Загрязнение и охрана окружающей среды
план-конспект занятия
Методическая разработка по географии и экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagryaznenie_i_ohrana_okruzhayushchey_sredy.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
Загрязнение и охрана окружающей среды
Разработала: Крымгужина Раушания Хисамовна,
преподаватель ГБПОУ Акъярский горный колледж
имени И. Тасимова
с. Акъяр
2018 год
Учебное занятие «Загрязнение и охрана окружающей среды»
Цель учебного занятия: расширить знания о проблемах окружающей среды
Задачи:
1) обучающая: формирование представлений о состоянии окружающей среды и экологических проблемах, прогнозах и проектах их разрешения;
2) развивающая: развитие навыков работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формирование навыка работы со статистическим материалом;
3) воспитательная: формирование культуры общения, умения отстаивать свою точку зрения; воспитание экологической культуры студентов;
4) валеологическая: создание благоприятного для работы климата на уроке;
5) формирование компетенций: умение решать проблему, умение работать в команде, развитие лидерских качеств.
Тип учебного занятия: изучение новой темы.
Основной дидактический метод: исследовательский.
Частичные дидактические методы и приемы: беседа, диалоги, выступления, дискуссия.
Дидактические средства обучения: презентация, видеопрезентация «Красивая природа».
Методическая литература:
Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.. 2006.
Нестандартные уроки экологии. 9-10 классы. Сост. Н.Н. Перепечева. – Волгоград, 2007.
Ход учебного занятия:
Преподаватель: Добрый день уважаемые студенты Учебное занятие я хочу начать с фразы, которая звучит так: «Самое прекрасное в природе-отсутствие в ней человека»
Эти слова сказал Блисс Карман, канадский поэт. Как вы думаете, почему он позволил себе так сказать?
Студенты предполагают ответы: человек загрязняет, разрушает, уничтожает природу.
Преподаватель: Правильно, мы на доске напишем ключевое слово нашего учебного занятия -«загрязнение». Что должен сделать человек, чтобы данная фраза поменяла свое значение на противоположное?
Студенты: очищать, следить за природой, беречь, заниматься охраной..
Преподаватель: Каким одним словом мы можем все это заменить? Правильно, охрана окружающей среды. Второе слово-«охрана». Итак, у нас на доске появились 2 ключевых слова- «загрязнение» и «охрана». Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Совершенно с вами согласна, тема урока- Загрязнение и охрана окружающей среды
Запишите, пожалуйста, в лекционных тетрадях сегодняшнее число и тему урока.
Эти понятия имеют равную чашу весов. С одной стороны, человек все больше и больше загрязняет окружающую среду, а с другой стороны, надо предпринимать массу усилий, чтобы ее охранять. Вот и предложите как? Пусть это будет главной проблемой нашего урока. Но поскольку планета Земля большая, а сфер много, с целью экономии времени, мы поделим оболочки Земли между командами. На столах у вас стоят таблички с названиями сфер Земли и необходимые принадлежности: ватман, фломастеры, клей, информационный и иллюстративный материал для оформления проектов. Ваш план работы таков: берете лекционную тетрадь и формулируете цель работы, дальше определяете задачи, после оформляете проект и готовитесь к защите и выступаете. Эту работу выполнят 3 человека из команды, а остальные 2 будут выполнять компьютерное тестирование. Вопросов 10. Они тоже должны уложиться в одно и то же время.
.
Критерии оценивания при защите проектов. После чего мы проведем с вами самооценку по модульно-рейтинговой системе. Во время нашей работы на экране будет показана видеопрезентация о красивой природе, рассчитанная на 5 минут, т.е. на время нашей работы. К окончанию презентации, ваши проекты должны быть готовы.
II. Выполнение работы
Студенты рассматривают предоставленный материал и начинают выполнять работу: кто-то красиво пишет заголовок, кто-то вырезает, приклеивает, оформляет плакат, рисует картинки и т. д. Некоторые студенты выполняют компьютерное тестирование. Все заняты делом.
После того как время истекло..
Преподаватель: Итак, команды, готовы к защите? Не пугайтесь, в принципе, если что команда может поправлять, дополнять, но не прерывая, а после того, как они выскажутся. Хорошо? Ну что, кто у нас первый, самый смелый?
III. Защита проекта.
Оформленный плакат вывешивается на доске. Обязательным условием защиты, является то, что к ней должен быть готов каждый член группы. (Защитник должен строго придерживаться плана ответа, в котором прописаны основные аспекты данной темы и регламента выступления, который ограничивается 3 минутами. После защиты участники других групп могут задавать уточняющие вопросы членам защищающейся группы и непосредственно защитнику)
Еще раз напоминаю план защиты проекта
IV. Мы приступаем к следующему этапу урока, которая называется самооценка. Она будет проводиться в виде модульно-рейтинговой системы. Возьмите, пожалуйста, листы с критериями оценки, с положениями, внимательно их посмотрите и проставьте пожалуйста себе баллы.
Ставьте оценки таким образом, если вы думаете что вы работали выше среднего- ставите 2 балла, средне- 1, ниже среднего- 0 баллов. Каждый оценивает сам себя. С целью экономии времени заполнять будет удобнее, если пойдете по горизонтали
Каждый кто проставил баллы, посчитайте общую сумму. А сейчас посмотрите пожалуйста критерии оценивания: 10 баллов-5, 8-9 баллов-4, 5-7 баллов-3
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто набрал 10 баллов , т.е на «5», а кто набрал 8-9 , т.е. на «4», а у кого.5-7., значит «3».
V. Ребята, вы наверняка много раз слышали такое высказывание: Человек-царь природы
Вы согласны с этим?
А что представляет собой человек: без природы – без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев?
Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.
Притча про мудреца и бабочку
Давным-давно жил на белом свете мудрец. Один человек задумал обмануть мудреца. Он задумал поймать бабочку и, зажав ее в ладонях, спросить у мудреца, живая или мертвая бабочка. И если тот скажет, что живая, - задавить ее, а если мудрец скажет, что мертвая, - отпустить на волю. Подошел к мудрецу и задал свой вопрос, на который мудрец ответил следующим образом: "Все в твоих руках...". Вот этими словами я бы и хотела закончить урок.
.
VI. Рефлексия:
Что понравилось на уроке? Что вызвало затруднение? Что можно сделать, что бы ликвидировать пробелы в знаниях? Кто доволен своей работой на уроке? Работа какой творческой группы вам понравилась больше всего? Почему? Какие мысли и чувства возникли у вас во время работы над решением проблем? Считаете ли вы возможным разрешение экологических проблем в нашей стране и почему? Что вы сделали для защиты природы и окружающей среды? Что нового вы узнали на уроке? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?
СМАЙЛИКИ
Выставляются отметки (с комментариями) и дается домашнее задание.
VII. Домашнее задание. Подготовить сообщение: «Письмо нашим потомкам»
Спасибо большое за работу.
Приложение
Рейтинг студента
Ф.И. студента:__________________________
Группа________________________________
п/п | Параметры оценивания (2 балла-выше среднего, 1-средние показатели, 0-ниже среднего) | Баллы |
1. | Раскрытие актуальности проблемы | |
2. | Практическая ценность проекта | |
3. | Правильность и грамотность оформления | |
4. | Умение изложить самое интересное и ценное | |
5. | Умение отвечать на вопросы | |
6. | Итоговая сумма | |
7. | Оценка |
Тестирование
1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на окружающую среду?
а) нейтральное;
б) отрицательное;
в) положительное;
г) никакого влияния не оказывает
2. Что такое биосфера?
а) воздушная среда;
б) среда абиотическая;
в) область обитания живых организмов;
г) водная среда
3. Последствие явления «парниковый эффект»?
а) нарушение прозрачности атмосферы, теплового баланса, увеличение средней температуры атмосферы на несколько градусов;
б) загрязнение гидросферы;
в) повышение уровня радиации;
г)вымирание животных.
4. Что такое экология?
а) наука о природе;
б) наука о закономерностях взаимоотношения между организмами и средой обитания;
в) наука о живых организмах;
г) наука о развитии организмов.
5. Какие вещества наиболее опасны при загрязнении водоемов?
а) нефтепродукты;
б) углекислый газ;
в) соли тяжелых металлов;
г) оксиды азота и серы.
6.Какое явление получается при реакции серы и азота с водой?
а) смог;
б) кислотные дожди;
в) разрушение озонового слоя;
г) парниковый эффект.
7. Ресурсы пресной воды составляют
а)2%
6)22%
в)40 %
г)80%
8. Какое вещество является главным при загрязнении атмосферы?
а) углекислый газ;
б) фенол;
в) нефтепродукты;
г) азот.
9. Появление «озоновых дыр» приводит к:
а) повышению температуры воздуха;
б) усилению ультрафиолетового излучения;
в) понижению температуры воздуха;
г) уменьшению прозрачности атмосферы.
10. Что такое «Красная книга»?
а) официальные издания, содержащие описания и состояния животных и растений, находящихся под большей или меньшей опасностью исчезновения;
б) официальные издания, содержащие описания вымерших животных и растений;
в) официальные издания, содержащие описания выживших животных и растений после их охраны, и которым не угрожает опасность;
г) Издание, которое к экологии не имеет никакого отношения
Правильные ответы:
1. б
2. в
3. а
4. б
5. а
6. б
7. а
8. а
9. б
10. а
.Критерии оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл.
10 баллов- «5»
8-9 баллов- «4»
5-7 баллов- «3»
Афоризмы про природу
1.Природа - творец всех творцов. Иоганн Вольфганг Гёте
2.Как могла бы природа быть столь светлой и прекрасной, если бы предназначенье человека не было таким же? Генри Дейвид Торо
3. Люби и охраняй природу
4.«В гармонии с природой»
5.«Познай и сохрани природу».
6.«Люби и береги природу!»
7. «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»
8.«Охранять природу - значит охранять Родину!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"
Содержит план урока и необходимый печатный материал....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования
Учебная дисциплина Охрана окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисц...
Охрана окружающей среды
В программе предмета «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» достаточное внимание уделяется вопросу охраны окружающей среды, водной среды, воздушной среды, водной среды, окружающ...
Электронные образовательные ресурсы по дисциплине "Природопользование и охрана окружающей среды"
Разработанные электронные образовательные ресурсы по дисциплине "Природопользование и охрана окружающей среды"...
Правовое регулирование охраны окружающей среды
Актуальность данной темы исследования в современных условиях обусловлена происходящими изменениями в российской правовой системе в целом, рядом новелл в действующем законодательстве, а также фор...
Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"
Задания в тестовой форме по теме: Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...
Основные требования ТБ при производстве двигателей внутреннего сгорания и охрана окружающей среды. Интегрированный урок охраны труда и английского языка.
В настоящее время самым распространенным видом тепловых двигателей является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Урок проходит в виде деловой ролевой игры....