МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине: «Физика»
методическая разработка
Данные методические рекомендации в помощь преподавателям физики СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данные методические рекомендации в помощь преподавателям физики СПО | 76.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. ВЕРНАДСКОГО»
в пгт Советский
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине: «Физика»
п. Советский, 2020 г
Данные методические рекомендации помогут преподавателям техникума и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность обучающихся на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.
Организация-разработчик: Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в пгт Советский
Разработчик:
Суюнова В.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Методические рекомендации рекомендованы методической комиссией социально-гуманитарных и естественно-математических дисциплин (Протокол № от г.)
Председатель ____________Гончаров И..А.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Целевые направления самостоятельной работы обучающихся
- Средства обучения – основа самостоятельной работы.
- Виды практических заданий для самостоятельной работы обучающихся
- Приёмы самостоятельной работы обучающихся
- Инструктаж к заданиям.
- Коррективный контроль – средство побуждения.
- Варианты критериев оценки самостоятельной работы обучающихся преподавателем
- Рекомендуемые источники информации
Пояснительная записка
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда. В этой связи , всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют обучающиеся. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Как же разрешить данное противоречие?
Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы обучающихся , в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.
Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует цели:
1. Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;
2.Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;
3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;
4.Строить доказательства на основе существенных признаков.
Материал для самостоятельной работы обучающихся должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:
1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?
Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.
2. Определить способы логической и методической обработки материала.
3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.
4. Выявить трудности для обучаемых , сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.
5. Подготовиться для решения следующих задач:
- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;
- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;
- формирование умений вычленять главное.
6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.
7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.
Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у обучающихся познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.
Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.
Методы самостоятельной работы обучающихся:
- наблюдение за единичными объектами (педагогом);
- сравнительно-аналитические наблюдения;
- учебное конструирование (урока, занятия);
- решение учебных и профессиональных задач;
- работа с различными источниками информации
- исследовательская деятельность.
Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.
Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у обучающихся , углубление в учебную деятельность.
Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.
Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний обучающихся, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.
Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.
Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы . Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.
Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы обучающихся позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности обучающегося.
Целевые направления самостоятельной работы обучающихся
1.Для овладения и углубления знаний:
- составление различных видов планов и тезисов по тексту;
- конспектирование текста;
- ознакомление с нормативными документами;
- создание презентации.
2. Для закрепления знаний:
- работа с конспектом лекции;
- повторная работа с учебным материалом;
- составление плана ответа;
- составление различных таблиц.
3. Для систематизации учебного материала:
- подготовка ответов на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- подготовка сообщения, доклада;
- тестирование;
- составление кроссворда;
- формирование плаката;
- составление памятки.
4 .Для формирования практических и профессиональных умений.
-решение задач и упражнений по образцу;
-решение ситуативных и профессиональных задач;
- проведение анкетирования и исследования.
Средства обучения – основа самостоятельной работы.
Какие средства обучения необходимы для организации самостоятельной работы?
- Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);
- Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры );
- Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся
(инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).
Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить обучающихся к творчеству.
Виды практических заданий для самостоятельной работы обучающихся
1. Составить опорный конспект по теме…
2. Сформулировать вопросы…
3. Сформулировать собственное мнение…
4. Продолжить фразу…
5. Дать определения следующим терминам…
6. Составить опорный конспект своего ответа.
7. Написать реферат.
8. Составить отчёт по теме…
9. Разработать алгоритм последовательности действий…
10. Составить таблицу с целью систематизации материала…
11. Заполнить таблицу, используя…
12. Заполнить блок-схему…
13. Составить тезаурусное поле по теме…
14. Смоделировать конспект урока по теме…
15. Смоделировать домашнее задание.
16. Сделать самоанализ практики: эффективность использования приёмов, методов и средств воспитания детей.
17. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.
18. Составить тематический кроссворд.
19. Составить план текста, конспект.
20.Решить ситуационные задачи.
21.Подготовиться к семинару, деловой игре.
Приёмы самостоятельной работы обучающихся.
1. Работа с учебником.
Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:
- конспектирование;
- составление плана учебного текста;
- тезирование;
- аннотирование;
- составление тематического тезауруса;
- выделение проблемы и нахождение путей её решения;
- самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;
- определение алгоритма практических действий (план, схема).
2. Опорный конспект.
Зачастую педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке. Куда целесообразнее, даже с психологической точки зрения, дать обучающимся представление об изучаемой теме на первом уроке, искусно оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.
И тогда обучающиеся не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того, что будет завтра.
Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении.
Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.
3. Тесты
Тесты воспринимаются обучающихся как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний обучающихся .
Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.
Тесты 1 уровня
Требуют выбора 1 или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.
- На проверку качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из перечисленных способов ________________
- На соотнесение: найдите общее и различия в изучаемых объектах.
- На проверку рефлексии: установите соответствие_________________
Тесты 2 уровня
- Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.
Определение с пропущенным словом ______________
Подтекстовые слова и фразы: _____________________
- Задания на конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы и т.д.)
Заполнить таблицу
Задания на решение конкретной ситуации.
Требования к тестам, предъявляемым обучающимся
- Задания должны быть типичными для данной дисциплины;
- Объём задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);
- Задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения обучающимися на соответствующем этапе обучения;
- Задание по содержанию должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;
- Сложность заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения обучающихся в овладении профессией;
- Формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть
4.Семинар
Форма проведения семинара очень гибкая.
На семинарах решаются следующие задачи:
- углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных обучающихсяами на предшествующих этапах учёбы;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- ознакомление со спецификой работы с литературой;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях.
Типы проведения семинарских занятий:
- вопросно-ответный семинар;
- развёрнутая беседа на основе заранее данного обучающимся плана, обсуждение письменных рефератов;
- заслушивание устных докладов обучающихся с последующим их обсуждением;
- семинар – диспут;
- теоретическая конференция;
- семинар – имитационная игра;
- комментированное чтение первоисточников.
5. Задачное обучение.
- практико-ориентированные задачи: выступают средством формирования у обучающихся системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных для профессии педагога (знания содержания предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры (организация детского коллектива, принципы организации занятий с детьми и т.п), личностно-ориентированных ситуаций (нахождение нестандартного способа решения).
- профессиональные задачи: выступают средством формирования у обучающихся умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций , возникающих на различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде производственных поручений (заданий).
Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.
для решения качественных задач:
Решение качественных задач включает три этапа: чтение условия, анализ задачи и решение.
При анализе содержания задачи необходимо использовать, прежде всего, общие закономерности по данной теме.
Выяснить, как конкретно должно быть объяснено то явление, которое описано в задаче.
Ответ к задаче получают как завершение проведенного анализа. В качественных задачах анализ условия тесно сливается с получением нужного обоснованного ответа.
для решения количественных задач:
- Внимательно прочитать текст задачи.
- Кратко записать условие и сделать чертеж или схему.
- При разборе задачи, прежде всего обратить внимание на ее физическую сущность, на выявление физических процессов и законов, рассматриваемых в данной задаче, зависимость между физическими величинами.
- Решение задачи необходимо сопровождать краткими пояснениями.
- Вычисление следует производить рациональными приемами
- Полученный ответ задачи необходимо проверить. Прежде всего, нужно обратить внимание на реальность ответа.
6. Подготовка проекта
План выполнения работы:
- Выбор темы, определение задач, определение этапов работы
- Сбор информации, анализ отобранного материала
- Оформление проекта (рисунки учащихся)
- Подготовка музыкального сопровождения проекта
- Презентация, анализ, корректировка работы
Инструктаж к заданиям.
Инструктаж необходим для того, чтобы помочь обучающимся осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.
Инструктаж может быть вводным , текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.
Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти обучающиеся .
В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у обучающихся опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.
Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).
Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым обучающийся решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.
Методические рекомендации для выполнения заданий
Умения письменной фиксации результатов работы с учебной информацией:
- делить информацию на относительно самостоятельные смысловые части;
- выделять в смысловой части главное (с точки зрения поставленной учебной задачи) и вспомогательное, новое и уже знакомое;
- выделять в смысловой части, о чем говорится (объект) и что о нем говорится;
- оценивать информативную значимость выделенных мыслей - соотносить их с теми или иными категориями содержательной структуры информации (фактами, явлениями, понятиями, законами, теориями);
- определять логические и содержательные связи и отношения между мыслями информации;
- выделять «смысловые и опорные пункты», элементы информации, несущие основную смысловую нагрузку (термины, понятия, формулы, рисунки и др.)
- группировать по смыслу выделенные при анализе информации мысли, объединяя их в более крупные части;
- формулировать главные мысли этих частей, всей информации;
- обобщать то, что в тексте дано конкретно;
- конкретизировать то, что дано обобщено;
- доказывать, аргументировать то, что не доказано, но требует доказательства;
- выделять трудное, непонятное;
- формулировать вопрос по учебной информации;
- выделять противоречия с ранее известным, с собственным опытом;
- соотносить результаты изучения с поставленными целями, вопросами;
- синтезировать информацию, полученную из разных источников.
Формат выполненной работы
Доклад выполняется в печатном виде шрифт Times New Roman размер 14 количество листов – 5
Презентация выполняется в произвольном шаблоне, состоит из 10 слайдов
Контроль выполнения: защита выполненной работы
Коррективный контроль – средство побуждения.
Если преподаватель внимательно наблюдает за работой обучающихсяов, он может использовать приёмы, направленные на корректирование их деятельности:
- уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является общим;
- предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством обучающихся ;
- предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;
- предлагает обучающимся самим контролировать свои действия.
Раздел 1 Механика
Тема 1.1 Кинематика
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость.
Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел.
Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка доклада по теме: «Роль физики в технике»
- Подготовка презентации по теме: «Различные виды движений»
- Подготовка презентации по теме: «Движение тела по окружности»
Тема 1.2 Динамика. Силы в природе.
Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона.
Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость.
Силы упругости. Закон Гука.
Силы трения.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.
- Работа над материалом учебника и конспектом лекций по теме: «Инерциальные системы отсчета и принцип относительности»
- Подготовка презентации «Силы в природе»
Тема 1.3. Законы сохранения в механике.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка доклада по теме: «Закон сохранения импульса»
- Подготовка презентации по теме: «Реактивное движение»
- Подготовка презентации по теме: «Закон сохранения энергии»
Радел 2 Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1. Основы МКТ
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
Изопроцессы.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка проекта по теме: «Человек и окружающая природа».
- Подготовка презентации «Различные агрегатные состояния веществ»
Тема 2.2 Основы термодинамики
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Изопроцессы.
Необратимость тепловых процессов и второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка презентации по теме: «Тепловые двигатели»
- Подготовка реферата по теме: «Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве»
- Составление вопросов по теме: «КПД тепловых двигателей»
- Подготовка презентации «Первый закон термодинамики»
- Подготовка презентации «Охрана окружающей среды»
Тема 2.3 Жидкие и твердые тела
Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание.
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам
- Подготовка презентаций в электронном виде по тем: «Капиллярные явления»
- Подготовка презентации «Механические свойства твердых тел»
- Подготовка презентации «Аморфные тела»
- Подготовка реферата по теме «Поверхностное натяжение»
Раздел 3. Электродинамика
Тема. 3.1. Электрическое поле
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле.
Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. Электроемкость. Конденсаторы.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка доклада по теме: «История открытия закона Кулона»
- Подготовка презентации по теме: «Виды конденсаторов»
Тема 3.2 Постоянный электрический ток
Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение
проводников.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка презентации по теме: «Постоянный электрический ток»
- Подготовка презентации «Смешанное соединение проводников»
- Подготовка презентации «Закон Ома»
Тема 3.3. Магнитное поле
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера.
Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка эксперимента по теме: «Существование магнитного поля»
- Подготовка презентации «Электроизмерительные приборы»
- Подготовка доклада по теме: «Постоянные магниты»
Тема 3.4 Электромагнитная индукция
Индукция магнитного поля. Правило Ленца. Магнитный поток.
Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Самоиндукция. Индуктивность
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка доклада по теме: Вихревое электрическое поле.
Раздел 4: Колебания и волны
Тема 4.1. Механические колебания
Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний.
Задания для самостоятельной работы
- Доклад «Распространение колебательного движения в различных средах»
- Подготовка презентации «Математический маятник»
Тема 4.2. Электромагнитные колебания и волны
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания.
Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление.
Электрический резонанс.
Задания для самостоятельной работы
- Доклад «Распространение колебательного движения в различных средах»
- Подготовка презентации «Математический маятник»
Раздел 5: Оптика
Тема 5.1. Волновая оптика
Световые лучи. Закон отражения и преломления света. Призма.
Линзы. Формула тонкой линзы. Получения изображения с помощью линзы.
Дисперсия. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка доклада по теме: «Воздействие света на произведения искусства»
Тема 5.2 Излучение и спектры
Излучение и спектры. Спектральный анализ. Шкала электромагнитных излучений.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка презентации по теме: «Рентгеновские лучи»
- Подготовка доклада по теме: «Спектры»
- Подготовка презентации по теме: « Электромагнитные излучения»
- Подготовка сравнительной таблицы «Шкала электромагнитных излучений»
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1. Квантовая оптика.
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
Задания для самостоятельной работы
- Подготовка доклада по теме: «Диалектическое единство волновых и корпускулярных свойств электромагнитного излучения»
Тема 6.2 Физика атома
Строение атома. Опыты Резерфорда.
Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.
Принцип действия и использование лазера.
Задания для самостоятельной работы
- Составление вопросов по теме: «Атомная физика»
- Подготовка реферата по теме: «Захоронение радиоактивных отходов: современное состояние проблемы»
- Подготовка презентации по теме: «Лазер в медицине»
Тема 6.3 Физика атомного ядра
Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Цепная реакция.
Задания для самостоятельной работы
- Презентация «Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы»
- Подготовка к контрольной работе
Тема 7.1 Эволюция Вселенной .
- Подготовка презентации по теме: Гипотеза происхождения Солнечной системы
- Подготовка реферата по теме: Другие галактики. Бесконечность Вселенной..
Критерии оценки
В зависимости от типа учебных занятий и вида самостоятельного задания будут различными критерии оценки его эффективности. В связи с этим преподавателям различных предметных (цикловых) комиссий целесообразно разрабатывать на единой для всех концептуальной основе специальные критерии и показатели оценки качества самостоятельной работы обучающихся по конкретной дисциплине или циклу дисциплин.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются :−уровень освоения учебного материала;−уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;−уровень сформированности общеучебных умений;−уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы , находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;−обоснованность и четкость изложения материала;−оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;−уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;−уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;−уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;−уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргу-ментировать ее. Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы обучающихсяов с использованием балльно-рейтинговой системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых обучающимся ком-
петенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя. Максимальное количество баллов по каждому виду задания обучающийся получает, если обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему; дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания обучающимся данного материала.70-89% от максимального количества баллов обучающийся получает, если: неполно (не менее 70 % от полного), но правильно изложено задание; при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя; дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов; может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры ;правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания обучающихсяом данного материала.50-69 % от максимального количества баллов обучающийся получает, если: неполно (не менее 50 % от полного), но правильно изложено задание; при изложении допущена 1 существенная ошибка; знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировки понятий; излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно; затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.49 % и менее от максимального количества баллов обучающихся получает, если: неполно (менее 50 % от полного) изложено задание; при изложении были допущены существенные ошибки. В «0» баллов преподаватель вправе оценить выполнение обучающихся задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работу. Сумма полученных баллов по всем видам заданий составляет рейтинговый показатель обучающегося. Рейтинговый показатель влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.
Рекомендуемые источники информации
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Зотеев А.В., Склянкин А.А.Физика. Механика. Электричество и магнетизм.2 издание: Учебное пособие для СПО .Москва. Юрайт 2020
Горлач В.В. Физика. Задачи . Тесты. Методы решения. Учебное пособие для СПО .Москва. Юрайт 2020
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М.,2014.
Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и
специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине "Электротехника и электроника" на тему: "Расчет цепей переменного тока".
В указаниях поясняются методы расчета установившихся режимов линейных электрических цепей переменного тока. Предназначено в помощь обучающимся по курсу электротехника и электроника....
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих/ Сост. Н.И.Демче...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность
Методические указания предназначены для обеспечения эффективности организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.13 Введение в специальность для специальности СПО 19.02....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ХИМИЯ"
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы у обучающихся по дисциплине «Химия» для профессий и специальностей. Настоящий документ содержит реко...
Методические рекомендации к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ПОПД для специальности 43.02.10 Туризм
Цель данного пособия – помочь студентам при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы выработать глубокие и систематизированные научные знания по правовым вопросам в сфере предпринимательс...
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине МДК.02.02 ПМ 02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам). Специальность 23.02.01
Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь обучающимся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. В сборнике приводятся характеристики различных видов заданий для СРС...