструктивные карточки по химии
учебно-методическое пособие

рекомендации к выполнению практических работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оборудование и реактивы:  

Ход работы 

Рисунок и  

наблюдения

Уравнения реакций (орг. в-ва назвать)

Вывод

Опыт№1. Получение этилена.

Собрать прибор.  

Проверить его на  

герметичность.  

Поместить в пробирку  речной песок для  

равномерного кипения  жидкости и налить 2  мл смеси этилового  спирта и конц. серной  кислоты. Закрыть  

пробирку пробкой с  газоотводной трубкой  и укрепить её в лапке  штатива. Осторожно нагревать смесь.

https://lh3.googleusercontent.com/KoTDgRJmwVBAxrjXHkW0mFMegXBu_RNyApdxFkDcJII-GB3Nt973v9-WjxuYt8WQxuuox-PgkCZeFyqOUikBElX8fcCKC4JC-iKfQ-7ZCJDphZ3N0FChAv_FY_-gP0dK2zYmYeCI

Какими физическими  свойствами обладает  этилен?

1) Каким способом в  

лаборатории Программа: Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  (профильный уровень). Авторы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова // Программы по химии для 8-11 классов  общеобразовательных учреждений / [Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др. ]; под ред. Н.Е.  Кузнецовой. - М.: Вентана – Граф, 2010  

Учебник: Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Титова И.М.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. Химия: профильный  уровень. - М.: Вентана - Граф, 2013 

Практическая работа №1. Получение этилена и изучение его свойств. 

Цель:  

получают  этилен? 

2) Какую роль при этом  играет серная кислота?

Опыт №2. Качественные реакции на этилен.

1) Когда начнётся  

реакция, пропустить  газ в пробирку с 2-3мл  подкисленного  

раствора  

перманганата калия,  опустив газоотводную  трубку до дна  

пробирки (нагревание  не прекращать,  

иначе жидкость из  пробирки перельется  в пробирку реактор.) 

2) Пропустить газ в  пробирку с 2 – 3 мл  бромной воды.

1) Какие вещества  

являются реактивами на  двойную связь? 

2) О чём свидетельствует  изменение окраски  

растворов перманганата  калия и бромной воды?

Опыт №3. Горение этилена.

Повернуть  

газоотводную трубку  отверстием вверх и  поджечь  

выделяющийся газ.

Что можно сказать о  

содержании углерода в  этилене? (ответ  

подтвердите расчетом  массовой доли С%) 

С 

n Ar C 

( ) 

ω =

( )Mr C2H4 

( ) 

Вывод: 

Практическая работа №4. 

 Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства изученных органических  веществ и качественные реакции на них». 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Ход работы 

Рисунок и  

наблюдения

Уравнения реакций (орг. в-ва назвать)

Вывод

Задача №1. Проведение реакций, характерных для органических веществ.

В пробирку налить 3–4 капли 2%-го  раствора сульфата меди(II) и 2–3 мл  10%-го раствора едкого натра. Что вы  наблюдаете? 

K реакционной смеси прилить несколько  капель глицерина, перемешать. Что вы  наблюдаете? Напишите уравнения проведенных реакций.

Задача №2. Распознавание веществ по физическим свойствам и с помощью качественных реакций.

Т.Б.Пары сильно раздражают верхние  дыхательные пути и слизистые оболочки  глаз. При действии на кожу уксусной  или муравьиной кислоты свыше 30%-и  концентрации ожог. Для глаз опасны  кислоты концентрацией выше 2%. 

В двух пронумерованных пробирках  находятся растворы уксусной и  муравьиной кислот. Определите каждое  из предложенных веществ.

1) На чем основано  распознавание  

муравьиной и  

уксусной кислот? 

Задача №3. Подтверждение опытным путем наличия в составе выданных веществ атомов  углерода и водорода.

В широкий химический стакан  

поместите небольшой кусочек  

парафиновой свечи и подожгите его с  помощью горящей лучинки. Что вы  наблюдаете? 

 Погасите свечу и выньте ее из стакана.  Затем налейте в стакан немного  

прозрачной известковой воды и  

взболтайте. Что вы наблюдаете? 

 Запишите уравнение реакции горения  парафина, если формула парафина  С17Н36.

1) О наличии какого  химического элемента  это свидетельствует?  2) О наличии какого  химического элемента  свидетельствует  

изменения,  

произошедшие с  

известковой водой?  3) Сформулируйте  

вывод об  

элементарном составе  парафина. 

Задача №4. Получение вещества.

Получите уксусный альдегид из  этилового спирта.  

Накалите в пламени спиртовки  

свернутую в спираль медную проволоку  до почернения. Какое вещество  образовалось на поверхности меди? Нагретую медную спираль внесите в  пробирку со спиртом (повторите опыт  несколько раз). Осторожно понюхайте  реакционную смесь после опыта. Что  ощущаете? Запишите уравнение  проведенной реакции.

1) Что образуется при  каталитическом  

окислении спиртов?  2) Что является  

катализатором в этой  реакции?

Вывод: 

Практическая работа №5

Приготовление растворов белков и изучение их свойств. 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Ход работы 

Рисунок и наблюдения 

Вывод 

Опыт №1. Приготовление растворов белков.

1.1. К 20 мл молока прибавьте  равный объем воды. Затем влейте,  помешивая 1 – 3 капли конц.  

уксусной кислоты. Что вы  

наблюдаете? 

Дайте раствору постоять 5 – 10 мин.  И отфильтруйте его через  

полотняный фильтр, предварительно  смоченный водой. Первые мутные  порции повторно отфильтруйте.  Что вы наблюдаете?  

1.2. Остаток, полученный на фильтре,  состоящий в основном из белка  казеина и молочного жира,  

перенесите в фарфоровую чашку,  добавьте 1 мл. 30% раствора  

гидроксида натрия, разотрите,  добавьте 10 мл воды. Полученную  смесь профильтруйте через  

смоченный бумажный фильтр.

.

Опыт№2. Опыты с растворами белков.

2.1. В пробирку налейте 2 -3 мл.  раствора белка и нагрейте его в  пламени спиртовки до кипения в  течение 30 с. Что вы наблюдаете?  

2.2. Биуретовая реакция.  

К 2 мл. раствора белка добавьте  равный объем раствора щелочи и  неск. капель слабого раствора  сульфата меди (II).  

2.3. Ксантопротеиновая реакция. К 1 мл. раствора белка добавьте 3  капли конц. азотной кислоты  

(осторожно, соблюдая Т.Б.)  

Осторожно нагрейте смесь до  кипения и подержите 1 мин.  

После охлаждения осторожно  добавьте 1 мл конц. раствора щелочи. 

Укажите, на какие группы,  присутствующие в составе  белков, указывает  биуретовая реакция. 

Укажите, на какие группы,  присутствующие в составе  белков, указывает  ксантопротеиновая реакция.

Вывод: 

Практическая работа №6. 

 Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток». 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Задача №1. С помощью свежеприготовленного раствора гидроксида меди (II) определите глицерин и  глюкозу.  

  

 вещество  реактив

Глюкоза 

Глицерин

  

Задача №2. В двух склянках без этикеток находятся растворы глюкозы и белка куриного яйца.  Определите белок 3 способами. 

Ход работы 

Рисунок и  

наблюдения 

Вывод

1 способ.

2 способ. 

3 способ. 

Задача №3. Подтвердите наличие в глюкозе разных функциональных групп. 

 вещество  

реактив

Глюкоза 

Вывод

  

Задача №4. Докажите опытным путем, что картофель и белый хлеб содержат крахмал.  Вывод: 

Практическая работа №7 «Распознавание пластмасс» 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Правила техники безопасности 

 Нагревая и сжигая вещества на открытом пламени, держите их тигельными щипцами.   Для наблюдения за размягчением и изменением формы тела помещайте его на асбестовую  сетку.  

https://lh5.googleusercontent.com/tSMDUPjeKGXVKhaq0TuTKMsY2DZUqnDfVeBaOZczc32pyqemKmjzW7P2j5bJF6YAkp3JvHwfGvkTweKaBBowRz2YdsH4K4X7Ao3BN-Ujx3PP2xjJEDxTevF_1AIvbPal2Az9aWAp

  

Ход работы: 

В пакетах под номерами выданы образцы трех пластмасс из перечня:  1 вариант: полипропилен, полистирол, фенолформальдегидная смола;  

 2 вариант: полиэтилен, поливинилхлорид, органическое стекло.  

Пользуясь таблицей 26, определите, какие именно пластмассы вам даны. Заполните таблицу.  

Название пластмассы и  формула структурного  звена

Внешний вид 

Отношение к  нагреванию и 

Характер  

горения

Ответ 

№ пакета

Вывод:  

Практическая работа №8 «Распознавание волокон» 

Цель:  

Оборудование и реактивы:  

Правила техники безопасности 

 Нагревая и сжигая вещества на открытом пламени, держите их тигельными щипцами.   Для наблюдения за размягчением и изменением формы тела помещайте его на асбестовую  сетку.  

 Концентрированные кислоты и щелочь берите в малых количествах.  

https://lh4.googleusercontent.com/VRmHLVITuW_d0PiV98RhZXDC8J6QmZHEcRc3CR-08qvMx2N9dJDoUV_ejq4QjL1ZhoT1Yhb1sCXY6igmEN2ETt4JfI75z3V28fEuXu1LfQjz4eHMfOc42cEn82g3AmExu8xAGv4s

  

Ход работы: 

 Вам предлагаются образцы – нити или ткани. Пользуясь таблицей №27, определите, какие  именно волокна вам даны. Заполните таблицу.  

1) Определите по характеру горения нити, какая ткань была выделена для исследования: 1 вариант: шерстяная, льняная. 

2 вариант: хлопчатобумажная, шелковая. 

2) Определите образцы ткани: 

1 вариант: капрон, хлопок, лавсан. 

2 вариант: лавсан, натуральная шерсть, нитрон. 

Название  

волокна, его  основа или  

элементарное  звено

Характеристика  горения и его  

результат

Обнаружение  продуктов  

разложения

Действие конц. кислот и  

щелочей

Ответ 

№ пакета

HNO

H2SO

NaOH

Вывод: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы инструктивно-методического лагеря для студентов педколледжа

Неотъемлемой частью подготовки студентов педколледжа к летней практике является их участие в работе  инструктивно-методического лагеря. Предлагаю план работы  лагеря, где сочетаю...

Обучение химии по многовариантным карточкам

В материале представлены 5 типов многовариантных карточек, составленных по отдельным темам органической, общей и неорганической химии. Каждый тип карточки сопровождается вариантами вопросов для фронта...

Задания - карточки по химии

дидактический материал по химии...

Инструктивно-методические рекомендации «В помощь мастеру учебной и производственной практики»

Каким должен быть мастер? Что должен он знать? В чем заключаются его основные обязанности и права? Как следует организовать образовательный процесс, чтобы подготовить высококвалифицированного сп...

Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина ОП. 05 Материаловедение ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

Инструктивно - методические рекомендации   для студентов по подготовке и выполнению  ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина  ОП. 05 Материаловедение  ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ...

Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению лабораторних и практисеских работ дисциплина ОП. 05 Материаловедение

Инструктивно - методические рекомендации   для студентов по подготовке и выполнению  лабораторних и практисеских работ   дисциплина  ОП. 05 Материаловедение ...

Приказ о подготовке к инструктивно - методическому семинару по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"

Инструктиво - методический семинар по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"...