методические рекомендации по внеаудиторной работы по биологии
учебно-методический материал
методические рекомендации можно использовать студентам всех профессий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odb.07._biologiya.docx | 120.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное Профессиональное образовательное
Автономное учреждение Амурской области
« АМУРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
( ГПОАУ АмАК)
Методические рекомендации
по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
по учебной дисциплине ОД 07.« ХИМИЯ» блок
«Биология»
по профессиям
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
пгт. Серышево
Образовательная организация:
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский аграрный колледж», пгт. Серышево
Составитель методических рекомендаций по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Биология»:
Филоненко О.Е., преподаватель учебной дисциплины
Рассмотрена на заседании Методического объединения общеобразовательных дисциплин
Протокол № от ________20___г.
Председатель МО_________________ /Л.С. Гордиенко/
Согласовано научно – методическим советом ГПОАУ АмАК
Протокол № от __________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………
1.Сущность и характеристика внеаудиторной самостоятельной работы
2.Перечень формируемых образовательных результатов
3.Перечень заданий внеаудиторной самостоятельной работы
4.Содержание заданий и методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Используемая литература
Приложения
- Методические рекомендации по составлению мультимедийных презентаций
- Методические рекомендации по написанию реферата
- Методические рекомендации по подготовке доклада, сообщения
- Методические рекомендации по составлению таблиц
- Методические рекомендации по составлению кроссворда
- Методические рекомендации по решению задач по генетике
ВВЕДЕНИЕ
Требование работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы прежде всего на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий.
Компетентностная модель образования, введение системы непрерывного образования «через всю жизнь» предполагают значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Предметно и содержательно самостоятельная работа регламентирована ФГОС СПО, основной образовательной программой по специальности, нормативно-правовыми документами федерального и локального уровней.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для обучающихся в рамках реализации программ профессионального образования.
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине Биология.
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть профессиональными знаниями и умениями, опытом творческой деятельности при решении проблем учебного и профессионального уровня и направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.
Описание самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам в конце указаний приведены учебно-методическое и информационное обеспечение.
Уважаемые обучающиеся!
Раздел «Биология» изучается в течение 1 семестра В процессе обучения учебным планом предусмотрен комплексный дифференцированный зачет по разделу и химии, и биологии в конце 2 семестра Для получения допуска к зачету Вам необходимо в установленные сроки выполнить все задания по внеаудиторной самостоятельной работе (ВСР).
На внеаудиторную самостоятельную работу учебным планом отводится:
- 18 часов
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики
1.СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (далее ВСР) - планируемая учебная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
ФУНКЦИИ ВСР: информационно - обучающая, развивающая, ориентирующая, стимулирующая, воспитывающая.
ЦЕЛЬЮ ВСР обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой и исследовательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
ПРИЗНАКИ ВСР:
- наличие конкретной цели и задания;
- четкая форма выраженности результата работы;
- определения формы контроля работы;
- определение критериев оценивания результатов работы;
- обязательность выполнения работы каждым обучающимся.
Выполнение заданий в рамках предлагаемой структуры внеаудиторной самостоятельной работы обеспечит обучающемуся должную подготовку к текущему контролю успеваемости, промежуточной аттестации.
ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к обучающимся, при выполнении ВСР:
- быть выполненной лично или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
- представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов (актуальные проблемы изучаемой учебной дисциплины, профессионального модуля и соответствующей сферы практической деятельности);
- демонстрировать достаточную компетентность в раскрываемых вопросах;
- иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость (если это творческая или учебно- исследовательская работа)
- содержать определенные элементы новизны (если это творческая или научно-исследовательская работа).
ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИЮ ВСР обучающихся:
1.Осознание полезности выполняемой работы.
Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
2.Творческая направленность деятельности обучающихся.
3.Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, ситуационные и производственные задачи, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.
4.Использования мотивирующих факторов контроля образовательных результатов (накопительные оценки, рейтинг);
РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ:
- следует прочитать общие требования к выполнению ВСР.
- выяснить содержание работы, прочитать методические указания и составить алгоритм (порядок действий) при её выполнении.
- уяснить критерии, по которым будет оцениваться внеаудиторная самостоятельная работа.
- обратить внимание при подготовке ВСР на формат выполнения каждого задания.
Приступая к самостоятельной работе обучающимся рекомендуется настроиться на упорную, систематическую работу, которая непременно даст хорошие результаты, если при этом стремиться к пониманию. Необходимо выполнять задания так, чтобы чувствовать уверенность в своих силах, в своей способности преодолевать трудности. Все задания ВСР направлены на повышение культуры мышления, на достижение высоких результатов в области интеллектуальной деятельности.
2.ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Содержание ВСР по учебной разделу «БИОЛОГИЯ» направлено на формирование следующих образовательных результатов:
УМЕНИЯ | |
У 1 | Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; причины и факторы эволюции; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; |
У 2 | Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; |
У4 | Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы отбора, виды размножения и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; |
У6 | Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать;. |
ЗНАНИЯ | |
З 1 | Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; |
З 3 | Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; |
З 4 | Вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; |
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. |
3.ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Список ВСР - биология
№ п/п | № темы | вид ВСР | тема ВСР |
1.1 | Введение | задание 1.1 проработка лекции и конспекта.-0,5ч. | Введение. Многообразие живых организмов. Общие закономерности биологии. |
1.2 1.3 | Химическая организация клетки.
| задание 1.2 Составление таблицы по функциям и структуре основных органоидов клетки-0,5ч задание 1.3 Зарисовка схемы -1,0 ч | по функциям и структуре основных органоидов клетки строения клетки |
2 | Строение и функции клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки. | Составление кроссворда-1,0
| Используя Internet, дополнительную литературу составить кроссворд по теме «Клетка» |
3 | Практическое занятие №1. «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.» | 1,0ч Составление сравнительной таблицы | составление сравнительной таблицы строения растительных и животных клеток. |
4 | Размножение организмов Индивидуальное развитие организма | 1,0ч Зарисовка схемы | Выполнить схему двойного оплодотворения цветковых растений |
5 | Индивидуальное развитие человека. | задание 5.1 1,0ч написание рефератов по теме либо задание 5.2 Заполнение таблицы-1,0ч | . Подготовить сообщение на тему «Вредные привычки» «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ»; «Последствия влияния загрязнения среды на развитие человека». : Зародышевые листки и их производные» - |
6 | Основы учения о наследственности и изменчивости. | заполнение терминологической карты-1,0ч | Знание генетической терминологии |
7 | Генетика пола Практическое занятие № 4. Решение задач по моногибридному скрещиванию. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | задание 7.1 задание 7.2 Решение задач | Решение генетических задач |
8 | Закономерности изменчивости. | заполнение таблицы | «Сравнительная характеристика форм изменчивости»- |
9 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | презентации по теме | подготовка презентаций по темам: Работы Н.И.Вавилова, |
10 | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | Подготовить сообщение на тему 1,0ч | «Гипотезы и теории о происхождении жизни» |
11 | История развития эволюционных идей. | задание 11.1 задание 11.2 Найти в сети Интернет , заполнение таблицы -1,0ч | различные определения жизни |
12 | Микроэволюция и макроэволюция. Практические занятия№ 6 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно - воздушной, почвенной).» | проработка лекции и конспекта..составление таблицы-1,0ч | Современная система растений и животных – отображение макроэволюции, Микроэволюция и макроэволюция- черты сходства и различия |
13 | Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | задание 13.1 задание 13.2 Составление таблицы-схемы-1,0ч | Составление схемы названия терминов, написанных на карточках, отражающую связь доказательства эволюции- 2 ч |
14 | Антропогенез. | Проработка конспекта, ответы на вопросы | Жизнь в архейскую и протерозойскую эру Жизнь в палеозойскую эру |
15 | Тема 6.2. Пищевые связи. | Составить систематизирующую таблицу написание рефератов по теме-1,0ч задание 15.1 задание 15.2 Используя Internet, дополнительную литературу составить тематический кроссворд | Составить систематизирующую таблицу по теме «Человеческие расы» «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества»; «Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей»; «Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере»; «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости»; «Сукцессии и их формы». Используя Internet, дополнительную литературу составить тематический кроссворд «Основные этапы (эры) развития органического мира» |
16 | Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой | ЗАДАНИЕ 16.1 Составление схемы ЗАДАНИЕ 16.2 написание рефератов по теме-1,0ч | Выполнить схему «Трофические цепочки в экосистемах: лес, пустыня, пресноводный пруд, море» Используя Internet, дополнительную литературу, подготовить письменное сообщение по теме «Солнечная радиация в жизни человека и природы» |
17 | Тема 6.3. Биосфера – глобальная экосистема. | Решение поисковых задач и составление графика экологического мониторинга ( по типовому плану.)-1,0 |
Решение поисковых задач и составление графика экологического мониторинга ( по типовому плану.) |
18 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | Решение экологических задач -1,0ч | Решение экологических задач Цель: применение полученных знаний на практике, научиться решать экологические задачи. |
4.СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа №1
ЗАДАНИЕ 1.1
Тема: Введение. Многообразие живых организмов. Общие закономерности биологии.
Цель: закрепить и расширить знания, полученные на уроке, установить значение биологии в современной жизни человека. Продолжить формирование мировоззренческих знаний о биологии, как о науки жизни.
Задание: проработка лекции и конспекта.
План лекции:
1. Актуальность биологических знаний в современном мире. Место общей биологии в системе биологических наук.
2. Методы изучения.
3. Понятие «жизнь» и свойства живого.
4. Уровни организации живого.
5. Практическое значение биологии.
Задание 1.Дайте определения понятий
Биология-
Микология-
Бриология-
Альгология-
Палеоботаника-
Дифференциация наук-
Задание 2. Укажите, в каких сферах человеческой деятельности имеют большое значение достижения биологии.
Задание 3. Выскажите свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает
Задание 4. Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?
Задание 5. Объясните, почему биологию можно считать наукой будущего?
2.Оборудование.
2.1. Учебник Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. 9 кл
2.2.Конспект учащегося.
2.3. Материал из интернет источников. https://lidijavk.ucoz.ru/load/studentam/lekcii_po_biologii/lekcija_quot_predmet_i_zadachi_obshhej_biologii_mnogoobrazie_zhivogo_mira_urovni_organizacii_zhivoj_materii_osnovnye_svojstva_zhivogo/48-1-0-658
3.Отчет.
3.1.Название работы, дата проведения.
3.2.Цель работы.
3.3.Работу оформить в рабочей тетради.
Срок выполнения задания: к следующему занятию.
Критерии оценивания:
90 – 100% выполнения от общего объема – «5»,
76 – 89%----«4»,
55 -75%----«3».
РАЗДЕЛ 1 Учение о клетке
Самостоятельная работа №1
ЗАДАНИЕ 1.2 Составить таблицу по функциям и структуре основных органоидов клетки
- Формируемые образовательные результаты: ОК 4,5; У 1,6; З 1.
- Цель задания:
- Умение выбрать органоид растительной клетки и соответствующую ему характеристику
- уметь составлять систематизирующую таблицу.
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Выбрать 10 основных органоидов клетки
- Определить основные функции и структуру органоидов
- Изучить приложение 5 «Рекомендации по составлению схем, сравнительных и тезисных таблиц».
- Критерии оценивания: в приложении 5
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка таблицы
ЗАДАНИЕ 1.3 Выполнить схему строения клетки
- Формируемые образовательные результаты: ОК 4,5; У 1,6; З 1.
- Цель задания:
- Умение составлять схему строения растительной клетки, определять основные органоиды и правильно надписать
- уметь определять местоположение каждого органоида.
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Выбрать 10 основных органоидов клетки
- Определить основные функции и структуру органоидов
- Изучить приложение 5 «Рекомендации по составлению схем, сравнительных и тезисных таблиц».
- Критерии оценивания: в приложении 5
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка схемы (рисунка)
Самостоятельная работа №2
ЗАДАНИЕ . Используя Internet, дополнительную литературу составить кроссворд по теме «Клетка» https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
- Формируемые образовательные результаты: У 1,6; З 1, ОК 4,5
- Цель задания:
- Поиск информации и ознакомление с особенностями структуры и функций органоидов растительной клетки
- Уметь систематизировать и конкретизировать материал.
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Найти информацию по данному вопросу и систематизировать.
- Указать источник информации, используя правила оформления приложения 1
- Представить сообщение в письменной форме, объемом – не более 2 стр. А4
- использовать приложение 2 «Требования к оформлению текста и титульного листа ВСР» и приложения 3 «Методические рекомендации по подготовке сообщения».
- Критерии оценивания: в приложении 3
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка письменной работы
Самостоятельная работа №3
ЗАДАНИЕ . Составление сравнительной таблицы
Цель: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Сформировать представление о строении клетки
Задание: составление сравнительной таблицы строения растительных и животных клеток.
Отличительные признаки | Растительная клетка | Животная клетка |
Пластиды | ||
Способ питания | ||
Синтез АТФ | ||
Расщепление АТФ | ||
Клеточный центр | ||
Целлюлозная клеточная стенка | ||
Включения | ||
Вакуоли |
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.
Форма контроля: оценивание материала преподавателем.
Критерии оценки.
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.
«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.
«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.
«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.
«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.
РАЗДЕЛ 2 Размножение и развитие организмов
Самостоятельная работа №4
ЗАДАНИЕ Выполнить схему двойного оплодотворения цветковых растений
- Формируемые образовательные результаты: ОК 4,5; У 1,4,6; З 3.
- Цель задания:
- Умение составлять схему двойного оплодотворения цветковых растений
- уметь определять стадии оплодотворения, отличительные особенности двойного оплодотворения
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Выбрать основные стадии оплодотворения клетки
- Определить основные функции семяпочки, пестика, яйцеклетки, центральной диплоидной клетки
- Изучить приложение 5 «Рекомендации по составлению схем, сравнительных и тезисных таблиц».
- Критерии оценивания: в приложении 5
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка схемы (рисунка)
Самостоятельная работа №5
ЗАДАНИЕ5,1 . Подготовить докладов на тему «Вредные привычки» ,«Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка»
- Формируемые образовательные результаты: У 1,4,6; З 3; ОК 4,5
- Цель задания:
- Поиск информации и ознакомление с основными вредными привычками человека.
- Уметь систематизировать и конкретизировать материал.
- Знать причины нарушения развития организма человека, его репродуктивного здоровья.
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Найти информацию по данному вопросу и систематизировать.
- Указать источник информации, используя правила оформления приложения 1
- Представить сообщение в письменной форме, объемом – не более 2 стр. А4
- использовать приложение 2 «Требования к оформлению текста и титульного листа ВСР» и приложения 3 «Методические рекомендации по подготовке сообщения».
- Критерии оценивания: в приложении 3
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка письменного сообщения.
Самостоятельная работа№5
ЗАДАНИЕ5,2 .
Заполнение таблицы: Зародышевые листки и их производные» -
Цель: формирование знаний об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе); познакомить с сущностью биогенетического закона и его значением для выяснения родственных связей между организмами
Задание: заполнение таблицы:
Зародышевые листки и их производные
Зародышевые листки | производные |
эктодерма | |
Мезодерма | |
энтодерма |
Форма контроля: оценивание материала преподавателем.
Раздел 3 Основы генетики и селекции
Самостоятельная работа№6
ЗАДАНИЕ
заполнение терминологической карты - Основные понятия генетики
Цель: Совершенствование знаний по основным понятиям генетики
Задание : заполнение терминологической карты
Основные понятия генетики (вариант карты)
Понятие | Характеристика |
Наследственность | |
Ген | |
Аллели | |
Локус | |
Гомологические хромосомы | |
Генотип | |
Фенотип | |
Гомозиготы | |
Моногибридное скрещивание | |
Дигибридное скрещивание | |
Гетерозиготы | |
Альтернативные признаки | |
Доминирование | |
Доминантный признак | |
Рецессивный признак | |
Гамета | |
Изменчивость | |
Модификационная изменчивость | |
Мутации | |
Полиплоидия |
Методические рекомендации выполнению самостоятельной работы
Внимательно прочитать текст лекции .Продумать «конструкцию» терминологической карты, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить карту и заполнить ее графы необходимым содержимым.
Форма контроля: терминологическая карта в тетради, просмотр работы, оценка
Критерии оценки.
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.
«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры
номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.
«Хорошо» выставляется в случае, если карта содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.
«Удовлетворительно» - в случае, если карта выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.
«Неудовлетворительно» - карта выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.
Самостоятельная работа№7
ЗАДАНИЕ 7,1
решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»- 2 ч.
Цель: закрепление умения решать генетические задачи на разные типы доминирования
Задание: решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»-
Задача на моногибридное скрещивание № 1
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните:
1) Сколько типов гамет образуется у женщины?
2) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
3) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
4) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
5) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
Задача на моногибридное скрещивание № 2
Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. Определите:
1) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
2) Сколько типов гамет может образоваться у матери?
3) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
4) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
5) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?
Задача на моногибридное скрещивание № 3
У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.
Задача на моногибридное скрещивание № 4
При скрещивании черной самки кролика с белым самцом в первом поколении получили потомство черного цвета. Составьте схему данного скрещивания и определите:
1) Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2) Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
Задача на моногибридное скрещивание № 5
Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Задача на моногибридное скрещивание № 6
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Задача на моногибридное скрещивание № 7
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Задача на моногибридное скрещивание № 8
У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи?
Методические рекомендации по оформлению и решению задач
Общие требования к оформлению записей условий задачи и ее решения
А,В,С и т.д.– гены, определяющие проявление доминантного признака.
а,b,c – гены, определяющие проявление рецессивного признака.
Символ («зеркало Венеры») – используют при записи генотипа матери (или женского пола).
Символ («щит и копье Марса») – используют при записи генотипа отца (или мужского пола).
Скрещивание записывают знаком «Х».
В схемах скрещивания генотип матери следует писать слева, а генотип отца справа (например, АА х аа).
Р – родители.
F1 – потомки первого поколения.
F2 – потомки второго поколения.
Алгоритм решения прямых задач
Под прямой задачей подразумевается такая задача, в которой известен генотип родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства в первом и втором поколениях.
Алгоритм решения обратных задач
Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.
План действий | Пример решения задачи | |
1. Прочтите условие задачи | 1. Задача. При скрещивании двух мух с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства? | |
2. По результатам скрещивания F1 или F2 определите доминантный и рецессивный признаки и введите обозначение | 2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с укороченными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а укороченные крылья – рецессивный признак (а). | |
3. Запишите схему скрещивания и запишите генотип особей с рецессивным признаком или особей с известным по условию задачи генотипом | 3. Р: (фенотип) норм. Х норм. крылья крылья (генотип) А - А – F1: (фенотип) 88 норм. : 32 укороч. крылья крылья (генотип) А - аа | |
4. Определите гаметы, которые может образовать каждая родительская особь | 4. Родительские особи обязательно (по задаче) образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит, у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Родители – гетерозиготы. Р: норм. Х норм. крылья крылья А - А – Аа Аа G: А, а А, а F: 88 норм. : 32 укороч. крылья крылья А - аа | |
5. Определите по фенотипу родителей и потомков первого поколения генотипы особей с доминантными признаками, учитывая, что каждый из потомков наследует по одному гену от каждого родителя | 5. Родительские особи по генотипу гетерозиготны (Аа) и содержат один доминантный и один рецессивный ген. Потомство с нормальными крыльями может быть как гетерозиготами (Аа), так и гомозиготами (АА). | |
6. Запишите окончательную схему скрещивания | 6. Р: норм. Х норм. крылья крылья А - А – Аа Аа G: А, а А, а F: 88 норм. : 32 укороч. крылья крылья А - аа | |
В данной задаче – образце наблюдается проявление II закона Г. Менделя. В потомстве произошло расщепление по фенотипу – 3:1; а по генотипу – 1АА:2Аа:1аа. |
Форма контроля: проверка преподавателем, индивидуальная беседа.
ЗАДАНИЕ 7,2
решение задач по теме «Дигибридное скрещивание».
Задание: решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»-
Цель: научиться решать задачи на дигибридное скрещивание.
Задача № 1
Написать возможные типы гамет, продуцируемых организмами со следующими генотипами: ААВВ, CcDD, EeFf, gghh (гены наследуются независимо).
Задача № 2
У морских свинок ген черной окраски шерсти W доминирует над аллелем w, обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном L, а длинношерстность его рецессивным аллелем l. Гены окраски и длины шерсти наследуются независимо. Гомозиготное черное короткошерстное животное было скрещено с гомозиготным белым длинношерстным. Какое потомство получится от возвратного скрещивания свинок из F1 c родительской особью?
Задача № 3
Чистопородного черного комолого быка (доминантные признаки, которые наследуются независимо) скрестили с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды? Каким окажется следующее поколение от скрещивания гибридов между собой?
Задача № 4
У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
Методические рекомендации по оформлению и решению задач
Рассмотри пример решения такого типа задач:
ЗАДАЧА №1: у морских свинок розеточная шерсть доминирует над гладкой, черная окраска над белой. Гетерозиготная розеточная белая самка скрещена с гетерозиготным розеточным белым самцом. Определите формулу расщепления потомства по фенотипу и генотипу.
Записываем краткое дано задачи:
Дано: морская свинка
розеточная > гладкая
шерсть шерсть
черная > белая
шерсть шерсть
гетерозигота x гетерозиготный
розеточная розеточный
белая самка белый самец
Найти: формулу расщепления потомства по фенотипу и генотипу.
Решение.
I. Вводим буквенные обозначения:
ген | признак |
А | Розеточная шерсть |
а | Гладкая шерсть |
В | Черная шерсть |
в | Белая шерсть |
Это по условию задачи, доминантный признак обозначается заглавной буквой, а рецессивный – малой буквой. Это аллельные гены, отвечающие за альтернативное проявление признака. Это дигибридное скрещивание, т. к. две пары признаков, две пары аллельных генов.
II.Определяем генотипы родителей:
АаВв – дигетерозигота ( розеточная,черная)
Аавв - дигетерогомозигота по2-ому рецессивному признаку ( розеточная, белая)
Это по условию задачи. Надо посмотреть на фенотип и буквенные обозначения, которые ввели для решения задачи. Задача на дигибридное скрещивание, т. к. морские свинки отличаются по 2-ум парам признаков: по форме и окраске шерсти.
III. Записываем алгебраическую схему скрещивания и находим F1:
Р: АаВв x Аавв
Фенотип: розеточная розеточная
черная белая
Гаметы: АВ Ав Ав ав (по закону чистоты гамет
аВ ав пишется сорт гамет, а не их
количество, при дигибридном скрещивании в гамету попадает по одному гену из каждой пары, но записываются все возможные случаи)
F1:
Ав | ав | |
АВ | ААВв- розеточная, черная | АаВв – розеточная, черная |
Ав | ААвв – розеточная, белая | Аавв – розеточная, белая |
аВ | АаВв – розеточная, черная | ааВв – гладкая, черная |
ав | Аавв – розеточная, белая | Аавв – гладкая, белая |
IV. Фенотипический анализ потомства:
Свинки с розеточной, черной шерстью – 3/8
Свинки с розеточной, белой шерстью – 3/8
Свинки с гладкой, черной шерстью – 1/8
Свинки с гладкой, белой шерстю – 1/8
V. Генотипический анализ потомства:
1/8 ААВв –дигомогетерозигота по 1-ому доминантному признаку
1/8 ААвв – дигомозигота по 1-ому доминантному и 2-ому рецессивному признаку
2/8 АаВв – дигетерозигота
3/8Аавв – дигетерогомозигота по 2-ому рецессивному признаку
1/8 ааВв – дигомогетерозигота по 1-ому рецессивному признаку
VI.Ответ: в потомстве расщепление по фенотипу:
3 : 3 : 1 : 1
розеточная розеточная гладкая гладкая
черная шерсть белая черная белая
расщепление по генотипу:
1 : 1 : 2 : 3 : 1
1/8 ААВв –дигомогетерозигота по 1-ому доминантному признаку
1/8 ААвв – дигомозигота по 1-ому доминантному и 2-ому рецессивному признаку
2/8 АаВв – дигетерозигота
3/8Аавв – дигетерогомозигота по 2-ому рецессивному признаку
1/8 ааВв – дигомогетерозигота по 1-ому рецессивному признаку
ЗАДАЧА №2: у томата шаровидная форма плодов доминирует над грушевидной, красная окраска плодов – над желтой. Какое расщепление по фенотипу и генотипу можно ожидать при самоопылении растения томата, гомозиготного по грушевидной форме плодов и гетерозиготного по окраске плодов?
Записываем краткое дано задачи:
Дано: томат
шаровидная > грушевидная
форма плодов форма плодов
красная > желтая
окраска плодов окраска плодов
гомозигота гомозигота
грушевидные плоды x грушевидные плоды
гетерозигота по гетерозигота по
окраске окраске
Найти: формулу расщепления потомства по фенотипу и генотипу.
Решение.
I. Вводим буквенные обозначения:
ген | признак |
А | Шаровидные плоды |
а | Грушевидные плоды |
В | Красные плоды |
в | Желтые плоды |
Это по условию задачи, доминантный признак обозначается заглавной буквой, а рецессивный – малой буквой. Это аллельные гены, отвечающие за альтернативное проявление признака. Это дигибридное скрещивание, т. к. две пары признаков, две пары аллельных генов.
II.Определяем генотипы родителей:
ааВв – дигомогетерозигота по 1-ому рецессивному признаку
ааВв - дигомогетерозигота по1-ому рецессивному признаку
Это по условию задачи. Надо посмотреть на фенотип и буквенные обозначения, которые ввели для решения задачи. Задача на дигибридное скрещивание, т. к. томаты отличаются по 2-ум парам признаков: по форме и окраске плодов.
III. Записываем алгебраическую схему скрещивания и находим F1:
Р: ааВв x ааВв
Фенотип: грушевидные грушевидные
красные красные
плоды плоды
Гаметы: аВ ав аВ ав (по закону чистоты гамет
пишется сорт гамет, а не их
количество, при дигибридном скрещивании в гамету попадает по одному гену из каждой пары, но записываются все возможные случаи)
F1:
аВ | ав | |
аВ | ааВВ грушевидные красные плоды | ааВв грушевидные красные плоды |
ав | ааВв грушевидные красные плоды | аавв грушевидные желтые плоды |
IV. Фенотипический анализ потомства:
Томаты с грушевидными красными плодами – ¾
Томаты с грушевидными желтыми плодами – ¼
V. Генотипический анализ потомства:
¼ ааВВ – дигомозигота по 1-ому рецессивному и 2-ому доминантному признак
½ ааВв – дигомогетерозигота по 1-ому рецессивному признаку
¼ аавв – дигомозигота по 1-ому и 2-ому рецессивному признаку
VI.Ответ: в потомстве расщепление по фенотипу:
3 : 1
томаты с грушевидными томаты с грушевидными
красными плодами желтыми плодами
расщепление по генотипу:
1 : 2 : 1
¼ ааВВ – дигомозигота по 1-ому рецессивному и 2-ому доминантному признак
½ ааВв – дигомогетерозигота по 1-ому рецессивному признаку
¼ аавв – дигомозигота по 1-ому и 2-ому рецессивному признаку
4. При повторении изученного материала к следующему уроку ответь на вопросы
после параграфа № 41 на стр.150 учебника.
Реши задачу: нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а
раннеспелость – над позднеспелостью. Какой фенотип могут иметь гибриды,
полученные от скрещивания дигетерозиготного растения с растением,
гетерозиготным по 1-ому и гомозиготным по второму признаку?
Форма контроля: проверка преподавателем, индивидуальная беседа.
Литература и источники: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200400407
https://sites.google.com/site/biologia928/poll/zadaci-na-digibridnoe-skresivanie/
Самостоятельная работа №8
ЗАДАНИЕ
заполнение таблицы «Сравнительная характеристика форм изменчивости»-
Цель: закрепить знания о наследственной и модификационной изменчивости
Сравнительная характеристика форм изменчивости
Характеристика | Модификационная изменчивость | Мутационная изменчивость |
Объект изменения | ||
Отбирающий фактор | ||
Наследование признаков | ||
Подверженность изменениям хромосом | ||
Подверженность изменениям молекул ДНК | ||
Значение для особи | ||
Значение для вида | ||
Роль в эволюции | ||
Форма изменчивости | ||
Подчиненность закономерности |
Форма контроля: проверка преподавателем
Самостоятельная работа №9:
ЗАДАНИЕ
подготовка презентаций по темам: Работы Н.И.Вавилова, Селекция - наука об улучшении уже существующих и о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами, Селекция - «эволюция, направляемая человеком»- 4 ч.
Задание: подготовка презентаций по темам «Работы Н.И.Вавилова»,» Селекция - наука об улучшении уже существующих и о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами»,» «Селекция - «эволюция, направляемая человеком» - 2 часа
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы приведены в приложении 2
Форма контроля: защита работы.
Раздел 4.Происхождение и развития жизни на Земле. Эволюционное учение
Самостоятельная работа №10
ЗАДАНИЕ Подготовить сообщение на тему «Гипотезы и теории о происхождении жизни»
- Формируемые образовательные результаты: У 1,6 З 1,4; ОК 4,5
- Цель задания:
- Поиск информации и ознакомление с основными гипотезами и теориями о происхождении жизни на Земле.
- Уметь систематизировать и конкретизировать материал.
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Найти информацию по данному вопросу и систематизировать.
- Указать источник информации, используя правила оформления приложения 1
- Представить сообщение в письменной форме, объемом – не более 2 стр. А4
- использовать приложение 2 «Требования к оформлению текста и титульного листа ВСР» и приложения 3 «Методические рекомендации по подготовке сообщения».
- Критерии оценивания: в приложении 3
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка письменного сообщения.
Самостоятельная работа №11
ЗАДАНИЕ 11.1
Найти в сети Интернет различные определения жизни- 2 ч.
Цель: Формирование представлений о возникновении и развитии жизни на Земле; развитее критического мышления на материале разнообразных теорий о возникновении жизни на Земле; дальнейшее формирование умений работать с различными источниками информации
Задание: найти в сети Интернет различные определения жизни, проанализировать их с ссылкой на автора.
Задание 1.Найдите в сети Интернет различные определения жизни- 1 ч
Памятка поиска информации в сети Интернет:
- Определитесь «Что вы ищите?» - Чётко задайте поисковой системе вопрос, на которой хотите получить конкретный ответ.
- Определитесь «Где вы ищите?» - Информация может размещаться на веб-серверах, на ftp-серверах, в книгах, в словарях, в каталогах, в Википедии, в архивах Интернета, в базах данных, в веб-закладках и т.д. Поэтому лучше заранее определиться, где вы начнёте вести свой поиск.
- Определитесь «Как вы ищите?» - Выберите удобную поисковую систему. Проверьте правильно ли вы с орфографической точки зрения ввели запрос, если ничего не нашли, то замените некоторые слова запроса на синонимы. Ищите больше чем по одному слову.
ЗАДАНИЕ 11.2
Развитие биологии в додарвиновский период
Ученые данного периода | Страна, годы жизни | Значение работ в истории науки | Основные особенности данного периода |
|
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работыВнимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.
Критерии оценки.
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.
«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.
«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.
«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.
«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные
Форма контроля: проверка преподавателем.
Самостоятельная работа № 12.
Задание
Тема: Современная система растений и животных – отображение макроэволюции
Цель: Формирования представлений о макроэволюции и ее направлениях
Формирования знаний о результатах основных направлений макроэволюции на примере развития растений и животных
1. Приведите определение макроэволюции и укажите ее главный результат.
Макроэволюция – это
Результат:
2. Перечислите основные направления эволюционного процесса.
1.
2.
3.
3. Приведите определение ароморфоза.
Ароморфоз –
4. Приведите примеры ароморфозов в:
двигательной системе позвоночных животных–
пищеварительной системе позвоночных животных–
дыхательной системе позвоночных животных–
кровеносной системе позвоночных животных–
5. Дайте определение идиоадаптации.
Идиоадаптация –
6. Охарактеризуйте эволюционные результаты идиоадаптаций. Приведите по два примера из зоологии и ботаники.
7. Дайте определение общей дегенерации.
Общая дегенерация – это
8. Приведите по два примера из курсов ботаники и зоологии, иллюстрирующих достижение видом биологического процветания (биологического прогресса) путем общей дегенерации.
2.Оборудование.
2.1. Учебник Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. 9 кл
2.2.Конспект учащегося.
2.3. Материал из интернет источников.
3.Отчет.
3.1.Название работы, дата проведения. 3.2.Цель работы. 3.3.Работу оформить на отдельном бланке или рабочей тетради.
Критерии оценивания: 90 – 100% выполнения от общего объема – «5»,
76 – 89%----«4»,
55 -75%----«3».
Самостоятельная работа № 13.
Задание 13.1
Цель: выявить различия макроэволюции и микроэволюции
Задание №1. Составить правильную схему названия терминов, написанных на карточках, отражающую связь доказательства эволюции. (Термины: палеонтология, систематика, доказательства эволюции, эмбриология, сравнительная анатомия, макроэволюция).
п.п | Признаки | Микроэволюция | Макроэволюция |
Сходство | |||
1 | При участии каких факторов эволюции, по Дарвину, происходит? | ||
2 | Что является главной движущей (направляющей, творческой) силой эволюции? | ||
3 | Каков результат этой движущей силы в данной череде поколений? | ||
Различия | |||
4 | Какай это процесс по отношению к виду – внутривидовой или надвидовой? | ||
5 | В приделах каких систематических групп (категорий) они происходят? | ||
6 | Возникновение какой новой группы особей является началом этого процесса? | ||
7 | Возникновение какой новой систематической группы (категории) организмов завершается этот процесс? | ||
8 | Что из них чему предшествует? | ||
9 | Каковы масштабы эволюционных процесса (событий) по числу вовлеченных поколений во времени, в пространстве? | ||
10 | Доступна ли человеку для непосредственного наблюдения? |
Самостоятельная работа № 13
Задание 13.2
Составление схемы названия терминов, написанных на карточках, отражающую связь доказательства эволюции- 2 ч
Форма контроля: оценивание материала преподавателем.
Самостоятельная работа №21.Самостоятельная работа. Подготовка презентаций, изготовление таблиц.
Даны примеры основных направлений эволюции: ароморфоза, идиоадаптации, общей дегенерации. Создать таблицу и с помощью перемещения правильно вставить слова в таблицу.
Защитная зеленая окраска насекомых, отсутствие органов чувств у паразитических червей, различная форма клюва у птиц, формирование легких у земноводных, появление теплокровности, приспособление к полету, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, исчезновение листьев у повилики, появление фотосинтеза, образование цветка у покрытосеменных, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых, отсутствие у пещерных рыб-глаз.
Основные направления эволюции:
Ароморфоз | Идиоадаптация | Общая дегенерация |
Форма контроля: оценивание материала преподавателем.
Раздел 5. Происхождение Человека
Самостоятельная работа № 14.
Тема: Жизнь в архейскую и протерозойскую эру Жизнь в палеозойскую эру
Цель: Формирование представления об основных этапах развития жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.
Закрепление понятия ароморфоз
1. Задания:
1. Укажите временные границы и продолжительность архейской эры.
Временные границы:
Продолжительность:
2. Закончите предложение.
Ключевым событием, обусловившим разделение органического мира на растительный и животный, было
3. Раскройте эволюционные перспективы, открывшиеся перед живыми организмами в связи с переходом к эукариотическому типу организации.
1.
2.
4. Укажите основные преимущества, приобретенные живыми организмами при переходе к многоклеточному типу организации.
1.
2.
5. Укажите временные границы протерозойской эры и ее продолжительность.
Временные границы:
Продолжительность:
6. Перечислите основные группы организмов, представляющих живой мир в протерозойской эре.
7. Допишите названия периодов палеозойской эры.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
8. Впишите недостающие слова.
Первые наземные растения, называемые ….........., появились в …........... периоде …................ эры.
9. Ответьте, какие эволюционные приобретения возникли у растений при переходе к наземному образу жизни.
10. Охарактеризуйте эволюционные преимущества, приобретенные растениями благодаря переходу к семенному размножению.
11. Назовите основные типы животных, возникших к началу палеозойской эры, и укажите среду их обитания.
11. Известно, что у первых рыб произошло несколько крупных ароморфозов, существенно ускоривших их прогрессивную эволюцию. Перечислите эти ароморфозы и охарактеризуйте их биологическое значение.
11. Ответьте на вопросы.
1.Какие животные являлись предками первых наземных позвоночных?
2.В силу каких особенностей их организации это стало возможным?
3.В какой период палеозойской эры появились:
а) земноводные
б) рептилии
12 Закончите предложение.
Первые наземные позвоночные, жизнедеятельность которых была еще тесно связана с водной средой, носят название …...........................
13. Ответьте, какая группа организмов и благодаря каким ароморфозам первой полностью утратила зависимость от водной среды и смогла широко распространиться на суше.
Название группы:
Ароморфозы:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
2.Оборудование.
2.1. Учебник Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. 9 кл
2.2.Конспект учащегося.
2.3. Материал из интернет источников.
3.Отчет.
3.1.Название работы, дата проведения.
3.2.Цель работы.
3.3.Работу оформить на отдельном бланке или рабочей тетради.
Критерии оценивания:
90 – 100% выполнения от общего объема – «5»,
76 – 89%----«4»,
55 -75%----«3».
Самостоятельная работа № 15
ЗАДАНИЕ 15.1 Составить систематизирующую таблицу по теме «Человеческие расы»
- Формируемые образовательные результаты: ОК 4,5; У 4,6; З 1.3
- Цель задания:
- Умение выделить основные человеческие расы
- уметь составлять систематизирующую таблицу.
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Выбрать основные расы и определить расселение народов по регионам мира
- Определить основные группы народов, определяющих расы мира
- Изучить приложение 5 «Рекомендации по составлению схем, сравнительных и тезисных таблиц».
- Критерии оценивания: в приложении 5
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка таблицы
ЗАДАНИЕ 15.2 Используя Internet, дополнительную литературу составить тематический кроссворд «Основные этапы (эры) развития органического мира»
- Формируемые образовательные результаты: У 4,6; З 1, 3 ОК 4,5
- Цель задания:
- Поиск информации и ознакомление с основными этапами развития органического мира
- Уметь систематизировать и конкретизировать материал.
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Найти информацию по данному вопросу и систематизировать.
- Указать источник информации, используя правила оформления приложения 1
- Представить сообщение в письменной форме, объемом – не более 2 стр. А4
- использовать приложение 2 «Требования к оформлению текста и титульного листа ВСР» и приложения 3 «Методические рекомендации по подготовке сообщения».
- Критерии оценивания: в приложении 3
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка письменной работы
РАЗДЕЛ 6 Взаимоотношения организмов и природной среды
Самостоятельная работа № 16
ЗАДАНИЕ 16.1 Выполнить схему «Трофические цепочки в экосистемах: лес, пустыня, пресноводный пруд, море»
- Формируемые образовательные результаты: ОК 4,5; У 6; З1, 3.
- Цель задания:
- Умение составлять схему трофических цепочек органического мира в экологических системах
- уметь определять отличительные особенности сохранения энергии в трофических цепочках (правило 10%)
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Выбрать основные группы растений и животных в экосистеме, связанных пищевыми цепочками
- Определить основные функции биогеоценозов в жизнедеятельности живой природы
- Изучить приложение 5 «Рекомендации по составлению схем, сравнительных и тезисных таблиц».
- Критерии оценивания: в приложении 5
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка схемы (рисунка)
ЗАДАНИЕ 16.2 Используя Internet, дополнительную литературу, подготовить письменное сообщение по теме «Солнечная радиация в жизни человека и природы»
- Формируемые образовательные результаты: У 6; З 1,3, ОК4,5
- Цель задания:
- Ознакомление с высказываниями учёных о возникновении и развитии жизни на Земле, о влиянии радиации на живую природу
- Уметь систематизировать и конкретизировать материал.
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Найти информацию по данному вопросу и систематизировать.
- Указать источник информации, используя правила оформления приложения 1
- Представить сообщение в письменной форме, объемом – не более 2 стр. А4
- использовать приложение 2 «Требования к оформлению текста и титульного листа ВСР» и приложения 3 «Методические рекомендации по подготовке сообщения».
- Критерии оценивания: в приложении 3
- Срок выполнения задания: к следующему занятию.
- Форма контроля выполненного задания: оценка письменного сообщения.
Самостоятельная работа № 17
ЗАДАНИЕ Решение поисковых задач и составление графика экологического мониторинга ( по типовому плану.)
- Формируемые образовательные результаты: ОК 4, 5 У 6; З1,3
- Цель задания:
- Уметь анализировать свойства и функции биосферы, значение научно-технического прогресса
- Умение использовать знания о ноосфере для управления природными процессами в биосфере
- Методические рекомендации и основные требования по выполнению:
- Изучить тему раздела №6. Экосистемы и биогеоценозы
- Выявить особенности влияния природных факторов на жизнь организмов
- Объяснить причины загрязнения природы
- Объяснить взаимосвязь природы (биосферы) с живыми организмами
- Критерии оценивания: в приложении№3
- Срок выполнения задания: к следующему занятию
- Форма контроля выполненного задания: оценка письменной работы
Самостоятельная работа № 18
Решение экологических задач
Цель: применение полученных знаний на практике, научиться решать экологические задачи.
Примеры экологических задач:
Задача 1
США ежегодно выбрасывают в атмосферу более 200 млн т вредных веществ. Из них более 40% происходит по вине транспорта, главным образом автомобилей. Сколько
тонн вредных веществ выбрасывается в атмосферу транспортными средствами США?
Решение.
200 : 100 * 40 = 80 (млн т).
США более других стран загрязняют атмосферу Земли, а вот траты на очистку атмосферы стремятся разделить поровну между всеми развитыми государствами.
Задача 2
В реку Чусовую и её притоки поступают промышленные и бытовые сточные воды из пяти крупных населённых пунктов. В 1993 г. из этих пунктов было сброшено свыше 90 млн куб.м сточных вод. Из них загрязнённых – 47 млн куб.м. Какой процент сточных вод составляли загрязнённые?
Решение.
47 : 90 * 100% = 52%
Число населённых пунктов, загрязняющих реку, в данной задаче совершенно излишне. Такие сведения употребляются обычно в газетах и являются попыткой призвать к ответственности администрацию посёлков.
Решить предложенные задачи:
Задача 1
Допустим, что в селе Зуевка с 1990г. работало две машины, на которых вывозили 50 тысяч куб. м мусора в год. Сколько мусора вывезено ими?
Задача 2
На территории Пермского края 675 особо охраняемых территорий общей площадью 12940 га. Какой процент от всей площади Пермского края составляют охраняемые территории? Площадь Пермского края – 160,6 тыс.
Используемая литература:
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Захаров В.Б. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. – М., 2010.
2. Каменский А.А. Общая биология. 10-11 кл. / А.А.Каменский, Е.А.Крискунов, В.В.Пасечник. – М., 2010
3. Константинов В.М. Общая биология: учеб. пособие для СПО / В.М.Константинов, А.П.Рязанова. – М., 2011.
4. Пономарева И.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Е.Н.Лощилина. – М., 2010.
5. Пономарева И.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Е.Н.Лощилина. – М., 2010.
6. Чебышев Н.В. Биология: учеб. для Ссузов. / Н.В.Чебышев. – М., 2010
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
7. Аксенова М. Биология. Энциклопедия. / М.Аксенова, Г.Вильчек. / М.: Аванта, 2010
8. Беляев Д.К. Общая биология. / Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц, А.О.Рувимский. – М., 2013.
9. Богданова Т.Л. Задания и упражнения (пособие по биологии для поступающих в ВУЗы). / Т.Л.Богданова. – М.: Высшая школа, 2010.
10. Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности. / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов. – М., 2011
11. Константинов В.М. Общая биология. / В.М.Константинов, А.Г.Рязанов, Е.О.Фадеева. – М., 2012
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Сайты по биологии:
● biolog188.narod.ru - В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
● informika.ru - электронный учебник "Биология" из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы. (Как пользоваться - см. "Помощь".)
● college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
● skeletos.zharko.ru - Образовательный сайт по предмету Биология, для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.
● biodan.narod.ru - "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
● bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
● bio.1september.ru - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал).
● kozlenkoa.narod.ru - Этот сайт Козленко А.Г. - преподавателя и для преподавателей, для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам - с помощью компьютера и Интернет.
● nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.
● websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).
● nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)
.
.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации
по составлению мультимедийных презентаций
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1. Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1. соответствует представляемому материалу
1.2. Количество слайдов адекватно содержанию
1.3. Оформлен титульный слайд
2. Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1. Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2. Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3. Ошибки и опечатки отсутствуют
3. Анимация (макс. 3 балла)
3.1. Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2. Презентация не перегружена эффектами
3.3. Анимация применена целенаправленно
4. Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1. Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2. помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3. средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5. Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1. Выдержан единый стиль презентации
5.2. Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3. Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы;
- материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
Оценка: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
.
Методические рекомендации по подготовке доклада, сообщения
Доклад, сообщение – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада, сообщения по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада, сообщения требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:
- изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы фактов, мнений разных ученых и научных положений;
- обобщение и логическое построение материала доклада, сообщения например, в форме развернутого плана;
- написание текста доклада, сообщения с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Критерии оценки доклада:
1. Четкость постановки цели (max 2 балла):
1.1. нет цели;
1.2. цель нечеткая;
1.3. цель четко обозначена.
2. Качество доклада (max 2 баллов):
2.1. докладчик зачитывает;
2.2. докладчик рассказывает, но не объясняет суть работы;
2.3. четко выстроен доклад;
2.4. доклад сопровождается иллюстративным материалом;
2.5. доклад производит выдающееся впечатление.
3. Четкость выводов, обобщающих доклад (max 2 балла):
3.1. выводы имеются, но они не доказаны;
3.2. выводы не четкие;
3.3. выводы полностью характеризуют работу.
4. Качество ответов на вопросы (max 1 балла):
4.1. докладчик не может четко ответить на вопросы;
4.2. не может ответить на большинство вопросов;
4.3. отвечает на большинство вопросов.
5. Умение держаться перед аудиторией (max 1 балла)
ОЦЕНКА: «5»- 8-7 баллов
«4» - 6-4 баллов
«3» – 3 балла.
Методические рекомендации по составлению таблиц
Таблицы и схемы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.
Графы таблицы расположены не в порядке значимости, так как все они одинаково существенны, а по логике познавательной деятельности – сначала состав, потом назначение частей.
Составление структурно-логических таблиц и схем и способствует формированию у обучающихся умений анализировать, понимать и усваивать учебный материал.
Таблицы составляются в соответствии требованиями:
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.
- Прочти текст.
- Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
- Начерти таблицу с определенным количеством граф.
- Запишите название признаков в графы.
- Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
- Сделай вывод.
- Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.
Критерии оценивания: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.
Оценка: «5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов.
Методические рекомендации по составлению кроссворда
Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространённая в мире игра со словами. Кроссворд позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации. Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности
Технология составления кроссворда:
1. Просмотр и изучение необходимого материала, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации.
2. Составление списка слов раздельно по направлениям.
3. Составление вопросов к отобранным словам.
4. Проверка орфографии текста, соответствие нумерации.
5. Оформление готового кроссворда.
Общие требования при составлении кроссвордов:
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности:
1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворд 2.Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3.Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
4.Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5.Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.)
7.Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8.Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Рисунок кроссворда должен быть четким.
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды: на отдельном листе.
Критерии оценивания:
1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла)
2.Оригинальность составления кроссворда(2 балла)
3.Практическая значимость работы(2 балла)
4.Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок(1,5 балла)
5.Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок(1,5 балла)
6.Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения(1,5 балла).
Оценка: «5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов.
Методические рекомендации по решению задач по генетике
Алгоритм решения генетических задач
- Внимательно прочтите уровень задачи.
- Сделайте краткую запись условия задачи.
- Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
- Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
- Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
- Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
- Запишите ответ на вопрос задачи.
(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)
- Оформление задач
- Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).
- Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
- При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ ; неверная запись -♀ ВВаа).
- Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: А_вв).
- Под генотипом всегда пишут фенотип.
- Гаметы записывают, обводя их кружком (А).
- У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество
верная запись неверная запись
♀ АА ♀ АА
А А А
8. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.
9. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.
10. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы по материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.
♀ ♂ | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ | ААВв
| АаВВ
| АаВв
|
Ав | ААВв
| ААвв
| АаВв | Аавв
|
аВ | АаВВ | АаВв
| ааВВ
| ааВв
|
ав | АаВв
| Аавв
| ааВв
| аавв
|
11. Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характер и выражаются либо в процентах, либо в долях единицы (например, вероятность образования потомства, восприимчивого к головне, 50%, или ½. Соотношение классов потомства записывается в виде формулы расщепления (например, жёлтосеменные и зелёносеменные растения в соотношении 1 :1).
- Пример решения и оформления задач
Задача. У арбуза зелёная окраска (А) доминирует над полосатой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих зелёную и полосатую окраску плодов.
Дано: А – зелёная окраска а – полосатая окраска Р ♀АА х ♂аа | Решение: 1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа
|
F1 и F2 - ?_ |
2. Записываем схему скрещивания.
Р ♀АА х ♂аа
зел пол
F1 Аа
100%
Зел.
Р ♀Аа х ♂Аа
зел зел
F2 АА Аа Аа аа
зел зел зел пол
25% 25% 25% 25%
по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1
Ответ: F1 Аа 100% зел; F2 АА , Аа, аа
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к самостоятельным работам по биологии
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами по дисциплине «Биология» разработаны на основе Федерального государственного образовательного станда...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по иностранному языку
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов первого курса СПО. Методические рекоммендации составлены по теме: "Описание лю...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.01 Русский язык для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Согласно структуре Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом на внеаудиторную самостоятель...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе ОДБ.02 Литература для обучающихся профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Согласно структуре Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом на внеаудиторную самостоятель...
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы по ОУД.14 "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ", разделы "Химия" и "Биология"
Даны методические рекомендации для проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по "Естествознанию" на 29 часов по специальности 43.02.08 "Сервис домашнего и коммунальног...
Методические рекомендации для практических работ по биологии
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы ...
Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине "Естествознание" (раздел "Биология")
Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы преподавателями естествознания колледжей, техникумов при подготовке к проведению лабораторных работ по разделу "Биология"....