Экология
учебно-методическое пособие

Осипов Михаил Борисович

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ekologiya_2017.doc155 КБ
Microsoft Office document icon rp_eop-_m_2017.doc145 КБ
Microsoft Office document icon rp_eop-_sv_2017.doc144 КБ
Microsoft Office document icon rp_eop-_em_2017.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

БД.08 ЭКОЛОГИЯ

для специальности

26.02.03 Судовождение

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

г. Печора

2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок, 26.02.04 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Осипов Ь.Б.., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

11

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Экология»

  1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики базовой подготовки, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ-

ностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоох-

ранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной

жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология», обеспечивает достижении студентами следующих результатов:

личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для

человека и общества;

−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,

бытовой и производственной деятельности человека;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

межпредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения

поставленных целей и задач;

предметных:

−− сформированность представлений об экологической культуре как условии

достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,

экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и

оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения

окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,

моральной ответственности за экологические последствия своих действий в

окружающей среде;

−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 55 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ»

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

55

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

лабораторные  работы

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме зачета

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ЭКОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

55

Введение

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

2

Тема 1.

Экология как научная дисциплина

Содержание учебного материала:

12

1

Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

2

2

Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

3

Экологические проблемы: региональные и глобальные.

Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

Практическое занятие

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

2.Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз-

можные способы решения проблем.

4

Тема 2.

Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала:

20

1

Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

2

2

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье

городского человека.

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

2

3

Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность.

2

4

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

5

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

Практическое занятие

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Причины возникновения экологических проблем в городе.

Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

8

Тема 3.

Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала:

10

1

Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

2

2

Способы решения экологических проблем в рамках

концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.

2

Практическое занятие

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции  устойчивого развития.

2. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

2

Раздел 2.

Тема 4.

Охрана природы

Содержание учебного материала:

10

1

История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

2

2

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны.

2

3

Охрана водных ресурсов в России

2

4

Охрана почвенных ресурсов в России

2

5

Охрана лесных ресурсов в России

2

6

Возможности управления экологическими системами.

2

7

Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические

проблемы России.

Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

1

Самостоятельная работа обучающихся: 

 Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

2

Зачет

1

Всего:

55

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ» 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины: имеется учебный кабинет химии- биологии; лаборатория химии- биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «      »;

Технические средства обучения:

- компьютер

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

1.Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.

2.Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

3.Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

4.Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

5.Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Общая биология. - М.: Дрофа, 2000.

2.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений - М.: Академия (совместно с ВШ, 1999.)

3.Хомченко ИГ Общая экология.- М.:ООО «Издательство Новая Волна»:Издатель Умеренков,2008.

Интернет-ресурсы:

1.him.1september.ru

2.  www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

3.www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

4.www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос-

сии).

5.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Экология» обучающийся должен

знать/понимать:

-роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

-особенности среды обитания человека и ее основных компонентов.

-собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека».

    уметь:

-выявлять региональные экологические проблемы

и указывать причины их возникновения

-находить возможные пути снижения последствий на окружающую среду

-определять экологические параметры современного

человеческого жилища.

-формировать собственную позицию по отношению

к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

Формы контроля обучения:

- практические занятия;

- тестовые задания по соответствующим темам

- оценка выполнения самостоятельных работ;

- текущий индивидуальный опрос;

- зачет.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная оценка.



Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЕН.03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

для специальности

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

г. Печора

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок,

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Осипов М.Б.., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок», входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплины математического и общего естественнонаучного цикла (ЕН.03).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учётом специфики природно-климатических условий;

- грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь организмов и среды обитания, принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, условия устойчивого состояния экосистем, организационные и правовые средства охраны окружающей среды.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часа;

обязательных практических работ 10 часов;

самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося 16 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном языке.


ПК 1.1.

Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических  установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.

ПК 1.3.

Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования.

ПК 1.5.

Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.

ПК 3.2.

Руководить работой структурного подразделения.

ПК 3.3.

Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

10

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

Внеаудиторная самостоятельная работа

16

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета    

3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Состояние окружающей среды России

52

Тема 1.1.

Понятие о биосфере и биогеоценозе

Содержание учебного материала:

10

1

Значение экологических знаний. Факторы окружающей среды, взаимосвязь организмов и среды обитания.

8

1

2

Условия устойчивого состояния экосистем. Биосфера. Биогеоценоз. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий

Практические занятия:

Способы захоронения отходов.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Экология и здоровье человека.

2

Тема 1.2.

Атмосфера: состав, строение и изменения

Содержание учебного материала:

8

1

Строение и состав атмосферы. Причины и классификация загрязнений атмосферы

6

1

2

Методы снижения хозяйственного воздействия на атмосферу. Парниковый эффект

Практические занятия:

Влияние выхлопных газов на здоровье человека и окружающую среду.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Озоновый слой атмосферы

2

Тема 1.3.

Водная среда обитания

Содержание учебного материала:

12

1

Специфика и основные характеристики гидросферы. Типы загрязнения водной среды

10

1

2

Принципы рационального использования гидросферы. Обработка сточных вод. Технические средства защиты морской среды от загрязнения

3

Организационные и правовые средства охраны гидросферы. Меры борьбы с разлитой нефтью

Практические занятия: .Предупреждение загрязнения водоемов сточными водами.

1

Практические занятия: Предупреждение загрязнения водоемов нефтесодержащими водами.

1

Практические занятия: Меры борьбы с разлитой нефтью

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Вода как компонент внутренней среды организмов. Круговорот воды в природе. Водные ресурсы и темпы их использования

2

Тема 1.4.

Почва как среда обитания

Содержание учебного материала:

6

1

Состав и строение почвы. характеристики и население почвы. Ресурсы планеты. Загрязнение почв. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: Гигиеническое значение почвы

2

Тема 1.5.

Флора и фауна планеты

Содержание учебного материала:

10

1

Природные зоны. Растительный и животный мир планеты. Редкие и вымирающие виды растений и животных и их охрана. «Красная книга» природы

6

1

Самостоятельная работа обучающихся: Заповедники, заказники и национальные парки

4

Тема 1.6.

Энергетика и экология

Содержание учебного материала:

6

1

1

Энергетика и экология. АЭС. Радиационная проблема и способы ее разрешения. Биологическое действие радиации

4

Практические занятия: Альтернативные источники энергии.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Экологически чистые способы получения энергии. Атомная энергетика: за и против

2

Раздел 2 Правовые вопросы экологической безопасности

10

Тема 2.1.

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала:

10

1

Нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией

8

1

2

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды

3

Природоохранный надзор. Экологический кодекс России

4

Декларация конференции ООН по окружающей среде и ее развитию

Практические занятия: Изучение нормативно-правовой документации по охране окружающей среды

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Экологическая экспертиза. Заповедное дело в России. Экологическая культура человека

2

Всего:

62

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Реализация учебной дисциплины: наличие учебного кабинета  Химия- биология

Оборудование учебного кабинета: географические глобус и карты

Технические средства обучения: компьютер , экран.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М., 2003
  2. Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М., Просвещение. 1995
  3. РРР, Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания, М.: Марин инжиниринг сервис, 1995

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Правила Российского Речного регистра
  3. Правила плавания по внутренним водным путям РФ
  4. Санитарные правила для речных судов
  5. Наставления по предотвращению загрязнений водных объектов с судов внутреннего плавания.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учётом специфики природно-климатических условий

Тестирование

грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией

Оценка выполнения домашней работы

Усвоенные знания:

взаимосвязь организмов и среды обитания

Тестирование

принципы рационального природопользо-вания, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу

Оценка выполнения домашней работы

условия устойчивого состояния экосистем

Тестирование

организационные и правовые средства охраны окружающей среды

Оценка выполнения практического задания



Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЕН.03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

для специальности

26.02.03 Судовождение

г. Печора

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности  26.02.03 «Судовождение»,

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Осипов М.Б.., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 26.02.03 «Судовождение», входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплины математического и общего естественнонаучного цикла (ЕН.03).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учётом специфики природно-климатических условий;

- грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь организмов и среды обитания, принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, условия устойчивого состояния экосистем, организационные и правовые средства охраны окружающей среды.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 53 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 29 часов;

обязательных практических работ 10 часов;

самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося 14 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.


ПК 1.3.

Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.

ПК 2.7.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды

ПК 3.2.

Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса.

 

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

53

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

10

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

в том числе:

Внеаудиторная самостоятельная работа

14

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета    

3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Состояние окружающей среды России

50

Тема 1.1.

Понятие о биосфере и биогеоценозе

Содержание учебного материала:

8

1

Значение экологических знаний. Факторы окружающей среды, взаимосвязь организмов и среды обитания.

6

1

2

Условия устойчивого состояния экосистем. Биосфера. Биогеоценоз. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий

Практические занятия:

Способы захоронения отходов.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Экология и здоровье человека.

2

Тема 1.2.

Атмосфера: состав, строение и изменения

Содержание учебного материала:

8

1

Строение и состав атмосферы. Причины и классификация загрязнений атмосферы

6

1

2

Методы снижения хозяйственного воздействия на атмосферу. Парниковый эффект

Практические занятия:

Влияние выхлопных газов на здоровье человека и окружающую среду.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Озоновый слой атмосферы

2

Тема 1.3.

Водная среда обитания

Содержание учебного материала:

14

1

Специфика и основные характеристики гидросферы. Типы загрязнения водной среды

12

1

2

Принципы рационального использования гидросферы. Обработка сточных вод. Технические средства защиты морской среды от загрязнения

3

Организационные и правовые средства охраны гидросферы. Меры борьбы с разлитой нефтью

Практические занятия: .Предупреждение загрязнения водоемов сточными водами.

1

Практические занятия: Предупреждение загрязнения водоемов нефтесодержащими водами.

1

Практические занятия: Меры борьбы с разлитой нефтью

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Вода как компонент внутренней среды организмов. Круговорот воды в природе. Водные ресурсы и темпы их использования

2

Тема 1.4.

Почва как среда обитания

Содержание учебного материала:

6

1

Состав и строение почвы. характеристики и население почвы. Ресурсы планеты. Загрязнение почв. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: Гигиеническое значение почвы

2

Тема 1.5.

Флора и фауна планеты

Содержание учебного материала:

4

1

Природные зоны. Растительный и животный мир планеты. Редкие и вымирающие виды растений и животных и их охрана. «Красная книга» природы

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: Заповедники, заказники и национальные парки

2

Тема 1.6.

Энергетика и экология

Содержание учебного материала:

4

1

Энергетика и экология. АЭС. Радиационная проблема и способы ее разрешения. Биологическое действие радиации

2

1

Практические занятия: Альтернативные источники энергии.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Экологически чистые способы получения энергии. Атомная энергетика: за и против

2

Раздел 2 Правовые вопросы экологической безопасности

9

Тема 2.1.

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала:

9

1

Нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией

7

1

2

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды

3

Природоохранный надзор. Экологический кодекс России

4

Декларация конференции ООН по окружающей среде и ее развитию

Практические занятия: Изучение нормативно-правовой документации по охране окружающей среды

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Экологическая экспертиза. Заповедное дело в России. Экологическая культура человека

2

Всего:

59

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Реализация учебной дисциплины: наличие учебного кабинета  Химия- биология

Оборудование учебного кабинета: географические глобус и карты

Технические средства обучения: компьютер , экран.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М., 2003
  2. Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М., Просвещение. 1995
  3. РРР, Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания, М.: Марин инжиниринг сервис, 1995

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Правила Российского Речного регистра
  3. Правила плавания по внутренним водным путям РФ
  4. Санитарные правила для речных судов
  5. Наставления по предотвращению загрязнений водных объектов с судов внутреннего плавания.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учётом специфики природно-климатических условий

Тестирование

грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией

Оценка выполнения домашней работы

Усвоенные знания:

взаимосвязь организмов и среды обитания

Тестирование

принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу

Оценка выполнения домашней работы

условия устойчивого состояния экосистем

Тестирование

организационные и правовые средства охраны окружающей среды

Оценка выполнения практического задания



Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЕН.03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

для специальности

26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики”

г. Печора

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности  26.02.03 «Судовождение»,

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Осипов М.Б.., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплины математического и общего естественнонаучного цикла (ЕН.03).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учётом специфики природно-климатических условий;

- грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь организмов и среды обитания, принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, условия устойчивого состояния экосистем, организационные и правовые средства охраны окружающей среды.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;

обязательных практических работ 10 часов;

самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося 18 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.


ПК 1.1.

Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.

ПК 1.2.

Измерять и настраивать электрические цепи и электронные узлы.

ПК 1.3.

Выполнять работы по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики.

ПК 1.4.

Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики.

ПК 1.5.

Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.

ПК 3.1.

Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

ПК 3.2.

Применять средства по борьбе за живучесть судна.

ПК 3.3.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.

ПК 3.4.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.

ПК 3.5.

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

ПК 3.6.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.

ПК 3.7.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

10

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

Внеаудиторная самостоятельная работа

18

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета    

3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Состояние окружающей среды России

46

Тема 1.1.

Понятие о биосфере и биогеоценозе

Содержание учебного материала:

10

1

Значение экологических знаний. Факторы окружающей среды, взаимосвязь организмов и среды обитания.

8

1

2

Условия устойчивого состояния экосистем. Биосфера. Биогеоценоз. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий

Практические занятия:

Способы захоронения отходов.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Экология и здоровье человека.

2

Тема 1.2.

Атмосфера: состав, строение и изменения

Содержание учебного материала:

8

1

Строение и состав атмосферы. Причины и классификация загрязнений атмосферы

4

1

2

Методы снижения хозяйственного воздействия на атмосферу. Парниковый эффект

Практические занятия:

Влияние выхлопных газов на здоровье человека и окружающую среду.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Озоновый слой атмосферы

4

Тема 1.3.

Водная среда обитания

Содержание учебного материала:

14

1

Специфика и основные характеристики гидросферы. Типы загрязнения водной среды

12

1

2

Принципы рационального использования гидросферы. Обработка сточных вод. Технические средства защиты морской среды от загрязнения

3

Организационные и правовые средства охраны гидросферы. Меры борьбы с разлитой нефтью

Практические занятия: .Предупреждение загрязнения водоемов сточными водами.

1

Практические занятия: Предупреждение загрязнения водоемов нефтесодержащими водами.

1

Практические занятия: Меры борьбы с разлитой нефтью

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Вода как компонент внутренней среды организмов. Круговорот воды в природе. Водные ресурсы и темпы их использования

2

Тема 1.4.

Почва как среда обитания

Содержание учебного материала:

4

1

Состав и строение почвы. характеристики и население почвы. Ресурсы планеты. Загрязнение почв. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: Гигиеническое значение почвы

2

Тема 1.5.

Флора и фауна планеты

Содержание учебного материала:

6

1

Природные зоны. Растительный и животный мир планеты. Редкие и вымирающие виды растений и животных и их охрана. «Красная книга» природы

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: Заповедники, заказники и национальные парки

4

Тема 1.6.

Энергетика и экология

Содержание учебного материала:

4

1

1

Энергетика и экология. АЭС. Радиационная проблема и способы ее разрешения. Биологическое действие радиации

2

Самостоятельная работа обучающихся: Экологически чистые способы получения энергии. Атомная энергетика: за и против

2

Раздел 2 Правовые вопросы экологической безопасности

8

Тема 2.1.

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала:

8

1

Нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией

6

1

2

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды

3

Природоохранный надзор. Экологический кодекс России

4

Декларация конференции ООН по окружающей среде и ее развитию

Практические занятия: Изучение нормативно-правовой документации по охране окружающей среды

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Экологическая экспертиза. Заповедное дело в России. Экологическая культура человека

2

Всего:

54

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Реализация учебной дисциплины: наличие учебного кабинета  Химия- биология

Оборудование учебного кабинета: географические глобус и карты

Технические средства обучения: компьютер , экран.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М., 2003
  2. Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М., Просвещение. 1995
  3. РРР, Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания, М.: Марин инжиниринг сервис, 1995

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Правила Российского Речного регистра
  3. Правила плавания по внутренним водным путям РФ
  4. Санитарные правила для речных судов
  5. Наставления по предотвращению загрязнений водных объектов с судов внутреннего плавания.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учётом специфики природно-климатических условий

Тестирование

грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией

Оценка выполнения домашней работы

Усвоенные знания:

взаимосвязь организмов и среды обитания

Тестирование

принципы рационального природопользо-вания, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу

Оценка выполнения домашней работы

условия устойчивого состояния экосистем

Тестирование

организационные и правовые средства охраны окружающей среды

Оценка выполнения практического задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Экология и автомобиль"

Содержит тематическое и календарно-тематическое планирование учебного материала для профессий автомеханик....

Рабочая программа Экология и автомобиль

Программа "Экология и автомобиль" ФГОС-3 для профессии "Автомеханик"...

Программа элективного курса по экологии «Экология человека»

Данный элективный курс может преподаваться учащимся биолого-химических, биолого-медицинских, гуманитарных классов, так как соответствует целям обучения и уровню мышления школьников. Программа электив...

Методическая разработка урока по экологии "Экология и энергосбережение"

Познакомить учащихся с проблемами нерационального использования человеком энергии и возможностями альтернативного использования энергоресурсов, показать значимость применения знаний в области энергоэф...

Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА».

Методическая разработка «ЭкологИЯ»     Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА»....

Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии человнка на тему "Предмет гигиены и экологии" для преподавания в среднем профессональном образовательном учреждении.

Данная презентация сопровождает проведение теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентов медицинских колледжей....

Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии на тему "Предмет гигиены и экологии"

Данная презентация предназначается для проведения теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентво специальности Сестринсоке дело медицинского колледжа.  Учеб...