Технологическая карта занятия специальность ОП.02. Анатомия и физиология человека
учебно-методический материал
Технологическая карта теоретического занятия
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень
Тема: 2.1. Основные вопросы цитологии и гистологии
С приложением слайдов с вопросами и эталонами ответов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_voprosy_tsitologii_i_gistologii.doc | 510 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Фельдшерский колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОП.02. Анатомия и физиология человека
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: формирование новых знаний
Тема: 2.1. Основные вопросы цитологии и гистологии
Продолжительность: 90 минут
Место проведения: учебная аудитория
Оснащение: технокарта, презентация, дидактический материал
Преподаватель: Олейник Т.Л.
Цель занятия: сформировать знания по строению клетки и тканей человека
Задачи занятия:
Дидактические –
- Изучить особенности животной клетки
- Изучить строение и функции органоидов, обмен веществ клетки и ее жизненный цикл
Воспитательные –
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
Развивающие –
- Участвовать в проведении мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения (ПК 1.1).
- Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний (ПК 1.3).
Уровни требований:
Студент должен знать:
- Особенности строения животной клетки, иметь представление о ней как о единице строения организма
- Строение и функции различных органоидов клетки
- Химический состав, обмен веществ и энергии в клетке, ее жизненный цикл
Ход занятия
№ п/п | Этапы занятия | Время |
1. | Вводная часть: | 5 мин |
- организационный момент | ||
- определение темы, цели и задачи занятия | ||
2. | Основная часть: изложение учебного материала с использованием презентации: | |
2.1. Клетка как элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого. Основные положения современной клеточной теории. | 5 мин | |
2.2. Ядро клетка как важнейшая структура, содержащая носитель наследственной информации – ДНК. Строение и функции. Ядрышки. | 10 мин | |
2.3. Мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, митохондрии | 4 мин. | |
2.4. Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, фибриллярные структуры. Специализированные органоиды: реснички, жгутики. Включения: физиологические и патологические. | 3 мин. | |
2.5. Обмен веществ и энергии в клетке. Жизненный цикл. | 8 мин | |
2.6. Закрепление изученного материала: устный опрос студентов о строении клетки с использованием рисунка на слайде № 19 | 10 мин | |
2.7. Составление таблицы «Органоиды животной клетки: строение и функции» | 12 мин. | |
2.8. Гистология как наука, ее значение для медицины. Патогистология. Методы гистологического исследования. | 5 мин. | |
2.9. Ткани, основные типы тканей и их функции. | 13 мин. | |
3. | Заключительная часть: | 15 мин. |
- подведение итогов занятия, выставление оценок | ||
- домашнее задание: стр.17 - 22 |
Материально-техническое оснащение занятия
Учебник Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. «Анатомия и физиология человека. Учебник» Среднее профессиональное образование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 – 520 с. |
Учебное пособие Курепина М.М., Ожигова А.П. Анатомия человека. Атлас. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОК, 2007. – 239 с. |
Дидактический материал:
Презентация «Основные вопросы цитологии и гистологии» 2. Контролирующий Слайд презентации № 19
Составление таблицы «Органоиды животной клетки: строение и функции» |
Приложение № 1
Рисунок со слайда № 19
Эталоны ответов:
1 – ядро (хроматин), 2 – ядрышко, 3 – ядерная оболочка с порами, 4 – микротрубочки, 5 – полисома, 6 – везикула, 7 – свободные рибосомы, 8 – гладкая ЭПС, 9 – центриоли, 10 – лизосома, 11 – пероксисома, 13 – плазматическая мембрана, 14 – шероховатая ЭПС, 15 – митохондрия, 16 – гидрофильные головки фосфолипидов, 17 – гидрофобные концы фосфолипидов мембраны.
Приложение № 2
Таблица «Органоиды животной клетки: строение и функции»
Органоид | Рисунок | Строение | Функции |
Эталон ответа:
Органоид | Рисунок | Строение | Функции |
Плазмати-ческая мембрана | Жидкостно-мозаичная. Липидный слой с погруженными в него белками. | Ограничивает и защищает содержимое клетки, обеспечивает избирательную проницаемость, фагоцитоз, пиноцитоз, раздражимость и контакты между клетками. | |
Ядро с ядрышками | Покрыто мембраной, имеющей поры, внутри может быть несколько ядрышек | Ядро: хранение ДНК, транскрипция ДНК. Ядрышко: образование рибосомных единиц | |
Эндоплаз-матичес-кая сесть | Мембранная структура из трубочек, пластинок, цистерн. На шероховатой находятся рибосомы | Шероховатая: синтез белков. Гладкая – синтез липидов и стероидов. Транспорт синтезируемых веществ. | |
Комплекс Гольджи | Система мембранных цистерн, от которых отпочковываются пузырьки. Находится около ядра. | Участвует в выведении веществ, синтезируемых клеткой, образует лизосомы | |
Мито-хондрии | Имеют двухслойную мембрану и внутренние мембранные складки – кристы. | Синтез АТФ и накопление энергии | |
Лизосомы, пероксисомы | Одно-мембранные пузырьки с ферментами | Лизосомы: переваривание веществ, расщепление отмерших частей клетки. Пероксисома:- основной центр утилизации кислорода, окисляют органические вещества | |
Рибосомы | Мелкие органеллы, состоящие из двух субъединиц, содержат РНК и белок | Осуществляют синтез белка. Располагаются либо в цитоплазме, либо на шероховатой ЭПС. Собираются в полисомы. | |
Центриоли | Составляют клеточный центр | Является центром организации микротрубочек, формируют веретено деления | |
Фибри-ллярные структуры | Микротру-бочки, микрофи-ламенты, промежуточ-ные филаменты | Образуют каркас клетки, разграничивают участки цитоплазмы с разными функциями, входят в состав клеточного центра, веретена деления, ресничек, жгутиков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»
ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и Специальность: Сестринское дело 34.01.02.
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и Специальность: Сестринское дело 34.01.02. -2023г....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...
Технологическая карта занятия специальность ОП.02. Анатомия и физиология человека
Технологическая карта практического занятия Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровеньТема: 2.1. Основные вопросы цитологии и гистологии. Виды тканей: эпителиальная, соед...
УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...
Методическая разработка практического занятия ОП.02 УД Анатомия и физиология человека Специальность: 34.02.01 Сестринское дело тема: Определение группы крови
Методическая разработка практического занятияОП.02 УД Анатомия и физиология человека Специальность: 34.02.01 Сестринское дело...