План - конспект учебного занятия по теме «Городское и сельское население.»
план-конспект занятия

План - конспект учебного занятия по теме «Городское и сельское население.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_9_geografiya_2019_.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по __ ОУДВб.12     ГЕОГРАФИИ _

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1_,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                             40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 9_

преподаватель Калякин В.П.

Тема: Городское и сельское население.

Цель занятия: сформировать представление о городском и сельском населении; ознакомить учащихся с основными видами городского и сельского расселения.

Задачи занятия:

Обучающая: сформировать умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

Воспитательная: сформировать патриотизм, уважения к другим народам и культурам.

Развивающая: умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы;

Междисциплинарные связи: История, Обществознание.

Внутридисциплинарные связи: Физическая география.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

  1. Какие главные показатели, характеризуют размещение населения?

2. Какими факторами объясняется неравномерность размещения населения на Земле?

3. Каковы особенности современных миграций?

4. Что вам известно о миграциях, связанных с «утечкой умов» («интеллектуальная миграция»)?

5. Какие регионы и страны притягивают людей в наши дни? Почему?

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

1. Городское и сельское население.

 2. Формы сельского расселения.

3. Городское расселение.

1.Наибольшее число регионов с высокой плотностью населения на материке:
A) Евразия
B) Южная Америка
C) Африка
D) Австралия
E) Северная Америка
2. Самые распространенные из мировых религий:
A) Индуизм и Ислам
B) Даосизм и Христианство
C) Христианство и Ислам
D) Ислам и Буддизм
E) Буддизм и Синтоизм
3. Главный центр притяжения трудовых ресурсов Зарубежной Азии:
A) «Новые Индустриальные страны»
B) Страны Персидского залива
C) Страны Юго- Восточной Азии
D) Китай
E) Южная Азия
4. Главный очаг эмиграции ХІХ века.
A) Западная Европа
B) Восточная Азия
C) Северная Америка
D) Восточная Европа
E) Юго-Западная Азия
5. Демографическая политика – это:
A) Миграция
B) Перепись населения
C) Демографический кризис
D) Демографический взрыв
E) система административных, экономических и других мер.

Ответы  1-А    2-С      3 -В    4 -А    5-Е

Источники

Основная литература Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017. 

Дополнительная литература Петрова Н.Н. География (современный мир). 5-е изд.перераб. и доп.- М.:ФОРУМ, 2015. 

Интернет ресурсы http://www/encarta.com/

Городское и сельское население.

По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.

Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается 15-20 млн.. Они различны по величине, форме, специализации хозяйства.

Существуют две формы сельского расселения:

  • групповая (деревенская) - наиболее характерна для стран Центральной и Южной Европы, России, Японии, а также для большинства развивающихся стран;
  • рассеянная (ферма) - наиболее распространены в США, Канаде, Австралии, странах Северной Европы.

В районах кочевого скотоводства постоянные поселения вообще отсутствуют.

Городское расселение. С развитием индустрии в городах концентрировалось промышленное производство, формировалась инфраструктура, развивались транспортные связи. Города постепенно становились центрами притяжения для всей окружающей территории, возрастала их роль в территориальной организации хозяйства. Сегодня функции крупных городов расширились. Они являются промышленными, культурными, научными, административными центрами, транспортными узлами. Большинство городов - многофункциональные. Однако есть города, имеющие "специализацию", - однофункциональные. К ним относятся горнопромышленные центры, города-курорты, научные центры, некоторые столицы.

Определение города в разных странах различно. Например, в США городом считается поселение свыше 2,5 тыс. человек, в Индии - свыше 5 тыс., Нидерландах - 20 тыс., Японии - 30 тыс., а в Швеции, Дании, Финляндии - лишь более 200 человек. В России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения (промышленность, сфера обслуживания) – 12 тыс. человек.

В настоящее время размещение населения все более определяется географией городов, они постепенно становятся основной формой расселения людей.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

В течение XX века численность городского населения возросла от 220 млн. человек до 2276 млн. человек, а доля жителей городов во всем населении выросла от 14% до 45%. При этом доля сельского населения упала соответственно с 86% до 55%.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.80-89

Преподаватель                                                                 _В.П. Калякин_

                                        подпись                                                ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»

План- конспект учебного занятия по теме «Размещение и миграция населения. Урбанизация.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»

План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика США и Канады. Население. Хозяйство.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика Латинской Америки. Население. Хозяйство.»...