План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»
план-конспект занятия
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_27.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОУ ДВб.12 ГЕОГРАФИИ
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся гр. 101-112, курс 1,
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
40.02.02 Правоохранительная деятельность
дата проведения (№ занятия по учебному плану) № 27
преподаватель Калякин В.П.
Тема Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.
Цель занятия: сформировать у студентов общее представление о разнообразии стран Америки; совершенствовать навыки составлять характеристику ЭГП государства, оценивать его природно-ресурсный потенциал;
- сформировать у студентов систему знаний об особенностях отраслевой структуры и территориальной организации хозяйства США; совершенствовать навыки работы студентов с источниками географической информации при составлении характеристик отраслей и регионов; продолжить формирование практических умений студентов работать с картами атласа.
Задачи занятия: формирование основополагающих теоретических знаний и представлений о географическом облике региона, его физико- и экономико-географических характеристиках, основных этапах его освоения, особенностях жизни, культуры и хозяйственной деятельности.
Обучающая:
сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения и хозяйства (т.н. «образ региона»);
Воспитательная:
- воспитание толерантности к странам Северно-Американского региона;
- формирование навыков сотрудничества;
Развивающая:
- совершенствовать навыки работы с картами, статистическими материалами, иными источниками информации;
- расширение кругозора;
Междисциплинарные связи: История, Обществознание.
Внутридисциплинарные связи: Физическая география.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
Таблица 1.
Наименование вопроса (или тестового задания) |
Тесты:
А) Конакри; Б) Монровия; В) Рабат; Г) Аккра.
А) Лагос; Б) Каир; В) Кейптаун; Г) Алжир. 4. Назовите бывшую колонию Франции: А) Ливия; Б) Алжир; В) ЮАР; Г) Сенегал. 5. Какие из указанных отраслей определяют лицо ЮАР в международном географическом разделении труда? А) нефтяная промышленность; Б) угольная промышленность; В) цветная металлургия; Г) лесная промышленность. 6. Укажите государства Медного пояса Африки: А) Замбия; Б) ДР Конго; В) Зимбабве; Г) ЮАР. Ответ: 1- В; 2- А; 3- Б; 4- Б;В; 5- А,Б; |
2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Таблица 2.
Наименование изучаемого вопроса | Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу | Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы) |
Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство. |
а) Все страны, входящие в организацию НАФТА; б) все страны материка Северная Америка; в) Мексику и США; г) США и Канаду.
а) Более 300 млн чел.; б) более 1 млрд чел.; в) 280 млн чел.; г) 30,5 млн чел.
а) Мексика - река Гудзон; б) Куба - озеро Г урон; в) Канада - озеро Верхнее; г) Россия - Гибралтарский пролив; д) Дания - море Бофорта.
а) Большая часть негритянского населения проживает на Западе США. б) Численность населения США равна численности населения Франции и Великобритании, вместе взятых. в) Быстрее всего растет население таких штатов, как Техас, Калифорния и Флорида. г) Современная американская нация - это результат этнического смешения европейских переселенцев и индейцев. д) Резкое преобладание мужского населения США над женским отмечается в возрастной группе 50-54 года.
а) Бостон - Северо-Восточный; б) Вашингтон - Калифорнийский; в) Чикаго - Приозерный; г) Детройт - Калифорнийский; д) Нью-Йорк - Приозерный. Ответы: 1. г 2. А 3. В 4. В 5. а, в | Источники (если имеются) Основная литература В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017 [2], с.306-320, с.326-338 Дополнительная литература Н..Н. Петрова География (современный мир)., 1.Атлас. География.10 класс. М.: Дрофа.2016. 2.Рабочая тетрадь по дисциплине «География» Интернет ресурсы http://www/rgo.ru/cgi-bin/index.cgi |
Северная Америка.
Понятие «Северная Америка» в социально-экономической географии включает в себя только США и Канаду. Этот регион занимает территорию 19,4 млн. км с населением 300 млн. человек.
По размерам территории США занимает четвертое место среди стран мира. В их состав входят три части: основная территория (или собственно США), Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.
Экономико-географическое положение США весьма выгодное. Это объясняется наличием широкого фронта морских границ, естественных гаваней и положением страны между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей. По государственному строю США - федеративная республика, состоящая из 50 штатов.
По численности населения США занимает третье место в мире. Страна относится ко первому типу воспроизводства, но 30% естественного прироста населения достигается за счет иммиграции.
Массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения. В США живут представители различных этнических групп, которые ученые-этнографы объединяют их в три большие группы: американцы (потомки переселенцев разных национальностей), переходные иммигранты (люди сравнительно недавно переселившиеся в США), жители-аборигены. Национальный состав жителей определяет различие в вероисповедании.
Размещение населения США определяется географией городов. США - типичная страна городских агломераций. Их в стране насчитывается около 35, где проживает более половины городского населения. В США начался процесс субурбанизации, проявляющийся в том, что в центральных частях городов население убывает, а в пригородных зонах возрастает.
В США в 50-е гг. XX в. географы отметили формирование более крупных городских образований - мегаполисов. В настоящее время в стране насчитывается три мегаполиса: СевероВосточный (от Бостона до Вашингтона), Приозерный (между Чикаго и Питтсбургом) и Калифорнийский (Сан-Франциско - Сан-Диего).
Сельское население США живет на отдельно расположенных фермах. По условиям быта сельское население не особенно отличается от городского.
В настоящее время США занимает первое место по объему ВВП, по объему промышленного производства, по уровню научно-технического потенциала и выпуску высокотехнологичной наукоемкой продукции, по развитию непроизводственной сферы, по финансовой мощи и степени воздействия на мирохозяйственные связи.
Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется на выпуск как массовой, серийной продукции, так и особо сложной, уникальной. В промышленности США представлены все существующие отрасли, подотрасли и виды производства. Среди них выделяют: во-первых, автомобилестроение, во-вторых, авиаракетно-космическую промышленность, в-третьих, микроэлектронику, в-четвертых, биотехнологию и биоиндустрию.
По размерам сельского хозяйства США превосходят любую другую страну мира. Производительность труда в агробизнесе растет быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает продовольствием не только страну, но и дает значительную продукцию для импорта. На США приходится около половины мирового экспорта зерна. Основной тип сельского хозяйства - это ферма, производящая главную часть продукции на продажу. При этом в условиях агробизнеса получила большое развитие постадийная специализация, когда происходит расчленение единого производственного процесса на отдельные звенья.
По развитию всех видов транспорта США занимает ведущее место в мире. Транспортная система США (совместно с Канадой) образует особый североамериканский тип. Для нее характерно развитие всех видов транспорта, большие размеры перевозок грузов и пассажиров, длительность этих перевозок.
Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг, доля которой в ВВП превысила 70%.
На территориальную структуру хозяйствования США оказывают влияние такие факторы, как наукоемкий, экологический и ЭГП. Для современного географического рисунка хозяйства США, в отличие от зарубежной Европы, характерна концентрация экономической жизни в «окраинных» приокеанских и приозерных районах.
Природно-ресурсные предпосылки для развития промышленности в США очень благоприятны. Бассейны и месторождения полезных ископаемых широко распространены по всей стране.
Особую роль в экономике США играет международный туризм. США по развитию международного туризма уступает только зарубежной Европе. Особенно развит соседский туризм с Канадой. Большое развитие получил внутренний туризм, сильно развита индустрия гостеприимства, включая автосервис.
США обладают большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные районы. Главные районы приморского туризма - Флорида, Калифорния и Гавайи, горного - Штаты Запада, приозерного - штаты Приозерья.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:
Экономический регион Северная Америка - это США и Канада.
Северная Америка имеет благоприятные социально-экономические условия для жизни и деятельности людей.
Страны североамериканского региона относятся ко второму типу воспроизводства населения с высоким уровнем урбанизации.
США и Канада являются постіндустріальними странами-лидерами по хорошо выраженными признаками таких стран.
Высокий уровень хозяйственного развития стран североамериканского региона влияет на ход всех экономических процессов в мире.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.306-320, с.326-338
Преподаватель ___________________
подпись ио фамилия
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Цикловой комиссии
ОО, ОГСЭ и МиОЕН
ГБПОУ Юридический коллеж
от ___ ____________ 201__ г. № ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»
План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Характеристика научно-технической революции. Современное мировое хозяйство.»
План - конспект учебного занятия по теме «Характеристика научно-технической революции. Современное мировое хозяйство.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Африки. Субрегионы Африки.»
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Африки. Субрегионы Африки.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»
План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»...