Патриотическое воспитание обучающихся колледжа на уроках гуманитарного цикла
статья

Даллакян Дельфина Рафаиловна

        Проблема патриотического воспитания стоит особо остро перед преподавателями гуманитарного цикла. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественную речь, книгу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Даллакян Д.Р.

Выселковский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кропоткинский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

Патриотическое воспитание обучающихся колледжа                                      на уроках гуманитарного цикла

Проблема патриотического воспитания стоит особо остро перед преподавателями гуманитарного цикла. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественную речь, книгу. В содержании дисциплины «Русский язык» есть два типа учебного материала, которые можно использовать для решения проблемы патриотического воспитания: теоретические сведения, например, «Общие сведения о языке», и дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, тексты для комплексного анализа, упражнения учебного пособия по дисциплине «Русский язык».

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Обучающиеся могут прочитать в толковом словаре и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Студенты пишут сочинение- рассуждение на тему «Что значит быть патриотом». При проведении словарно-орфографической работы обращается внимание на лексическое значение слова «Отечество», которое происходит от слова «отец», в то же время привычным является словосочетание «Родина – мать». И здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма.

При изучении иностранного языка у студентов 1 курса формирование патриотических чувств и патриотического самосознания происходит при выполнении заданий по следующим темам: «Описание местоположения объекта» (составление экскурсионного маршрута по родному городу (станице), составление путеводителя по родному краю), «Россия, ее национальные символы, государственное и политическое устройство» (диалог-обмен мнениями «Твое отношение к политике», создание презентации «Россия - наша Родина»), «Научно-технический прогресс», «Достижения и инновации в области естественных наук» (подготовка сообщений, презентаций об известных российских ученых).

Одним из направлений в патриотическом воспитании является воспитание патриотизма через изучение программных произведений на уроках литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. От произведения к произведению преподаватель имеет возможность показать обучающимся, что героическое – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что героическое воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.

Осмысление программных произведений вызывает у ребят чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Уроки литературы ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, воспитывают уважение к родному языку, народным традициям, формируют активную гражданскую позицию и самосознание гражданина-патриота.

Список используемой литературы

  1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 67 с.
  2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
  3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.                                              

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)

В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов  через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...

Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа

Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа    Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации патриотического воспитания студентов...

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Так что же такое «патриотизм»? Если заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию, мы увидим такое определение, как «Патриотизм (от греч. patriótes, patrís – соотечественник, роди...

Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...

Патриотическое воспитание обучающихся ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в процессе изучения специальных дисциплин

В статье рассмаириваются понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", анализируется опыт работы педагага специальных и общепрофессиональных дисциплин по патриотическому воспи...

Цифровое пространство интернета как средство формирования патриотического воспитания обучающихся на уроках литературы

В статье рассказывается о том, как используется интернет-пространство с целью усвоения нового материала на уроках гуманитарного цикла. Приведены примеры использования электронных ресурсов, которые не ...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочной деятельности...