математические диктанты
статья
В 2017 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. Оказывается, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире и какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_diktanty.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Миншина Л.М..
Мастер-класс «Математические диктанты на уроке»
Ход проведения:
- Предисловие (+ презентация)
В 2017 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. Оказывается, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире и какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.
Актуальность
Математический диктант активизирует внимание школьников, позволяет быстро проверить и оценить их знания и умения, является хорошим организующим элементом урока. Поэтому в своей педагогической практике на уроках математики я и использую математические диктанты. Мой опыт сложился в результате стремления включить в учебную деятельность на уроке всех учащихся, иметь оперативную обратную связь на уроке с каждым учеником, сформировать общеучебные умения и навыки, в частности, научить слушать учителя.
Плюсы и минусы
Если Вы в своей работе не применяете математические диктанты, значит, для этого есть причины, так как применение диктантов может вызывать определённые трудности:
много времени тратится на подготовительную работу;
проведение диктанта требует от учителя весьма большого напряжения: надо читать в оптимальном темпе тексты заданий, следить за группой, реагировать на практически неизбежные сбои.
Организация проведения математического диктанта
Для диктантов я использую листы бумаги (бланки ответов) или диктанты пишем в рабочей тетради. Можно использовать при проведении диктанта два бланка ответов для того, чтобы ученик мог один бланк сдать учителю, а второй использовать для проверки правильности выполнения работы. У нас есть закрытые доски, можно, либо написать ответы заранее, либо вызвать два ученика к доске и их ответы проверить вместе с группой. Проверка сразу на уроке даёт возможность ещё раз закрепить изученный материал. Формы проверки диктанта:
- Самопроверка
- Взаимопроверка
- Проверка учителем
- Время выполнения математического диктанта на 1 курсе 8-12 минут
Правила проверки и оценки
- комментирование (мотивирование) оценки;
- Предъявление единых и высоких требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, не допускать либерализма;
- Результаты проверки и оценки должны быть гласными и известными в группе, колледже, а также известны родителям учащихся;
- Высокая тактичность педагога, доброжелательность в проведении контроля и оценки
Шкала оценок
Оценки за работу выставляются с учетом числа верно выполненных заданий.
Нормы оценок за 10 вопросов: Нормы оценок за 8 вопросов:
10-9 вопросов – оценка «5» 8 вопросов – оценка «5»
8-7 вопросов – оценка «4» 6-7 вопросов – оценка «4»
6-5 вопросов – оценка «3» 4-5 вопросов - оценка «3»
Менее 5 вопросов – оценка «2». Менее 4 вопросов – оценка «2»
Работа с родителями
Выступления на родительских собраниях во всех группах по следующим вопросам: как помочь своему ребенку в изучении математики, как контролировать выполнение домашних заданий, выполнение работы над ошибками в рабочих тетрадях, как работать с учебником, в частности как работать с математическими диктантами и математическим тренажером и как реагировать на оценки и замечания учителя математики в тетради и в дневниках.
Вопросы анкеты и ответы
Надо ли проводить диктанты? Зачем они нужны? – для того, чтобы узнать, что дети не понимают в программе, чтобы лучше учиться, мы можем проверить себя, помогают развиваться в теме.
Иногда не нужно, потому что вначале нужно убедиться в том, что все поняли материал.
Что тебе мешает? – мешает сосед, я ему говорю, чтобы он писал, учитель быстро говорит, не успеваю, неуверенность в себе, моя невнимательность и непонимание темы, плохо слышу учителя, я не слышу некоторые вопросы, мне ничего не мешает и не отвлекает
Если бы я был учителем математики – я бы проводил диктант реже и делал больше по 10-12 вопросов, я бы не ставил двойки за диктант, я бы сначала все повторила с детьми, а потом писала, я бы проводил диктант иногда помогая детям, давал бы небольшие подсказки, я бы 3 раза повторял задание, не строго, но внимательно, я бы проводил их с позитивом, весело, иногда сложные, а другие легкие – вот такие пожелания детей
Нравится все виды проверки, нравится когда проверяет учитель, потому что некоторые дети исправляют, самопроверка (я могу исправить свои ошибки, я могу не заметить свои ошибки), мне нравится проверять работы своих одногруппников, ибо я чувствую себя учителем, мне нравится проверять соседа – больше нравится самопроверка и проверка учителя
Результат
- происходит первичное закрепление знаний в условиях повышения активности учащихся, что приводит к более осознанному, прочному усвоению учебного материала.
- повышение уровня восприятия информации на слух;
- проверка знаний каждого ученика;
- повышение эффективности урока, т.к. учитель имеет представление об усвоении материала учащимися.
- эмоционально - положительная стимуляция учащихся.
- способствует созданию на уроке доброжелательной атмосферы, комфортных условий для повышения успеваемости каждого учащегося, снижает тревожность, а значит, и утомляемость учащихся.
Заключение
В заключение хочу сказать, что учащимся сложно воспринимать информацию на слух. Что верно, то верно: учащимся, не привыкшим к математическим диктантам, воспринимать задания на слух действительно трудно. Но если диктанты проводятся часто и систематически, то школьники приучаются выполнять задания на слух, а ценность такого умения неоспорима. Итак, математическим диктантам необходимо отвести надлежащую роль в системе упражнений для усвоения базовых задач. Следует лишь применять их разумно, творчески, учитывая индивидуальные особенности учителя и учеников. Предлагать учащимся самим составить математический диктант и дать возможность провести в группе, где они учатся. Надеюсь, что мой опыт заинтересует коллег-математиков, будет полезен при обучении учащихся.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический диктант 2 класс
Математический диктант для 2 класса для интерактивных досок...
Математические диктанты
Материал содержит задания по всем темам курса математики....
Математические диктанты для студентов 1курса колледжа
Контрольно-диагностический материал представлен в виде сборника математических диктантов и адресован преподавателям математики среднего профессионального образования. Математический диктант может...
Моя книга "Правила диктанта или как написать диктант по арабскому языку "на отлично""
Представляю вашему вниманию книгу «Правила диктанта или как написать диктант по арабскому языку "на отлично"» . Книга призвана обучить диктанту на арабском языке. Правильное напи...
Математический диктант на тему "Тела вращения"
Контроль теоретических знаний по теме «Тела вращения»...
Математический диктант по теме "Многогранники" (презентация)
Математический диктант 1 вариант.Сколько градусов составляет угол между боковым ребром и основанием прямой призмы?Что лежит в основании правильной треугольной призмы?Какими геометрическими фигурами яв...
Математический диктант по теме Конус" (презентация)
Математический диктант(диктуется по вопросу для каждого варианта)Вариант 1Какая фигура получается в сечении конуса плоскостью, проходящей через ось конуса?Какая фигура получается в сечении цилиндра пл...