Методические рекомендации к практической работе "Исследование естественных и искусственных экосистем родного края"
методическая разработка
В работе предложены виды практической деятельности обучающихся на занятии. Цель: формирование навыков полевых исследований обучающихся, по сравнению естественной и искусственной экосистем через организацию наблюдений, измерений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prak.rabota.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося.
Цель работы: формирования навыков полевых исследований обучающихся, по сравнению естественной и искусственной экосистем через организацию наблюдений
Порядок выполнения работы
1. Актуализация знаний:
Мы знаем, что в природе все организмы живут совместно с другими организмами и взаимодействуют со средой обитания.
Задание: ответьте на вопросы письменно
- Вспомните, что такое биоценоз и агроценоз?
- Чем агроценозы отличаются от естественных экосистем? Приведите примеры агроценозов.
- Какая экосистема – естественная или искусственная – характеризуется большим видовым разнообразием?
- Можно ли парк культуры и отдыха назвать агроценозом? Биоценозом? Почему?
2. Организация работы по маршрутным листам, содержащим вопросы по пройденному материалу, касающемуся темы экскурсии. Инструктаж по организации работы. К маршрутному листу прилагается план местности, на котором указаны контрольные участки. Учащиеся должны их найти на плане (на выбор несколько участков).
Задание:
1. Внимательно ознакомьтесь с заданиями экскурсии-практикума и сделайте каждый себе заготовку (в распечатанном виде или письменном от руки) маршрутного листа - для работы обучающихся на экскурсии-практикуме «Естественные и искусственные экосистемы.» - смотрим Приложение 1.
* Маршрутный лист в каждой группе заполняется идивидуально каждым студентом самостоятельно, по мере выполнения заданий маршрутного листа. Обучающиеся анализируют свои знания, обсуждают пути решения проблемы, совместно в группе выполняют задания, обращаются к преподавателю за помощью в определении незнакомых видов растений или при возникновении каких-либо затруднений.
2. Работа в микро-группах по 4-6 человек. Ознакомьтесь с планом работы:
План экскурсии-практикума
1)Характеристика исследуемых участков парка
2)Определение растений, произрастающих на данном участке по ярусам, их количественный и качественный состав.
3) Выявление устойчивости экосистемы и формулировка выводов.
Задание №1
Общие данные об исследуемом участке:
Фенологические наблюдения.
Растительная ассоциация.
Величина пробной площади.
Географическое положение пробных площадок.
Микрорельеф (наличие кочек, бугров, их высота, ширина, происхождение, % занимаемой площади).
Условия увлажнения. Название почвы
Задание №2
Характеристика систем:
ДРЕВОСТОЙ
Состав древостоя. Степень сомкнутости крон. Диаметр стволов. Бонитет.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ (ВСХОДЫ И ПОДРОСТ)
Степень сомкнутости. Состав. Высота.
Характер распределения.
ПОДЛЕСОК (КУСТАРНИКОВЫЙ ЯРУС)
Степень сомкнутости. Состав. Высота.
Обилие. Характер распределения.
ТРАВЯНИСТЫЙ ПОКРОВ
Общее проективное покрытие, % :
из них злаки, осоки, бобовые, разнотравье,
прочее. Высота основной массы травостоя. Общий облик (преобладающие виды, степень однородности покрова). Разделение на ярусы (их высота, густота, основные растения и равномерность). Мертвый покров (% покрытия, равномерность, степень разложения).
МОХОВО-ЛИШАЙНИКОВЫЙ ПОКРОВ
Общая характеристика (степень покрытия почвы, мощность, равномерность)
Приложение 1.
Маршрутный лист для работы обучающихся на экскурсии-практикуме «Естественные и искусственные экосистемы.»
Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните две небольшие, равные по площади (приблизительно 0,5 га) части парка – естественную часть парка и высаженные насаждения. Данные сравнений занесите в Маршрутный лист вашей группы (можете составить его в виде таблицы):
Задание №1 Общие данные об исследуемом участке:
Дата: ___________________________
Температура воздуха___________________________
Облачность___________________________
Ясность___________________________
Ветер___________________________
Признак для сравнения:
Естественный древесный состав с подлеском (чего? клена остролистного) ___________________________
Насаждения (каких видов деревьев?) ___________________________
Растительная ассоциация:
Величина пробной площади___________________________
Географическое положение пробных площадок___________________________
Микрорельеф (наличие кочек, бугров, их высота, ширина, происхождение, % занимаемой площади) ___________________________
Условия увлажнения___________________________
Название почвы___________________________
Задание №2 Характеристика экосистем
Признак для сравнения:
Естественный лес (какой? например: липняк)___________________________
Насаждения (какие виды?)_________________________________________
ДРЕВОСТОЙ:
Состав древостоя___________________________________
Степень сомкнутости крон___________________________
Диаметр стволов___________________________
Бонитет*___________________________
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ (ВСХОДЫ И ПОДРОСТ)
Степень сомкнутости___________________________
Состав___________________________
Высота___________________________
Характер распределения___________________________
ПОДЛЕСОК (КУСТАРНИКОВЫЙ ЯРУС)
Степень сомкнутости___________________________
Состав___________________________
Высота___________________________
Обилие___________________________
Характер распределения___________________________
ТРАВЯНИСТЫЙ ПОКРОВ
Общее проективное покрытие, %___________________________
Из них злаки___________________________
Осоки___________________________
Бобовые___________________________
Разнотравье___________________________
Прочее___________________________
Высота основной массы травостоя___________________________
Общий облик___________________________
(преобладающие виды, степень однородности покрова)
Разделение на ярусы (их высота, густота, основные растения и равномерность) __________________________
Мертвый покров___________________________
(% покрытия, равномерность, степень разложения)
* Бонитет – это показатель потенциальной продуктивности древостоя. Различие в условиях произрастания леса в таксации характеризуют несколькими классами бонитета, обозначаемыми порядковыми номерами: I класс означает лучшие условия произрастания леса, а последующие — их постепенное ухудшение.
МОХОВО-ЛИШАЙНИКОВЫЙ ПОКРОВ (если наблюдается)
Общая характеристика___________________________
(степень покрытия почвы, мощность, равномерность)
Задание № 3Сделайте вывод по работе (какой из исследуемых участков является более устойчивым и почему, какой экосистемой можно назвать этот парк)_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рефлексия: Что вы узнали и чему научились на практикуме?
- знаю что _______________________________________________________________________
- знаю как _______________________________________________________________________
- знаю зачем _______________________________________________________________________
- во мне изменилось _____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа , помогут студ...
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности 260807 Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации к практическим занятиям по химии для специальности 260807 Технология продукции общественного питания (базовая подготовка). В пособии представлены рекомендац...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
вгшунашгцщнщуе09ц-0кшц-гп0унршаомлцшзфщцушкгщоа...
методические рекомендации по практическому занятию
Практическое занятие для сткдентов 2 курса. По теме повреждения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации выполнены в соответствии с новым образователь стандартом....
методические рекомендации по практическому занятию
Практическое занятие для сткдентов 2 курса. По теме повреждения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации выполнены в соответствии с новым образователь стандартом....
Методические рекомендации к практическому занятию «Вычисление вероятности событий, связанных со случайной величиной, по заданному закону распределения этой величины»
Предлагается теория, разобран пример и даютсяф примеры для отработки навыков....