Практическая работа по биологии "Сравнительное описание природных экосистем и агроэкосистем".
учебно-методический материал

Мурлычева Ирина Никифоровна

Практическая работа может быть использована на уроках по биологии 11 класса, уроках биологии СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.r.sravnenie_ekosistem.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

Тема: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».

 Цель: закрепить знания о структуре экосистем, научиться составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять сходства и различия между ними.

Ход работы.

 Задание 1. 

  • Изучить описание природной экосистемы.
  • Распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты).
  • Оформите в виде таблицы.

Лиственный лес

Продуценты

Консументы

Редуценты

  • Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Например: береза- гусеница-синица-ястреб

Биоценоз лиственного леса.

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов.

Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа.

Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню.

Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др.

Четвертый ярус — травянистый.

 Такими же этажами распределены и корни растений.

Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения.

Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые.

 В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки.

 Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей.

В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк.

 В верхних слоях почвы встречаются кроты.

Задание 2. 

  • Изучите агроценоз пшеничного поля.
  • Распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Оформите в виде таблицы.

Пшеничное поле.

Продуценты

Консументы

Редуценты

  •  Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

Биоценоз пшеничного поля.

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий.

Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник.

Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. 

Задание 3.

  • Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы
  •  Внесите следующие утверждения в таблицу:
  • действует на экосистему минимально,
  • не действует на экосистему,
  • действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

Природная экосистема

Агроэкосистема

Естественный отбор

Искусственный отбор

Задание 4. 

Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)

Природная

Агроэкосистема

Видовой состав

Продуктивность

В итоге:

Задание 1. Таблица. Три цепи питания.

Задание 2. Таблица. Три цепи питания.

Задание 3. Таблица.

Задание 4. Таблица.

Сделать  выводы:

  1. Сходство рассматриваемых экосистем- наличие продуцентов, консументов, редуцентов.
  2. В агрокосистеме действует, кроме естественного, искуственный отбор.
  3. При большем разнообразии видов продуктивность природных экосистем ниже.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

База данных MS Access Практические работы (методические указания по проведению практических работ для специальностей юридического профиля)

Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно - практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Практическая работа №1 по выполнению практической работы по дисциплине "Программирование для автоматизированного оборудования"

Порядок расчета координат опорных точек при обработки деталей на токарных станках с ЧПУ...

Сборник описаний лабораторно-практических работ по МДК0201

Сборник описаний по лабораторно-практическим работам по МДК 0201 по профессиональному модулю 02 Выполнение работ по сборке и монтажу узлов и элементов радиотехнических комплексов и систем управле...

Сборник описаний по лабораторно-практическим работам по МДК0402

Сборник описаний по лабораторно-практическим раотам по профессиональному модулю ПМ04 Технический контроль функционирования радиоэлектронных средств специальности 11.02.04 Радиотехнические ко...

Методические рекомендации к практической работе "Исследование естественных и искусственных экосистем родного края"

В работе предложены виды практической деятельности обучающихся на занятии. Цель: формирование навыков полевых исследований обучающихся, по сравнению естественной и искусственной экосистем через органи...