Открытый урок по дисциплине "Элементы высшей математики"
план-конспект урока
Кривые второго порядка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_krivye_vtorogo_poryadka.docx | 191.73 КБ |
prezentatsiya_krivye_vtorogo_pryadka.ppt | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
Открытый урок
Дисциплина: «Элементы высшей математики»
Тема:
Кривые второго порядка
Специальность:
09.02.07 Информационные системы и программирование
Курс: II
Преподаватель Бекаревич А.В.
2019 год
Дисциплина: «Элементы высшей математики»
Тема:
Кривые второго порядка
Дата: 16.10.2019
Группа: 2ИС1-18Э
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная:
- проверить уровень усвоения обучающимися темы ««Уравнения прямых. Расстояние от точки до прямой»;
- в обзорном порядке дать определение кривых второго порядка;
- ввести определение окружности и эллипса, гиперболы и параболы;
- рассмотреть уравнения рассмотренных фигур и их характеристик;
- рассмотреть задачи по определению уравнений и основных характеристик кривых второго порядка
Развивающая:
- изучение и восприятие нового материала;
- развитие способностей: логически рассуждать, выделять главное, анализировать, делать выводы;
- развитие умения применять знания для решения практических задач.
Воспитательная:
- воспитание инициативы и творчества;
- воспитание ответственного отношения к учебному труду
Методическая:
-развитие внимания, логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, активности учащихся на уроке;
-воспитание познавательной активности, формирование личностных качеств: точности и ясности словесного выражения мысли; сосредоточенности и внимания.
В результате изучения темы студент должен:
знать :
- канонические уравнения кривых второго порядка и их характеристики;
- общий вид графиков кривых второго порядка
уметь:
- определять вид кривой второго порядка и его характеристики;
- строить графики кривых второго порядка
Оборудование к уроку:
- Компьютер с ОС Windows 7/8/10
- Мультимедийный проектор.
- Презентация.
План урока.
№, п/п | Этапы урока | Время, мин | Методы и средства урока |
1 | Организационный момент | 2 | Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих |
2 | Введение в тему урока. Целеполагание | 3 | Объявление темы и цели урока |
3 | Актуализация опорных знаний | 15 | Повторение пройденного материала по теме «Прямая на плоскости» Поверочная работа. |
4 | Изучение нового материала | 25 | Обзорная лекция. План изложения нового материал (презентация «Кривые второго порядка»: |
5 | Первичное усвоение знаний | 40 | практическое занятие |
6 | Домашнее задание | 2 | Задание для самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время |
7 | Подведение итогов работы. Рефлексия. | 3 | Сообщение преподавателя, высказывания обучающихся, выставление оценок |
Итого: | 90 |
Ход занятия:
- Организационный момент
- Проверка подготовленности кабинета к занятию.
- Приветствие обучающихся, определение отсутствующих, заполнение группового журнала.
- Введение в тему урока. Целеполагание
- Объявление темы и цели урока
- Актуализация опорных знаний
Повторение пройденного материала по теме «Прямая на плоскости» Поверочная работа.
Вариант 1
- Найти уравнение прямой, проходящей через точки А(1, 2) и В(3, 4).
- Определить угловой коэффициент k и длину отрезка , отсекаемого прямой на оси OY, для следующей прямой 2x – y + 3 = 0
- Найти расстояние от точки P(2, −1) до прямой 4x + 3y + 10 = 0.
Вариант 2
- Составить уравнение прямой, проходящей через точку А(-2, -3) и начало координат.
- Определить угловой коэффициент k и длину отрезка , отсекаемого прямой на оси OY, для следующей прямой 3x – 2y - 6 = 0
- Найти расстояние от точки М(-1; 1) до прямой 3х + 4у – 12 = 0
- Изучение нового материала –
Обзорная лекция.
План изложения нового материала по презентации «Кривые второго порядка»:
- Кривые второго порядка.
- Окружность, ее уравнение и свойства.
- Эллипс, его уравнение и свойства.
- Гипербола, ее уравнение и свойства.
- Парабола ее уравнение и свойства.
- Перенос и поворот осей координат.
- Первичное усвоение знаний – практическое занятие
Решение на доске и в тетрадях:
Закрепить основные понятия темы, научиться составлять уравнения кривых второго порядка, определять свойства кривых второго порядка по уравнению.
Задача 1. Составить каноническое уравнение эллипса, зная, что расстояние между фокусами равно , а малая полуось .
Решение.
По условию , т.е. .
Мы знаем, что , отсюда , т.е. или .
Уравнение эллипса имеет вид:
.
Задача 2. Найти координаты фокусов и вершин гиперболы . Написать уравнение её асимптот и вычислить эксцентриситет.
Решение.
Напишем каноническое уравнение гиперболы, для этого обе части уравнения поделим на . После сокращения получим:
.
Отсюда видно, что , т.е. и , т.е. .
Для гиперболы , отсюда .
Теперь можем написать координаты вершин и фокусов гиперболы:
.
Эксцентриситет , а уравнения асимптот имеют вид:
и .
Задача 3. Составить уравнение параболы и её директрисы, зная, что она симметрична относительно оси , фокус находится в точке , вершина совпадает с началом координат.
Решение.
Будем искать уравнение параболы в виде . По условию , а значит . Итак, искомое уравнение имеет вид: , уравнение её директрисы: .
Задача 4. Найдите координаты центра и радиус окружности:
Решение.
Выделяя полные квадраты суммы и разности слагаемых в левой части уравнения, получим: или; .
Центр: , Радиус: .
Задача 5. Установить вид кривой второго порядка, заданной уравнением .
Решение. Указанное уравнение определяет параболу . Действительно,
,
.
Получилось каноническое уравнение параболы с вершиной в точке и .
Задача 6. Установить вид кривой второго порядка, заданной уравнением .
Решение.
Преобразуем уравнение:
.
Это уравнение определяет две пересекающиеся прямые и
VI.Задание для самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время
- Проработать конспект.
Решить: 1. Составить уравнение окружности с центром О(3; -2) и радиусом r = 5. Построить ее.
- Составить каноническое уравнение эллипса, у которого малая ось 2b = 6, а расстояние между фокусами = 8.
- Найти координаты фокусов, длины осей и эксцентриситет эллипса, заданного уравнением 16х2 + 25у2 = 400.
VII.Подведение итогов, рефлексия
Сообщение преподавателя, высказывания обучающихся, выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кривые второго порядка Кривыми второго порядка на плоскости называются линии пересечения кругового конуса с плоскостями, не проходящими через его вершину. Если такая плоскость пересекает все образующие одной полости конуса, то в сечении получается эллипс, при пересечении образующих обеих полостей –гипербола, а если секущая плоскость параллельна какой-либо образующей, то сечением конуса является парабола.
Общее уравнение кривой второго порядка К кривым второго порядка относятся: эллипс , частным случаем которого является окружность , гипербола и парабола . Они задаются уравнением второй степени относительно x и y : Общее уравнение кривой второго порядка В некоторых частных случаях это уравнение может определять также две прямые, точку или мнимое геометрическое место.
Окружность Окружностью называется геометрическое место точек на плоскости, равноудаленных от точки А( a; b ) на расстояние R . y 0 х А R М (x; y) Для любой точки М справедливо: Каноническое уравнение окружности
Эллипс Эллипсом называется геометрическое место точек, сумма расстояний от каждой из которых до двух точек той же плоскости F 1 и F 2 , называемых фокусами , есть величина постоянная, равная 2а. y 0 х F 1 F 2 -c c M(x; y) r 1 r 2 Зададим систему координат и начало координат выберем в середине отрезка [ F 1 F 2 ]
Эллипс b 2 b 2 b 2 Каноническое уравнение эллипса
Эллипс y 0 х F 1 F 2 -c c M(x; y) r 1 r 2 а -а большая полуось малая полуось b -b фокальное расстояние фокальные радиусы точки М эксцентриситет эллипса Для эллипса справедливы следующие неравенства: Эксцентриситет характеризует форму эллипса ( ε = 0 – окружность)
Пример Составить уравнение эллипса, фокусы которого лежат в точках F 1 (-4; 0) F 2 (4; 0) , а эксцентриситет равен 0,8. Каноническое уравнение эллипса: y 0 х - 5 5 - 3 3
Гипербола Гиперболой называется геометрическое место точек, разность расстояний от каждой из которых до двух точек той же плоскости F 1 и F 2 , называемых фокусами , есть величина постоянная, равная 2а. y 0 х F 1 F 2 -c c M(x; y) r 1 r 2
Гипербола b 2 b 2 b 2 Каноническое уравнение гиперболы После тождественных преобразований уравнение примет вид:
Гипербола y 0 х F 1 F 2 -c c M(x; y) а - а -b b Для гиперболы справедливо: r 1 r 2 фокальные радиусы точки М действительная полуось мнимая полуось эксцентриситет гиперболы асимптоты гиперболы
Пример Составить уравнение гиперболы, проходящей через точку А(6; -4), если ее асимптоты заданы уравнениями: Решим систему: Точка А лежит на гиперболе
Пример Каноническое уравнение гиперболы: 0 y х
Парабола y 0 х F M(x; y) d r Параболой называется геометрическое место точек, равноудалённых от данной прямой (называемой директрисой параболы) и данной точки (называемой фокусом параболы)
Парабола y 0 х F M(x; y) d r каноническое уравнение параболы директриса параболы фокус параболы фокальный радиус Эксцентриситет параболы:
Преобразование общего уравнения к каноническому виду Составим из коэффициентов уравнения два определителя: Дискриминант старших членов уравнения Дискриминант уравнения Эллипс Точка Гипербола Пара пересекающихся прямых Парабола Пара параллельных прямых
Преобразование общего уравнения к каноническому виду Общее уравнение кривой называется пяти-членным, если 2Bxy =0: Приведение пяти-членного уравнения к каноническому виду рассмотрим на примере:
Преобразование общего уравнения к каноническому виду y 0 х - 1 1 5 5 4 4 y’ x’ Перенесем начало координат в точку (1; -1) , получим новую систему координат:
Преобразование общего уравнения к каноническому виду Если слагаемое 2Bxy в общем уравнении не равно нулю, то для приведения уравнения к каноническому виду необходимо повернуть оси координат на угол α . При этом зависимость между старыми координатами и новыми определяются формулами: Угол α удовлетворяет условию: В случае, если A = C , то
Задание для самостоятельной работы 1. Проработать конспект. Решить: 1. Составить уравнение окружности с центром О(3; -2) и радиусом r = 5. Построить ее. 2. Составить каноническое уравнение эллипса, у которого малая ось 2b = 6, а расстояние между фокусами = 8. 3. Найти координаты фокусов, длины осей и эксцентриситет эллипса, заданного уравнением 16х 2 + 25у 2 = 400.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Основы высшей математики по теме:"Признаки сходимости рядов. Признаки Даламбера и Коши"
Презентация выполнена в офисной программе Power Point. Предназначена для преподавателей математики. Данная работа окажет помошь в подготовке к уроку при объяснении данного материала...
Открытый урок по дисциплине "Дискретная математика"
В данном разделе представлен материал открытого урока-соревнования (повторение и обобщение пройденного материала) по дисциплине "Дискретная математика"...
Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.
Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.
Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...
Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"
Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"...
Методическая разработка открытого урока по учебному предмету Математика Тема: "Тригонометрические тождества"
Практическое занятие...
Разработка открытого урока по дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики
Разработка открытого урока на тему "Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса....