Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии.
статья

Внедрение медиаобразовани — один из важнейших инновационных процессов, необходимость которого продиктована интенсивностью вхождения общества в информационною эпоху развития. Данная статья посвящена анализу основных факторов успешности современного медиаобразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdeystvie_mediaobrazovatelnoy_sredy_na_urokah_himii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии.

Учитель химии ГБОУ СОШ № 349  Двинина Марина Юрьевна

Основная задача современного учителя в настоящее время  - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика, так как  сегодня в центре внимания ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир.

Материально-техническая база и творческий потенциал  школы в наше время позволяют активно внедрять медиаобразовательные технологии. В огромном мире информации обучающиеся должны выделять для себя основное.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения , творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. В своих работах британский ученый Л.Мастерман, говорил, «медиа-это четвертая власть» Приобретенные в результате медиаобразовательных технологий навыков  называются медиаграмотностью. В условиях перехода в ФГОС медиаобразовательная среда представляется наиболее полно отвечающей современным потребностям. Смещение акцента в образовании с усвоения фактографического материала на овладение универсальными способами взаимодействия с окружающим миром выражается в необходимости трансформации направленности учебного процесса и разработки новых способов деятельности учащихся. Одной из ключевых тенденций в развитии российского образования сегодня становится переход от традиционной (дать ученику глубокие, прочные, разносторонние, академические знания) к развивающей системе взглядов.  Трансформация ключевых задач отечественной педагогики отражена во ФГОС, которые характеризуются уходом от триады «знание-умение-навыки» к концептуализации образовательного процесса в формировании универсальных учебных действий (коммуникативных, когнитивных, знаково-символических, регулятивных). Ведущей задачей в данном процессе является формирование познавательной самостоятельности и умения учиться, то есть воспитания способности к саморазвитию и самореализации и достижению предметных, личностных и метапредметных результатов.

В условиях перехода в ФГОС медиаобразовательная среда представляется наиболее полно отвечающей современным потребностям. Смещение акцента в образовании с усвоения  материала на овладение универсальными способами взаимодействия с окружающим миром выражается в необходимости трансформации направленности учебного процесса и разработки новых способов деятельности учащихся. Ведущей задачей в данном процессе является формирование познавательной самостоятельности и умения учиться, то есть воспитания способности к саморазвитию и самореализации и достижению предметных, личностных и метапредметных результатов.

Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Эффективность образования касается личного успеха и реализации личностного потенциала каждого участника образовательного процесса. Преподаватель остается критичным звеном процесса обучения, однако внедрение информационных технологий в процесс  образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

Использование на уроках химии медиаобразовательных технологий помогают решить познавательные и учебные задачи:

  1. Формирование мотивации к предмету.
  2. Обеспечение качества усвоения предмета.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Создание атмосферы успешности.
  5. Организация деятельности, направленная на самореализацию личности.
  6. Развитие общенаучной направленности.

При использовании  мультимедиа:

  1. Усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся.
  2. Мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету.
  3. Предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников.
  4. Выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями.
  5. Создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.
  6. Создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования.
  7. Ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности.
  8. Предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей.

На уроках можно использовать  различные виды деятельности:

  1. Компьютерные тесты.
  2. Слайд-тестирование.
  3. Учебные презентации.
  4. Видеоролики.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по химии нам необходимо помнить:

  • На уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал, например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких химических процессах.
  • На уроке закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы (учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы).

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках.

Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность.

Применение мультимедийных технологий необходимо, они способствуют:

  1. Совершенствованию практических умений и навыков.
  2. Позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения.
  3. Повышают интерес к урокам химии.
  4. Активизируют познавательную деятельность учащихся.
  5. Делают уроки современными.

Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:

  1. Дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях         и процессах.
  2. Повысить роль наглядности в учебном процессе.
  3.  Удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся.
  4. Повысить         темп         урока.
  5. Увеличить долю самостоятельной работы учащихся.
  6. Углубить степень отработки практических умений и навыков.
  7. Вести дифференцированную работу с каждым учеником.
  8. Выявить         пробелы.
  9. Повысить         качество         обучения.

Список литературы

1. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы. 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания.(химия в общеобразовательной школе) (по педагогическим наукам)АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени
доктора педагогических наук Москва 2004. с. 41

2. Журин А.А. «Элементы медиаобразования на уроках химии» с.22 научно-методический журнал «Химия в школе» №1январь 1998г

3. Журин А.А. « Элементы медиаобразования на уроках химии» с.22 научно-методический журнал «Химия в школе» №5 июль 1998г. С.31

4. Журин А.А. « Элементы медиаобразования на уроках химии» с.41 научно-методический журнал «Химия в школе» №6 октябрь 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока Химия за чайным столом

Урок-конспект Химия за чайным стлом...

Формирование ключевых компетенций на уроках химии.

Формирование  ключевых компетенций на уроках химии. В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционно-техно...

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ

Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих  специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО  на примере Ка...

Презентация к статье "Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии."

Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии...

Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии

методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...

Технологическая карта учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «Химия» На тему: «Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии» укрупненной группы 23.00.00 Техника технология наземного транспорта специальность

На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, тр...