Программа самообразования
материал
Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога в условиях реализации ФГОС СПО в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к работе по саморазвитию и про-фессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа самообразования | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Программа самообразования
на 2017-2020 гг.
Тема: "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании фмзики в соответствии с требованиями ФГОС СПО".
Составитель: Васильева З.Н.,
преподаватель физики
Рославль
Пояснительная записка
Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога в условиях реализации ФГОС СПО в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к работе по саморазвитию и про-фессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на всех ступенях общего образования и среднего профессионального образования связано с проблемой обеспечения нового качества образования, которое должно соответствовать меняющимся социально-экономическим реалиям. На сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают разработку и использование современных подходов и идей в образовании. Однако, при реализации стандартов нового поколения невозможно обойтись без использования перспективных идей прошлого, а именно, таких как системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. При реализации ФГОС СПО необходимыми направлениями модернизации являются следующие:
— компетентностный подход;
— включение надпрофессиональных компетенций;
— выход в профессиональной характеристике на профессиональный стандарт;
— уровневое построение стандарта на профессию;
— блочно-модульное построение стандарта;
— введение специфических требований к практическому обучению;
— введение специфических требований к экзаменам.
Естественно-математическая подготовка является полноправной и важной составляющей среднего профессионального образования, и осуществлять ее необходимо в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и реализацией новых образовательных программ.
Обучение физике способствует становлению и развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, дисциплины и критичности мышления, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.
Для того чтобы управлять познавательной деятельностью студентов, необходимо сформировать у них нужную мотивацию, которая в свою очередь, зависит от потребностей. Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать.
Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти образования связаны и влияют друг на друга.
Большой интерес можно возбудить к тому, в чем возникает потребность, что имеет жизненно важное значение. Если у человека не развиты потребности, то он в своем развитии не достигнет достаточного уровня, а человек пришел в этот мир, чтобы развиться.
Следовательно, я обучение на уроках физики строю, связывая его с жизнью, чтобы перед обучающимися вставали задачи значимые, в решение которых включался бы он активно.
Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности студентов. Самостоятельность играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке студентов к их дальнейшей трудовой деятельности. Самостоятельность-это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм учебно-познавательной деятельности студентов создает условия для активизации их самостоятельной деятельности и тем самым способствует всестороннему развитию и успешному обучению каждого учащегося.
Наиболее распространенной формой работы, обеспечивающей повышение самостоятельной деятельности студентов, являются самостоятельные работы, а их продолжением - дифференцированные задания.
Дифференцированные задания не только способствуют развитию логического мышления студентов, но и контролируют уровень такого развития, а также позволяют выявить студентов склонных к дедуктивному мышлению, способствуют дальнейшему их развитию и помогают подтянуть до более высокого уровня остальных. Такие задания являются одной из форм фронтально - коллективной деятельности. Организация такой общей работы сопряжена с большими трудностями (установление личностных связей, взаимопонимания, осуществления контроля и оценка), однако она позволяет объединить силы всего коллектива, показывая всем одновременно их достижения и ошибки и важна для сплочения и развития коллектива, формирования общих и профессиональных компетенций.
Усиление практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой профессионального образования. Превращение науки в непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам естественно-математического цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями, они выступают в качестве квалификационного требования к рабочим многих современных профессий. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях СПО. Профессиональная направленность обучения даёт возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего. Именно в сохранении преподавания основ наук в школьном объеме и акцентировании внимания студентов на возможности применять знания по физике, химии, физике и другим предметам при изучении конкретной профессии, есть сущность концепции профессиональной направленности.
Изучение физики для большинства обучающихся колледжа не является самоцелью. Они нуждаются в значительно большем: в сведениях, которые увязывают математические знания с их будущей профессией, показывают математику как орудие практики, как непосредственного помощника человека при решении им различных проблем.
Поэтому, главная задача преподавателя физики, работающего в системе среднего профессионального образования, - усилить прикладную направленность обучения физике.
В качестве примера можно рассмотреть организацию такой работы в группе по профессии «Парикмахер». Физическая подготовка парикмахеровв имеет решающее значение для формирования у них многих качеств – таких, как умение работать самостоятельно, сравнивать и оценивать качество выполняемой работы в соответствии с требованиями, умело координировать свои движения и быстро реагировать на изменения ситуаций. Развивается чувствительность зрительного и слухового анализаторов, формируются навыки соблюдения технологической последовательности выполняемых работ. Все это способствует росту компетентности будущих парикмахеров, высокой мобильности, что позволит ему быть конкурентным в сложных рыночных условиях.
Добиться прочного знания курса физики можно лишь при условии, когда обучающийся практически на каждом шагу убеждается, что знание свойств физических понятий с успехом применимо к разрешению многочисленных и разнообразных задач, возникающих в повседневной жизни, в технике.
Можно значительно повысить интерес обучающимся к предмету не только на уроке, но и при помощи системы внеурочной деятельности, в процессе которой обучающиеся готовят презентации профессиональной направленности с некоторыми задачами.
Применяя различные формы и методы обучения, мне удалось заинтересовать обучающихся в обучении физики, а также повысить качество знаний по предмету.
Актуальность:
Актуальность выбранной мною темы заключается в переходе на новый ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, его социализацию.
Я определила для себя следующую тему самообразования «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании физики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения». Считаю, что применение новых образовательных технологий способствуют самореализации и успешной социализации личности обучающегося., способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Исходя из концепции развития физического образования в Российской Федерации, очень важно понимать, что изучение физики играет системообразующую роль в совершенствовании качества обучения и воспитания в системе СПО. А это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Поэтому самообразование преподавателя - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Цели
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как преподавателя физики в рамках перехода на ФГОС,
- формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
- уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.
Задачи: продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания физики:
- Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по физике с применением ИКТ,
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- Изучить психологические и возрастные особенности школьников.
- Определить индивидуальную траекторию развития обучающегося
- Повысить мотивацию и качество знаний обучающихся, развивать их творческие способности, логическое мышление.
- Воспитание социально-активной, интеллектуально-развитой личности.
Чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо систематически заниматься самообразованием.
Основные направления моей деятельности:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
- Охрана здоровья,
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- Правовое,
- Эстетическое (гуманитарное)
Этапы реализации: Сроки: 2017- 2020 год
Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
Формы и методы самообразования:
- Индивидуальная, основана на индивидуальном плане самостоятельной работы над повышением профессионального и методического уровня;
- Групповая, основана на участии в деятельности жизни колледжа, через участие в деятельности РУМО.
- Курсы повышения квалификации (очные, заочные, дистанционные)
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение качества преподавания предмета ;
- разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках физики;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях ПЦК, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Планируемые результаты самореализации:
- Разработка комплекта электронных уроков по физике
- Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
- комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
- сборника предметных кроссвордов;
- пакета олимпиадного материала для подготовки обучающегося,
- пакета материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное обучение с применением игровых моментов),
- базы данных методик обучения,
- пакет сценариев уроков с применением информационных технологий,
- пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.),
- комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления),
- страниц электронного учебника «Физика»,
- пакета психолого-педагогических материалов для преподавателя.
Решение поставленных задач будут осуществляться через применение активных форм и методов обучения:
- постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных
ситуаций;
- использование видео и компьютерной наглядности, электронных
учебных пособий, интерактивной доски и др.; использование опорных схем;
- нетрадиционные виды уроков (урок-конкурс, урок-игра);
- игровые приемы;
- выполнение обучающимися проектов по предмету
(кроссворды, ребусы, предметные рисунки, презентации);
- контроль знаний и умений обучающихся в форме тематического зачета,
теста, листов самоконтроля, онлайн - тестирования
Литература
- Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
- Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.- С.16-23.
- Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос, URL, 2007.
- Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя: М.: Просвещение, 1986. 143
- Суртаева, Н. Н. Нетрадиционные образовательные технологии – Новокузнецк : 2000. – 63 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /Народное образование, 2003.- № 2.
Список официальных Интернет-сайтов
- http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал
- http://www.eidos.ru Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика»
Приложение 1
ПЛАН
5. Индивидуальный план профессионального роста преподавателя
Раздел плана | Задача деятельности | Содержание деятельнос ти | Время рабо ты | Формы работы | Результаты и их самооценка | Где рассматривались итоги работы |
I.Диагностический | 1.Изучить опыт системно-деятельностного подхода к обучению. 2.Разработать индивидуальные траектории развития студентов. 3.Разработать систему приемов, мотивирующих студентов к изучению дисциплины, формирующих коммуникативную и математическую компетентности с целью развития продуктивного творческого мышления | 1.Анализ личных затруднений по проблеме освоения системно-деятельностного подхода. 2.Постановка проблемы по заданной теме. 3.Посещение методического семинара по проблеме. 4.Обучение на курсах (дистанционных). 5.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта педагогов | Первый год работы над темой | 1.Диагностика, анкетирование уровня владения теорией и методикой по данной теме. 2.Изучение нормативно – правовых основ, локальных нормативных актов, имеющихся программ и методик. | 1.Повышение профессиональных знаний по проблеме. 2.Самодиагностика по владению системно-деятельностным подходом. 3.Выполнение курсовой контрольной работы, получение удостоверения о повышении квалификации. 4.Составление списка литературы по теме | Собеседование с руководителем ПЦК. заместителем директора образовательной организации
|
II.Прогностический | 1.Реализация первого этапа программы инновационной деятельности по проблеме. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Разработка новых форм, методов и приемов обучения | 1.Определение цели и задач работы над темой на первом этапе реализации. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы внедрения в процессе преподавания физики. 3.Прогнозирование результатов в формате проведения цикла уроков. | Первый год работы над темой | 1. Создание и апробация методического пособия из опыта работы Проведение серии уроков с самоанализом, выступление на ПЦК | Повышение качества знаний студентов | Выступление на заседании ПЦК, подготовка плана методических материалов по теме |
III.Практический | Реализации второго этапа работы | 1.Разработка новых форм, методов и приемов обучения. 5.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 6.Корректировка | Второй год работы над темой | Формирование методического комплекса 2.Отслеживание текущих и промежуточных результатов | Высокие рейтинговые показатели студентов при прохождении промежуточной и итоговой аттестации. Создание банка творческих интеллектуальных продуктов. Увеличение количества призовых мест в математических олимпиадахконкурсах различных уровней | Открытые уроки, выступления на заседании ПЦК, публикация из опыта работы в электронных журналах, сайтах |
IV.Обобщающий | Реализация третьего этапа | 1.Подведение итогов 2.Оформление результатов работы по теме 3.Представление результатов: дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков | Третий год работы над темой | Обобщение педагогического опыта в форме пособия | Повышение уровня владения ключевыми компетенциями у большинства студентов, успешная адаптации знаний по физике | Выступления на заседании научно-методического совета, на заседании педагогического совета, подготовка к изданию пособия из опыта работы |
V.Внедренческий | Распространение опыта | 1.Создание учебно-методических пособий. 2.Представление опыта на практических семинарах методического объединения учителей физики. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности | Издание пособия | Успешное обучение | Публикации, создание методического пособия, выступления на МО и семинарах, подготовка и проведение мероприятий, размещение информации на сайте ОО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования
Программа расчитана на два учебных года. На каждый учебный год составляется план реализации программы....
План реализации программы самообразования на 2016-2017
Представленный план является 1 этапом в реализации программы самообразованию....
План реализации программы самообразования на 2017-2018
Представленный план является 2 этапом реализации программы самообразования...
Программа самообразования
Программа самообразования преподавателя Краевой Л.А....
Программа самообразования преподавателя
Наименование программы: Использование метода проектов при преподавании экономических дисциплинРазработчик программы: Уласик Марина Геннадьевна, преподаватель спец. дисциплин.Цель программы: обеспечени...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...
Программа самообразования преподавателя
Наименование программы: Технологии работы с информацией при изучении профессиональных модулей.Разработчик программы: Пушкина Вероника Александровна, преподаватель спец.дисциплин.Цель программы: ...