Практическая работа по биологии "Сравнительное описание природных экосистем и агроэкосистем".
учебно-методический материал
Практическая работа может быть использована на уроках по биологии 11 класса, уроках биологии СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.r.sravnenie_ekosistem.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Тема: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».
Цель: закрепить знания о структуре экосистем, научиться составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять сходства и различия между ними.
Ход работы.
Задание 1.
- Изучить описание природной экосистемы.
- Распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты).
- Оформите в виде таблицы.
Лиственный лес
Продуценты | Консументы | Редуценты |
- Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.
Например: береза- гусеница-синица-ястреб
Биоценоз лиственного леса.
Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов.
Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа.
Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню.
Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др.
Четвертый ярус — травянистый.
Такими же этажами распределены и корни растений.
Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения.
Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые.
В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки.
Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей.
В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк.
В верхних слоях почвы встречаются кроты.
Задание 2.
- Изучите агроценоз пшеничного поля.
- Распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Оформите в виде таблицы.
Пшеничное поле.
Продуценты | Консументы | Редуценты |
- Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.
Биоценоз пшеничного поля.
Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий.
Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник.
Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая.
Задание 3.
- Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы
- Внесите следующие утверждения в таблицу:
- действует на экосистему минимально,
- не действует на экосистему,
- действие направлено на достижение максимальной продуктивности.
Природная экосистема | Агроэкосистема | |
Естественный отбор | ||
Искусственный отбор |
Задание 4.
Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)
Природная | Агроэкосистема | |
Видовой состав | ||
Продуктивность |
В итоге:
Задание 1. Таблица. Три цепи питания.
Задание 2. Таблица. Три цепи питания.
Задание 3. Таблица.
Задание 4. Таблица.
Сделать выводы:
- Сходство рассматриваемых экосистем- наличие продуцентов, консументов, редуцентов.
- В агрокосистеме действует, кроме естественного, искуственный отбор.
- При большем разнообразии видов продуктивность природных экосистем ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
База данных MS Access Практические работы (методические указания по проведению практических работ для специальностей юридического профиля)
Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно - практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы...
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...
Практическая работа №1 по выполнению практической работы по дисциплине "Программирование для автоматизированного оборудования"
Порядок расчета координат опорных точек при обработки деталей на токарных станках с ЧПУ...
Сборник описаний лабораторно-практических работ по МДК0201
Сборник описаний по лабораторно-практическим работам по МДК 0201 по профессиональному модулю 02 Выполнение работ по сборке и монтажу узлов и элементов радиотехнических комплексов и систем управле...
Сборник описаний по лабораторно-практическим работам по МДК0402
Сборник описаний по лабораторно-практическим раотам по профессиональному модулю ПМ04 Технический контроль функционирования радиоэлектронных средств специальности 11.02.04 Радиотехнические ко...
Методические рекомендации к практической работе "Исследование естественных и искусственных экосистем родного края"
В работе предложены виды практической деятельности обучающихся на занятии. Цель: формирование навыков полевых исследований обучающихся, по сравнению естественной и искусственной экосистем через органи...