ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
Уже достаточно много говорилось об экологии, но недостаточно для ее улучшения и сохранения жизни на Земле. Очень важно, чтобы культура человека (в т.ч. и экологическая) впитывалась в каждого человека с детства. Чтобы эжто было нормой повдения для каждого из нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы, методы, уровни сформированности экологической воспитанности обучаемых | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Новикова Жанна Николаевна,
преподаватель естественнонаучных дисциплин
Филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Зарайске
В последние десятилетия значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования.
Результат этого явления – возникновение серьезных экологических проблем антропогенного происхождения.
Нормативную основу государственной политики в области экологического воспитания и образования школьников закладывает Конституция Российской Федерации, – основной документ, гарантирующий права граждан нашей страны в экологической сфере. Но мы имеем не только право на благоприятную окружающую среду, но и обязанность сохранять эту среду, бережно относиться к ее природным богатствам, которые принадлежат всем народам, проживающим на территории Российской Федерации и которые являются основой устойчивого развития страны и жизнедеятельности его граждан.
Законом РФ «Об охране окружающей среды» устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования.
Основная цель экологического образования — формирование экологической культуры личности и превращение этой культуры в личностные ценности обучаемого, следовательно, процесс обучения и воспитания приобретает новые качества.
Экологическое образование призвано решать задачи:
- Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой (и природной, и социальной), основанной на духовно-нравственных ценностях.
- Воспитание у обучаемых гуманное, ценностное отношение к природе.
- Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.
- Развитие эстетического и нравственного отношения к окружающей среде.
- Создание условий для формирования творческой личности, способной самостоятельно принимать решения, особенно в ситуациях нравственно-экологического выбора.
Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности.
Что же это такое «экологическая культура»? И почему это так важно сегодня?
Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.
Слово «экология», как мы знаем, греческого происхождения (oikos означает дом, жилище, родина, logos – понятие, учение) и означает оно «учение о доме», «учение о родине». Этот термин возник примерно в середине ХIХ века и, благодаря и принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю и его труду «Всеобщая морфология организмов» (1866г.), он стал использоваться в науке и означал взаимоотношения организмов и окружающей среды [1]. Свое актуальное значение данный термин не утратил и сегодня. Немного истории…
В середине ХХ столетия ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость между фактами загрязнения почв и Мирового океана и уничтожением многих видов животных в результате антропогенной деятельности. Исследователи заметили, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, истощаются почвы. Были найдены причины этого явления - результат неразумной сельскохозяйственной деятельности человека и экология приобрела свое истинное значение [2].
Еще в середине ХХ столетия ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость между фактами загрязнения почв и Мирового океана и уничтожением многих видов животных. Исследователи также заметили, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, истощаются почвы. Были найдены причины этого явления - результат неразумной антропогенной деятельности. И экология приобрела свое истинное значение [2].
И вот, начиная с конца шестидесятых годов ХХ века, человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». А за прошедшие годы многое изменилось и, как вы правильно предполагаете, не в лучшую сторону:
- развитие промышленности;
- индустриализация хозяйства;
- научно-техническая революция;
- массовое уничтожение многих видов флоры и фауны;
- строительство заводов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций;
- процесс истощения и опустынивания земель;
- истощение природных ресурсов;
- уменьшение биоразнообразия;
- ухудшения состояния окружающей природной среды;
- формирование экотоксических эффектов и др…
И этот список можно еще долго продолжать.
Все это привело к тому, что перед нами серьезно встал вопрос выживания и сохранения человека, к ухудшению качества жизни и здоровья людей, причем не отдельной особи, а целого вида. А это уже другая категория опасности и серьезности положения.
«Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой экологической культуры». [2, с-165]
Зарубежный опыт экологического образования
В образовательных системах развитых западных стран изменен сам подход к восприятию природы как базовой ценности.
Данный опыт актуален: в основу образовательных моделей положены практически значимые ценности:
- социальная значимость экопроектов;
- мышление не только о личной выгоде, но и значение проектов при их реализации в планетарном масштабе;
- формирование осознания взаимосвязей между природой, социумом и личностью.
Экологическое образование в зарубежных странах может быть формальным, неформальным, внеформальным, осуществляется непрерывно и охватывает все группы населения и все ступени образовательного пространства и обучение может проходить и за пределами образовательных организаций.
«Отцом экологического воспитания» считают профессора ботаники из Шотландии Патрика Геддеса (1854-1932г.г., изучал биологию в Лондоне у Т. Г. Гексли (1874-78)). Он первый, кто отметил в мировой научной литературе взаимосвязь между качеством окружающей среды и качеством образования поколений.
Для экологического воспитания обучающихся сначала нужно определить основные направления:
- формирование современного научного мировоззрения, умение оценивать возможные неблагоприятные последствия антропогенной деятельности для биосферы и человечества;
- материальное и информационное обеспечение для решения экологических проблем;
- понимание необходимости личного и конкретного участия в положительной экологической деятельности;
- патриотическое воспитание обучающихся.
Для достижения должного уровня экологического воспитания у обучающихся нужны средства достижения:
- приобщение обучающихся к конкретной экологической деятельности через организацию аудиторной и внеаудиторной работы;
- расширение практики создания творческих коллективов и объединений (кружков, временных групп, союзов, отрядов, патрулей, десантов…) по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;
- осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
- участие обучающихся по месту жительства в организации и проведении экологических мероприятий;
- оказание помощи в проведении мероприятий экологической направленности при проведении учебной педагогической практики;
- осуществление научно-исследовательский, проектной, природоохранной деятельности, вовлечение в выполнение этих работ обучающихся различных уровней образовательного пространства.
Чтобы оценить уровень экологической культуры обучаемых можно использовать критерии [3]:
- нравственная забота о будущих поколениях;
- наличие экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;
- сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;
- умение проведения исследований и выполнения проектных работ по экологической проблематике;
- практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений;
- постоянная потребность в общении с природой.
Уровни сформированности экологической воспитанности обучаемых
- Отсутствие экологической воспитанности.
У обучаемых отсутствуют знания по вопросам общей экологии, имеются отрывочные знания в области биологии.
Отношение к окружающей среде - нейтральное или безразличное или потребительское.
Природа – это всего лишь среда для удовлетворения собственных потребностей.
Отсутствуют коммуникативные навыки. Его интересует лишь собственное «эго».
- Начальный уровень экологической воспитанности.
Обучаемые обладают отрывочными знаниями по вопросам общей экологии.
Отношение к природе – пассивное, созерцательное, на уровне «любования» объектами, видами природного дизайна и эмоции проявляются не всегда.
Практическое использование природного потенциала сочетается с началом осознания ценностных качеств окружающего мира.
Коммуникативные навыки и умения недостаточно развиты, поэтому об0ение с другими затруднено, но он может проявить сочувствие к другому живому существу.
- Средний уровень экологической воспитанности.
Интерес вызывает не только окружающая среда – объекты флоры и фауны, - но обучаемый стремится к познанию природных явлений; сохранению среды обитания живых организмов.
Человек обладает элементарной отзывчивостью, окружающий мир воспринимается эмоционально, он испытывает гамму различных чувств, ощущений окружающего мира, что свидетельствует о нравственных качествах личности обучаемого.
Здесь мы видим достаточно коммуникативен, коммуникабелен обучаемый, способный адекватно оценивать свои поступки, для такого типа людей характерно стремление к нравственному саморазвитию.
Он способен к активным практический действиям («зеленый патруль»…).
- Высокий уровень экологической воспитанности.
Обучаемый имеет прочные знания по экологии, биологии, естествознанию, которые использует в своей практической деятельности.
Окружающий мир воспринимает эмоционально, образно, способен все многообразие объектов и явлений окружающего мира отобразить, запечатлеть, выразить в творческой деятельности.
Обладает развитым эстетическим вкусом.
Он всегда соблюдает нормы и правила экологической этики.
Способен к проявлению терпимости, уважения к другой личности. Испытывает чувство долга и ответственности человека перед природой.
Стремится реализовать себя в данной сфере деятельности.
- Очень высокий (профильный) уровень экологической воспитанности.
Обучаемый обладает развитым экологическим сознанием, знаниями, высоким познавательным интересом, владеет правилами нравственного поведения в социоприродной среде.
Отношение к этой среде – творческое, созидательное. Способен к проявлению рефлексии, может проводить анализ и дать оценку состояния природных объектов.
Мотивом к самореализации, самосовершенствованию являются нравственные качества личности обучаемого: он бескорыстен в своих действиях. Он не просто сопереживает другому человеку, но активно помогает исправить ситуацию
Его отношения к экологическим вопросам, их оценке, анализ проведенных исследований, проявление личностных качеств, - подчеркивают его профессиональную направленность.
Имеет опыт исследовательской деятельности, подготовке и реализации экологических проектов.
При подготовке специалистов к профессиональной деятельности нужно проводить диагностику экологической воспитанности будущих специалистов, причем на разных этапах системы непрерывного образования.
На основе дидактических принципов формировать экологические правила и нормы поведения можно разнообразными формами и методами.
Формы экологического воспитания также могут быть разнообразными:
Массовые:
- работа по благоустройству и озеленению помещений и территории учебного учреждения;
- массовые природоохранные компании и праздники;
- конференции;
- семинары;
- ролевые игры;
- акции;
- экологические форумы и фестивали;
- работа на пришкольном участке и множество других форм.
Групповые:
- клубные, секционные занятия юных друзей природы;
- факультативы по охране природы и основам экологии;
- лектории и кинолектории;
- экскурсии;
- туристические походы по изучению природы;
- экологический практикум.
Индивидуальные:
- Проектная и исследовательская деятельность обучающихся;
- Работа по подготовке докладов, бесед, лекций, выступлений;
- Проведение экологического мониторинга по экологическим проблемам и по вопросам ЗОЖ;
- наблюдения за животными и растениями;
- изготовление кормушек для птиц, поделок из природного материала, фотографирование, рисование, лепка;
- подкормка животных зимой [4].
Методы экологического воспитания разнообразны и их можно назвать методами универсального значения. Например:
- Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления;
- Экспериментальное изучение экологической техники, технологии;
- Опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.
- Чтобы показать непривлекательность безответственных действий, учитель должен использовать пример и поощрение.
В вопросах воспитания экологической культуры необходимо прививать понятия и ценности:
- экологическую грамотность, этические нормы, нравственные правила;
- экологическую ответственность и безопасность;
- здоровье физическое, психическое, социальное и духовное;
- социальное партнерство для улучшения экологической среды;
- устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Содержание экологической культуры включает неразрывно взаимосвязанные компоненты:
- когнитивный: экологически значимые знания (от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию), экологический стиль мышления;
- аксиологический: экологические ценности в соответствие с полученными знаниями, переживания, «эмоциональный резонанс»;
- поведенческий: экологические действия, в соответствии с этими ценностями [5], т.е. нормы поведения в природе, оправданные поступки и действия в отношении природы [7];
но можно выделить и:
- нормативный: нравственные, этические нормы, правила, экологические традиции;
- творческо-деятельностный: проектная, научно-исследовательская деятельность.
Экологическая культура, как и любой тип культуры, неразрывно связана с процессом социализации. Например, С.В. Машкова [7] под термином «экологическая культура» понимает синтез экологической образованности и воспитанности личности. По ее мнению, экологическая культура – это многоуровневое, многокомпонентное понятие, представляющее собой совокупность, возникающую в составе целостного мировоззрения личности.
Сам процесс формирования экологической культуры обучаемого должен осуществляться на основе компетентностного подхода, так как он не только формирует знания, умения и навыки, но и готовность принимать решения и нести ответственность за свои действия.
Компетентностный подход позволяет формировать экологическую культуру через деятельность на основе знаний и нравственных, этических норм обучаемого. Но, как показывает опыт, он не обязательно будет стремиться к разрешению вопросов, связанных с экологической ситуацией. Уровень экологических знаний может возрастать, но экологических проблем не становится меньше. И решение данного противоречия, скорее всего, заключается не в количестве знаний, а в их осознанности. Поэтому экологической культуре нужно не только обучать, но и формировать экологическое сознание, воспитывать духовность, нравственность, активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.
И справиться с экологическими проблемами мы можем только совместными усилиями, согласованными действиями всех уровней образовательного пространства и социальных структур, а также необходимо стараться избегать возникновения новых экологических проблем в будущем [6].
В экологии есть очень точное определение: «Хочешь переделать мир – начни с себя».
Поэтому в системе экологического образования большое значение имеет первое звено – семья.
Основы мировоззрения человека, его восприятие окружающего мира, отношение к людям, животным, воспитание духовности, человечности, доброго отношения к тому, что его окружает, закладывается уже в дошкольном возрасте. И начинает это знакомство ребенок с наблюдения за близкими, родными для него людьми, со своего окружения. Поэтому:
- Личный пример взрослого – это первая ступенька к формированию экологически грамотного и культурного человека, значит нужно начинать с себя.
Еще А.С.Макаренко говорил: «Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете»[8].
- Не нужно забывать и об основной форме обучения ребенка – игре. Она не только развивает, обучает, воспитывает, но при этом формирует и нормы поведения будущего гражданина нашей родины.
- И еще один важный и обязательный компонент – это труд.
Трудовая деятельность, даже самая элементарная, тоже развивает нужные качества маленького человечка.
А если эта игра, труд, разнообразные виды домашнего отдыха (туризм, прогулки, совместная деятельность), совместные дела и беседы, взаимопомощь объединить, направить на изучение чего-то нового, полезного, нужного для других и необычного для малыша (ведь для каждого возраста воспитуемого есть много неизведанного и необычного) все это превратить в игру, – проявить творчество, - вот уже в будущем перед нами не просто взрослый человек, а личность, способная к поступкам, к принятию решений и способный нести ответственность за них.
И получается, что какой будет эта личность, какие она будет принимать решения, как их воплощать, реализовывать зависит уже сегодня и от нас с вами.
Следующая ступень экологического образования - детские дошкольные организации, так как в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей, дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости.
Воспитание экологически грамотного человека продолжается и в школе, ВУЗе, в профессиональной деятельности, в обществе. Поэтому важным условием эффективности экологического образования, по мнению Г. Б. Барышниковой, И. Д. Зверева, Н. В. Ульяновой, также являются межпредметные связи [9; 10].
Ведь именно они затрагивают различные циклы учебных предметов и дисциплин, например естественнонаучный, общественно-исторический, гуманитарный, филологический и т.д. и обеспечивают целостность всей структуры содержания образования.
Например, законы, принципы функционирования биосферы, на первый взгляд, касаются биологических наук. Но это только на первый взгляд. Ведь биосфера – это сфера жизни, сфера разума, мышления, социума. И законы, действующие в ней, многократно демонстрируются и на примере любого объединения. А информация, полученная из смежных дисциплин, позволит более полно изучить вопросы экологии, а, иногда, и принять решение, найти выход, который невозможно было бы решить благодаря одной учебной дисциплине. И примеры в подтверждение данного факта каждый из нас может привести множество (ЗОЖ-технологии, СанПиНы, гигиенические требования к уроку, физическим занятия, личной гигиене, бионика, биотехнологии, биоинплантанты, генная и клеточная инженерия…).
И как можно изучать вопросы, касающиеся, например, биосистемы «организм», «человек», если не рассматривать социальный, духовно-нравственный аспекты его «содержания»?
Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся являются:
– всеобщность и непрерывность;
– вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;
– гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;
– единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;
– связь с требованиями практики;
– учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;
– гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [11].
Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся являются:
– всеобщность и непрерывность;
– вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;
– гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;
– единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;
– связь с требованиями практики;
– учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;
– гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [11].
Поэтому, для решения формирования целостной личности будущего молодого гражданина нашей страны и будущего специалиста, нужно использовать данные не только смежных дисциплин, но и знания, опыт других учебных предметов и мировой культуры, который накапливался веками, и который является духовно-нравственным фундаментом для человека образованного, владеющего навыками экологической культуры, рационального природопользователя.
Использованная литература:
- Культурология. История мировой культуры // под ред. Марковой А.Н. М.: Импульс, 2000. С. 8.
- Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Высшая школа, 2000. с. – 65; с. – 165.
- Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов //ksu/infres/nikolaev/ 2001/gl2_3_2.htm.
- Сафронов И.П. Формирование экологической культуры учителя. Ж. «Профессиональное образование», № 2, 2015 год.
- Рытов Г. Л. Экологическая проблематика профессионального образования // Проблемы и перспективы профессиональной педагогики: Труды конференции. – Самара: Самарский университет, 2008. – С. 262–270.
- Попов А.В., Куйбышева П.М. Экологическое образование как средство формирования экологической культуры. - ж. Наука и современность – 2012г.
- Машкова, C.B. Проблема подготовки будущих учителей к формированию основ экологической культуры у школьников // Экология и география: проблемы подготовки учителя. – М.: ТЭКОЦент, 1995. – Тезисы, с - 170-172.
- Барышникова Г. Б. Современные проблемы воспитания экологическoй культуры студентов – будущих учителей начальных классов // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 114–117.
- Ульянова Н. В. Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 9. – С. 265–271.
- Сальникова М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1543-1546
Интернет-источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры студента на занятиях физики.
Современная естественно научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, произв...
Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»...
Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования
"Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования"В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменени...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень экологической культуры населения - один из критериев цивилизованного общества, показатель степени развития человека как элемента экосистемы и социума, а экологическое воспитание - составная ча...
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни «Экологическая тропа»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, ...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа содержит информацию о условиях формирования элогической культуры у студентов....
Методическая разработка по теме «Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности»
В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представл...