Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Полезные ископаемые"
методическая разработка
Цель урока:
Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
· Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
· Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
· Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
· Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
· Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
· Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
· Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Ахметова Р. М.
4 Б КЛАСС
Окружающий мир
Тема: Полезные ископаемые
Цель урока:
Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
- Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
- Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
- Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
- Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
- Воспитывать толерантности.
Тип урока:
предметный
Форма урока:
урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности:
индивидуально– групповая, фронтальная.
Методы:
частично-поисковый,исследовательский.
Термины и понятия:
полезные ископаемые,геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование:
мультимедийный проектор,экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки,гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы
: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
- Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
- Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).
- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
- Для чего нам необходимо это знать?
- Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
- Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
- Исследование. Что такое “полезные” и“ископаемые” (слайд6).
- Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” - природные богатства,которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).
-
Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать,где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).
- Каждое полезное ископаемое обладает каким-либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
Нефть | Жидкое; легкая; маслянистая | коричневый | горючесть | топливо |
Каменный уголь | Твердое; тяжелый | черный | горючесть | топливо |
Гранит | Очень твердое | красный, серый, белый | прочность | строительство |
Нефть (слайд9).
Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
Каменный уголь.
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля.Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
- Если остался след – то порода мягкая;
- Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
- Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
- Сравните эти два полезных ископаемых,используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита.Определите, какого цвета и из чего состоит?Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля,оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита.Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Вывод по таблице о граните.
- Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
Физминутка (слайд13).
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
- Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
- Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение:Конверт №2.
(см. в конце статьи)
- Как вы думаете, кто такие геологи?
- Сейчас каждая группа будет геологами –разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание.Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд14).
Геологи –
люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения –
места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер –
это открытый котлован.
Шахты –
это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения)(слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
- Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап
. Бережное использование.
-
Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
-
Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
- Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
-
Какие задачи ставили в начале урока?
- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
- Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
- Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.
- Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.
Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер –
это открытый котлован.
Шахта –
это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2
.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например,чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства,фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3.
Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД,содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки,кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы.Все это из металлов! А металлы получены из РУД,добытых в природе.
Задание группе 4 .
Строительные материалы.Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы.Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.Белят стены. Используют при строительстве домов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)
Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"
Данный урок помогает развивать у обучающихся понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит с правилами поведения в природе; вос...
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овлад...
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме;Многообразие животных
Урок окружающего мира в 3 классе по программе "Перспектива"Тема урока; Многообразие животных Урок с презентацией по теме урока...
Урок окружающего мира 4 класс "Летопись военных лет"
Урок с использованием модели "Смешанное обучение" с применением ТРКМ.Оборудование, программное обеспечение: интернет, компьютер, проектор, интерактивная доска, документ камера, нетбуки....
Конспект урока окружающего мира 1 класс,Семья как единство близких людей. Культура общения в семье.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...