Рабочая программа по анатомии, СПО
рабочая программа

Аникеева Юлия Алексеевна
Рабочая программа по анатомии, СПО, Специальность - 49.02.01 «Физическая культура».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.01_rp_anatomiya_fk_2019.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая профессиональная

образовательная организация

«ПОДОЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-СПОРТИВНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

                                                                                                       

Утверждаю

 Директор АНПОО «ПССК»

                                                                                               _________ Андрейцев М.Г. «___» ___________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 01 «АНАТОМИЯ»

Специальность  -  49.02.01  «Физическая культура»

Уровень образования   -   среднее профессиональное образование

Срок получения образования  на базе

среднего общего образования  - 2 года 10 месяцев

Уровень подготовки  - углубленный

Форма обучения – очная

Квалификация выпускника: педагог по физической культуре и спорту

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Подольск, 2018

Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия» разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденным приказом Минобрнауки России от 11 августа 2014 г. №  976;

- Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 464  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; 

- учебным планом, составленным на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура.

Рассмотрена на заседании ПЦК «Физическая культура».

Протокол  №_____ «_____»______________20___г.

Организация - разработчик:  АНПОО «Подольский социально-спортивный колледж».


Оглавление

Оглавление………………………………………………………………………………….........3

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………4

1.1. Область применения программы…………………………………………………………..4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)…………………………………………...4

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования  к результатам освоения дисциплины……....4

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины…….5

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………………………………6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины………………………………...7

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….15

3.1. Требования к минимальному материально-техническому  обеспечению реализации дисциплины……………………………………………………………………………………..15

3.2. Информационное обеспечение обучения (Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)…………………………………………..15

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…16

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………17

5.1. Образовательные технологии, используемые  в аудиторных занятиях………………..17

5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………………………………………………18

6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………………… ..19

Приложения

1. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..20

2. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……...23

         

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"АНАТОМИЯ".

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 «Физическая культура» (уровень подготовки углубленный).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина «Анатомия» изучается в профессиональной подготовке и  входит в состав профессионального учебного цикла (ОП-01).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования  к результатам освоения дисциплины

Настоящая программа подготовлена с учетом требований к преподаванию дисциплины «Анатомия». При разработке использованы межпредметные связи, что значительно облегчает изложение и усвоение материала.

        Целью освоения дисциплины «Анатомия» является формирование

систематизированных знаний в области анатомии человека.

Исходя из указанной цели, определяются задачи: 

- вооружить студентов знаниями об особенностях строения и функции основных, органов, систем органов и тканей органов, их нервной регуляции и кровоснабжения;

- научить студентов распознавать топографическое положение органов, согласно обозначенным ориентирам: плоскостям, частям тела, полостям и областям, отдельным выступам скелета;

- сформировать у студентов понимания взаимосвязи между строением и функцией органов;

- привить студентам навыки работы с текстами учебников, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

В результате изучения дисциплины «Анатомия» студент должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- определять возрастные особенности строения организма человека;

- применять знания по анатомии в профессиональной деятельности;

- определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

- отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;

знать:        

- основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии и анатомии человека;

- строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с анализаторами;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;

- анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

- динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

- способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков.

Студент после освоения содержания дисциплины должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

а) общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

б) профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

-максимальная учебная нагрузка обучающегося - 205  часов, в том числе:

-обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 137 часов;

-самостоятельная работа обучающегося - 68 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Объем  часов

       

1 семестр

2 семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего):

205

85

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

в том числе:

лекционные занятия

практические занятия

137

63

54

57

23

34

80

40

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:  самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение аудиторного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.) (СР)

68

28

40

Вид промежуточной аттестации

дифференцированный зачет, контрольная работа

дифференцированный зачет курсовая работа

 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение. Анатомия как наука

Содержание учебного материала

Введение. Анатомия. История развития анатомии. Методы исследования. Гистология. Цитология. Эмбриология. Морфология. Нормальная, патологическая, топографическая, пластическая, возрастная, динамическая, спортивная анатомия.

2

1

Самостоятельная работа

История развития анатомии (доработка конспекта лекции).

2

Раздел 1.  Уровни организации живого организма

Клетка. Органоиды клетки. Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная,  нервная. Внутренняя среда организма. Органы. Системы органов. Организм. Плоскости, симметрии тела. Основные анатомические термины.

2

Тема 1.1.  Строение клетки

Содержание учебного материала

Клетка. Животная клетка. Строение клетки. Органоиды клетки. Деление клетки. Митоз. Некроз. Апоптоз.

2

1

Практическая  работа 1. Изучение органоидов животной клетки.

2

2

Самостоятельная работа Митоз (доработка конспекта лекции с применением дополнительной литературы).

2

Тема 1.2. Ткани

Содержание учебного материала

Ткань. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань. Мышечная ткань. Нервная ткань. Внутренняя среда организма

2

1

2

Практическая  работа 2. Изучение и зарисовка тканей

2

2

Самостоятельная работа Разновидности эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей (подготовка сообщений, докладов).

2

Тема 1.3. Органы, системы и аппараты органов

Содержание учебного материала

Органы и системы органов. Организм единое целое.

2

1

Тема 1.4. Плоскости, симметрии тела и основные анатомические термины

Практическая работа 3. Изучение плоскости симметрии тела

2

2

Раздел 2.  Опорно-двигательный аппарат

Кости. Строение костей. Соединения костей. Скелет туловища. Позвоночный столб. Грудная клетка. Скелет головы. Череп. Соединение костей черепа. Скелет верхней конечности. Пояс верхней конечности. Пояс верхней конечности. Соединение костей верхней конечности. Скелет нижней конечности. Тазовый пояс. Соединения костей нижней конечности. Мышцы. Классификация мышц. Строение мышц. Мышцы туловища, головы, шеи, верхней конечности, нижней конечности.

2

Тема 2.1.  Кости. Соединение костей

Кости. Общие данные о строение костей. Соединения костей. Скелет туловища. Позвоночный столб. Грудная клетка. Скелет головы. Череп. Соединение костей черепа. Скелет верхней конечности. Пояс верхней конечности. Пояс верхней конечности. Соединение костей верхней конечности. Скелет нижней конечности. Тазовый пояс. Соединения костей нижней конечности.

7

2

Практические работы 4 - 7. Соединение позвонков.  Изучение костей черепа. Изучение костей и соединений верхней конечности. Изучение костей и соединений нижней конечности.

8

2

Самостоятельная работа (доработка конспекта лекций с применением рисунков учебника).

8

Тема 2.2. Мышцы

Содержание учебного материала

Мышцы. Строение мышц. Классификация мышц. Строение мышц. Мышцы туловища, головы, шеи, верхней конечности, нижней конечности.

8

1

2

Практические работы 8 - 12. Направление тяги мышц. Функциональная характеристика мышц туловища. Функциональная характеристика мышц головы и шеи. Функциональная характеристика мышц верхней конечности. Функциональная характеристика мышц нижней конечности

10

Самостоятельная работа (работа над конспектом лекций).

8

Раздел 3. Динамическая анатомия

Внешние силы. Сила тяжести. Сила реакции опоры. Сила трения. Сила сопротивления внешней среды. Сила инерции. Внутренние силы. Активные силы. Пассивные силы. Общий центр тяжести. Площадь опоры. Равновесия тела. Степень устойчивости тела. Анатомический анализ статических положений. Анатомический анализ движений

1

Тема 3.1. Общие вопросы анатомического анализа положений и движений спортсмена

Внешние силы. Сила тяжести. Сила реакции опоры. Сила трения. Сила сопротивления внешней среды. Сила инерции. Внутренние силы. Активные силы. Пассивные силы. Общий центр тяжести. Площадь опоры. Равновесия тела. Степень устойчивости тела.

2

2

Практическая работа13-14. Определение общего центра тяжести, площади опоры. Характеристика степени устойчивости тела, виды равновесия.

2

2

Самостоятельная работа (работа над конспектом лекций).

2

Тема 3.2. Анатомический анализ статических положений

Содержание учебного материала

Анатомический анализ статических положений.

1

1

Практическая работа 15. Анатомический анализ виса на выпрямленных руках, старта пловца с тумбочки

2

2

Самостоятельная работа. Анатомический анализ статических положений (доработка конспекта лекции с применением дополнительной литературы).

2

Тема 3.3. Анатомический анализ движений

Содержание учебного материала

2

Анатомический анализ движений. Классификация движений. Ходьба. Фазы ходьбы. Плавание кролем на груди. Фазы плавания кролем на груди. Прыжок в длину с места. Фазы прыжка в длину с места. Метание копья. Фазы метания копья. Сальто назад. Фазы сальто назад.

2

1

Практические работы 16-17. Анатомический анализ ходьбы. Анатомический анализ плавания кролем на груди. Анатомический анализ прыжка в длину с места. Анатомический анализ метания копья. Анатомический анализ сальто назад.

2

2

Самостоятельная работа. Анатомический анализ движений (доработка конспекта лекции с применением интернет - ресурсов).

2

Итого за 1 семестр

85

Раздел 4. Внутренние органы

Полые органы. Паренхиматозные органы. Железы внешней и внутренней секреции. Отделы пищеварительной системы: полость рта, язык, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, прямая кишка. Печень, желчный пузырь. Поджелудочная железа. Полость живота. Брюшина. Дыхательная система. Наружный нос и полость носа. Гортань. Трахеи и бронхи. Лёгкие. Бронхиальное дерево. Альвеолярное дерево. Ацинус. Мочевая система. Почки. Нефрон. Мочеточник. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Половые органы. Мужские половые органы. Яичко. Придаток яичка. Семевыносящий проток. Семенной пузырёк. Предстательная железа. Мошонка. Половой член. Женские половые органы. Матка. Яичник. Маточная труба. Влагалище. Женская половая область.

1

Тема 4.1. Общие принципы строения внутренних органов

Содержание учебного материала

Полые органы. Паренхиматозные органы. Железы внешней и внутренней секреции. Строение полых, паренхиматозных органов.

2

1

Тема 4.2. Пищеварительная система

Содержание учебного материала

2

2

Отделы пищеварительной системы: полость рта, язык, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, прямая кишка. Печень, желчный пузырь. Поджелудочная железа. Полость живота. Брюшина.

Практическая работа 18. Определение отделов пищеварительной системы.

2

2

Самостоятельная работа (подготовка сообщений).

2

Тема 4.3. Дыхательная система

Содержание учебного материала

Дыхательная система. Наружный нос и полость носа. Гортань. Трахеи и бронхи. Лёгкие. Бронхиальное дерево. Альвеолярное дерево. Ацинус.

Органы дыхательной системы.

2

1

Практические работа19. Определение органов дыхательной системы.

2

2

Самостоятельная работа (подготовка доклада).

2

Тема 4.4. Мочевая система

Содержание учебного материала

Мочевая система. Почки. Нефрон. Мочеточник. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Органы мочевой системы.

2

1

Практическая работа 20. Определение органов мочевой системы

2

2

Самостоятельная система (подготовка сообщений).

2

Тема 4. 5. Половые органы

Содержание учебного материала

Половые органы. Мужские половые органы. Яичко. Придаток яичка. Семевыносящий проток. Семенной пузырёк. Предстательная железа. Мошонка. Половой член. Женские половые органы. Матка. Яичник. Маточная труба. Влагалище. Женская половая область.

2

1

Самостоятельная работа (доработка конспекта лекции с применением дополнительной литературы).

2

Раздел 5. Сердечно-сосудистая система

Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры.

Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры. Сердце, камеры сердца, строение сердечной стенки, проводящая система сердца, перикард. Работа сердца. Круги кровообращения: большой и малый. Артериальная система. Аорта, восходящая часть аорты. Ветви дуги аорты. Наружная и внутренняя сонная артерия. Артериальный круг мозга. Подключичная артерия. Подмышечная артерия. Артерии верхней конечности. Ветви нисходящей части аорты. Грудная часть аорты. Брюшная часть аорты. Подвздошная артерия. Артерии нижней конечности. Венозная система. Система верхней полой вены. Система нижней полой вены. Система воротной вены.

1

Тема 5.1. Общие принципы строения кровеносных сосудов

Содержание учебного материала

Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры.

2

1

Практическая работа 21.Принципы строения кровеносных сосудов.

2

Самостоятельная работа : оформление отчёта практической работы

2

Тема 5.2. Строение сердца

Содержание учебного материала

 Сердце, камеры сердца, строение сердечной стенки, проводящая система сердца, перикард. Работа сердца. Строение сердца.

2

3

Самостоятельная работа (оформление отчёта практической работы

2

Тема 5.3. Круги кровообращения

Практическая работа 22. Работа сердца

2

2

Тема 5.4. Артериальная система

Содержание учебного материала

Артериальная система. Аорта, восходящая часть аорты. Ветви дуги аорты. Наружная и внутренняя сонная артерия. Артериальный круг мозга. Подключичная артерия. Подмышечная артерия. Артерии верхней конечности. Ветви нисходящей части аорты. Грудная часть аорты. Брюшная часть аорты. Подвздошная артерия. Артерии нижней конечности.

2

1

Самостоятельная работа - самостоятельное изучение темы «Артерии верхней и нижней конечностей

2

Тема 5.5.  Венозная система

Содержание учебного материала

Венозная система. Система верхней полой вены. Система нижней полой и воротной вен.

2

1

Практическая работа 23. Большой и малый круги кровообращения Артерии верхней и нижней конечностей. Система верхней и нижней полой вены.

2

2

Самостоятельная работа (самостоятельное изучение темы «Система воротной вены»)

2

Раздел 6. Лимфатическая и иммунная система

Лимфатическая система. Лимфатические капилляры. Лимфатические сосуды. Лимфатические стволы и протоки. Лимфатические узлы. Иммунная система. Центральные органы иммунной системы. Периферические органы иммунной системы.

1

Тема 6.1. Лимфатическая система

Содержание учебного материала

Лимфатическая система. Лимфатические капилляры. Лимфатические сосуды. Лимфатические стволы и протоки. Лимфатические узлы.

2

3

Практическая работа 24. Строение лимфатической системы, лимфатического узла.

2

2

Самостоятельная работа (подготовка доклада с применением дополнительной литературы)

2

Тема 6.2. Иммунная система

Содержание учебного материала

Иммунная система. Центральные органы иммунной системы. Периферические органы иммунной системы.

2

1

Самостоятельная работа :подготовка сообщений

2

Раздел 7. Нервная система

Соматическая нервная система. Вегетативная нервная система. Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Нейрон, серое вещество, белое вещество, проводящие пути. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Оболочки спинного мозга. Головной мозг. Продолговатый мозг. Задний мозг (мост и мозжечок). Средний мозг. Промежуточный мозг. Конечный мозг. Лимбическая система. Оболочки головного мозга. Восходящие проводящие пути. Нисходящие проводящие пути. Спинномозговые нервы. Передние ветви спинномозговых нервов. Шейное сплетение. Плечевое сплетение. Поясничное сплетение. Крестцовое сплетение. Черепные нервы. Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатический отдел. Парасимпатический отдел. Парасимпатическая нервная система. Симпатическая нервная система.

Тема 7.1. Центральная нервная система

Содержание учебного материала

Соматическая нервная система. Вегетативная нервная система. Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Нейрон, серое вещество, белое вещество, проводящие пути. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Оболочки спинного мозга. Головной мозг. Продолговатый мозг. Задний мозг (мост и мозжечок). Средний мозг. Промежуточный мозг. Конечный мозг. Лимбическая система. Оболочки головного мозга.

2

1

Практическая работа 25. Определение отделов головного мозга. Локализация функций в коре больших полушарий.

2

2

Самостоятельная работа (работа над конспектом лекций).

2

Тема 7.2. Проводящие пути головного и спинного мозга

Содержание учебного материала

Восходящие проводящие пути. Нисходящие проводящие пути.

2

1

Самостоятельная работа (работа над конспектом лекции).

2

Тема 7.3. Периферическая нервная система

Содержание учебного материала

Практическая работа 26. Периферическая нервная система. Спинномозговые и черепные нервы.

2

2

Самостоятельная работа (работа над конспектом лекции).

2

Тема 7.4. Вегетативная нервная система

Содержание учебного материала

Вегетативная нервная система. Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатический отдел. Парасимпатический отдел. Парасимпатическая нервная система. Симпатическая нервная система.

2

2

Практическая работа 27. Вегетативная нервная система. Вегетативная рефлекторная дуга. Симпатический отдел. Парасимпатический отдел. Парасимпатическая нервная система. Симпатическая нервная система

2

2

Самостоятельная работа (доработка конспекта лекции с применением интернет-ресурсов).

2

Раздел 8. Эндокринная система

Содержание учебного материала

3

1

Эндокринная система. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Гипофиз. Эпифиз. Надпочечник. Параганглии. Эндокринная часть половых желез. Эндокринная часть поджелудочной железы

2

1

Самостоятельная система (подготовка к зачету).

2

Раздел 9. Анализаторы и органы чувств

Содержание учебного материала

3

Анализатор или сенсорная система. Рецептор. Кондуктор. Корковый конец анализатора. Анализатор зрения. Анализатор слуха. Вестибулярный анализатор. Кожный анализатор. Анализатор вкуса. Анализатор обоняния.

Тема 9. 1. Анализаторы и органы

Содержание учебного материала

Анализатор или сенсорная система. Рецептор. Кондуктор. Корковый конец анализатора. Анализатор зрения. Анализатор слуха. Вестибулярный анализатор. Кожный анализатор. Анализатор вкуса. Анализатор обоняния. Анализаторы и органы чувств.

2

3

Самостоятельная работа (подготовка к экзамену).

2

Раздел 10. Возрастная морфология

Онтогенез. Пренатальный онтогенез. Постнатальный онтогенез. Развитие и возрастные особенности опорно – двигательного аппарата. Остеогенез. Развитие и возрастные особенности внутренних органов. Развитие и возрастные особенности сердечно – сосудистой системы. Развитие и возрастные особенности иммунной и лимфатической системы. Развитие и возрастные особенности нервной системы. Развитие и возрастные особенности эндокринной системы.  

1

Тема 10.1. Общие вопросы онтогенеза

Содержание учебного материала

Онтогенез. Пренатальный онтогенез. Постнатальный онтогенез. Общие вопросы онтогенеза

2

1

Тема 10.2. Развитие и возрастные особенности органов и систем

Содержание учебного материала

Развитие и возрастные особенности опорно – двигательного аппарата. Остеогенез. Развитие и возрастные особенности внутренних органов. Развитие и возрастные особенности сердечно – сосудистой системы. Развитие и возрастные особенности иммунной и лимфатической системы. Развитие и возрастные особенности нервной системы. Развитие и возрастные особенности эндокринной системы.  

2

1

Самостоятельная работа (подготовка к экзамену).

2

Раздел 11.  Спортивная морфология

Адаптация. Гомеостаз. Стадии адаптации по Г. Селье. Структурные основы адаптации. Норма реакции. Адаптация систем исполнения движений спортсменов. Адаптация систем обеспечения движений спортсменов. Адаптация систем регуляции движений спортсменов. Соматометрия. Антропометрические точки. Гониометрия. Методы исследования осанки тела. Методы исследования сводов стопы. Конституция. Соматотип. Классификация конституциональных типов

1

Тема 11.1. Основы морфологической адаптации организма к физическим нагрузкам

Содержание учебного материала

Адаптация. Гомеостаз. Стадии адаптации по Г. Селье. Структурные основы адаптации. Норма реакции. Адаптация систем исполнения движений спортсменов. Адаптация систем обеспечения движений спортсменов. Адаптация систем регуляции движений спортсменов.

2

2

Самостоятельная работа (подготовка к экзамену).

4

Тема 11.2. Основы соматометрии

Содержание учебного материала

Соматометрия. Антропометрические точки. Гониометрия. Методы исследования осанки тела. Методы исследования сводов стопы.

2

2

Самостоятельная работа (подготовка к экзамену).

2

Тема 11.3. Конституциональные особенности организма

Содержание учебного материала

Конституция. Соматотип. Классификация конституциональных типов.

2

2

Самостоятельная работа (подготовка к экзамену).

2

Итого за 2 семестр

120

Всего:

205

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому  обеспечению реализации дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии и физиологии человека, кабинет №205.

Оборудование учебного кабинета: рабочие столы и стулья для обучающихся; рабочий стол и стул для преподавателя; доска классная магнитно-маркерная; наглядные пособия; комплект учебно-методической документации по дисциплинам.

Технические средства обучения: пакет аудио-видеоматериалов, телевизор, ноутбук.

3.2. Информационное обеспечение обучения.  (Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

Основные источники:

  1. Билич Г. Л. Атлас анатомии человека: в 3-х т. Т. 1: Учебное пособие / Билич Г.Л., Николенко В.Н. - Рн/Д:Феникс, 2014. - 488 с. ISBN 978-5-222-21466-4
  2. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры / Иваницкий М.Ф.; Под ред. Никитюк Б.А., - 13-е изд. - М.:Спорт, 2016. - 624 с. ISBN 978-5-906839-68-8
  3. Прищепа И. М. Анатомия человека: учеб. пособие / И.М. Прищепа. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2017. — 459 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  4. Тюрикова Г. Н. Анатомия и возрастная физиология: Учебник / Тюрикова Г.Н., Тюрикова Ю.Б. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-011645-7

Дополнительные источники:

  1. Кабак, С.Л. Морфология человека [Электронный ресурс] : учебник / С.Л. Кабак, А.А. Артишевский. - Минск: Выш. шк., 2009. - 672 с. - ISBN 978-985-06-1729-3.        2. Кабак, С.Л. Краткий курс топографической анатомии [Электронный ресурс]: учеб. пособие /С.Л. Кабак. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 223 c.: ил. - ISBN 978-985-06-2313-3.                                                                                         3. Лысова Н. Ф. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. — (Высшее образование). — www.dx.doi.org/10.12737/1136.                                                                         4. Самко Ю. Н. Морфология и физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: Учебное пособие / Самко Ю.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 158 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-009052-8.                 5. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / Солодков А.С., Сологуб Е.Б., - 7-е изд. - М.:Спорт, 2017. - 624 с. ISBN 978-5-906839-86-2                                                                                                6. Степанова С. В. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания: Учебное пособие / С.В. Степанова, С.Ю. Гармонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 205 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005326-4                                                                                                 7. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие / Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. - Рн/Д:Феникс, 2010. - 510 с. ISBN 978-5-222-16959-9                                                                                                 8. Чехов, А.П. Краткая анатомия человека [Электронный ресурс] / А.П. Чехов. - М.: Инфра-М, 2015. - 3 с. - Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517380

Интернет-ресурсы:

  1. Электронная библиотечная система www.Znanium.com
  2. Электронная справочная системы  www.Twirpx.com
  3. Электронная библиотечная система http://lib.lesgaft.spb.ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды, формируемые    профессиональные и общие  компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Основные умения:

Умение определять топографическое расположение органов и частей тела; строение органов и частей тела;

Умение определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи;

Умение применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей; знания по анатомии в профессиональной деятельности.

Умение определять антропометрические показатели; оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся; отслеживать динамику изменений.

Умение отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой.

ОК 1-11

Устный опрос по билетам. Тестирование.  

Решение ситуационных задач. Выполнение практических заданий.

Контрольная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа.

Основные знания:

Упражнения и простейшие программы развития кондиционных способностей на основе освоенных  упражнений.

ПК 1.1 - 1.6

Выполнение практических заданий и самостоятельной работы; Устный опрос по билетам

Знание основных положений; формулировок терминологий цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии человека.

Знание  строения органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; функции систем органов человека.

Знание основных закономерностей роста организма человека; основных закономерностей развития организма человека.

Знание возрастной морфологии; анатомо-физиологических особенностей детей, подростков и молодежи.

Знание анатомо-морфологических механизмов адаптации к физическим нагрузкам.

Знание динамической и функциональной анатомии, систем обеспечения и регуляции движения.

Знание способов коррекции функциональных нарушений у детей и подростков.

ПК 3.3, 3.5

Выполнение практических заданий и самостоятельной работы. Устный опрос по билетам

Курсовая работа.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1. Образовательные технологии, используемые  в аудиторных занятиях

Успешное освоение  курса «Анатомия» предполагает активное, творческое участие студента на всех этапах его освоения путем планомерной, систематической работы. Изучение дисциплины начинается с проработки рабочей программы учебной дисциплины, уделяя особое внимание целям, задачам, структуре и содержанию.

К теоретической части занятий предъявляются общие требования: соответствие темы лекции рабочей программе; связь изучаемых вопросов с положениями, освещаемыми в других дисциплинах; тесный контакт с аудиторией; развитие у студентов потребности к самостоятельной работе с учебной, справочной  литературой и интернет-ресурсами (поиск и анализ информации).

Преподавателю принадлежит руководящая роль в организации деятельности студентов по усвоению знаний и приобретению умений и навыков. От четкости планирования зависит эффективность и ритмичность учебной работы, качество выполнения учебной программы, глубина и прочность знаний студентов.

На занятиях используются следующие модели обучения:

а) пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Связь преподавателя с обучающимися в пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

б) активная – обучаемый выступает в роли «субъекта» обучения. Форма взаимодействия преподавателя и обучающихся, где преподаватель и обучающийся взаимодействуют друг с другом в ходе проводимых занятий.  Активное обучение представляет организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на  активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом. Деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят: дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

в) интерактивная – взаимодействие, построенное на коммуникации всех участников образовательного процесса: взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами (например: деловая игра; коллективная мыслительная деятельность; рассматривается ситуация-оценка; решение практических проблемных задач; организуется парная и групповая работа; метод проектов, тренинг).

5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР)

Используемые интерактивные

образовательные технологии

Кол-во

часов

1

ЛР

Активный и интерактивный методы:  изучение и закрепление нового материала, работа с видео материалом, работа с учебной литературой,  раздаточные материалы для анализа, дискуссия, проблемная лекция с элементами обучающего моделирования, проблемная лекция с интерактивной презентацией, лекция-презентация со вспомогательными техническими средствами обучения.  

23

1

ПР

Активный и интерактивный методы: дискуссия по результатам работы в малых группах (проблемные задания выдаются заранее), семинар-дискуссия по индивидуальным сообщениям и презентациям, создание и защита индивидуальных интерактивных презентаций, проблемный семинар – дискуссия, анализ исторических источников с элементами мозгового штурма, семинар – дискуссия с элементами исторического моделирования.

34

2

ЛР

Активный и интерактивный методы:  изучение и закрепление нового материала, работа с видео материалом, работа с учебной литературой,  раздаточные материалы для анализа, дискуссия, проблемная лекция с элементами обучающего моделирования, проблемная лекция с интерактивной презентацией, лекция-презентация со вспомогательными техническими средствами обучения.  

40

2

ПР

Активный и интерактивный методы: дискуссия по результатам работы в малых группах (проблемные задания выдаются заранее), семинар-дискуссия по индивидуальным сообщениям и презентациям, создание и защита индивидуальных интерактивных презентаций, проблемный семинар – дискуссия, анализ исторических источников с элементами мозгового штурма, семинар – дискуссия с элементами исторического моделирования.

20

Итого:

137

6.  ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Содержание условия организации обучения  в АНПОО «Подольский социально-спортивный колледж» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (при необходимости), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких лиц.

Для этого созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования студентами с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего студентам необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание АНПОО «Подольский социально-спортивный колледж» и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В целях доступности получения среднего профессионального  образования студентам с ограниченными возможностями здоровья, опорно-двигательного аппарата обеспечиваются: материально-технические условия, возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений).

Образование студентов с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими студентами, так и в отдельных группах. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

С учетом особых потребностей студентов  с ограниченными возможностями здоровья АНПОО «Подольский социально-спортивный колледж» обеспечивает предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

С учетом особых потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья в институте предусмотрена возможность обучения по индивидуальному плану.

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ»

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 «Физическая культура» (уровень подготовки углубленный).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина «Анатомия» изучается в профессиональной подготовке и  входит в состав профессионального учебного цикла (ОП-01).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования  к результатам освоения дисциплины

Настоящая программа подготовлена с учетом требований к преподаванию дисциплины «Анатомия». При разработке использованы межпредметные связи, что значительно облегчает изложение и усвоение материала.

        Целью освоения дисциплины «Анатомия» является формирование

систематизированных знаний в области анатомии человека.

Исходя из указанной цели, определяются задачи: 

- вооружить студентов знаниями об особенностях строения и функции основных, органов, систем органов и тканей органов, их нервной регуляции и кровоснабжения;

- научить студентов распознавать топографическое положение органов, согласно обозначенным ориентирам: плоскостям, частям тела, полостям и областям, отдельным выступам скелета;

- сформировать у студентов понимания взаимосвязи между строением и функцией органов;

- привить студентам навыки работы с текстами учебников, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

В результате изучения дисциплины «Анатомия» студент должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- определять возрастные особенности строения организма человека;

- применять знания по анатомии в профессиональной деятельности;

- определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

- отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;

знать:        

- основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии и анатомии человека;

- строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с анализаторами;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;

- анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

- динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

- способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:

Результатом освоения учебной дисциплины являются формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций:

а) общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

б) профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

1.5. Рекомендуемое  количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

-максимальная учебная нагрузка обучающегося - 205  часов, в том числе:

-обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 137 часов;

-самостоятельная работа обучающегося - 68 часов.

1.6 Тематический план учебной дисциплины:

Введение. Анатомия как наука

Раздел 1.  Уровни организации живого организма

Тема 1.1.  Строение клетки

Тема 1.2. Ткани

Тема 1.3. Органы, системы и аппараты органов

Тема 1.4. Плоскости, симметрии тела и основные анатомические термины

Раздел 2.  Опорно-двигательный аппарат

Тема 2.1.  Кости. Соединение костей

Тема 2.2. Мышцы

Раздел 3. Динамическая анатомия

Тема 3.1. Общие вопросы анатомического анализа положений и движений спортсмена

Тема 3.2. Анатомический анализ статических положений

Тема 3.3. Анатомический анализ движений

Раздел 4. Внутренние органы

Тема 4.1. Общие принципы строения внутренних органов

Тема 4.2. Пищеварительная система

Тема 4.3. Дыхательная система

Тема 4.4. Мочевая система

Тема 4. 5. Половые органы

Раздел 5. Сердечно-сосудистая система. Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры.

Тема 5.1. Общие принципы строения кровеносных сосудов

Тема 5.2. Строение сердца

Тема 5.3. Круги кровообращения

Тема 5.4. Артериальная система

Тема 5.5.  Венозная система

Раздел 6. Лимфатическая и иммунная система

Тема 6.1. Лимфатическая система

Тема 6.2. Иммунная система

Раздел 7. Нервная система

Тема 7.1. Центральная нервная система

Тема 7.2. Проводящие пути головного и спинного мозга

Тема 7.3. Периферическая нервная система

Тема 7.4. Вегетативная нервная система

Раздел 8. Эндокринная система

Раздел 9. Анализаторы и органы чувств

Тема 9. 1. Анализаторы и органы

Раздел 10. Возрастная морфология

Тема 10.1. Общие вопросы онтогенеза

Тема 10.2. Развитие и возрастные особенности органов и систем

Раздел 11.  Спортивная морфология

Тема 11.1. Основы морфологической адаптации организма к физическим нагрузкам

Тема 11.2. Основы соматометрии

Тема 11.3. Конституциональные особенности организма.

Приложение 2

Дополнения и изменения в программе учебной дисциплины

«Анатомия» на 20__/20__ уч.г.

Специальность: 49.02.01 «Физическая культура»

                                                    (шифр и наименование)

Программа подготовки:  углубленная

                                                                  (базовая, углубленная)

В программу вносятся следующие изменения:

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на  данный учебный год

Исполнители:

____________________________ ___________ ____________________________________

 должность                                         подпись                        расшифровка подписи                                 дата  

____________________________ ___________ ____________________________________

 должность                                         подпись                        расшифровка подписи                                   дата  

Программа пересмотрена на заседании ПЦК ОПД ___________________________________________________________________________________

(дата, номер протокола заседания ПЦК, подпись председателя ПЦК).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Возростная анатомия, физиология и гигиена"

Рабочая программа "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Дошкольное образование"...

Рабочая программа дисциплины "Анатомия и физиология животных"

Рабочая программа содержит структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Программа предназначена для специальности 35.02.15 "Ки...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Обраовательного Станда...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государтсвенного Образовательного Стандарт...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Станд...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарт...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 34.02.01. Сестринское дело за 2014-2015г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 34.02.01. Сестринское дело Федерального Государственного Образовательного...