Лекция "Численные методы решения уравнений"
учебно-методический материал

Иванникова Елена Анатольевна

Лекция по разделу "Численные методы".

Рассматриваются следующие методы решения алгебраических и трансцендентных уравнений: 

1) метод дихотомии (метод деления отрезка пополам),

2) метод хорд,

3) метод касательных,

4) метод итераций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 12.2.Приближенное решение алгебраических и трансцендентных уравнений.

Задача о нахождении приближенных значений действительных корней уравнения f(x)=0 предусматривает предварительное отделение корня, т.е. установления промежутка, в котором других корней данного уравнения нет.

Будем предполагать, что функция f(x) в промежутке [a; b] непрерывна вместе со своими производными f’(x) и f’’(x), значения f(а) и  f(b) функции на концах промежутка имеют разные знаки, т.е.  f(а) f(b) < 0 , и обе производные f’(x) и f’’(x)  сохраняют знак во всем промежутке [a; b].

Т.к. действительными корнями уравнения f(x)=0 являются абсциссы точек пересечения кривой y=f(x) с осью ОХ, то отделение корня можно произвести графически.

Иногда полезно уравнение f(x)=0 записать в виде . Действительными корнями исходного уравнения служат абсциссы точек пересечения графиков функций .

Мы рассмотрим 4 численных решения уравнений.

1. Метод дихотомии (метод деления отрезка пополам).

Этот метод можно использовать когда нам предположительно или точно известны границы отрезка, содержащего корень и на этих границах f(x) принимает значения разных знаков, тогда по теореме о достаточных условиях существования корня на заданном отрезке существует хотя бы один корень.

     y

  f(b)

      0     a           c               b            x

   f(c)

  f(a)

Алгоритм:

  1. Делим отрезок [a; b] пополам.
  2. Определяем, на границах какой из частей первоначального интервала функция f(x) меняет знак.
  3. Полученный интервал снова делим на две части  и т.д.

Такой процесс продолжаем до тех пор, пока не перестанут изменяться сохраняемые в ответе десятичные знаки.

2.  Метод хорд.

Пусть требуется вычислить действительный корень уравнения  f(x)=0  , изолированный  на отрезке [a;b]. Рассмотрим график функции   у= f(x). Пусть  f(а)<0  и  f(в)>0. Точки графика А[a;f(a)]  и В[b;f(b)] соединим хордой .За приближенное значение искомого корня примем абсциссу х1 точки пересечения хорды АВ с осью Ох .

     f(a)                                     B

                 a        x1  x2            b  

     

      f(x1)                 A1     

      f(a)        

                  A

Это приближенное значение  находится по формуле    , где x1(a;b)

Пусть, например, f(x1)<0, тогда за новой (более узкий) промежуток изоляции корня принять [x1,b].

Соединив точки  А1[x1;f(x1)] и В[b;f(b)] , получим  в точке пересечения хорды с осью Ох второе приближение  x2, которое вычислим по формуле:   и т.д.

Последовательность чисел   a1, x1, x2,…стремится к  искомому корню уравнения  f(x)=0  .Вычисление приближенных  значений корней уравнения следует вести до тех пор, пока не перестанут изменятся те десятичные знаки, которые мы хотим сохранить в ответе (т.е.пока не будет достигнута заданная степень точности)

Если Х-точный корень уравнения  f(x)=0 , изолированный на отрезке [а,в], а   ξ-  приближенное значение корня ,найденное методом хорд ,то оценка погрешности этого приближенного значения такова:

  1. Метод касательных (Метод Ньютона)

Пусть действительный корень уравнения  f(x)=0  изолирован на отрезке [а,в]. Будем предполагать, что все ограничения, сформулированные выше относительно f(x), сохраняют силу и в этом случае. Выделяем на отрезке [а,в] такое число x0, при котором  f(x0) имеет тот же знак, что и   f’’(x0)  т.е. f(x0) f’’(x0)>0   (в частности , за x0 может быть принят тот из концов отрезка [а,в], в котором соблюдено это условие). Проведем в точке Мо[x0, f(x0)]  касательную к кривой   y=f(x) .

                         y= f(x)

 

                                      M0

f(x0)                      

                               M1

                 a                              b

                                    x1   x0

За приближенное значение корня примем абсциссу точки пересечения этой касательной с осью Ох. Это приближенное значение корня находится по формуле:  .

Применив этот прием вторично в точке   M1[x1; f(x1)], найдем     и т.д.

Полученная т.об. последовательность  x0, x1, x2,…  имеет своим пределом искомый корень.

Для оценки погрешности приближенного значения корня, найденного, методом Ньютона, может быть .использовано неравенство:

4.  Метод итераций.

Если данное уравнение приведено к виду  , где    всюду на отрезке [а,в], на котором исходное уравнение имеет единственный корень, то исходя из некоторого начального .значения x0, принадлежащего отрезку [а,в], можно построить такую последовательность:

Пределом этой последовательности является единственный  корень уравнения f(x)=0   на отрезке [а,в]. Погрешность приближенного значения xn  корня Х , найденного методом итерации, оценивается неравенством.

Примеры :

  1. односторонняя сходимость:

 y                                                  y=x

                             

                                                       

  0              x0  <  x1 <  x*                    x

  1. двухсторонняя сходимость

 y                                                  y=x

                             

                                                       

                                                     

  0                                                       x

Примеры, когда метод итераций расходится:

          зацикливание

                                       y=x

                                  y=φ(x)

                        x*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методы решения системы линейных уравнений"

Данная презентация может быть использована на учебном занятии по изучению методов решения системы трёх линейных уравнения с тремя неизвестными, а также на практических занятиях по закреплению данного ...

Применение метода оценки к решению уравнений

Применение метода оценки к решению уравненийУрок - творческая лаборатория Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к по...

Презентация "Решение уравнений" 5 класс

Материал можно использовать для уроков математики в 5 классе...

Методическая разработка занятия по предмету Элементы высшей математики по теме: "Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными".

Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными.Тип занятия: комбинированный, с элементами игры.Формы занятия: индивидуальная, группо...

Урок по теме «Показательные уравнения, методы решения»

Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на ры...

Дифференцированная самостоятельная работа. Решение уравнений и задач, с помощью уравнений. 6 класс

Дифференцированная самостоятельная работа. Рассчитана на 15 минут...