план работы кружка по биологии и генетике
материал
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ И БИОЛОГИИ «БИОГЕН»
Руководитель кружка : Е.В.Хартова
2020-2021г
Пояснительная записка
Программа данного курса разработана с целью углубления знаний по биологии и генетики, занимающих важное место в современной медицине, и формирования здорового образа жизни у студентов медицинского техникума.
Основными характеристиками этого курса являются его вариативность, деятельностный и творческий подход и оригинальность содержания. Курс повышает ответственность, стремление к организации свободного времени, интерес к обучению, коммуникативную компетенцию, мотивацию к самообразованию.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов на III –IV курсах. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа предусматривает:
- использование разнообразных форм работы (индивидуальные, групповые, коллективные) как способы подготовки к профессиональной деятельности.
- использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
Цели курса:
- Оказание методической поддержки студентам при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах .
- повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи:
1. Развитие у студентов навыков исследовательской деятельности.
2. Развитие самостоятельности, креативности мышления.
3.Расширение и углубление знаний в области биологии, генетики и медицины.
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- презентации уроков;
- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
- другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи и др.).
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КОСов)
Программа кружка включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям студентов, список литературы.
Хорошо поставленная исследовательская работа имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет значительно расширить, осознать и углубить полученные на занятиях знания, способствует развитию креативности мышления. В процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, студенты приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы все это способствует развитию мышления учащихся, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания.
Большое внимание в работе кружка уделяется проведению исследований по формированию здорового образа жизни. Сохранение здоровья – это проблемы, которые волнуют всё человечество. Конечно, мы не можем оставаться в стороне от этих проблем. Поэтому последние проекты студентов, которые были выполнены под моим руководством, были посвящены изучению здоровьесберегающих технологий.
Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у студентов исследовательские склонности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.
Таким образом, внеклассная, работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед медицинским техникумом в целом.
Требования к знаниям и умениям студентов:
В результате посещения элективного курса студент на базовом уровне должен:
Знать /понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий; вида и экосистем (структура).
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Условия реализации программы:
- Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
- Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии и генетике.
- Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.
- Наличие различных вариантов контрольно-оценочных средств по биологии в печатном и электронном формате.
- Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ЕГЭ по биологии.
Информационное обеспечение программы
Литература
Основная:
- Атраментова Л. А., Карнацевич И. Я. «Сборник задач по генетике» (Харьков «Торсинг» 2002 год)
- Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией
академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр
«Академия», 2014. – 448 с.
- Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/
[В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2014. 320 с.
4. Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций с прил.
на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С.
Кучменко, Т. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
5. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва,
1981г.)
Дополнительная:
- Кириленко, А.А., Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный
уровни ЕГЭ. Ростов «Легион» 2009. - 176 с.
2. Лекции по мед. биологии под ред. В.О. Королёва, В.М. Ярыгина. К., Высшая школа, 1993 г.
3. Сухомлин Н.И. Биология в понятиях, терминах, таблицах и схемах. К., ТОВ «Лотос», 1997 г.
4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., Мир, 1988 г.
5. Основы общей биологии под ред. Э. Либерта. М., Мир, 1982 г.
6. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд.МГУ,1985г.)
7. Соколовская Б. Х «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981г.)
8. Хелевин Н. В., Лобанов А. В., Колесова О. Ф. «Задачник по общей и медицинской генетике» (Москва «Высшая школа», 1976г.)
Электронные учебные пособия:
- Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл иМефодий.
- Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
- Полный интерактивный курс биологии «Физикон»
- Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы:
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
www.school.mos.ru – сайт "Школьник"
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал
Содержание курса
Тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов по разделу | Количество часов по теме | Форма проведения занятий |
Сентябрь | ||||
1 | Организационные занятия | 1 | 1 | Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива. Выбор и закрепление за членами кружка объектов наблюдений |
Исследовательская деятельность, её назначение и задачи. | 2 | |||
2 | Значение исследовательской деятельности. Основные понятия, необходимые при выполнении научно-исследовательских работ. Актуальные научные проблемы на новом технологическом этапе развития общества. | 2 | Лекция .Обзор литературы | |
Октябрь | ||||
Цитология – наука о клетке. | 4 | Беседа, рассказ | ||
3 | Цитология – наука о клетке. Строение клеток. | 2 | преподавателя, просмотр презентаций, видеозаписей. | |
4 | «Будущее принадлежит медицине профилактической» | 2 | Беседа- лекция. Главный постулат – сохранение и укрепление здоровья | |
Ноябрь | ||||
Здоровый образ жизни | 16 | Беседа, рассказ | ||
5 | «Здоровое питание». Человек есть то, что он ест. Г. Гейне | 2 | преподавателя, просмотр презентаций, видеозаписей. | |
6 | Полноценный сон Сон - тоже функция, ее нужно осуществлять, чтобы можно было выполнять другие функции. (Габриэль Оноре Марсель) | 2 | Беседа, рассказ преподавателя, просмотр презентаций, видеозаписей.. | |
Декабрь | ||||
7 | Вредные привычки Чтобы потом не бросать курить, лучше и не начинать курить! | 2 | Конкурс презентаций | |
8 | Закаливание организма "Если хочешь быть здоров - закаляйся!“ В. Лебедев-Кумач | 2 | Беседа, обзор прессы по данному вопросу, подготовка сообщений, обсуждение сообщений. | |
Январь | ||||
9 | Здоровьесберегающие темы биологии | 2 | Обзор тем курса Биологии, используемые на занятиях для формирования здорового образа жизни | |
10 | Причины возникновения наследственной и врожденной патологии | 2 | Доклады | |
Февраль | ||||
11 | Физическая активность "Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь." Гораций | 2 | Беседа, обзор прессы по данному вопросу, подготовка сообщений, обсуждение сообщений. | |
12 | Подготовка к Олимпиаде по биологии | 2 | Решение задач, тестов | |
Март | ||||
Талая вода | 4 | |||
13. | Очищение воды путем замораживания | 2 | Беседа о значении воды для человека и его здоровье | |
14. | Научно-исследовательская работа «Талая вода в лечении герпеса» | 2 | Отчет о работе. Презентация | |
Апрель | ||||
15 | Конкурс «Здоровая пища быстро и недорого» | 2 | Конкурс презентаций | |
Май | ||||
16 | Весенние первоцветы. Лекарственные растения Смоленской области | 2 | Прогулка за город. Изучение лекарственных травянистых растений. Охрана первоцветов. | |
Июнь | ||||
17 | Отчетное занятие | 2 | Члены кружка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка технического творчества.
Данный материал рекомендован для организации дополнительных занятий по ппрофессии "Парикмахер" (постижерное дело)....
План работы кружка по физике
Кружок по физике для учащихся НПО 1-2 курсов....
Рабочая программа и тематический план работы кружка "Хозяюшка"
Рабочая программа и тематический план работы кружка "Хозяюшка" разработаны с целью дополнительного образования и развития студентов в сфере гостеприимства....
План работы кружка по экономике
План работы кружка по экономике"Вселенная по имени Экономика"...
План работы кружка
План работы предметного кружка «Физика в задачах» на 2013 – 2014 учебный год...
План работы кружка "Юные ученые-товароведы"
Данная работа содержит план работы кружка "Юные ученые-товароведы"...
Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"
Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...