МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА ТЕМА «Формулы приведения»
план-конспект занятия
Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по дисциплине «Математика» на тему «Формулы приведения », проводимого со студентами 1 курса,ориентированная на достижение оптимального усвоения знаний по дисциплине«Математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме "Формулы приведения" | 593.26 КБ |
prezentatsiya_formuly_privedeniya.pptx | 620.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кузнецкий многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА
ТЕМА «Формулы приведения»
Преподаватель:Мустакаева Г.Р.
Содержание
- Структура урока
- Технологическая карта урока
- Результаты апробации
- Литература
Структура урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний и умений
- Постановка учебной проблемы
- Формулирование проблемы, планирование деятельности
- Открытие новых знаний
- Закрепление полученных знаний
- Рефлексия учебной деятельности
- Задание на дом
Технологическая карта урока
Предмет | Математика |
Курс | 1 |
Тема урока | Формулы приведения |
Тип урока | Изучение и закрепление нового материала |
Вид урока | Комбинированный |
Форма обучения | Классно-урочная |
Форма деятельности | Фронтальная и индивидуальная. |
Цели и задачи урока | 1. Образовательные: введение формул приведения, правила использования формул приведения; формирование умений и знаний учащихся применять изученные формулы для упрощения и преобразования тригонометрических выражений и решения задач . 2. Развивающие: развитие у учащихся умений анализировать, устанавливать связи, причины и следствия;развитие внимания,мышления,самостоятельности,позновательного интереса. 3. Воспитательные: формирование у студентов ответственного отношения к учению; воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. |
Оборудование: | мультимедийный проектор |
Методическое оснащение | план-конспект, презентация,учебник. |
Основные термины, понятия | Радианная мера угла,синус,косинус,тангенс.котангенс угла ,формулы сложения ,формулы приведения. |
Продолжительность урока | 90 минут |
Планируемый результат | |
Предметные умения
| Личностные УУД: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Регулятивные УУД: - самостоятельно прогнозировать свою деятельность; – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно; – подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные УУД: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - искать и выделять необходимую информацию; – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - искать и выделять необходимую информацию; – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Ознакомление с новым материалом | Литература: Ш.Алимов.Алгебра и начала анализа.10-11 кл. Технические средства обучения интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийное оборудование. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации)(2 мин) |
|
Актуализация опорных знаний и умений (проверка домашненго задания) (14 мин.) |
|
Постановка учебной проблемы (15 мин) |
|
Формулирование проблемы, планирование деятельности (15 мин) |
|
Открытие новых знаний (20 мин) |
|
Закрепление полученных знаний (20 мин) |
|
Рефлексия учебной деятельности (3 мин) |
|
Задание на дом (1 мин) |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: - самостоятельно прогнозировать свою деятельность, умение настраиваться на занятие коммуникативные: - уметь слушать и вступать в диалог. | Приветствие. | Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек) .
|
Актуализация опорных знаний и умений | Предметные: Знать: определения тригонометрических функций; знаки тригонометрических функций в различных четвертях; таблицу значений тригонометрических функций;формулы сложения; поворот точки вокруг начала координат. Уметь применять полученные знания к решению практических задач. Метапредметные (УУД): познавательные: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - искать и выделять необходимую информацию. регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); - уметь слушать и вступать в диалог. | Проверка усвоения изученного материала. Устные ответы на вопрсы 1.Дать определения тригонометрических функций 2.На основе определений тригонометрических функций определить знаки функций в различных чевертях 3.а)Найти значения некоторых тригонометрических функций (записывают под диктовку) : 2) 2 3)3- б) Вычислить: 1) 3tg 30-sin270+2cos30 2) -+2- 4.а)Поворот точки вокруг начала координат.б) Определите знак данного значения функции(устно): | 1.Синусом угла называется ордината т. М(х;у).....(по оси ОУ) Косинусом угла называется абсцисса т. М(х;у)...(по оси ОХ) Тангенсом угла называет отношение синуса угла к косинусу угла...(Слайд 2) 2.(Слайд 3) 3.(Слайд 4)
4.(Слайд 5) - + + + - |
Постановка учебной проблемы | Предметные: Уметь применять формулы сложения,правила поворота точки вокруг оси для вывода формул приведения. Метапредметные (УУД): познавательные: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.). | а)Повторение формул сложения б) На основе формул сложения выполните задания по вариантам(задания записывается на доске): 1 вариант cos(-α); cos(+α); tg(-α); tg(+α);sin(-α); sin(+α) 2 вариант sin(π-α);sin(π+α); cos(π-α);cos(π+α) ctg(-α); ctg(+α) -Как мы видим в некоторых случаях функция сохраняется,а в некоторых меняется на кофункцию- синус на косинус,тангенс на котангенс. И ,при чем знак тоже разный.Почему? -Со знаками разобрались.Как вы думаете почему функция меняется на кофункцию? -Правильно.(Слайд 10) | (Слайд 6) 1вариант cos(-α)=sin α; cos(+α)=−sin α tg(-α)=ctg α; tg(+α)=−ctg α sin(-α)=cos α; sin(+α)=cos α 2 вариант sin(π-α)=sin α;sin(π+α)=-sin α ctg(-α)=tg α; ctg(+α)=−tg α -Мы либо вычитаем угол,либо прибавляем.И от этого будет зависеть в какой четверти будет лежать угол в левой части. -Когда мы прибавляем или отнимаем угол , то «поворачиваем» функцию на 90’ и она приходит на место другой функции,а когда прибавляем или отнимаем π,то функция «ложится на свою ось». Если откладывается от горизонтального диаметра(от оси ОУ) ,то наименование приводимой функции (т.е. функции аргумента ) не меняется; если же откладывается от вертикального диаметра(от оси ОХ), то наименование приводимой функции заменяется на сходное (синус на косинус, тангенс на котангенс и наоборот).(Слайд 11) |
Открытие новых знаний | Предметные: Знать формулы приведения. Уметь применять их при преобразовании тригонометрических функций Метапредметные (УУД): познавательные: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. регулятивные: – выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно; – подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - уметь слушать и вступать в диалог. | Формулы сложения помогли нам привести sin к cos α и наоборот. Мы вывели с вами новые формулы.Как их назовем? (Запись на доске темы урока) Правила приведения .(Слайд 9) Формулы приведения для преобразования тригонометрических функций, содержащих аргумент вида: ( π/2 ± α) ,( 3 π/2 ± α) ,(π ± α ) , (2 π ±α) ,где 0<α< π/2 а) Перед приведённой функцией ставится тот знак, который имеет исходная функция, если 0<α< π/2 ; б) если угол можно представить в виде ( π/2 ± α) или ( 3 π/2 ± α), то название функции меняется sin на cos, cos на sin, tg на ctg, ctg на tg; если же угол можно представить в виде (π ± α) или (2 π ± α ), то название функции остается без изменений Для того чтобы вы могли запомнить эти формулы есть «Мнемоническое правило»: Если мы откладываем угол на ось ОУ ,то киваем головой в знак согласия- «да»,вэтом случае фукция меняется на кофункцию.Если откладываем угол на ось ОХ,то говорим «нет» и функция не менятся.Знак орпеделяется по знаку функции в левой части функции .(Слайд 12) | Формулы приведения. Студенты записывают правило и формулы в тетрадях.(Слайд7) Заполняют таблицу.(Слайд 8) |
Закрепление новых знаний | Предметные: Знать формулы приведения. Уметь применять их при преобразовании тригонометрических функций. Знать значения тригонометрических функций Метапредметные (УУД): познавательные: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. регулятивные: – выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно; – подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - уметь слушать и вступать в диалог. | А теперь посмотрим, как это работает. Используя формулы приведения,вычислите: а)sin870= и cos 870= Точка совершает 2 полных оборота вокруг начала координат и еще на угол ,т.е получается та же самая иочко,что и при повороте на угол Таким же образом вычислим cos 870’ б) sin, cos А теперь,ребята,выполните самостоятельно задания из учебника под номером 524. № 525 по вариантам. 1 вариант выполняет нечетные примеры.2 вариант четные. | 870=2 sin870= sin sin 870=2 cos870= cos cos sin=sin=sin cos Задание выполняется в тетрадях. После выполнения студенты меняются тетрадями для взаимопроверки. |
Рефлексия учебной деятельности | Предметные: Формулы приведения,правила приведения,мнемоническое правило. Метапредметные (УУД): познавательные: – классифицировать и обобщать факты и явления; – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. регулятивные: – осознавать конечный результат решения проблемы. коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); - уметь слушать и вступать в диалог. | Преподаватель: - Что вы сегодня узнали нового? - Какова была цель вашей деятельности? - Вы достигли поставленной цели? - Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели? -Все, кто отвечал на уроке будут оценены. | Возможные варианты ответов: Формулы приведения,понятиекофункции, мнемоническое правило -самостоятельно вывести формулы приведения с помощью формул сложения и знаков тригонометрических функций в различных четвертях. Мы достигли поставленной цели. Да. |
Задание на дом | Стр.158,№527.№529 | Записывают задание на дом |
3. Результаты апробации работы.
3.1 Оценка актуальности и значимости методической разработки.
В настоящее время постоянно встает вопрос о применении новых технологий в обучении. Данная методическая разработка рассчитана на использование ИКТ, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы со студентами, использования проблемного обучения. Обозначенные идеи стандарта нового поколения реализуются через
осуществление деятельностного подхода в обучении общеобразовательным дисциплинам.
Данная методическая разработка урока ориентирована на достижение оптимального усвоения знаний по дисциплине
«Математика
Предметное содержание урока соответствует образовательным и воспитательным целям. Каждый этап урока комбинирует различные формы работы с учебным материалом: индивидуальную, групповую, фронтальную.
Задания направлены на решение следующих развивающих задач:
- развитие личностных качеств студента;
- развитие внимания, мышления, логики, памяти;
- развитие познавательных способностей, овладение умением взаимодействовать группе;
- повышение финансовой грамотности и мотивации к активной познавательной деятельности;
- развитие умений систематизировать полученные знания.
3.2 Ход и результаты апробации.
Представленный выше урок был апробирован в ходе освоения дисциплины «Математика» среди учащихся первого курса.
Цели:
1) определить, как повлияет урок на мотивацию студентов к обучению данной дисциплины;
2) узнать, способствуют ли использованные методы и приемы лучшему освоению учебного материала;
3) определить рациональность спланированных уроков с применением компьютера и новых информационных технологий.
Апробация осуществлялась в группах студентов 1-ого курса, обучающимся по специальности «Дошкольное образование» «Физическая культура».
Результаты апробированных уроков позволили сделать следующие выводы:
1) использование ИКТ вызывает у студентов повышенный интерес, способствует повышению активности на уроке и лучшему освоению материала;
3) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы позволяет задействовать на уроках всех студентов .
Результаты апробации представлены в таблицах 1 , 2.
Таблица 1 . Результаты апробации методической разработки теоретического урока
Баллы (1 -6)
№ группы | Достижение целей урока | Генерирование идей | Активное слушанье | Прохождение контроля | Рефлексия | Общий балл |
1 | 6 | 4,4 | 4,9 | 5,1 | 5,7 | 26,1 |
2 | 6 | 4,1 | 5,2 | 5,3 | 5,6 | 26,2 |
Таблица 2. Сравнительный анализ результатов промежуточного контроля по теме
Показатель | Тема изложена в форме традиционной лекции | Тема изучалась на основе методической разработки | |
Контрольная группа | Группа 1 | Группа 2 | |
Количество студентов | 22 | 24 | 19 |
Успеваемость | 100% | 100% | 100% |
Качественная успеваемость | 45% | 75% | 84% |
Средний балл | 3,5 | 4,0 | 4,1 |
«5» | 2 | 7 | 6 |
«4» | 8 | 11 | 10 |
«3» | 12 | 6 | 3 |
«2» | - | - | - |
Литература:
Ш.Алимов.Алгебра и начала анализа.10-11 кл.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синусом угла называется ордината т. Р(х;у) полученной поворотом точки Р(1; 0) вокруг начала координат на угол ( по оси ОУ) Косинусом угла называется абсцисса т. Р(х;у) полученной поворотом точки Р(1; 0) вокруг начала координат на угол ( по оси ОХ) Тангенсом угла называет отношение синуса угла α к косинусу угла α .
Поворот точки вокруг начала координат .
Формулы сложения
Таблица формул приведения
Правила приведения Формулы приведения для преобразования тригонометрических функций, содержащих аргумент вида: ( π/2 ± α) ,( 3 π/2 ± α) ,(π ± α ) , (2 π ±α) ,где 0<α< π/2; а ) перед приведённой функцией ставится тот знак, который имеет исходная функция, если 0<α< π/2 ; б ) если угол можно представить в виде ( π/2 ± α) или ( 3 π/2 ± α), то название функции меняется sin на cos, cos на sin, tg на ctg, ctg на tg; в) если же угол можно представить в виде (π ± α) или (2 π ± α ), то название функции остается без изменений
Если откладывается от горизонтального диаметра ( от оси ОУ) ,то наименование приводимой функции (т.е. функции аргумента ) не меняется; если же откладывается от вертикального диаметра(от оси ОХ), то наименование приводимой функции заменяется на сходное (синус на косинус, тангенс на котангенс и наоборот).
Мнемоническое правило Е сли мы откладываем угол на ось ОУ ,то киваем головой в знак согласия- «да»,в этом случае фукция меняется на кофункцию.Если откладываем угол на ось ОХ,то говорим «нет» и функция не менятся. да нет
Урок окончен До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическое разработка теоретического занятия (Для преподавателя) Тема: Химия крови
Название темы данной работы «Химия крови» отсутствует в рабочей программе государственного стандарта образования, но целесообразность её очевидна при изучении химии в медицинских училищах....
Методическая разработка теоретического занятия по учебной дисциплине ЕН.01 «Математика» Дифференциальное исчисление
Методическая разработка по дисциплине «Математика» предназначена для преподавателя для подготовки к занятиям по ЕН.01. «Математика» по специальности 34.02.01 Сестри...
Методическая разработка теоретического занятия по истории, тема "Вторая мировая война"
Методическая разработка теоретического занятия по истории, тема "Вторая мировая война"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА ТЕМА «Площадь криволинейное трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Интеграл»
Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по дисциплине «Математика» на тему «Площадь криволинейной трапеции.Формула Ньютона-Лейбница.Интеграл. », пров...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело
Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...