Открытый урок по биологии на 1 курсе по технологии развития критического мышления .Размножение организмов.
план-конспект урока

Савина Светлана Александровна

Технологическая карта урока по теме:"Размножение организмов" с применением технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии на 1 курсе по технологии развития критического мышления

Подготовила

Преподаватель:Савина Светлана Александровна

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Предмет: биология.

Учебник: Заяц Р.Г. Биология для колледжей.

Технологическая карта урока

Тема урока: Размножение организмов.

Цели:

1. Развивающие:

  • Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
  • Развитие  умения  анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать формы размножения организмов;
  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
  • Развитие аналитического, критического мышления:

2.Обучающие:

  • Создать условия для расширения кругозора знаний обучающихся о разнообразных формах размножения организмов на Земле;
  • Способствовать формированию знаний о сущности и формах размножения организмов, их отличие друг от друга, строении половых клеток ,биологической значимости полового и бесполого размножения.

                                 

  1. Воспитательные:
  • Способствовать формированию познавательного интереса к предмету через использование дополнительных источников информации и создание ситуации успеха;
  • Способствовать формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
  1. Дидактическая:

         Создать условия для осмысления новой учебной информации средствами критического мышления и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи:

1.Выяснить биологическую роль размножения.

2.Раскрыть вопрос о различных формах размножения живых организмов, о процессе оплодотворения и образования зиготы.

3.Осветить вопрос  о преимуществах и недостатках полового и бесполого размножения.

4.Продолжить формирование умений вести диалог, находить и выделять главное, правильно и чётко отвечать на поставленные вопросы.

Стратегия проведения занятия:  

   Использование развивающей образовательной технологии «критического мышления», интерактивных методов и приемов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт студентов, создание атмосферы заинтересованности у каждого обучающегося, стимулирование их к высказыванию, диалогу, дискуссии, самовыражению.

Мотивация учащихся:

- повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- поддержка индивидуального развития;

- соревнование между подростками;

- помощь в затруднительных случаях;

- ориентация на решение поставленных задач;

- одобрение коллективной работы (групповой);

- опора на личный опыт.

Планируемые результаты:

1.Углубление знаний о формах и значении размножения.

2.Самостоятельное формулирование гипотез.

3.Самостоятельное решение проблем.

4.Выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

5.Выражение своих мыслей (устно и письменно): ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

6.Аргументация своей точки зрения, уважение точки зрения других.

7.Способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность).

8.Способность брать на себя ответственность.

9.Способность участвовать в совместном принятии решения.

10.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

11.Умение сотрудничать и работать в группе.

Тип  урока: 

Урок  совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы обучения:

репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), продуктивный, учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой. Дополнительным материалом, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ.

Оборудование:

  • Наглядные пособия (таблицы с изображением способов бесполого и полового размножения)
  • Компьютер и видеопроектор
  • Презентация «Бесполое размножение. Половое размножение.»
  • Раздаточный материал (дополнительная литература).

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая фронтальная.

Структура  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

1.Этап вызова.

●актуализация

и обнаружение

имеющихся у обучающегося знаний по данной проблеме.

●побуждение интереса к теме

●мотивация обучающегося к учебной деятельности

●Создаёт комфортную ситуацию для начала урока.

1. Инициализация урок.

   На доске помещены ключевые понятия урока: митоз, мейоз, воспроизведение, гаметы.

Необходимо обратить внимание обучающихся на ключевые понятия и дать им объяснение (определение слов).

- Какие формы жизни вы изучали? (одноклеточные и многоклеточные).

- Какие организмы относятся к одноклеточным? (бактерии, амёба, инфузория-туфелька).

-Как большинство  одноклеточных организмов увеличивает свою численность? (делением клетки –митозом )

- Сегодня мы поговорим о процессе, который помогает увеличивать численность не только одноклеточных, но и многоклеточных организмов? (о размножении ).

- Определите  тему урока («Размножение организмов»).

- Давайте поставим для себя цели нашего урока на основе имеющихся знаний

2. Целеполагание и мотивация.

   Учитель:

   - Размножение составляет одну из важнейших характеристик сущности жизни. Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.

   - Как вы считаете, все ли живые организмы способны воспроизводить себе подобных?

-Какие формы размножения вы знаете?

-Как размножаются известные вами растения? Приведите примеры.

3. Актуализация  знаний  и  умений .

(Стадия Вызова)

- Что мы знаем о размножении?

   Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу (предположения) знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно.

Используется Прием "Верные и неверные утверждения"

Утверждения

верные и неверные

Ответы

До изучения материала (предположения)

После изучения материала

Митоз-деление соматических клеток.

 Размножение- это процесс, свойственный организмам, кроме простейших, обеспечивающий продолжение существования вида.

Половое размножение осуществляется с помощью половых клеток-гамет.

Мхи размножаются спорами.

Зигота-неоплодотворённая яйцеклетка.

Мейоз-деление половых и соматических клеток.

Клеточным циклом называется период жизни клетки от одного деления до следующего.

К бесполому размножению относят спорообразование, фрагментация, бинарное деление, почкование.

При половом размножении не происходит обмен наследственной информацией.

   Переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока.

●Готовятся к началу урока

●Приветствуют преподавателя.

●Актуализируют имеющиееся знания.

●Рассуждают, делают

предположения.

(ученики определяют цели):

  • Более глубоко изучить процесс размножения организмов
  • Сравнить формы размножения организмов
  • Выяснить, в чем отличие полового размножения от бесполого; преимущества и недостатки каждой из форм
  • Выяснить биологическую роль размножения

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.

Обучающиеся оценивают достоверность утверждений, заполняют таблицу.

2.Этап осмысления.

●получение новой информации

●осмысление новой информации

●соотнесение её с  уже имеющимися знаниями

Изучение нового материала.

I. Формы размножения организмов.

Размножение – это воспроизведение себе подобных, обеспечивающее продолжение существования вида. Мы уже выяснили, что существует 2 формы размножения организмов: половое и бесполое.

 А как вы считаете, при какой форме размножения численность особей растет быстрее? Чем отличаются половое и бесполое размножения?

На данном этапе урока мы выявим черты сходства и отличия полового и бесполого размножения.

Задание. Работая с текстом учебника (стр.87-89) заполните в тетради таблицу. Сформулируйте самостоятельно линии сравнения Прием "Сводная таблица"

Линия сравнения

Половое размножение

Бесполое размножение

1. Клеточные источники наследственной информации для развития потомка.

 

 

2. Родители

 

 

3. Потомство

 

 

4. Главный клеточный механизм

 

 

5. Эволюционное значение

 

 

- На основании изученного, сделайте вывод: Какими специфическими чертами обладают разные формы размножения?

Вывод (формулируют обучающиеся):

  1. В бесполом размножении принимает участи одна родительская особь, а в половом размножении- как правило 2 особи (исключение: партеногенез и гермафродитизм).
  2. Главный клеточный механизм при бесполом размножении – митоз; при половом – мейоз.
  3. Бесполое размножение протекает без участия половых клеток; половое-при участии половых клеток-гамет.
  4. При бесполом размножении дочерние организмы являются копиями материнского организма. При половом размножении дочерний организм получает комбинацию генов от обоих родителей и не является их точной копией.
  5. Бесполое размножение встречается у микроорганизмов, грибов, растений и некоторых беспозвоночных. Половое характерно для большинства растений и животных.
  6. Бесполое размножение приводит к быстрому увеличению числа особей. При половом размножении увеличение числа особей происходит медленнее, но особи лучше приспосабливаются к изменению условий среды.
  7. И бесполое, и половое размножение  имеют большое эволюционное значение.

II. Способы бесполого и полового размножения.

А теперь давайте рассмотрим какие способы бесполого и полового размножения существуют.

Прием «Кластер»

Далее преподаватель предлагает обучающимся  выписать ключевые понятия  по половому и бесполому размножению и составить кластер : 1 группа -половое размножение, а 2 группа -бесполое размножение.

1 группа: бесполое размножение, амёба, фрагментация, спорообразование, вегетативное размножение, шизогония, грибы, деление надвое, частями вегетативных органов, белая планария, гидра, стебель, клубень, картофель, луковица, мхи, хвощи, корень.

2 группа: половое размножение, партеногенез, пчёла, гермафродитизм, неоплодотворенная яйцеклетка, зизота, яйцеклетка, сперматозоид, дождевой червь, скальная ящерица, оплодотворение.

Прием "Инсерт"

Задание. Прочитайте информацию в параграфе о строении половых клеток, их формировании, процессе оплодотворения у животных, образованию зиготы.  Во время чтения сделайте пометки на полях:

- Поставьте "V" (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

- Поставьте "+" (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

- Поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами.

"V"

"+"

"?"

 

 

 

- Что нового вы узнали из этой статьи учебника?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Оправдались ли ваши предположения?

Обучающиеся предлагают "линии сравнения", затем определяют наиболее важные и заносят в таблицу.

Обсуждение результатов работы в группах (группы формируются из 4-х человек).

Эмоциональная  разрядка, улучшается настроение.

Ответы обучающихся, предположения.

Обучающиеся составляют кластер бесполого и полового размножения организмов в группах.

Один обучающийся из группы рассказывает схему способа размножения.

Обобщение результатов работы в режиме беседы (ответы обучающихся).

3.Этап

рефлексии.

●целостное осмысление и обобщение полученной информации

●выработка собственного    отношения к изученному материалу и его повтор-ная проблематизация

(новый «вызов»)

●анализ всего

процесса изучения материала

Прием "Верные и неверные утверждения"

- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните вторую колонку таблицы (см. стадию вызов).

Выводы:

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

-Какие вопросы оказались для вас сложными? Почему?

-Что на уроке показалось вам интересным?

Заключение.

Развитие плода у цветковых растений-результат полового размножения. Почему процесс оплодотворения у цветковых растений называется двойным оплодотворением? Чем оплодотворение у животных отличается о  процесса оплодотворения у цветковых растений? Подготовьте эссе на эту тему.

Домашнее задание: Заяц Р.Г. Биология для колледжей, стр.83-91

Индивидуальное домашнее задание. 

Выясните, какими способами у вас размножены комнатные растения , деревья в саду, цветы в палисаднике . 

Обучающиеся отвечают на     вопросы

Обучающиеся отвечают на вопросы и обосновывают своё мнение.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Обучающиеся оценивают уровень

своего эмоционального состояния на уроке.

Обучающиеся определяют уровень своих достижений(Δ, ■, *)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья  о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

Технология развития критического мышления. План урока.

Дисциплина  «ОСНОВЫ  СОЦИОЛОГИИ  И  ПОЛИТОЛОГИИ»Раздел (блок) II.  Основы политологииТема  «Личность  и  политика»В приложении предложены алгоритмы деятельности...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Урок английского языка с использованием технологии развития критического мышления

Урок-круглый стол с использованием технологии развития критического мышления при обучении говорению на старшем этапе обучения...

Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...